Хабрахабр

Настольные игры, в которых придётся поломать голову

Вы сможете найти игры практически на любой вкус и темперамент, от простеньких игр для компаний на вечеринках до хардкорных монстров, в которых партии длятся многие часы, от незатейливых карточных развлечений до варгеймов, требующих вложения кучи денег в создание армий из миниатюр и изучения сводов правил на сотни страниц. Как многие из вас знают, мир настольных игр очень разнообразен и активно развивается.

Поэтому в эту пятницу мы решили немного отдохнуть от хардкорного кода (но не от хардкорности) и сделали для вас подборку настольных игр, в которых придётся немало поломать голову, чтобы одержать над соперниками верх. У нас в компании многие увлекаются настолками и даже регулярно собираются вместе и проводят вечера за партиями. Он субъективный и относительный, не исключено, что какие-то игры вам покажутся более сложными или лёгкими.
Сразу оговоримся — в этой подборке не будет варгеймов и коллекционных карточных игр (ККИ): эти жанры обычно требуют больших расходов на поиск и покупку фигурок и карт, чтобы собрать свою армию или колоду. Каждой игре мы присвоили уровень сложности. Мы будем рассматривать лишь те игры, в которых достаточно купить одну коробку.

И начнём с двух монстров, пожалуй, самых масштабных настольных игр.

Сумерки империи (Twilight Imperium)

Относительная сложность: ★★★★★

И «эпическая» здесь не преувеличение: партия на шесть человек легко может длиться 9-12 часов чистого игрового времени. Эпическая космическая стратегия.

Здесь вам нужно управлять своими межзвёздными империями, торговать друг с другом, очень активно заниматься дипломатией, совместно принимая различные законы, которые повлияют на дальнейший ход игры, развивать дерево доступных вам технологий (каждый игрок представляет определённую расу со своими возможностями), а главное — воевать!

В игре гармонично использованы самые разные механики: дерево технологий, карты-модификаторы боёв, дипломатия, система законов, кубики при подсчёте урона в боях. На здоровенном игровом поле сходятся флоты из фигурок гигантских космических кораблей, и накал страстей не утихает все долгие часы партии.

Так выглядит стол типичной партии в «Сумерки империи»:

Но масштабность, глубина и увлекательность игры окупают потраченное время. Да, это игра не для всех: партии интересные и разнообразные, но в то же время очень долгие, и далеко не каждый готов потратить, без преувеличения, весь день на игру, а ещё ведь нужно собрать такую же компанию.

Видеообзор

Запретные звёзды (Forbidden Stars)

Относительная сложность: ★★★★★

Стратегическая игра космической тематики, но сделана она по вселенной самого популярного настольного варгейма Warhammer 40 000. Эта игра не столь масштабна, но тоже относится к категории «супертяжеловесов».

Как и в «Сумерках империй», в «Запретных звёздах» вы тоже поведёте в бой космические армады, стараясь выполнить стоящие перед вами цели (у каждого игрока свои). Здесь игроки по очереди выкладывают плитки, каждый раз создавая уникальное игровое поле, и сражаются друг с другом за контроль над звёздными системами. При этом вам будет мешать мигрирующий по карте варп-шторм, нарушающий связи между звёздными системами и ломающий планы флотоводцев.

Каждый ход игроки по очереди в закрытую выкладывают карты приказов войскам, а потом разыгрывают получившиеся последовательности приказов, которых бывает 4 вида:

  • мобилизация — увеличение армии и возведение построек на планетах,
  • планирование — добор новых карт из колоды,
  • администрирование — сбор ресурсов с планет,
  • передислокация — перемещение флотов по игровому полю.

Боевая система тоже основана на кубиках.

Видеообзор

В принципе, это игра для тех, кто не готов тратить весь день на «Сумерки империи», но при этом хочет сразиться в масштабную космическую стратегию.

Владыки Эллады (Lords of Hellas)

Относительная сложность: ★★★☆☆

Победить во «Владыках Эллады» можно разными способами: первым убив нужное количество блуждающих монстров, захватив определённое количество провинций или храмов. Забавная идея: смешать инопланетные технологии и греческую мифологию, чтобы получить монстров-киборгов.

Персонажей можно прокачивать, повышая им разные навыки и оснащая более мощным оружием. Можно играть как обычными воинами, тоже киборгами, так и призывать себе на помощь героев, например, Ахиллеса со встроенным в руку огнемётом. А ещё в игре замечательные большие миниатюры!

Видеообзор

Сквозь века (Through Ages)

Относительная сложность: ★★★☆☆

При взгляде на игровое поле это вовсе не очевидно, но «Сквозь века» тоже относят к жанру стратегий.

Мы собираем ресурсы и строим чудеса света. В основе игровой механики — карты технологий, построек и персонажей, треки-счетчики культуры, науки и военной силы, а также многофункциональные кубики-фишки, отмечающие количество ресурсов и доступных действий. Положили кубики на карту фермы — вам привалила еда, на военную карту — пополнилась армия.

Однако перевеса в сторону войны в «Сквозь века» нет, игра очень сбалансирована: если вы делаете упор на какую-то одну сферу развития, то придётся сразу решать кучу возникающих проблем, как хозяйственных, так и управленческих. Кстати, механизм сражений в игре довольно развит, что неудивительно, ведь люди только тем и занимались тысячелетиями, что постоянно воевали друг с другом.

Видеообзор

«Цивилизация» Сида Мейера (Sid Meier’s Civilization)

Относительная сложность: ★★★☆☆

Да, в мире настольных игр встречаются адаптации игр компьютерных (есть даже настольный Doom).

Любопытно сделана механика построения карты — игроки начинают в своих домашних регионах и по мере расширения границ своих государств постепенно «открывают» карту мира, выкладывая новые части-плитки. Здесь вы можете играть за одну из шести рас, и точно так же, как в электронной прародительнице, одержать победу четырьмя путями: военным, культурным, экономическим или технологическим. Сражения и науки сделаны в виде карт.

Видеообзор

Проект Гайя (Gaia Project)

Относительная сложность: ★★★☆☆

Игроки постепенно выкладывают новые плитки, создавая каждый раз новое игровое пространство. На первый взгляд кажется, что это ещё одна космическая стратегия, но нет — это продуманная экономическая игра, посвящённая колонизации планетных систем. Выбрав одну из 14 рас, вам нужно накапливать ресурсы и расширять свои владения, попутно выполняя задания, которые будут приносить дополнительные победные очки.

Так что совершенно не факт, то открытая вами звёздная система будет полезна для вас, но зато она может оказаться лакомым кусочком для соперников, которые постараются прибрать её к рукам со всеми вытекающими последствиями. В «Проекте Гайя» встречаются планеты семи типов, причём каждый тип могут колонизировать только какие-то 2 расы из 14. Также в наличии механика развития наук, которые расширяют ваши возможности по экспансии.

Видеообзор

Нью-Анджелес (New Angeles)

Относительная сложность: ★★★☆☆

В нём построили космический лифт, который способен доставить на Луну, а также здесь обосновались самые сильные корпорации мира. Сюжет такой: в будущем самым большим городом на планете стал Нью-Анджелес. Одна из них достанется вам в управление, и вы поведёте её в светлое будущее, завоёвывая власть и богатство, попутно поддерживая порядок в мегаполисе.

Видеообзор

Иниш (Inis)

Относительная сложность: ★★★☆☆

Она вызывает либо восторг, либо полное непонимание, что это вообще такое? На мой взгляд, это одна из самых неоднозначных игр в подборке. Горячие поклонники игры утверждают, что она раскрывается во всей красе не сразу, а после двух-трёх партий, только тогда приходит понимание всех возможностей и красоты замысла.

У кого на плитке больше фигурок, тот и контролирует её. В «Инише» вам нужно бороться за власть в древней Ирландии, выкладывая из плиток очень сложной формы игровое поле и размещая фигурки кланов.

Есть три способа победить: контролировать 6 регионов, присутствовать в 6 регионах или построить там, где вы присутствуете, не меньше 6 святилищ.

Кстати, правила предусматривают, что, по согласованию сторон, конфликт можно вообще не начинать, или в любой момент перестать бодаться. Сражения здесь очень абстрактны и сильно зависят от военных карт. Эти карты действий как раз и позволяют открывать новые фрагменты карты, строить святилища, перемещать кланы в другие регионы и получать преимущества в битвах. Также здесь используется механика драфта — перед началом раунда игроки по очереди передают друг другу по кругу сданные на руки карты действий, каждый раз оставляя себе по одной, таким образом формируя «руку». Так что придётся очень сильно поломать голову, продумывая, что могут сделать ваши соперники.

Видеообзор

Сумеречная борьба (Twilight Struggle)

Относительная сложность: ★★★☆☆

В дуэльном варгейме «Сумеречная борьба» вы можете попробовать переписать ход истории — или повторить её, — вступив в борьбу на огромной карте мира шириной около метра на стороне одного из лагерей под руководством США или СССР. Вы когда-нибудь задумывались, а что было бы, если в какой-то момент «холодной войны» было принято другое решение, и в результате СССР не проиграл бы?

Ваша цель — используя имеющиеся на руках карты действий повысить своё влияние в той или иной стране, вплоть до организации переворотов. Игра состоит из 10 раундов, каждый из которых посвящён определённому промежутку времени с реальными историческими событиями. При этом нужно соблюдать баланс в напряжённости отношений и не довести до ядерной войны.

Видеообзор

Война Кольца (War of the Ring)

Относительная сложность: ★★★☆☆

Очень масштабная стратегия, в которой до 4 игроков схлестнутся в сражениях между добром и злом. Всем поклонникам Средиземья посвящается. В комплекте идёт аж 205 фигурок-миниатюр, герои и обычные воины, больше 30 видов миниатюр.

Действия каждой стороны в течение хода определяются бросками кубиков. Игра асимметричная, то есть расстановка сил и цели у добра и зла различные: первые хотят уничтожить Кольцо Всевластия, вторые стремятся стереть с лица Земли обороняющиеся города. Также вы можете изменить невыгодную для себя ситуацию с помощью карт событий. У сторон свои кубики, и не просто числовые, а кастомные, на некоторых гранях есть значения — «джокеры». В общем, игра очень вариативна и заставляет очень напряжённо шевелить извилинами.

Видеообзор

Детектив: игра о современном расследовании (Detective: A Modern Crime Boardgame)

Относительная сложность: ★★☆☆☆

Сначала все эти дела кажутся не связанными друг с другом, но постепенно начнут складываться в общую сюжетную картину (как бы не наспойлерить). Это сюжетная игра, в которой вам в роли следователей Национального агентства «Антарес» предстоит разгадать пять преступлений, используя самые разные инструменты и решения.

Особенность игры в том, что она использует и онлайн-компонент: вы сможете через интернет войти в базу данных «Антарес», чтобы получить информацию о подозреваемых, свидетелях, арестах и судебных делах.

Видеообзор

Звёздные войны: Восстание (Star Wars: Rebellion)

Относительная сложность: ★★★★☆

Зато про «Звёздные войны». Извините, что снова про космос, но всё-таки это авторская подборка.

Перед вами развернётся огромная карта звёздных систем, один игрок возглавит войска Империи, другой — силы повстанцев. Игра основана на той самой, тёплой ламповой трилогии, снятой душечкой Джорджем Лукасом. Первые с помощью космических и планетарных войск будут искать и уничтожать базу повстанцев, вторые будут в полупартизанском стиле стараться разжечь гражданскую войну.

Здесь вы сможете отправить на врага флот из миниатюр — есть даже «Звёзды смерти», — а затем высадить на планету десант. Авторы не просто воссоздали мир «Звёздных войн», но и ввели в игру героев — персонажей из родительской трилогии, которые оказывают на игровой процесс огромное влияние. В игре применяется куча карт, одни активируют уникальные умения сторон и персонажей, другие используются только для сражений.

Видеообзор

Brass. Ланкашир (Brass. Lancashire)

Относительная сложность: ★★★★☆

Еврогеймы — это класс игр, в которых практически отсутствует конфликт между игроками, нет агрессивных действий, но при этом сами игроки мало взаимодействуют друг с другом. Это единственная игра жанра «еврогейм» в подборке, потому что мне он не по душе. Играют, так сказать, не друг с другом, я рядом, параллельно. Основные события этих вдумчивых игр проходят на личных игровых карточках-планшетах, где участники собирают и обменивают всевозможные ресурсы, что-то строят, решают какие-то задачи. Но, справедливости ради, именно в играх этого жанра больше всего приходится напряжённо просчитывать ходы и действия.

Ланкашир» — глубокая экономическая евро, посвящённая промышленной революции в Англии в 18 веке. «Brass. Вам нужно будет строить и модернизировать предприятия, производить товары и развивать транспортные пути. Партия состоит из двух частей: эпоха каналов с 1770 по 1830, и эпоха железных дорог с 1830 по 1870. Кто наберёт больше победных очков к концу игры, тот и молодец.

Классное видео распаковки двух игр серии Brass — Ланкашир и Бирмингем (компоненты, конечно, шикарные):

Видеообзор

Это лишь крошечная доля настольных игр, которые вовсе не так просты, как может показаться, а некоторые даже не пытаются казаться простыми. Если вы делаете только первые шаги в этом хобби, или вообще далеки от него, то начинать лучше с игр попроще, так называемых филлеров и патигеймов. А как освоитесь и захотите чего-нибудь посложнее и поинтереснее, обязательно присмотритесь к этому списку. Наверняка найдёте что-нибудь по вкусу.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть