Hi-Tech

«Мы не брали грант "Сколково", это токсичные деньги, связанные с государством»: главное из интервью с основателем WayRay

«Мы не брали грант "Сколково", это токсичные деньги, связанные с государством»: главное из интервью с основателем WayRay — Истории на vc.ru

Свежее

Вакансии

Написать

Уведомлений пока нет

Пишите хорошие статьи, комментируйте,
и здесь станет не так пусто

Войти

Елизавета Осетинская для проекта «Русские норм!» поговорила с основателем компании Виталием Пономаревым.

В закладки

Предприниматель рассказал о первых инвесторах, которые взяли в заложники сотрудника, смене направления WayRay, ведении бизнеса в России и влиянии дополненной реальности на водителей и автомобильный рынок. 22 февраля января 2019 года проект «Русские норм!» Елизаветы Осетинской опубликовал интервью с основателем компании WayRay Виталием Пономаревым, которая разрабатывает навигационную автомобильную AR-систему и сотрудничает с Alibaba, Porsche и Hyundai Motor.

О том, как появилась идея WayRay

И у него время отклика было настолько длинным, что ввод адреса был чудовищной пыткой. Мне приятель дал новый навигатор. Я пытался ввести адрес, но при этом медленно ехал. Была пробка на ТТК. Это была очень глупая и единственная в жизни авария. И вкатился во впереди стоящую девушку на BMW.

Это была первая идея. И я тогда захотел сделать устройство, которое можно будет поставить на приборную панель как аксессуар, и оно будет показывать навигацию в дополненной реальности. И мы существовали в такой парадигме первые три года.

О сборе команды WayRay и выборе голографии

Выпускники лучших российских вузов, люди, которые работали потом в Samsung, LG. Я собрал её с нуля. И мне посчастливилось захантить Михаила Сваричевского (техноблогер, сейчас — технический директор WayRay). Они были из Москвы, из Питера, из Новосибирска. Человек с опытом управления командой. Это, наверное, самый крутой СТО России, у которого область интересов, подходящая для нас, — это лазер, оптика, микроэлектроника, софт.

Потом мы подумали, что она слишком габаритная и поняли, что без голографии нам не обойтись. Изначально мы хотели делать системы на классической оптике. У нас свои базы, свои материалы, свои лаборатории, которые на 80% экипированы нашими же инструментами, которые не купить на рынке, сами их проектируем и изготавливаем. И мы сейчас — самая сильная в мире команда по голографии. Мы вертикально интегрированная deeptech-компания (наукоемкий технологический стартап).

О проблемах с первым инвестором

Я объявил, что хочу уйти из-за того, что они нарушают договоренности. У нас были некие взаимоотношения с моими первыми ангелами, так называемыми инвесторами, которые нарушили договоренности по финансированию. За этим последовал ряд оскорблений, и даже нашего сотрудника удерживали в заложниках.

За меня заступились другие, и мы, во-первых, выплатили им все, что они вложили, плюс премию большую. В итоге мы разошлись нормально. Тогда это были большие деньги для меня и команды. Сейчас это порядка 10 млн рублей. Мы выплатили больше, чем они инвестировали, примерно в полтора раза.

И все люди, которые были в ней, тоже принадлежали им. Но мои претензии к ним были в том, что они относились к компании, будто это их собственность. Это была моя собственность. Но это не так. И четыре раза они не исполнили свои обязательства. И я сказал, что меня не устраивает отношение, и то, что они не исполняют обязательства.

О предназначении WayRay

У людей есть приборная панель, есть экран информационно-развлекательной системы. AR в транспорте — это новые чувства, которые мы создаем. И каждый раз, когда едете за рулем, на это все отвлекаетесь и тратите секунды, которые могут оказаться фатальными, если вы слишком долго будете глазеть на прибор.

Мы всю информацию не просто переносим на новое стекло и в дополненную реальность, а находим для нее новый графический язык — способ представления информации в дополненной реальности — то, что мы называем true AR, когда виртуальные объекты находятся на разных расстояниях, и они интегрированы в реальность.

И тут возникает концепт механизма Attention Acts, который оценивает, сколько внимания тратит водитель на оценку окружающей обстановки и изменяет объём отображаемой информации.

Если кто-то переходит дорогу, вы не видите в плохую погоду, но сенсоры это увидели, вам подсветили там лося, человека. Во-первых, все приложения — это не только навигация, это система помощи водителю (ADAS — advanced driver-assistance system). Все эти системы сейчас существуют на приборной панели. Или, например, вы съезжаете с полосы и слишком быстро едете, держите какую-то неправильную дистанцию. Это противоестественно, потому что вам нужно как раз в этот момент смотреть на дорогу, а вы смотрите на приборку, еще больше отвлекаетесь.

И это контент любой — разные социальные сети, игры, все, что угодно. Когда вы останавливаетесь, вам можно показывать больше контента, а по мере развития технологий, по мере того, как вы идете в уровни беспилотности 2, 3, 4 и 5 — самый высокий уровень, у вас все больше и больше будет свободного времени, вы будете отпускать руль, смотреть по сторонам, и тогда мы можем вам показывать больше контента.

Именно поэтому мы сейчас всех производителей традиционных проекционных дисплеев дисплеев — это Bosch, Continental, Denso, Nippon Seiki — выдавили с рынка. Наша технология основана на голографических элементах, и она в 400 раз круче по набору параметров, чем существующие системы.

О том, почему WayRay перешла от B2C к B2B

Это, оказалось, сделать практически невозможно. Дело в том, что, когда мы начали делать макет устройства, просканировали больше 300-400 автомобилей, чтобы понять, какая должна быть геометрия, чтоб оно вписалось во все автомобили. Мы делали это многопрорывно, хотели сделать прям супер идеальное устройство, которое будет давать достаточную дополненную реальность. Мы сделали четыре поколения устройств.

И мы подумали, что с автоконцернами работать намного проще, чем с конечным потребителем, потому что вот тебе один заказчик, и у тебя миллион автомобилей. Пока мы делали, оказалось, что автоконцерны хотят нашу технологию намного больше, чем рынок, который существует сейчас. И они выстроились в очередь за нами, потому что до нас никто этого не мог реализовать.
Сделаешь один контракт, который начинается от $200 млн, и все.

Мы поняли, что нет смысла продолжать делать продукт, когда есть такие возможности работы с автоконцернами. У нас есть технология, которой нет ни у кого. Сейчас все очень логично складывается. Это называется pivot (смена продукта или бизнес-модели стартапа). Мы сделали реально работающие машины с нашими системами, они ездят на дорогах — это Porsche, SAIC, Honda.

О партнерах WayRay

Когда мы были еще совсем-совсем юными, и вообще у нас были такие дурацкие прототипы, они нас уже нашли. Я думаю, первыми нас нашли BMW и Honda. Мы уже привезли туда машину, поставили свою систему. И мы делали первый показ BMW в Мюнхене в 2014-2015 году. Оказалось, что это просто начало пути. Это было так наивно было предполагать, что доселе осталось совсем чуть-чуть. Потом мы сделали выставку в январе 2017-го года.

И на этой выставке я познакомился, наверное, со всеми топ-менеджерами всех мировых там автоконцернов. Мы весь 2016 год готовились к CES в Лас-Вегасе, где мы показали беспилотный автомобиль с двумя системами: одна — для водителя, другая — для пассажира. И мы за месяц, не имея ни одного продавца в компании, получили запросы от всех топовых мировых автопроизводителей, и до сих пор не можем справиться с этим спросом.

О планах WayRay на 2019 год

С одним немецким автоконцерном серия контрактов оценивается в 4,5 млрд евро. Весь 2019 год мы получаем сертификаты и подписываем контракты. Ну, может быть, не такого же масштаба. Таких автоконцернов у нас минимум 30. Но именно этот автоконцерн хочет поставить нашу систему в каждый свой автомобиль: от самого дешевого до самого дорогого. Большая часть меньше $1 млрд.

О знакомстве с Alibaba и китайских инвесторах

На тот момент мы работали с их совместным предприятием SAIC Alibaba. Это было в марте 2017 года. У них есть совместное предприятие в Китае — Banma. SAIC — это самый крупный концерн Китая. И поставлять информационно-развлекательную систему. Ее идея состоит в том, чтобы делать «умные машины», которые будут намного круче, чем Tesla, на китайском рынке.

И потом я СЕО сказал, что мы ищем инвестиции, и можно ли познакомиться с Alibaba. Они посчитали, что AR–дисплей — это основная фича их платформы и начали над этим с нами работать, поняли, что никто, кроме нас, этого не делает. По-моему, через неделю их команда высадилась в Москве, а через две недели мы закрыли сделку.

Они вдруг неожиданно приняли положительное решение. Нам начали звонить все инвесторы и говорить: прости, вернись, я все прощу, да. Но очень много китайских инвесторов захотели, просто потому что они всегда хотят быть с Alibaba в одном портфеле. Не все. Внимание на Западе было очень большим.

Наш бренд в России не очень известный. И мне интересно, как отреагировала Россия на это. История в России такая: наворовали все-таки. Мы в Китае намного больше известны, чем в России. Alibaba — частная компания.
Но от кого наворовали?

О государственных инвестициях

Мы оказались единственной компанией, которая отказалась от гранта «Сколково». Я не взял ни копейки государственных денег. Это не российская компания, а отдельное юридическое лицо, находящееся за границей. В нас инвестировал фонд «Роснано Система».

И это был тяжелый шаг, потому что мы долго шли к этому гранту, мы хотели его получить. Мы отказались от гранта «Сколково» и сделали это осознанно, потому что это токсичные деньги и, если взять деньги, связанные с государством, будет трудно разговаривать с другими инвесторами. Но это стеклянный потолок, который помешает выйти на новый уровень. Токсичные — это не плохие деньги.

Поэтому когда мне говорят, что я как-то связан с Медведевым, я смеюсь, потому что я никогда в здравом уме бы не стал бы вообще с окологосударственными деньгами возиться.

О венчурных фондах и инвестициях в российские компании

Я не говорю про ИТ. Я не знаю ни одной российской технологической компании, которая бы подняла деньги в Америке. И тогда я тоже подумал, что венчурный капитал — это то, что мне нужно. Если честно, я не знаю много российских компаний по разработке «железа», которые вообще поднимали западные деньги. Потому что венчурный капитал не способен инвестировать в deeptech-компании. Но сейчас у нас в портфеле инвесторов нет ни одного венчурного фонда. Потому что deeptech — это для них проблема: нужно понимать технологию, нужна очень глубокая экспертиза, чего у венчурных инвесторов нет.

О том, почему WayRay находится в Швейцарии

Там все очень предсказуемо на контрасте с Россией. Вообще причина, по которой я мы выбрали Швейцарию для нашей штаб-квартиры — это страна, которая мне меньше всего не нравится. В Швейцарии все наоборот. Россия — это совершенно другая крайность, где всё непредсказуемо настолько, что люди боятся делать длинные инвестиции, это вообще во всём проявляется. Там все все знают когда, что произойдет.

Да, здесь можно творить, что угодно во всех смыслах. Я думаю, что это страна, в которой настолько много правил и всё настолько четко, что нет свободы творчества, которое есть, например, в России. И вот проживая между двумя этими странами, я расширяю свой кругозор. И в смысле беззакония, и в смысле способности возникновения свободы личности.

В Швейцарии мало крутых основателей, которые сами делают новый бизнес. Я понимаю, что швейцарское может подойти для России, и чего российского не хватает Швейцарии. Там люди ничего не боятся. Потому что у них есть социальная гарантия всего. И поэтому нет смысла рисковать. Их все в принципе устраивает, живут хорошо. А бизнес — это риск.

О том, почему WayRay не в США

Мы очень много сэкономили денег на разработках, мы подняли больше $100 млн, а потратили, может быть, треть — половину этой суммы. Одна из причин — в России разработка дешевле раз в 5-10, чем в Кремниевой долине. И я не считаю, что американские инженеры намного более квалифицированные, чем в России. В Америке мы бы потратили $300-400 млн на то, что мы сделали сейчас.

О том, можно ли построить глобальную компанию из России

Реальность такова, что Россия, к сожалению, становится все больше и больше изолирована. Это будет крайне сложно. Вообще, сколько стоят деньги в России и сколько они стоят в Европе — это колоссальная разница. Торгово-экономические отношения становятся все больше изолированными. Отношение к российским компаниям сильно ухудшилось в последнее время.

Заслужили ли россияне? Для компаний это вообще незаслуженно. Но это проблема не большинства. Это, наверное, да— тем, что, думаю, большинство поддерживает такой вектор. Это проблема самого вектора.

О том, зачем быть предпринимателем

Но естественная потребность в тот момент была очевидной – ради денег. Я всегда был ради того, чтобы создать что-то. Нужно зарабатывать самый основной капитал — репутацию. Мой путь – это первоначальный капитал в виде денег, который позволяет дальше поднимать больше денег, чтобы создавать новые технологии, новые бизнесы.

И это не универсальный измеритель успеха. Деньги — это то, что может обрушиться два раза за два года. А значит, деньги не могут быть качественным измерителем успеха или вклада в общество. И как мы видим, совершенно не самые лучшие люди в этом мире являются богатыми.

Об Илоне Маске и Tesla

Чем он хорош? Самым качественным примером (богатого предпринимателя с недостатками), на мой взгляд, является Илон Маск. Он может сказать: а я тут придумал трубу, назовем ее Hyperloop. При всех его недостатках, он заработал себе самый большой капитал, репутацию. Там десятки команд со всего мира занялись разработкой, энтузиасты, куча инвесторов. Вы знаете, он даже пальцем не ударил для того, чтобы это сделать. И только когда заработал прототип, Маск сказал: «Ну, ладно, я буду у вас в совете директоров».

С Маском — нет. Из Tesla мы встречались с инженером, с топ-менеджментом встречались. Я понимаю его модели, что он точно делает неправильно, и какие ошибки я не буду допускать. Вообще, у меня нет какого-то трепета что ли.

Когда компания становится публичной, она работает на ожидания акционеров. Например, он — заложник того, что его компания публичная. Ты меньше занимаешься инновациями, ты больше занимаешься тем, как ублажить инвесторов, как пустить им пыль в глаза, что твоя компания стоит миллиарды, что ты растешь.

О цели в жизни

Я хочу решить большие проблемы человечества, хочу принять в этом участие, как минимум. Моя личная цель — влиять на этот мир положительно. Я хочу сделать эту компанию великой, чтобы эта технология стала очень доступной, чтобы она приносила людям пользу и деньги. WayRay для меня — это платформа.

О русских

Русские — это вопреки. Русские очень даже норм. В нашей компании основной инженерный коллектив — это русскоговорящие. Это титанический труд, направленный против течения. Это люди, которые готовы совершать подвиги.

Это, естественно, так и должно быть. А в Швейцарии наступает шесть часов вечера, никаких подвигов, до свидания, все едут домой. И поэтому русские — очень даже норм для таких вещей. Но когда ты занимаешься чем-то, что должно этот мир чуть-чуть повернуть, тогда все-таки без подвигов не обойтись.

#wayray

Блоги компаний

Показать еще

Push-уведомления

{ "page_type": "article" }

["\u0425\u0430\u043a\u0435\u0440\u044b \u0441\u043c\u043e\u0433\u043b\u0438 \u043e\u0431\u043e\u0439\u0442\u0438 \u0434\u0432\u0443\u0445\u0444\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u043d\u0443\u044e
\u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044e \u0441 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c\u044e \u0443\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u043e\u0432","\u0413\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u043e\u0439 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u043d\u0438\u043a \u0432\u044b\u043a\u0443\u043f\u0438\u043b
\u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044e-\u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044f","\u041a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u0430 \u043a\u0430\u043b\u0438\u0444\u043e\u0440\u043d\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430
\u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u043d\u0435\u0439\u0440\u043e\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0435\u0442\u044c\u044e","\u041d\u0435\u0439\u0440\u043e\u043d\u043d\u0430\u044f \u0441\u0435\u0442\u044c \u043d\u0430\u0443\u0447\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u0447\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c \u0441\u0442\u0438\u0445\u0438
\u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u043c \u041f\u0430\u0441\u0442\u0435\u0440\u043d\u0430\u043a\u0430 \u0438 \u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c \u0432 \u043e\u043a\u043d\u043e \u043d\u0430 \u043e\u0441\u0435\u043d\u044c","\u041a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f \u043e\u0442\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u043e\u0442 email
\u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u043e\u0431\u0449\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u0440\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u0438 \u043c\u0435\u043c\u043e\u0432","\u041f\u0440\u0438\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435-\u043f\u043b\u0430\u0446\u0435\u0431\u043e \u0441\u043a\u0430\u0447\u0430\u043b\u0438
\u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u043e\u043d\u0430 \u0440\u0430\u0437"]

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров

Подписаться на push-уведомления

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть