Главная » Hi-Tech » «Мы больше творческие люди, а не предприниматели»

«Мы больше творческие люди, а не предприниматели»

Сегодня их проект RetroXayc — первая и самая крупная школа гончарного дела в Тюменской области. В мае 2015 года Мария и Евгений Бочарниковы открыли в двухкомнатной квартире гончарную мастерскую.

Мария и Евгений Бочарниковы. Здесь и далее фото RetroХаус

Мария Бочарникова шесть лет училась на художника в сфере декоративно-прикладного искусства: каждый год Тюменский государственный институт культуры набирает группу из пяти-шести студентов-керамистов.

Студенты занимались ручной лепкой, создавали украшения, посуду и интерьерные изделия. Однако такого предмета как «Гончарное искусство» у группы не было.

В том числе и Бочарникова. И хотя в мастерской стоял гончарный круг, за которым можно было заниматься в свободное время, чаще всего студенты пренебрегали этой возможностью.

В Тюмени у человека с образованием художника-керамиста не так много возможностей: девушка могла остаться преподавать в мастерской института, но такая перспектива её не радовала — отношения с преподавателями у неё не сложились. К окончанию учебы Мария Бочарникова стала задумываться о работе.

В Тюмени ремесленная ниша была не так развита, и пара решила восполнить пробел. Когда в 2014 году Бочарникова и её муж Евгений оказались в Москве на Дне города, их поразило разнообразие мероприятий, связанных с хэндмейдом и керамикой.

После поездки в Москву мы с мужем стали обсуждать, кто из нас что умеет, и как классно было бы развивать керамику в Тюмени. Решение открыть собственную мастерскую не принималось в один момент — мы пришли к этому постепенно, будто собирали пазл. Мы начали искать деньги, оборудование и помещение. Была даже идея открыть центр ремёсел с разными мастерскими.

Мария Бочарникова

Деньги

Например, обратились в областное Инвестиционное агентство — но там деньги давали только под залог. Супруги пытались найти разные источники финансирования.

Затем они пытались привлечь инвестора, но неудачно. Точную сумму пара не помнит, но таких средств у них не было. В итоге Бочарниковы написали план проекта и выиграли государственный грант.

Мы рассказали, что хотим разнообразить досуг людей разного возраста, привнести что-то новое в культурную жизнь города. После долгих поисков нам наконец повезло.

Правда, затем началась бюрократическая морока с отчетностью, после которой я поняла, что больше никогда не ввяжусь в подобное. Наш проект одобрили — может быть, оттого, что в Тюмени ощущается дефицит подобных идей. Повторять не хотелось бы. Это был непростой, но хороший опыт.

Мария Бочарникова

В то время Евгений Бочарников преподавал танцы и режиссуру, а Мария — изобразительное искусство в детском центре. Мария вместе с мужем составила смету для проекта.

Когда с учёбой начались проблемы, девушка пробовала перевестись на свободное посещение. Параллельно Бочарникова училась в институте. А Мария Бочарникова собиралась и считала это весомым аргументом. Все, кто учился с ней или до неё, после института уходили в живопись, преподавание, роспись и другие околотворческие профессии, но целенаправленно в керамику никто не шёл.

На что мне ответили, что единственный аргумент для перевода на свободное посещение — это беременность. Я рассказывала руководству института, что иду работать по специальности, пытаюсь начать своё дело и буду очень благодарна, если мне пойдут навстречу и поддержат.

Мария Бочарникова

Всё это обошлось ещё в 70 тысяч рублей. Тогда Бочарникова бросила преподавание в детском центре и занялась покупкой оборудования: на полученные от гранта деньги супруги заказали немецкую печь для обжига Rohde (тогда она стоила всего 170 тысяч рублей, сейчас — до 250 тысяч), японский гончарный круг Shimpo за 60 тысяч рублей и расходные материалы — глину, глазурь и инструменты: турнетки, скалки, лопатки, кисти, стеки, петли и многое другое.

Институт девушка так и не окончила — бросила за месяц до защиты диплома. Денег на аренду отдельного помещения не осталось, поэтому первую мастерскую они запустили в своей двухкомнатной хрущёвке.

Квартирники

Это помогло им придумать название для мастерской — RetroХаус. В съёмной квартире супруги обнаружили громоздкую мебель 1980-х годов и уже сами добавили несколько раритетных вещей.

И хотя супруги писали о своем деле во «ВКонтакте» и Instagram, наибольшую пользу бизнесу приносило сарафанное радио — тюменцы, по словам Бочарниковой, были в восторге от домашней мастерской, и она быстро стала популярной. Чтобы рассказать о себе, они стали ездить на всевозможные тюменские ярмарки, выставки, маркеты и фестивали.

Родители жили рядом и помогали нам с едой. Первое время было тяжело, денег мастерская приносила мало. Мы, как обычные люди, пользовались любой предложенной помощью и как-то так жили.

Мы были поглощены делом, и отсутствие денег тогда нас не особо смущало. Когда работаешь из энтузиазма и горишь идеей, то и живется вполне нормально, ведь ты делаешь то, что любишь. Мы верили, что станет лучше.

Мария Бочарникова

На занятия приходили по четыре-шесть человек. В 2015 году мастер-классы в RetroХаус проходили не каждую неделю, как сейчас, а раза два в месяц — о них ещё не так хорошо знали. Мастер-классы стоили от 800 до 1500 рублей.

В течение года они искали место для переезда, а пока клиенты теснились в коридоре, по одному мыли руки на кухне, а потом взахлёб рассказывали своим знакомым о домашней мастерской, которая находится в одной из маленьких комнат ветхой пятиэтажки. Иногда супруги продавали собственные работы.

В одной комнате мы жили, вторую, хорошо проветриваемую, оборудовали под мастерскую. Это было не очень законно — держать печь в квартире, но на тот момент для нас это было выходом.

До понимания многих тонкостей доходили сами — тогда в Тюмени мало к кому можно было обратиться за советом. Сначала проводили мастер-классы только по ручной лепке, но вскоре по интернету освоили гончарный круг.

Я уже пробовала гончарить в институте, но не сложилось освоить это профессионально, поэтому преподавала только ручную лепку. Муж очень талантлив и научился быстро — как выяснилось, у него была к этому предрасположенность.

Мария Бочарникова

Лофт-проект «Фабрика»

В марте 2016 года RetroХаус вместе с друзьями из швейной мастерской «Молоко» арендовали пространство площадью 70 м² в здании бывшей фабрики по производству пианино «Тюмень».

После развала СССР здание фабрики было приватизировано. В советские годы предприятие выпускало музыкальные инструменты для всех союзных республик. Новый собственник решил не продолжать производство и стал сдавать помещения в аренду.

Такое соседство Бочарниковых не вдохновляло. В итоге к 2016 году на территории предприятия располагались мебельная фабрика, цех по пошиву штор и производство холодильного оборудования.

Когда они были в Москве, то обратили внимание на креативные пространства «Красный октябрь», Flacon, Artplay и другие, созданные в отреставрированных промышленных зданиях.

Для этого им потребовалось найти единомышленников, чтобы заселить (и отремонтировать) здание площадью 1500 м². Такая концепция понравилась паре, и они решили создать что-то подобное в Тюмени. Они назвали его лофт-проект «Фабрика».

Но в наших интересах было создать здесь маленький «Винзавод». Арендодателям всё равно, кому сдавать помещения, они не хотят вкладываться в развитие креативных пространств.

Мы переехали сюда одни из первых, и раз уж нам не удалось открыть собственный центр ремёсел, в большей степени по финансовым причинам, то решили подтянуть других творческих людей.

Мария Бочарникова

Чтобы отремонтировать помещение, Бочарниковы и их друзья стали искать дизайнеров, готовых создать проект нового лофта, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов. Раньше на территории фабрики была разруха.

Как появилась «Фабрика». Видео продюсерского центра «Бaza»

Инвесторов им найти не удалось, но в то же время Бочарникова узнала, что создатель мастерской интерьера Vlasovdesign Андрей Власов ищет лофт для своей студии.

Власов со своей командой поддержали концепт: сняли лофт и вплотную занялись преображением здания — нашли людей, которые раскрасили фасад и привели в порядок внутренние помещения, а также помогали с организацией различных мероприятий в «Фабрике». Девушка предложила ему рассмотреть помещение «Фабрики» и поделилась своей идеей.

Тогда команда Vlasovdesign подключилась и к поиску. Желающие арендовать себе место после ремонта уже были, но их всё равно не хватало.

Это нас и свело: у него всегда за Тюмень болела душа, ему тоже хотелось, чтобы здесь появилось что-нибудь интересное. У Андрея, как и у нас с мужем, не было никакого финансового интереса. Мы все родились в Тюмени и хотим двигать этот город вперёд.

Мария Бочарникова

Помимо мастерской керамики RetroХаус и мастерской интерьеров Vlasovdesign, на территории «Фабрики» расположились лофт-пространство «Наше место», площадка для мероприятий Fabric Bar, модельное агентство «Имидж», фотостудия Laboratory, шоурум и производство малотиражной мебели и предметов интерьера Skog konstruktor, архитектурное бюро A1architects, ателье кухонь Григория Зайченко, барабанная школа «По барабану» и бар «Творчество».

Керамика

К концу лета 2016 года, почти сразу после переезда в здание «Фабрики», мастерская наконец стала приносить ощутимые деньги: желающих прийти на мастер-класс стало в разы больше.

Сегодня Мария и Евгений Бочарниковы больше сконцентрированы на развитии школы, которая и приносит их бизнесу основной доход: каждые выходные они проводят по два занятия, а в будние дни к ним можно попасть на индивидуальный, выездной или корпоративный мастер-классы. Чистая прибыль мастерской за 2017 год составила около 800 тысяч рублей.

Также в мастерской периодически проходят длительные курсы по обучению лепке. Среди их клиентов — компании «Салым Петролеум», «Роснефть», «Сбербанк» и местный малый бизнес.

Мы никогда не стремились нарубить побольше бабла. Я до сих пор не считаю наше дело каким-то серьёзным бизнесом с большой буквы. Мы больше творческие люди, и этим всё сказано. Нам нравится делать то, что мы делаем, работать на себя и жить в кайф.

Мария Бочарникова

Их количество зависит от сезона: например, перед Новым годом их всегда больше. Если школа — источник стабильного заработка, то дополнительный доход обеспечивают заказы на гончарные изделия.

Ещё они сотрудничают с клиентами из b2b-сферы: например, создавали посуду для трёх грузинских ресторанов «Кацо» и кофейни Hello, а ещё светильники для чайханы «Инжир». Отдельные работы RetroXayc создают специально к фестивалям и ярмаркам. Также у них много частных заказов, и не только в Тюмени — клиенты есть в Москве, Сургуте, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Её открыла семейна пара из Воронежа. Одновременно с RetroXayc в Тюмени появилась ещё одна гончарная школа — «Колокол».

Они невероятно успешны и давно запустили франшизы в крупных городах. У них похожая с нами история: она — архитектор, он — режиссёр театра. Возможно, они больше предприниматели — ремеслу ребята обучились уже после запуска школы.

Но я всё равно считаю «Колокол» крутыми и всегда ставлю в пример. В нас же, напротив, больше творческой составляющей, а предпринимательству мы учились в процессе.

Мария Бочарникова

Появились мастерские «Руками», «Славный гусь», Kira Gora и «Два керамиста» — последняя открылась в 30 километрах от Тюмени в селе Червишево. Кроме Бочарниковых, в Тюмени есть керамисты Екатерина Зазыбо, Ирина Тюльнева, Станислав Симонов, Светлана Веденева и Марина Кулакова.

Некоторые, вслед за RetroХаус, проводят мастер-классы для взрослых и детей, но никто из них пока не поставил обучение гончарному ремеслу на поток.

Девушки работают именно на гончарную школу и никак не связаны с производством, на которое у супругов отдельные планы. Кроме того, сейчас в RetroХаус работает мастер, которая проводит занятия и выполняет заказы, и SMM-специалист на аутсорсе, которая ведёт соцсети — пока обходится без рекламы и таргетинга.

В ближайшее время мы хотим понять, что нам наиболее интересно и что приносит нам больший доход, ведь из керамики можно делать всё — от украшений до фасадной плитки.

Для этого мы начали сотрудничать с ребятами из местного брендингового агентства, которые помогают нам определиться, в каком направлении двигаться.

Первый тест мы сделали, был хороший отклик. Мы начали отработку продукции — сейчас, например, осваиваем литьё стаканов. Посмотрим, что выйдет в итоге — нам самим интересно. У нас вообще грандиозные планы, которые мы должны реализовать в течение двух лет: наладить производство, начать работу с крупными ресторанами и многое другое.

Мария Бочарникова

#офлайн #регионы


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

WSJ: Amazon предложила офлайн-магазинам и ресторанам подключить Amazon Pay

WSJ: Amazon предложила офлайн-магазинам и ресторанам подключить Amazon Pay — Торговля на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти До сих пор платёжная система использовалась только для онлайн-покупок. В закладки ...

«Почта банк» предложил пенсионерам дополнительные выплаты за «приведённых друзей»

«Почта банк» предложил пенсионерам дополнительные выплаты за «приведённых друзей» — Маркетинг на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Обещают по 8700 рублей на сберегательный счёт тем, кто приведёт пять ...