Главная » Хабрахабр » На финишной прямой суборбитального туризма

На финишной прямой суборбитального туризма

Два конкурента, Virgin Galactic и Blue Origin, наконец вышли на финишную прямую — обе компании перешли к регулярным испытаниям. 29 мая состоялся второй полет со включением двигателя корабля SpaceShipTwo от Virgin Galactic, а 18 июля — девятый испытательный полет New Shepard от Blue Origin. Точных дат не опубликовала еще ни одна из компаний, но если события будут и дальше развиваться с такой же скоростью, то до первого суборбитального туристического полета остается уже меньше года.


New Shepard перед девятым полетом, фото Blue Origin

New Shepard

Испытательный полет New Shepard, старт с 35 минуты

Тщательность их программы испытаний вызывает уважение — в предыдущих пусках проверили отказ одного из парашютов и протестировали систему спасения на разгоняющейся ракете. Blue Origin 18 июля провели уже девятый полет. В этот раз испытывалась она же, но в сценарии срабатывания после отделения от ракеты-носителя. Еще раньше систему спасения проверили в сценарии аварии на стартовой площадке. Не так легко придумать сценарий аварии, для которого пришлось бы включать систему спасения, когда капсула летит по инерции — единственным разумным вариантом представляется случай, когда уже после отделения на ракете несанкционированно снова включается двигатель, и она грозит ударить капсулу с пассажирами. Это новый тип тестов в истории космонавтики — на существующих и исторических орбитальных кораблях система спасения сбрасывается на высоте нескольких десятков километров, за несколько минут до отделения от верхней ступени ракеты-носителя. При этом и капсула и ракета совершили благополучную посадку и готовы к повторному использованию. Из-за того, что двигатель включился на высоте, испытание было менее зрелищным, но, главное, успешным — двигатели системы спасения увели капсулу от ракеты.


Включение САС, кадр из видео Blue Origin

Несколько минут невесомости на порядок больше ~30 секунд на самолете-летающей лаборатории, и этого может хватить для научного эксперимента или испытания нового прибора. Уже некоторое время на New Shepard возят попутные полезные нагрузки. В прошлом, восьмом, полете устройство успешно опубликовало твит, который в компании назвали «первым коммерческим твитом из космоса», сейчас испытали новую антенну и успешно опубликовали второй твит. В капсуле уже второй раз летел технологический демонстратор компании Solstar, которая собирается стать первым космическим интернет-провайдером, продавая доступ в интернет для спутников и астронавтов.

Если же говорить серьезно, замена специального оборудования для связи со спутниками на привычный нам интернет должна серьезно упростить работу со спутниками с Земли.

Джонсона NASA SFEM-2 для замера параметров полета — ускорения, давления, температуры, влажности, уровня углекислого газа и акустических нагрузок. Также второй раз в капсуле летело оборудование от Космического центра им. Полученные данные позволят определять, каким новым полезным нагрузкам подойдут условия в спускаемом аппарате.

А для более требовательных грузов в полете испытывалась платформа вибрационной изоляции от Controlled Dynamics, которая сможет как изолировать грузы от вибраций, так и создавать требуемые для эксперимента специальные условия.

На борту также были две научные установки от университетов, изучавшие поведение жидкости в трубах и электромагнитное поле внутри капсулы.

SpaceShipTwo

Это уже тринадцатый полет второго летного экземпляра, получившего имя VSS Unity (первый был потерян в катастрофе 2014 года), и второй со включением ракетного двигателя. Последний по времени испытательный полет космоплана SpaceShipTwo прошел 29 мая. Максимально достигнутая скорость почти не увеличилась, зато по высоте аппарат поднялся чуть меньше, чем на десять километров выше предыдущего полета — 34,9 км против 25,7. Конфигурация корабля и профиль полета постепенно приближаются к планируемой штатной эксплуатации — в этот раз в салон установили пассажирские сидения и другое оборудование для будущих туристов, из-за чего центр тяжести сместился назад.

Попутные полезные нагрузки по очевидным причинам пока возить нет смысла, но Virgin Galactic активно готовится захвату будущего рынка — в начале июля было объявлено о сотрудничестве с двумя крупнейшими аэрокосмическими компаниями Италии и планах по строительству космодрома для суборбитальных туристических полетов на итальянской территории.

Опасность обещаний

Сравнительно недавно просочились слухи о еще не объявленной цене билета от Blue Origin, она должна будет находиться в диапазоне $200-300 тысяч. Ирония заключается в том, что уровень цен был объявлен более 10 лет назад, когда Virgin Galactic начала продавать по $200 тысяч билеты на SpaceShipTwo, который от даже испытательных полетов отделяли годы. В 2013 году цену подняли до $250 тысяч, но совершенно непонятно, будет ли такая цена адекватна стоимости созданной сейчас техники. Аналитик Teal Group Марко Кацерес (Marco Caceres) утверждает, что себестоимость одного пуска New Shepard составляет примерно $10 миллионов, что для капсулы на шесть туристов даст убыток минимум в $8 миллионов за полет. Себестоимость полета SpaceShipTwo неизвестна, но весьма сомнительно, что она осталась в рамках расчетов начала нулевых. В результате может получиться так, что Ричард Брэнсон (глава Virgin Galactic), назвав цену и начав продавать билеты, невольно создал главную проблему суборбитального туризма начала 21 века — по такой цене полеты могут быть банально убыточны, а резко поднять цену не позволят общественные ожидания.

Virgin Galactic утверждает, что на их космоплан продано уже более 700 билетов, но, во-первых, неизвестно, сколько клиентов передумали или по другим причинам вышли из игры. Вторая проблема — оценка потенциального объема рынка. Удастся ли сейчас создать новый поток клиентов? Во-вторых, пятисотый билет купили в 2012 году, то есть желающих было гораздо больше в нулевых, чем в десятых годах.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Проект Keystone: доверенная среда для запуска приложений на базе RISC-V

Команда исследователей из MIT и Калифорнийского университета в Беркли при поддержке Facebook, Google, Microsoft и других ИТ-гигантов представила проект Keystone. Это open source компонент, позволяющий организовать доверенную среду для запуска программ (trusted execution environment, TEE) на базе архитектуры RISC-V. Далее ...

[Перевод] Руководство по Node.js, часть 4: npm, файлы package.json и package-lock.json

Сегодня мы публикуем четвёртую часть перевода руководства по Node.js. В этом материале мы начнём разговор об npm а также рассмотрим особенности файлов package.json и package-lock.json. [Советуем почитать] Другие части цикла Основы npm Npm (node package manager) — это менеджер пакетов ...