Главная » Хабрахабр » Не купили DLC: функцию, которая спасла бы упавшие 737, «Боинг» продавал как опцию

Не купили DLC: функцию, которая спасла бы упавшие 737, «Боинг» продавал как опцию

В то время как пилоты обречённых самолётов Boeing в Эфиопии и Индонезии пытались вернуть себе управление, у них не было двух важных функций безопасности, которые Boeing продавал за дополнительную плату, пишет NY Times.

Иногда эти опциональные функции включают продвинутое оформление и комфорт: премиальные места, причудливое освещение или дополнительные туалеты. Как и другие авиапроизводители, Boeing получает прибыль благодаря апгрейду самолётов под индивидуальные нужды заказчика. Теперь же, после двух катастроф, Boeing сделает стандартной одну из этих функций безопасности в рамках обновления программного обеспечения самолёта. Но за дополнительную плату продаются также системы связи, навигации и безопасности.
Многие авиакомпании, особенно бюджетные перевозчики, такие как индонезийская Lion Air, не покупают эти функции, а регуляторы не требуют обязательного их наличия.

Эксперты предполагают, что частичная вина лежит на новом программном обеспечении, которое добавили в Boeing 737 Max. До сих пор неизвестно, что стало причиной крушений рейса 302 авиакомпании Ethiopian Airlines 10 марта и рейса 610 авиакомпании Lion Air пять месяцев назад. Неверные данные с сенсоров, возможно, вызвали неисправность системы Maneuvering Characteristics Augmentation System (MCAS).

После анализа данных «чёрного ящика» эксперты были очень удивлены странным поведением системы MCAS. В октябре 2018-го лайнер Lion Air разбился у западного побережья острова Ява, погибли 189 человек. Пилоты более десяти раз пытались вручную поднять нос, но система всё равно опускала его вниз. Судя по всему, с датчиков поступали неправильные данные об угле атаки — и самолёт автоматически опустил нос и направился прямо в воду. 10 марта другое воздушное судно потерпело крушение в Эфиопии, жертвами стали 149 пассажиров и восемь членов экипажа. В итоге лайнер ударился об воду и разбился.

В ближайшие несколько недель компания обещает обновить программное обеспечение системы управления полётом. 13 марта 2019 года после консультаций с Федеральной авиационной администрацией США и своими клиентами, компания Boeing выпустила официальную рекомендацию всем авиакомпаниями временно приостановить полёты самолёта Boeing 737 Max.

Сказано, что обновление включает в себя: Boeing перечисляет ряд изменений в новой системе.

  • манёвренные характеристики в системе Maneuvering Characteristics Augmentation System (MCAS);
  • дисплеи пилотов;
  • улучшенную обработку в системе управления полётом входящей информации об угле атаки;
  • ограничение команды подстройки стабилизатора в ответ на ошибочный угол атаки;
  • ограничение команды стабилизатора, чтобы сохранить эффективность руля высоты.

Сейчас конструкцию Boeing 737 Max и процесс разработки программного обеспечения изучает прокуратура. Федеральное расследование ведёт ФБР при участии министерства транспорта США.

Они определяют, насколько нос самолета направлен вверх или вниз относительно встречного воздуха. Программная система самолета считывает показания с одного из двух лопастеподобных устройств, называемых датчиками угла атаки. Когда MCAS обнаруживает, что самолёт направлен вверх под опасным углом, то может автоматически опустить нос, чтобы предотвратить сваливание.

Одна из платных функций — индикатор угла атаки, который показывает данные с двух датчиков. За дополнительные деньги Boeing продавал функции безопасности, которые могли бы помочь пилотам обнаружить ошибочные показания с датчиков. Другая функция «индикатор несогласия» (disagree light) активируется, если показания датчиков противоречат друг с другу.

Индикатор угла атаки останется платной опцией. Скоро Boeing обновит программное обеспечение MCAS, а также сделает индикатор несогласия стандартной функцией для всех новых самолётов 737 Max (пока официально об этом не объявлено).

Но они жизненно важны для безопасности». «Это критические функции, и для авиакомпаний они недорого стоят, — говорит Бьорн Ферм, аналитик в компании по авиационному консалтингу Leeham. — Boeing берет с них деньги, потому что может.

Прошлые инциденты показали, что одной системы пожаротушения может быть недостаточно для тушения пламени, быстро распространяющегося по самолету. Кроме того, Boeing взимает дополнительную плату, например, за запасной огнетушитель в грузовом отсеке. Регуляторы в Японии требуют, чтобы авиакомпании устанавливали там резервные системы пожаротушения, но американская FAA или другие регуляторы не требуют этого в обязательном порядке, что позволяет авиапроизводителю сделать функцию безопасности платной опцией, а авиакомпаниям немного сэкономить.

до $2 млн на каждом самолёте. Согласно документации Boeing, компания рассчитывает зарабатывать на платных опциях от $800 тыс. American Airlines купила как индикатор угла атаки, так и индикатор несогласия. Например, бразильская авиакомпания Gol Airlines заплатила дополнительно $6700 за кислородные маски для экипажа и $11 900 за панель управления усовершенствованной метеорологической радиолокационной системой. После авиакатастрофы Lion Southwest заявила, что изменит кабины пилотов 737 Max, чтобы разместить индикатор угла атаки на главных экранах компьютеров пилотов. Southwest Airlines тоже приобрела индикаторы несогласия, а также установила индикатор угла атаки на дисплее над головами пилотов.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Из жизни с Kubernetes: Как HTTP-сервер испанцев не жаловал

Все приложения написаны на . Представитель нашего клиента, стек приложений которого обитает в облаке от Microsoft (Azure), обратился с проблемой: с недавнего времени часть запросов некоторых клиентов из Европы стала завершаться ошибкой 400 (Bad Request). NET, развёрнуты в Kubernetes… Этот ...

[Перевод] Умные часы с Бейсиком на физическом 6502

Процессор 6502 существует более 40 лет и до сих пор используется в ряде встроенных систем. Компания WDC продолжает выпускать 65C02 и периферийные микросхемы серии 65Cxx. Автор обнаружил, что теперь они доступны и в корпусах PLCC и QFP, но эти варианты ...