Hi-Tech

«Мы прошли собеседование в Лондоне и вернулись в Минск»: группа художников «откололась» от MSQRD и делает свой AR-проект

Интервью издания Dev.by с экс-участником команды MSQRD Андреем Янчуревичем.

В закладки

Команда художников тоже отправилась в Лондон, но после нескольких интервью «разошлась с разработчиком соцсети». После громкой сделки MSQRD с Facebook некоторые инженеры белорусского стартапа устроились на работу к калифорнийскому ИТ-гиганту.

После возвращения ребята взяли короткий тайм-аут, а потом запустили AR Squad — стартап, который специализируется на создании эффектов в дополненной реальности. Как объяснил Dev.by один из экс-сотрудников MSQRD, Facebook — это «в первую очередь технологическая компания, а потом уже художественная». AR Squad состоит из 7 человек и недавно вошёл в число резидентов ПВТ.

Немного ностальгии: как начиналась дружба с Невгенем и проект MSQRD

Когда мой троюродной брат из Вильнюса узнал об этом, он сказал: «Ты что, обалдел? После 9 класса я хотел поступать на визуальный дизайн и медиа в ЕГУ. После этого я остыл к ЕГУ и поступил в БГУИР на новую в то время специальность «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий». Учитывая репутацию ЕГУ, у тебя могут быть потом проблемы с трудоустройством в Беларуси». Специальность была связана с моей работой, поэтому красный диплом получился, можно сказать, сам собой и был для меня неожиданностью.

При этом деньги я не экономил, развлекался на заработанные, как мог. Первые деньги я начал зарабатывать ещё в школе, а с первого курса университета уже пытался жить самостоятельно и не зависеть финансово от родителей.

Dev.by

Набирали с собой «Ролтонов», «Кириешек», и на все выходные ехали кататься на сноубордах. Мы с Женей Невгенем последние деньги тратили на поездки в Друскининкай, где тогда только открыли Snow Arena. Приходили к самому открытию арены, часам к 10:00, и катались до закрытия, 23:00. Машин своих не было, нас подвозили до границы, высаживали, и дальше мы шли пешком в 30-градусный мороз. Ночевали в съёмной квартире, на утро всё тело болело, а мы снова шли кататься.

Одно из направлений, которое ему было интересно — это коммуникация. Сколько я помню Невгеня, он всё время горел продуктами и хотел пробовать новые идеи. Как позже выяснилось, не зря. Он постоянно хотел улучшить или придумать новые её способы и часто делился мыслями и идеями с друзьями и коллегами. Однажды в ходе очередного обсуждения стало ясно, что если добавить в набирающее популярность видеообщение эмоции, то это будет именно то, что нравится людям, и выведет общение на новый уровень.

А потом, как говорят, звёзды сошлись, и технология MSQRD легла в основу становления дополненной реальности. Толчком для запуска продукта послужила продажа одесского стартапа Looksery Snapchat. В итоге он не понадобился, точнее, его пришлось поменять, так как после сделки все силы были направлены на интеграцию с Facebook и популяризацию нашей технологии на 2 млрд человек. Несмотря на то, что успех пришёл очень быстро, никто сразу не рассчитывал на сделку, и у нас был план развития продукта на довольно долгий период.

Потом, где-то через полгода через пул собеседований, некоторых инженеров. Сначала в Долину забрали только основателей. Какое-то время эти ребята были частью минского R&D-офиса. Но были и те, кто не захотел переезжать. Но через год из-за некоторых юридических нюансов офис в Минске закрыли. В определённый момент получилось так, что в Минске остались только те ребята, которые занимались художественной составляющей эффектов.

Поэтому ничего у нас с ИТ-гигантом не срослось. И мы с командой художников поехали в Лондон проходить собеседования, но, как оказалось, Facebook — это в первую очередь технологическая компания, а потом уже художественная. Сначала мы отдыхали, а потом заскучали и начали искать работу. Вся наша команда вернулась в Минск. И я сказал ему: «А почему бы нам не собрать ребят обратно? На одной из встреч с Димой Дориным, одним из членов нашей команды, мы поняли, что ещё остались задачи, которые мы когда-то хотели решить в MSQRD. Люди ведь сработавшиеся, хорошо знают друг друга».

Dev.by

В итоге мы всех вернули и в конце июля прошлого года открыли компанию AR Squad.

«Понимали, что AR — это выгодная ниша»

Мы видели, как развиваются корпорации и куда они вкладывают свои ресурсы. Когда мы создавали компанию, то понимали, что AR — это будущий тренд, выгодная ниша для бизнеса. Поэтому были уверены в выбранной нише.

AR сейчас — это то, что даёт нам продукт, мы сами создать ничего не можем или можем, но это требует нечеловеческих усилий. Про AR можно долго говорить и спорить, но лучше я процитирую слова экс-CEO Prisma Лёши Моисеенкова, с которыми согласен на 100 процентов: «Сама область (AR) не относится пока к Core Value любой сети, а именно созданию контента […]. Или где узнать хоть какую-то статистику? И все эти студии, где можно создать свои маски, видимо, не работают. А заработать на этом как? Ну сложно это, очень сложно. На AR-контенте пока не заработать обычному пользователю. Да никак, не прозрачно. Пока пользователи не начнут массово создавать AR, прогресса в этой области не будет. Зато понятно, как заработать с хорошим контентом на Youtube, Twitch и прочем (это взгляд со стороны). Они могут позволить себе сказать: мы занимаемся технологией». Ждём однокнопочных магий от Apple и Google.

Ну и куда же без развлечений и социальных сетей. Как бы там ни было, область развивается, и скоро мы увидим очередной прорыв и революцию на пересечении нескольких сфер: лайфстайл и AR, электронная коммерция и AR.

Мы позиционируем себя как компанию с R&D-центром по графике в дополненной реальности.

Например, помогали портфельной компании Haxus — Voir, которая создаёт проприетарную технологию ИИ для цифрового макияжа в режиме реального времени. Мы создаём AR-эффекты для крупных брендов, корпораций и помогаем стартапам. Приходишь домой, открываешь приложение, расставляешь мебель, как тебе нравится, и нажимаешь «заказать». Вместе с Prisma в начале этого года делали концепт многопользовательского AR на примере IKEA.

Почему так быстро? Свой первый заказ на создание AR-эффекта мы получили где-то через неделю после запуска компании. Получили гору советов, как строить бизнес и где искать клиентов. Потому что перед открытием мы прошлись по всем своим знакомым и рассказали, что собираемся делать.

Например, возьмём примерку очков в AR, над которой мы сейчас работаем для бренда Gamine. С помощью дополненной реальности можно добиться более глубокого погружения в продукт, а также помочь получить и сохранить эмоциональную связь между человеком и брендом. Когда мы показывали людям фото и видео с настоящими и AR-очками, многие путали, где реальные, а где виртуальные.

Dev.by

Например, как передать качество, ощущение и размер очков. Но, чтобы добиться такого эффекта, нам пришлось решить некоторые нетривиальные задачи. Это следующий шаг технологий. Если первые два пункта нам удалось передать, то последний — определять правильно размер очков — это задача, которую пытаются решить многие AR-студии и мы в том числе.

Получалось неплохо. Также, когда вышли Animoji, мы пробовали делать персонажей, интегрированных в реальный мир, без использования крутых технологий и трекера Apple.

Поскольку все наши ребята из геймдева, у них есть страсть — делать игры. Не могу сказать, что мы полностью аутсорсинговая компания. Это не сугубо AR или игры, а скорее микс, в который мы хотим уйти, переключившись на продуктовую разработку. Мы думаем об открытии подразделения, которое будет заниматься мобильными, развлекательными приложениями.

Исключением можно назвать разве что Pokemon GO, но тут сыграла популярность и огромная фанатская база покемонов, это уникальный случай. Со стороны это может показаться странным решением, так как на рынке многие попытки делать игры в AR не увенчивались успехом. Но у нас есть интересные идеи, уверенность, поддержка и огромное желание делать продукты. Многие пытались повторить их успех, и ни у кого не получилось.

Dev.by

«В стеке используемого софта у нас целый зоопарк»

Мы в своё время потратили очень много сил и времени, чтобы разработать собственные алгоритмы и подходы для создания эффектов, и сейчас постоянно их совершенствуем. Пока что делать эффекты в дополненной реальности дорого и сложно, могут это только профессионалы.

Если в MSQRD на разработку эффекта уходило два дня, то сейчас — неделя-две, но зато эффекты выглядят более целостно и реалистично. Частично мы начинали делать их ещё в MSQRD, а более глубокой проработкой занялись уже в AR Squad. Но иногда всё же не хватает обычных эффектов, когда ты можешь применить лицо какого-нибудь известного персонажа или актёра и записать друзьям смешной ролик или поздравление.

Думаю, многое изменится, когда появится волшебное однокнопочное решение от Google или Apple, которое позволит простым пользователям без опыта создавать контент. Также одной из проблем дополненной реальности является то, что под каждую платформу нужен определённый пайплайн, чтобы создавать там контент. Недавно, например, анонсировал Spark AR Studio — платформу для Instagram, через которую можно делать AR-эффекты — и позиционирует её как публичную. Facebook уже к этому стремится.

Но если художник сможет создать там AR-эффект, то человеку без опыта и чьей-либо помощи это будет непросто. На сегодня наиболее близкими и доступными пользователю платформами являются Spark Studio от Facebook и Lense Studio от Snapchat. Там даже можно посмотреть, что делают другие любители-художники. Snapchat, например, более дружелюбный в этом плане для новичков. Но качеством любительские эффекты, конечно, не блещут.

Dev.by

Для создания AR-контента используем ряд программ для моделинга и скульптинга, а также Lens Studio от Snapchat, AR Studio от Facebook, пишем на React. В стеке используемого софта у нас целый зоопарк. В полной мере пользуемся доступными средствами от корпораций: ARCore от Google, ARKit от Apple и пр.

Относительно недавно у компании Intel была интересная попытка сделать проекцию луча на зрачок, но, насколько я знаю, проект свернули. Думаю, ещё один переломный момент настанет, когда появятся очки для дополненной и смешанной реальности, в которых ты не будешь похож на киборга, и тебе не надо будет таскать за собой устройство, похожее на CD-плеер.

Когда подходящее решение появится, и очередной пазл соберётся воедино, думаю, мы со своей стороны будем готовы предоставить качественную графику. У всех текущих решений для дополненной и смешанной реальности есть проблемы или с производительностью, или с графикой, или с удобством.

«Когда заключаем с иностранной компанией электронный договор, в списке стран может не быть Беларуси»

Иметь свой офис в топовых странах — Великобритании, США — это круто, но у нас, например, сейчас нет в нём необходимости. Минск сейчас — хорошее место, где есть и кадры, и условия для бизнеса. В ближайшие полгода мы точно не будем думать о релокации, разве что в другой офис. Мне нравится Беларусь, единственная проблема — погода.

Вплоть до того, что, когда мы заключаем с компанией электронный договор, в списке стран может не быть Беларуси. Поскольку мы ведём бизнес из Беларуси, сложности, конечно, есть. Приходится просить, чтобы нас добавили, и делается это очень долго.

Многие компании в Америке требуют страховку с рейтингом надёжности А+ класса, у нас в стране максимум — B+. Плюс есть разные нюансы, связанные со страховкой. Мы не можем застраховать сотрудника на миллион долларов!». Когда приходишь к нашим страховщикам, они говорят: «Это что? Но ничего, все как-то договариваются. Иногда такие суммы выходят, что уже проще открыть компанию в другой стране.

Dev.by

Моя позиция такая — лучше нанимать меньше людей, но с большим опытом. Сейчас у нас в компании нет начинающих специалистов. Это круто, к этому нужно стремиться, но пока что с нашими планами и ресурсами это несовместимо. Чтобы брать новичков, нужно строить свою кузницу кадров. Но мы делаем, что можем, например, в мае провели хакатон совместно с Garage48 и Facebook.

В инвестициях у нас нет пока что необходимости. Мы планируем постепенно переходить от аутсорсинговой модели к продуктовой. Я считаю, что найти деньги — это не такая важная задача, как привлечь опыт, знания и связи. Возможно, когда уйдём в продуктовую разработку, они понадобятся. У этих людей есть ключи от многих дверей. Получить экспертизу от людей, у которых есть 4-5 экзитов за плечами, — вот это круто.

dev.by — сайт об информационных технологиях в Беларуси и в мире.

Статьи по теме:

  • Белорусский тимлид — о тех, из кого не получится хороших разработчиков
  • Автоматизированное тестирование: как не выстрелить себе в ногу

#msqrd #arsquad

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть