Главная » Hi-Tech » «Найти идею», Генрих Альтшуллер

«Найти идею», Генрих Альтшуллер

Альтшуллер разработал алгоритм и теорию по поиску идей, но с одним условием — ежедневная практика сделает тебя генератором сверхтоповых идей.

Истинная победа — когда вся жизнь прожита в нарастающем творческом режиме

Введение

Автор ТРИЗ—ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем) и ТРТЛ (теории развития творческой личности), писатель-фантаст. Генрих Альтшуллер — известный советский изобретатель.

Альтшуллер же говорит об обратном. Люди думают, что решать задачи по законам - учиться шаблонному мышлению.

Знание законов позволяет сознательно уходить от шаблонов, законы подталкивают к нетривиальным, «диким» мыслительным операциям, свойственным очень талантливым изобретателям. Обычное мышление из-за психологической инерции идет шаблонными путями.

Он не считал, что понятие «творчество» основано только на атрибутах: озарение, интуиция, прирожденные способности и счастливый случай. Альтшуллеру понадобилось 20 лет и 40 тысяч авторских свидетельств и патентов для структурирования алгоритма поиска новых решений.

В своей теории и школах он обучал, как сделать бессознательный процесс в точную науку путем ежедневных тренировок и решений задач.

Сравнение топовых методик поиска идей

Мозговой штурм

Сознание запрограммировано привычными представлениями и запретами. Мозговой штурм базируется на теории Фрейда, где сознание представляет собой тонкое и непрочное наслоение над бездной подсознания. Поскольку для создания чего-то нового нам нужно проходить сквозь привычное и запретное, выдумывание нелогичных и крайне фантастичных идей создавались группы фантазёров, где членам было запрещено даже эмоциями на лице показывать скептику.

Но здесь же и его слабость: для развития и видоизменения идеи нужно выяснить ее недостатки, то есть нужна критика». «Вся соль мозгового штурма, вся его сила — в запрете на критику.

Синектика

Дж. Главный недостатoк мозгового штурма — страх критики. Постепенно увеличивается взаимопонимание и идеи схватываются с полуслова. Гордон избавился от него создав постоянную группу, где члены этих групп привыкают к совместной работе и перестают её опасаться.

Творческий процесс познаваем и поддается усовершенствованию: надо изучать записи решения задач, регулярно тренироваться на самых различных задачах. Теоретические основы синектики весьма несложны.

Для творческого процесса важно умение превращать непривычное в привычное и, наоборот, привычное — в непривычное. По мнению Гордона существуют 2 вида механизма творчества: «неоперационные процессы» («неуправляемые») — интуиция, вдохновение.И операционные процессы - использование разного вида аналогий.

Аналогии

Рабочими механизмами для выработки свежего взгляда на задачу являются аналогии:

1) прямая — любая аналогия, например из природы.

2) личная (эмпатия) — попытка взглянуть на задачу, отождествив себя с объектом и войдя в его образ.

3) Символическая — нахождение краткого символического описания задачи или объекта.

4) Фантастическая — изложение задачи в терминах и понятиях сказок, мифов, легенд.

Во всяком случае, синектика близка к такому пределу. Синектика — предел того, что можно достичь сохраняя принцип перебора вариантов.

После взрыва на генерировании идей многие компании начали брать за правило мысль: «Идеи должны генерировать все: от президента и председателя правления, до курьера и уборщиц».

Чем больше предложений, тем лучше.

Оригинальные идеи рождаются благодаря оригинальным заседаниям. А на банальных заседаниях рождаются банальные идеи, — пишет Тосабура Наката, создатель шариковой ручки.

Закономерности познаваемы. Технические системы развиваются закономерно. Здесь и проходит граница между методами перебора вариантов и современной Теорией Решения Изобретательных Задач. Их можно превратить в точную науку развития технических систем.

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Для специалиста по ТРИЗ азбучная истина: нельзя принимать на веру формулировку, в которой предлагают задачу.

Первоначальную формулировку проблемы принято называть «Изобретательской ситуацией».

В изобретательской задаче всё иначе: в процессе решения может выясниться, что найти надо не X, a Y и для этого нужны не А и Б, а В и Г. В школе и вузе инженер привыкает к тому, что условиям задачи следует безоговорочно доверять.

Если абсолютно правильно сформулировать задачу, она перестанет быть задачей: её решение сделается очевидным или же будет ясно, что задача не поддается решению при имеющимся уровне науки и технике. На практике, правильно сформулированных изобретательных задач не бывает.

В ТРИЗ принято делить задачи на 5 уровней:

Первый уровень:

Решение таких задач не связано с устранением технических противоречий и приводит к мельчайшим изобретениям.

Второй уровень:

Задачи с техническими противоречиями, легко преодолеваемыми с помощью способов известных применительно к родственным системам.

Третий уровень:

механическая задача решается механически, химическая - химически. Противоречия и способ его преодоления находятся в пределах одной науки, т.е.

Четвертый уровень:

Синтезируется новая техническая система.

Пятый уровень:

Изобретательская ситуация представляет собой клубок сложным проблем.

Многоэкранность — представление надсистемы — лес, подсистемы — листок, подподсистема — клетка листка и так далее). Цель ТРИЗ: Опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме (под экранным мышлением имеется ввиду представление объекта задачи.

Важные понятия:

При решении задачи следует ориентироваться на идеальны ответ. 1. Составленную по определенным правилам формулировку идеального ответа называют идеальным конечным результатом (ИКР) Такой ответ не всегда достижим в полной мере, но необходимо добиваться максимального приближения к нему.

Для приближения к ИКР необходимо максимально использовать имеющиеся ресурсы - вещественные и энергетические. 2. Данные по условиям задачи и вещества и поля, а также «даровые» вещества и поля принято называть вещественно-полевыми ресурсами (ВПР)

Максимальное использование ВПР для максимального продвижения к ИКР - такова, в самом общем виде, формула победы над задачей.

Административные противоречия (АП) — нужно что-то сделать, а как сделать — неизвестно.

Такие противоречия лишь индикатор к создании изобретательской задачи.

Технические противоречия (ТП) — отражают конфликт между частями или свойствами системы.

Современная ТРИЗ предусматривает анализ причин ТП и переход от технического к физическому противоречию

Весь аппарат ТРИЗ рассчитан на сильную, хорошую управляемую фантазию. Сочинение сказки — одно из многих упражнений РТВ. Надо изменять до неузнаваемости исходную задачу.

Также, учеников ТРИЗ приохочивают к научно-фантастической литературе (НФЛ) — неисчерпаемому сборнику упражнений для развития воображения. Начальные занятия строятся на применении ТРИЗ к задачам «Придумайте фантастическое решение» или «Придумайте фантастическое украшение для персонажей Кубрика».

НФЛ дает способность попутно развивать воображение, приглушать психологическую инерцию, делать мышление гибче, готовить ум человека к восприятию «диких» идей, без которых немыслима современная научно-техническая революция.

Хорошие результаты могут быть достигнуты только при высокой культуре мышления

Алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗ)

АРИЗ-85-В:

Анализ задачи. 1.

Анализ модели задачи. 2.

Определение ИКР и ФП 3.

Мобилизация и применение ВПР. 4.

Применение информационного фонда. 5.

Изменение и/или замена задачи. 6.

Анализ способа устранения ФП. 7.

Применение полученного решения. 8.

Анализ хода решения. 9.

Ну и в заключении Альтшуллер делится о Шести качествах творческой личности:

Прежде всего нужна достойная цель - новая (еще никем не достигнутая), значительная, общественно полезная. 1.

Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов. 2.

Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов. 3.

Хорошая техника решения задач. 4.

Способность отстаивать свои идеи. 5.

Результативность. 6.

Что осталось после нее? Итог: прошелся по книге я поверхностно и абсолютно точно вернусь еще к ней несколько раз. И даже работая в ИТ, в нескольких практических и сложных задачах АРИЗ пригодился до уровня «отлично» Много чего.

Комбинируя эти понятия, можно вывести все знания о мире" Основная идея «Великого Искусства» состоит в том, что структура любого знания определяется небольшим числом изначальных понятий.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Роботы-медузы будут исследовать морские глубины

К примеру, недавно команда американских ученых из Флоридского Атлантического университета совместно со своими коллегами из Управления военно-морских исследований разработала роботизированных медуз, которые отлично подходят для наблюдения за подводным миром и проведения различных поисково-разведывательных операций. Очень часто ученые для своих разработок ...

Alexa в автомобилях, стереосистемах и настенных часах: что показала Amazon на презентации 20 сентября

Alexa в автомобилях, стереосистемах и настенных часах: что показала Amazon на презентации 20 сентября — Техника на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Коротко о главных анонсах. В закладки ...