Hi-Tech

«Мы специально отбросили эзотерику»: экс-сотрудники Aviasales изучили рынок медитации и теперь помогают другим отдыхать

Интервью с сооснователем приложения «Практика» Антоном Шаяховым.

В закладки

Антон Шаяхов​

В сервисе — два курса из десяти аудиоуроков, несколько экспресс-занятий, а также три вида дыхательных упражнений. В сентябре 2019 года предприниматели Антон Шаяхов, Дмитрий Афонин и Даниил Косинский запустили приложение для медитаций «Практика».

А основная целевая аудитория — молодые ИТ-специалисты, которые страдают от стресса и выгорания. Контент «Практики» разработан специально для русскоязычных пользователей — в отличие от других популярных приложений для медитации вроде Headspace и Calm. Всего на разработку приложения у создателей ушло полгода и 410 тысяч рублей.

В интервью vc.ru Антон Шаяхов рассказал, почему сейчас самое подходящее время для запуска продукта в сфере психологического здоровья, сколько пользователей удалось привлечь благодаря органике и рекламе, а также о планах привлечь 33 млн рублей на развитие.

Как пришла идея создать «Практику»?

Он давно пользовался приложениями для медитаций и в целом интересовался этой темой. «Практику» придумал Даниил Косинский. На российском рынке не было никакого приложения, заточенного именно под Россию и созданное русскими ребятами.

Даниил пришёл с этой мыслью в начале 2019 года к Диме Афонину, а он — ко мне.

И чтобы позже из этого вырос сторонний проект. У нас с Димой есть маркетинговое агентство, и мы хотели в нём запускать новые проекты, чтобы было и весело, и масштабируемо.

Мы с Димой год-полтора назад накидывали идеи для будущих проектов. На самом деле тема лежала на поверхности. Тогда мы её отбросили и пошли делать b2b-проект. Среди них было приложение для медитации.

Проект мы не запустили, потому что не нашли на него $1,5 млн. Мы хотели создать зарплатный сервис для крупных компаний с удобным расчётом, чтобы сотрудники могли в этом сервисе привязать свою карточку.

А вы все трое были знакомы до этого?

Я работал мобильным маркетологом. Да, мы все трое в разное время работали в Aviasales. Даня тогда был дизайнером в том же HotelLook. После меня там работал Дима, он отвечал за маркетинг сервиса HotelLook.

На кого оно ориентировано? Кто аудитория приложения?

Мы начали разработку с проведения количественных и качественных опросов.

Там написано, что когда выводишь новый продукт на рынок, нужно сперва сконцентрироваться на каком-то узком сегменте, полностью его захватить, а потом идти в соседний. Есть книга «Преодоление пропасти» Джеффри Мура. Для нас такой сегмент — молодые люди из больших городов. И так потихоньку заполучить большой рынок.

​Открытые и планируемые курсы

Если говорить про наш первоначальный микросегмент, то это ИТ и digital-специалисты из больших городов.

Те, у которых уже есть проблемы «первого мира» — когда у человека есть, что кушать и чем заплатить за квартиру, у него появляются новые боли: тревожность, панические атаки, стресс, неудовлетворённость от жизни. Грубо говоря, это все ребята из «Яндекса» и Mail.ru Group. Вылезают мысли о том, для чего он живёт.

Практика медитации помогает найти ответы на эти вопросы, стать спокойнее, счастливее.

Мы намеренно убрали из приложения все эзотерические практики, мы не заставляем никого рисовать точку на лбу или пытаться открыть чакру.

А почему?

Они скажут, что там мистика, магия, зачем она нужна. Потому что кажется, что ИТ-специалистов эта тема оттолкнёт.

Их реакция — будто я задал интимный вопрос. Я и сейчас разговариваю с людьми и спрашиваю, а пробовали ли они медитацию. А отвечают, что не пробовали.

Это связано с тем, что люди думают, будто для этого надо ехать в монастырь, бриться налысо, сидеть на горе 15 лет и только после этого они научатся медитировать. Вокруг медитации много предрассудков.

Какие ещё заметили предрассудки, когда анализировали рынок?

Они относятся к нашей целевой аудитории и занимаются умственным трудом. Мы общались с молодыми людьми, которые в основном работают в ИТ. Для них привычно задавать вопросы и проверять факты.

Покажите доказательства, что она влияет на процессы в мозге и улучшает состояние». Нам говорят: «Научно не доказано, что медитация что-то улучшает.

Достаточно просто скачать приложение и попробовать, не надо идти в зал, в класс и покупать гимнастический коврик». Тут мы всегда говорим: «Доказательства показать не готовы, никаких научных исследований не проводили, но есть медитация, для кого-то она работает, а для кого-то — нет.

Как вы описываете для себя проблему, которую решает это приложение?

В этом случае ему поможет медитация. Если человек в постоянном стрессе, постоянно что-то не успевает, он становится дёрганым, злым и раздражённым.

Это одно из решений, чтобы человек стал счастливее, спокойнее и осознаннее, меньше отвлекался на смартфон, постоянно горящие дедлайны и научился жить здесь и сейчас.

Каких конкурентов вы для себя выделили?

Российский рынок только зарождается, нет явных фаворитов среди мобильных приложений, которые делают медитации, заточенные под русский язык. Наш главный конкурент — нежелание человека медитировать.

Один из ярких примеров — Meditopia. Есть сервисы, которые переведены на несколько языков, в том числе на русский. Если зайти в категорию «Здоровье и фитнес», там оно, кажется, на втором месте среди бесплатных приложений (по данным App Store на ноябрь 2019 года, приложение находится на первом месте рейтинга — vc.ru). Оно есть на русском языке и активно рекламируются. Но у них не русские корни.

Но оба англоязычные, просто ими пользуются ребята, которые хорошо знают иностранный язык и слушают англоговорящих дикторов. В России сейчас два самых известных приложения: Headspace и Calm.

У некоторых есть свой подкаст, также они предлагают медитировать по Skype, где будут всё рассказывать и учить практикам. Если отойти от приложений, в стране ещё популярны тренеры, которые преподают в йога-клубах.

Кто-то и правда пользуется такими услугами?

Я как раз пришёл в медитацию через такой курс Игоря Будникова. Да. Он, правда, увлекается эзотерикой, но мне это не помешало поучиться у него медитации. У него много курсов про медитацию, осознанность.

Человек каждый день на него заходит и слушает новый обучающий аудиоролик. У Будникова курс сделан на движке для онлайн-обучения GetCourse.

Все друг друга немного знают, но кто-то делает подкасты, кто-то — курсы, кто-то проводит офлайн-встречи. Но все эти курсы разрознены, не могу сказать, что это единое сообщество.

Мы как раз хотим всех, кто сейчас преподаёт в этом направлении, собрать под одним крылом приложения.

Мы хотим выпускать по три курса в месяц, но 20 не вытянем. Сейчас все курсы мы делаем сами, но понимаем, что это не масштабируемая модель. Хочется собрать всех классных ребят и сделать единое пространство для медитации и осознанности в России.

​Базовый курс медитации

Не боитесь, что будет слишком много всего и пользователь запутается в этом объёме информации?

Должны в первом или втором квартале 2020 года сделать новую версию приложения, которая как раз не даст человеку запутаться. Мы думали об этом. У нас большая цель — переделать весь интерфейс под большой объём информации. Там будет разделение на типы медитаций, авторов, поиск.

Оно тоже англоязычное в целом, но в нём есть русские курсы. Есть ещё большое приложение Insight Timer. Это тоже большая библиотека на нашу тему.

Ну или найти какой-то класс по йоге и пойти позаниматься там. Мы хотим быть чем-то похожими, но ещё и весь офлайн на себя взять, чтобы человек через мобильное приложение мог найти своего гуру, провести с ним персональный сеанс. Но это всё планы на два–три года вперёд.

Как вы оцениваете объём рынка под ваше приложение?

Поэтому мы оцениваем с точки зрения пользователей и считаем, что через два-три года их будет 300–500 тысяч, сейчас, кажется, меньше. Сейчас на этом рынке сложно посчитать деньги, потому что люди публикуют курсы на своём энтузиазме.

Что узнали по этой теме? Когда проводили исследование рынка, наверняка спрашивали людей, как они справляются со стрессом.

К моему удивлению, мало кто говорил, что употребляет алкоголь или ещё какие-либо вещества, чтобы бороться со стрессом. Люди любят читать, гулять, заниматься спортом. Все способы борьбы со стрессом довольно простые и понятные. Люди спят, уезжают за город, проводят время с семьёй.

Кажется, психотерапия в России также не особо развита, как и медитация, поэтому меня это удивило. Единственное открытие, которое удивило меня, — половина опрошенных нами людей из целевой аудитории ходит на курсы психотерапии.

Кроме русского языка. Какую сильную сторону видите у вашего приложения?

У нас не просто русский язык, а курсы, созданные нашими ребятами и качественно записанные.

Когда ты только начинаешь медитировать, очень важно, чтобы ничто тебя не отвлекало. В том же Insight Timer есть курсы на русском языке, но можно включить какой-то курс, а там человек будет плохо говорить, спотыкаться, на фоне будут шумы.

В плане методики там есть какие-то отличия? Почему так важно, чтобы контент был создан именно русскими ребятами?

Здесь есть полёт мысли, само повествование очень близко, когда его создавал человек, который живёт с тобой в одном поле, стране. В методике отличий нет. Мне кажется, это всегда будет лучше слушаться, чем просто перевод англоязычного курса.

Когда делали приложение, то кем из конкурентов вдохновлялись?

Мы много смотрели на Headspace, фанатом которого является Даня, и на Calm с капитализацией в $1 млрд.

Что у них взяли, а что нет?

Наверное, взяли саму модель, когда человек устанавливает приложение, слушает курсы, ему прилетают уведомления раз в день, и он покупает подписку.

На самом деле сейчас все приложения так работают. Пока у нас нет подписки, потому что мало курсов, но как только их будет больше, мы её введём.

Прокомментируете? У вас с Headspace идентичные уроки, только в вашем случае они на русском языке.

Владелец Headspace же тоже не использует свои курсы, как и Игорь Будников, у которого я учился. Все практики медитации общечеловеческие и распространённые. Все начинают с подхода, связанного с дыханием, где нужно считать вдохи, сканировать своё тело.

Методика общая, поэтому вопрос только о твоей интерпретации и способе её подачи. Можно сказать, что мы взяли это с Headspace, потому что это лежит везде. Мы начинаем тоже с этих самых распространённых вариантов.

В чём главная проблема приложений для медитаций?

Пользователей нужно подогревать, постоянно им напоминать о себе. Для меня как владельца продукта проблема — это сделать так, чтобы люди ежедневно пользовались твоим приложением.

Однако по нам нашим ощущениям, этот подход не очень работает. Для этого у нас есть сейчас уведомления: пользователь может установить время, когда приложение будет напоминать о том, что пора медитировать.

Пока что кажется, что здесь буду действеннее социальные механики: когда смотришь, сколько медитирует сосед, хочется его догнать, медитировать больше него.

Но если честно, то мы пока не обращаем внимания на эти метрики — сейчас нам важнее вести разработку и наращивать количество контента. Сейчас у нас 5000 пользователей, из которых ежедневно активно пользуются приложением 270, а в месяц — 1900.

​Дыхательная сессия

Сколько было скачиваний в первый месяц, а сколько — во второй?

Сейчас к концу второго месяца приложение установили 1500 человек, а покупок — 70. У нас было 3500 скачиваний за первый месяц и больше 100 покупок.

К концу второго месяца темп скачиваний замедляется, что было ожидаемо.

Почему?

Сработал наш накопленный социальный капитал, Facebook, наша публикация на vc.ru, друзья написали о нас в своих Telegram-каналах. Потому что в первый месяц мы активно стартанули.

После этого у нас остались деньги только на разработку, поэтому число установок падает. Также мы потратили 50 тысяч рублей на рекламу в Facebook.

Сколько удалось заработать за это время и какой в приложении средний чек?

Средний чек — 144 рубля. В целом мы заработали около $350, но мы только начинаем, у нас не пока не идёт речь про заработок.

Каких функций им не хватает? Что сейчас просят пользователи?

Ещё просят версию на Apple Watch. Люди интересуются интеграцией с Apple Health, у нас скоро это появится. И, конечно, хотят приложение на Android.

Про ошибки при создании приложении вы уже писали, а какие ошибки наделали после запуска?

Когда мы выпустили приложение, первые две недели мы были на расслабоне, читали комментарии, балдели. Бывает так, что запустишься, на какое-то время наступает эйфория.

Как я читал и как говорят люди: «Выпуск приложения — это первый шаг, а после него будет ещё много других, более трудных».

В октябре мы успевали выпустить только две сингл-медитации, хотя планировали, чтобы ещё был релиз одного большого курса. Было не очень хорошо, что внутри команды мы сбавили темп после релиза.

Сейчас, правда, возникли трудности с обновлением, поэтому даже запланированные две практики выйдут с задержкой на неделю.

Какой будет цена? Вы планируете ввести подписку.

Мы подошли очень просто: поставили цену и смотрим, как это работает. У нас уже есть покупки, когда люди приобретают курс или отдельную медитацию. Курс из десяти уроков стоит 229 рублей, а отдельная медитация — 75 рублей.

Когда мы дойдём до подписки, думаю, сделаем так же — поставим цену, которая будет нам психологически комфортна и подойдёт под нашу бизнес-модель.

Когда вырастет количество контента, цену поднимем: сначала до 269 рублей, а потом до 369 рублей. Первый шаг — 169 рублей в месяц. И на этом остановимся.

Обычно, если не ошибаюсь, дают скидку в 40%. Мы ещё не считали, какую скидку будем давать за приобретение подписки за год. Думаю, у нас будет примерно та же история.

Какой рост аудитории и доходов планируете?

Хотим, чтобы к концу 2020 года у нас было несколько тысяч платящих пользователей, а доход, без учёта расходов, составил 8 млн рублей. Мы считаем по платящим пользователям.

К концу 2021 года платящих пользователей уже должно быть десятки тысяч, а в 2022 году мы уже должны подбираться к сотням миллионов рублей.

Для меня вы тоже её поднимете или всё-таки оставите прежнюю? Я пользователь, плачу три месяца, а тут вы начинаете поднимать цену.

Не думали пока об этом. Хороший вопрос.

На какую сумму рассчитываете? Вы вроде ищете инвестора.

За это мы готовы отдать 24% компании. На два года нам нужно 33 млн рублей.

Остальные части компании у вас поделены поровну?

У Дани больше на 1%, потому что он пришёл с идеей. Почти.

На что вы ищете деньги?

Деньги нужны на разработку, наращивание команды, генерацию новых курсов и маркетинг, закупку трафика, чтобы везде светиться.

Речь про менеджеров, маркетологов и дизайнеров. Мы хотим, чтобы в 2020 году у нас было 10–15 человек в команде, а через год — 25–30. Будет разработка на аутсорсе или нет — пока мы не решили, но пока что это заложено как сторонняя задача.

Как ищете инвесторов?

В акселератор пока не хочется идти, но почему именно — рационального ответа у меня нет. Пока что идём по знакомым инвесторам и берём контакты у предпринимателей.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть