Хабрахабр

Музыка и текст: как они могут быть связаны

Исследованию взаимосвязи текста и музыки посвящены многие научные работы не только нейробиологов и музыковедов, но и филологов, когнитивистов и искусствоведов.

В этой статье мы собрали разные примеры того, как музыка может использоваться вместе с текстом, и что по этому поводу говорит наука.


Фото PxHere / PD

Когда музыка вдохновляет

Музыка может влиять на креативное мышление, познание и стимулировать воображение. Учёные из Технологического университета Сиднея и Университета Неймегена в Нидерландах пришли к выводу, что люди придумывают более оригинальные и творческие идеи при прослушивании «счастливой музыки» (т. е. музыки, которая вызывает позитивное настроение и возбуждение — часто к ней относят произведения классиков).

Некоторые писатели используют эту возможность: слушают музыку при написании текстов или прибегают к её помощи для усиления эмоциональной вовлечённости у читателя.

Полный список музыки и звуков Вербер приводит в конце романа. Например, французский фантаст Бернар Вербер во время написания романа «Завтрашний день кошки» (Demain Les Chats) слушал для вдохновения сонаты Бетховена, «Времена года» Вивальди и другие музыкальные произведения.

В одном из своих эссе он упоминал, что не стал бы писателем, если бы не был настолько поглощен музыкой. Японскому писателю Харуки Мураками в творчестве помогают джаз и рок. Скотта Фицджеральда. «Мой стиль глубоко пронизан рифмами Чарли Паркера и ритмом прозы Ф. И я по-прежнему черпаю новое в своей литературе в музыке Майлза Дэвиса».

В послесловии к роману «Норвежский лес» (Norwegian Wood) Мураками отмечает, что писал его под песни Леннона и Маккартни, прослушав кассету Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band 120 раз.

Один из ярких примеров — влияние джазового стиля бибоп на писателей «разбитого поколения»: Джека Керуака, Уильяма С. Кроме вдохновения на написание конкретного текста, музыка может оказать влияние на целое поколение писателей и всё их творчество. Их становление происходило в середине 1940-х годов, когда сформировался новый джазовый стиль бибоп со сложными импровизациями и быстрым ритмом. Берроуза, поэта Аллена Гинзберга и других.

Мелодии саксофониста Чарли Паркера, трубача Диззи Гиллеспи, пианиста Телониуса Монка часто упоминаются и звучат в текстах, многие из которых были прочитаны на одной сцене с джазовыми музыкантами.

Книги с саундтреками и плейлисты для чтения

Многие писатели не только сами слушают музыку во время работы, но и предоставляют целые плейлисты для книг своим читателям. Вот несколько примеров:

  • Вместе с изданием романа Виктора Пелевина «Священная книга оборотня» был выпущен компакт-диск с 11 музыкальными произведениями, среди которых китайская народная песня, рок в исполнении голландской группы Shocking Blue, треки из фильмов режиссёра Тони Чхина и др.
  • Лидер рок-группы «Мегаполис» Олег Нестеров выпустил роман «Юбка» о музыкальной сцене Берлина 1930-х и становлении рок-музыки. С книгой вышел компакт-диск с 12 берлинскими хитами, записанными между 1934 и 1939.
  • После выпуска романа «Доктор Сон» (Doctor Sleep), сиквела к популярному «Сиянию» (The Shining), Стивен Кинг собрал для него «официальный» плейлист на Spotify. «У меня есть плейлист для каждого романа, который я пишу. Музыка служит книге. Надеюсь, вам понравятся эти мелодии» — прокомментировал автор. В плейлист включены песни групп, исполняющих панк-рок, метал, фолк и альтернативную музыку.

Кроме авторов, плейлисты к книгам составляют и сами читатели. Журналисты The Guardian провели опрос в Твиттере и на сайте издания на тему фоновой музыки, которую пользователи предпочитают слушать во время чтения, и попросили по возможности привести конкретные примеры.

Среди композиций в основном классика, но попадается джаз и рок. На основе опроса они составили плейлист, состоящий из успокаивающей фоновой музыки, которая хорошо сочетается с любым текстом. Многие писали, что при чтении слушают инструментальные саундтреки, например, композиции, сочинённые Хансом Циммером. Пользователи отмечали, что музыка должна быть медленной, при этом слушать ее важно на умеренной громкости.


Фото PxHere / PD

Кстати, многие ученые с этим мнением согласны — подробнее в следующем разделе: С другой стороны, идею слушать музыку и параллельно читать поддерживают не все — такая многозадачность может отвлекать от процесса, и не давать насладиться ни книгой, ни музыкой в полной мере.

Что о «совместимости» музыки и чтения говорит наука

Результаты, полученные турецкими исследователями, частично подтверждают мнение тех, кто считает, что одновременное прочтение текста и прослушивание музыки затруднительно. В ходе проведённого учёным эксперимента оказалось, что показатели понимания прочитанного у студентов, которые слушали музыку, были значительно хуже, чем у читавших текст в тишине. Однако если при прочтении была включена любимая музыка учащегося, его результаты существенно не отличались от результатов студентов, читавших без музыки (о других подобных исследованиях мы писали в одном из наших материалов).

Однако даже любимая музыка будет препятствовать усвоение информации, если у нее быстрый ритм и проигрывается она на высокой громкости — в этом уверен композитор и «по совместительству» профессор кафедры психологии Университета Торонто Гленн Шелленберг (Glenn Schellenberg).

Нейробиологи из Института психолингвистики Макса Планка провели эксперимент, в результате которого выяснили, что одновременное чтение и прослушивание музыки «перегружает» возможности участка головного мозга, известной как центр Брока. Чтение текстов под музыку также может влиять и на восприятие мелодии.

Настоящее исследование утверждает, что речь идет не о рассеянии внимания, а о том, что и прослушивание музыки, и восприятие текста связаны общим центром активности мозга. Испытуемые отмечали, что чтение сложных предложений затрудняло их восприятие полноты музыки.

Саунд-поэзия и звукотекстовые композиции

Однако в некоторых случаях гармонично «подружить» аудио и текст вполне возможно. Такой подход практикуют саунд-поэты (sound-poetry) и создатели саунд-текстовых композиций.

Текст может быть озвучен в разном темпе (ускоренном или замедленном), записи при этом могут накладываться друг на друга. Их произведения находятся на стыке художественного текста и музыки. Используется быстрая смена тональности, а также фоновые звуки (различные шумы, возгласы, крики, дыхательные движения и др.) и музыкальные сэмплы.

Все эти составляющие объединяются при помощи аудиомонтажа и превращаются в саунд-поэтическое произведение, в котором текст — не «сопровождение» для музыки, он и есть музыка.

С момента возникновения этого направления саунд-поэты объединялись и выступали в ансамблях. Изучению этой художественной формы посвящены отдельные научные работы и статьи. Одной из первых саунд-поэтических групп была The Four Horsemen, её выступления можно послушать здесь:

В нашем Telegram-канале больше интересного об акустике и аудиогаджетах:

Кино на пластинках
Необычная портативка
Звуки из мира кошмаров
Гид по встраиваемой акустике
Как зазвучали Звездные войны
Что такое HD-винил
Необычные аудиогаджеты
Как звучит растительный мир

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»