Hi-Tech

Мы перенесли перепись населения в интернет и сделали «Госуслуги» мобильными

Сотрудники «РТ Лабс» — о создании «Мобильного избирателя», приложения «Госуслуги» и проведении цифровой переписи населения.

В закладки

Материал подготовлен при поддержке «РТ Лабс»

За эксплуатацию портала отвечает компания «РТ Лабс», которая вместе с «Ростелекомом» занимается развитием Электронного правительства. Портал Госуслуг несколько раз в год добавляет новые опции, которые помогают пользователям реализовывать свои гражданские права в онлайне.

Для сравнения: Цифровые сервисы сокращают время и трудозатраты на важные гражданские процедуры: например, выборы и перепись населения.

  • На первый подсчёт жителей России в XIX веке понадобилось несколько лет и десятки тысяч переписчиков. В 2018 году состоялась первая пробная цифровая перепись населения. Живые переписчики тогда просто контролировали процесс, всё остальное происходило в интернете.
  • До недавнего времени гражданам России, которые живут не по месту регистрации, нужно было пройти несколько инстанций и потратить много времени, чтобы получить открепительное удостоверение на выборах. Теперь проголосовать по месту пребывания можно, заполнив специальную форму на «Госуслугах».

За оптимизацией и автоматизацией этих процессов стоит работа команды «РТ лабс».

«Мобильный избиратель»

Главный аналитик проекта, формировал требования к продукту, курировал его производство. Работает над порталом Госуслуги три года.

Роман Розанов

заместитель начальника отдела аналитики Инфраструктуры электронного правительства

Как появился «Мобильный избиратель»

До 2018 года сделать это можно было, подав заявление в участковую комиссию. Для того, чтобы проголосовать не по месту регистрации, избирателям нужно было заранее получить открепительное удостоверение по месту жительства.

А на «Госуслугах» мы разместили сервис, который позволит подать такое заявление и следить за его обработкой, не выходя из дома. В 2018 году ЦИК России организовал приём заявлений о голосовании по месту нахождения в МФЦ, участковых и территориальных избирательных комиссиях.

В чем была сложность

В итоге обнаружили серьезную проблему: когда пользователю нужно было выбирать свой округ, оказалось, что практически никто его не помнит, а фактически можно было выбрать любой, на котором избиратель не смог бы проголосовать. Мы собрали первую версию «Мобильного избирателя» на «Госуслугах» и попросили коллег и знакомых протестировать продукт. Тогда мы придумали решение, которое помогло преодолеть этот барьер.

Как мы добились автоматизации поиска участков

Нам нужно было определить регион и только те участки для пользователя, на которых он может проголосовать. На выборах глав субъектов РФ был 21 избирательный округ, охватывающий субъект.

Их описание было слишком размыто и на языке документов звучало как «от этого столба до того перекрестка». На дополнительных выборах депутатов Госдумы было семь избирательных округов. Мы обработали эту неструктурированную информацию и превратили избирательные округа в полигоны из нескольких тысяч точек, отрисовав их с помощью сервиса «Яндекс.Карты».

Что получилось

По нему система определяла географическую принадлежность к избирательному округу и отображала пользователю только те участки, на которых он сможет проголосовать. Результатом работы стала электронная форма, в которую пользователь вводил адрес регистрации. Оставалось только выбрать подходящий, заполнить заявление, а позже прийти на место с документом, удостоверяющим личность.

Цикл подготовки услуги под выборы занимает около месяца. Каждый раз эта услуга дорабатывается под новые потребности. До двух недель уходит на утрясание юридических вопросов и сбор требований, неделя — на постановку задачи, до трёх недель — на реализацию и согласование с ЦИКом и Минкомсвязи.

За всё время работы «Мобильного избирателя» — выборы глав субъектов, выборы президента, выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам — им воспользовались более 2 млн человек.

Первая пробная цифровая перепись населения на портале Госуслуг

Написал концепцию и курировал реализацию проекта электронной переписи населения.

Денис Хадасков

директор проектов Департамента развития бизнеса

Как появилась идея провести перепись в электронном виде

В итоге всё согласовали в 2018 году — за три месяца до начала переписи. Концепция была предложена Росстатом два года назад, её долго обсуждали и утверждали. Над проектом работали 25 специалистов из двух городов — аналитики, инженеры, программисты и архитекторы. Тогда же решили организовывать её с помощью портала Госуслуг, так что нам пришлось работать в жёстком временном режиме. К тому моменту у нас уже был опыт работы с «Мобильным избирателем», так что в некоторых моментах удалось сэкономить время.

Как проходила реализация проекта

Разработали электронную форму переписного листа. Мы написали подробное техническое задание, согласовали его с Росстатом и Минкомсвязи. В зависимости от ответа на вопрос проверялась его корректность — мы интегрировали форматно-логический контроль. Основная сложность была в том, что у неё был серьёзный логический контроль, очень много параметров.

Мы вовремя оценили угрозу, увеличили серверные мощности и продублировали некоторые каналы связи. Около 150 триггеров, которые содержала форма, могли привести портал к перегрузке.

Привлекли наших тестировщиков и других коллег. Затем мы тестировали продукт на закрытом контуре или, проще говоря, с помощью внутренних ресурсов — в «песочнице». В итоге разработали около пяти версий, прежде чем продукт был готов.

После доработки тестовое электронное голосование стало максимально удобным:

  • Пользователи регистрировались на «Госуслугах».

  • Подтверждали личность через онлайн-банкинг, МФЦ или Почту России.

  • Вносили свои данные в электронную форму.

  • После заполнения заявки приходил код подтверждения.

К участникам тестовой электронной переписи приходили сотрудники Росстата, пользователи предъявляли им код, который вносился в специальный планшет переписчика.

Результаты

На Госуслугах было принято более 470 000 заявлений, что составило более 1,2 млн. Пробная цифровая перепись прошла с 1 по 10 октября 2018 года. человек.

Мы уже начали разрабатывать новую версию: первый вариант технического задания будет готов в марте 2019 года. Сейчас услуга закрыта, мы будем дорабатывать её и снова откроем в 2020 году, когда начнётся Всероссийская перепись населения. Для этого нужно автоматизировать огромные массивы данных, включающих, например, регистрацию по месту жительства. Планируем упростить анкеты, чтобы пользователи могли максимально легко заполнять их.

Будем принимать заявления и от неверифицированных граждан. В 2020 году мы откажемся от практики, когда участнику переписи кроме регистрации на Госуслугах нужно подтверждать свою личность в МФЦ, онлайн-банке или в почтовом отделении.

Мобильное приложение «Госуслуги»

Связующее звено между командой разработки и заказчиком.

Алина Волкова

аналитик

Через два года сервис адаптировали под Windows Phone. Первая версия мобильного приложения «Госуслуги» появилась в Google Play и App Store в 2012 году.

Приложение помогает воспользоваться услугами и сервисами буквально в любом месте и в любое время. «Госуслуги в кармане» — наш слоган. Онлайн доступны услуги ГИБДД, Налоговой, ФССП, Пенсионного фонда и других государственных структур.

Команда проекта распределена между Москвой, Самарой, Ярославлем и Воронежом. В команде «РТ Лабс», которая занимается поддержкой и развитием портала Госуслуг и мобильного приложения, работают аналитики, разработчики, дизайнеры, проектировщики, руководители технических подразделений.

Стабилизационные версии приложения мы выпускаем примерно раз в месяц. Примерно раз в квартал в маркеты выходит модернизированная версия приложения: улучшается дизайн, добавляются новые опции и функции.

Если пользователь обнаруживает ошибку, он может сообщить о ней в службу поддержки любым удобным для него способом: написать в чат поддержки прямо в приложении, позвонить по телефону или отправить письмо по электронной почте.

Иногда специалисты поддержки просят пользователей прислать скриншот экрана или снять видео и логи – эта информация необходима разработчикам приложения для точной локализации проблемы.

С момента выпуска оно было скачано более 30 млн раз. Сегодня владельцы мобильных устройств оценивают приложение «Госуслуги» на 4,6 баллов.

В этом году мобильное приложение «Госуслуги» победило в номинации «Доступное правительство» на международном конкурсе Best m-Government Service Award.

«РТ Лабс» также развивает ключевые решения в области цифровой медицины и биометрических технологий. Электронное правительство — наш флагманский проект, но далеко не единственный. Напишите мне на hr@rtlabs.ru, чтобы узнать больше о наших вакансиях и компетенциях, которые мы ищем. За прошлый год наш штат вырос на 19%, и мы продолжаем усиливать команду.

Алексей Елизаров

HR-эксперт «РТ Лабс»

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть