Хабрахабр

Музей русской эмиграции: как мы ставили датчик движения в граммофон и вообще добавляли технологий

А. Недавно в Москве в Доме русского зарубежья им. Если вы были в современных музеях, то знаете, что они всё меньше похожи на витрины антикварных магазинов и всё больше предлагают участвовать в экспозиции зрителям. Солженицына открылся Музей русской эмиграции (на Таганской).

Многие наши соотечественники уезжали в Китай, Европу, Америку, Австралию, Африку. После событий 1918 года и последующей волны эмиграции за рубежом начала формироваться параллельная Россия с собственной культурной идентичностью. В общем, распространялись по всему миру.

Жизни эмигрантов «там» и посвящён музей:

  1. Почему многие были вынуждены покинуть родину. Как на новом месте сохраняли культуру.
  2. Какой вклад представители русской эмиграции первой, второй и третьей волны внесли в мировые науку, литературу, искусство и многие другие области.
  3. Что прямо сейчас происходит с русскими, живущими в других странах. В смысле как они там живут.

Ну а мы совместно с партнёрами — участниками проекта сделали очень много экспонатов с начинкой начиная от анкеты чекистов, которую заполняли люди для определения, стоит ли им дальше жить в стране (вы тоже её заполните и узнаете, остались вы или вас отправили ближайшим пароходом), и заканчивая множеством экранов, где можно послушать интервью с современными эмигрантами.

Сейчас мы прямо в посте немного прогуляемся по музею, и я покажу особенно интересные детали.

Начало экспозиции

Концепция такая: в самом её начале вам на двух больших экранах показывают ключевые кадры из истории эмиграции (подлинное видео — исторические события, которые впоследствии привели к массовой высылке людей из России). Видео сделано режиссёром Андреем Осиповым из довольно редких кинохроник. Историки музея перебрали очень много видеоархивов: сначала тщательно изучали, что есть на постсоветском пространстве и в архивах других стран, потом составили список нужных материалов, потом получили их в цифровом виде. Дальше по ходу моего рассказа будет много примеров видео: все они — из старых фондов.

Надо сказать, что в музее много различных экранов — более 50, и всегда, где бы вы ни были, как минимум пара — в вашем поле зрения. Первый фильм показывает за пару минут события, которые привели к появлению первой крупной волны эмиграции, и заканчивается художественным кадром, как в разные стороны летят птицы. Ключевые экраны и проекции мы синхронизировали таким образом, что эти самые птицы летят через всю экспозицию второго этажа: сначала перелетают с одной стены на другую, потом «заглядывают» в экраны. Часто — больше. Сами музейные сотрудники сказали, что «мультимедиа вплетена в остатки культуры и расширяет пространство, не заменяя его». Это очень крутой эффект, он повторяется где-то раз в двадцать минут и действительно захватывает.

Экспозиция рассказывает
о высылках осенью 1922 года представителей русской интеллигенции из Петрограда. Дальше вы идёте к «философскому пароходу». А вот и та самая «анкета чекистов», которую заполняли «подозрительные» лица. Судьба эмигрантов решалась очень быстро и часто зависела от настроения тех, кто принимал окончательное решение — позволить человеку остаться на родине или выгнать из страны.

На нём крутится контент в контейнере HTML5. Это стойка со встроенным экраном, к которому подключён плеер. Вы кидаете кубик (прямо на экране), и вам выдают результат – собирать чемоданы или нет. Вы отвечаете на несколько вопросов, а потом, самое интересное, определяется вероятность, с которой «человеческий фактор» чекистов отправил бы вас за пределы страны. Большинство собирало.

Вот он: Если пройти по экспозиции дальше, то можно увидеть, например, паспорт эмигранта.

Разборчиво, впечатляюще (писали профессиональные актёры), но при этом негромко. Сверху над паспортом стоит направленная аудиосистема, которая шепчет вам прямо в ухо про экспонат.

Поэтому в музее нет какофонии, сохраняется тихая музейная обстановка. Важна точность: за пределами конуса примерно двухметрового диаметра остальным посетителям ничего не слышно.

Контент в основном русскоязычный, но в интерактивных инсталляциях есть переключение на английский язык.

Интересно посмотреть на вещи, которые эмигранты в первую очередь брали с собой.
Например, много книг, различные документы, в частности, грамоты о владении землёй (потому что рассчитывали вернуться):

Многие эмигранты первой волны отказывались от гражданства и ждали возможности поскорее вернуться: В этом месте по концепции стоят неразобранные чемоданы эмигрантов (настоящие, переданные музею в дар) — символ жизни, проведённой в ожидании на чемоданах.

Когда вы смотрите на то, как кто-то забрал с собой самовар, то слышите звук кошения травы. Так вот, когда вы ходите по этой части выставки, мы направляем на вас ещё немного аудиосистем и проигрываем звуки. Подходите к граммофону — он перестаёт шипеть и начинает играть ностальгическую музыку. Когда смотрите на детские вещи — голоса и народные песни. Кстати, идея подобного интерактивного взаимодействия принадлежит русскому филиалу компании RAA (Ralp Appelbaum Associates), одной из крупнейших в мире музейных выставок дизайнерских фирм: Эффект очень хорошо рассчитан составителями экспозиции, а мы добавили датчиков движения и плееры.

При этом физически не разбирали чемоданы. Гора чемоданов ещё важна тем, что многие эмигранты первой волны отказывались от гражданства и ждали возможности вернуться.

На одной он показывает, как выглядели люди до того, как покинули Россию, на другой — их фото уже из эмиграции. Следующий стенд — с двусторонними фото.

Просто выбираете кого-то и поворачиваете плашку:

Или вот:

На мультимедийном экране, расположенном рядом, можно выбрать любого человека с плашки и прочитать историю его жизни.

Можно было их оцифровать, но руками гораздо проще. Блок дальше — тоже без ИТ, там множество документов. Тут архитекторы разместили подлинные документы в выдвижных стендах с подсветкой — весьма оригинальное решение. Сделали большие выдвижные стенды.

Там тоже — видеохроника, но уже по большей части из Российского государственного архива кинофотодокументов и Белградской кинотеки. За спиной у замдиректора музея по науке Наталии Гриценко можно увидеть ещё несколько экранов.

Я не буду рассказывать про всю экспозицию, просто покажу те места, где ИТ добавили много эмоций. Дальше снова надо много интерактива.

Это реконструкция, писали актёры, соответствующей аудиозаписи в хорошем качестве не было: Вот здесь можно побыть учеником-эмигрантом: сесть за парту в русской школе где-то в другой стране и послушать уроки.

Эти экраны на стенах дают много информации о городах, где жили эмигранты:

А здесь можно пройти мини-экскурсии по русским районам: Можно узнать про кустарное производство и ремёсла в Харбине (это почти русский город на территории Китая около Владивостока).

Посмотреть газеты и прочие документы:

Дальше в экспозиции предметов сразу за броненосцем…

… стоят вот такие экраны:

Этажом ниже будут интервью с потомками эмигрантов, уже родившихся в другой стране. Когда вы берёте мононаушник, эмигранты из разных стран начинают рассказывать свои истории.

Из нецифрового ещё хочу отметить вот эту пару экспонатов:

Во всех странах эмигранты поддерживали связь друг с другом и поэтому смогли сделать очень похожий процесс воспитания детей. Тут что-то вроде пионерского движения, только координируемого по всему миру. Если вы поднимете флаг Витязей, то запустите концевой выключатель и услышите клятву юных разведчиков.

Следующий этаж (первый, потому что начало — на втором) посвящён вкладу эмигрантов в мировые культуру и науку.

Мы делали вот такие вещи:

Вот тут замучились с видеоналожением: одна большая стена — и в ней три картинки в картинке, которые синхронизируются с направленным звуком:

Анимацию, кстати, делали наши подрядчики из Pitch Media, и получилось очень качественно. Здесь просто экраны с анимацией и интерактивом.

Много вот таких устройств (геркон запускает звук):

Где-то можно послушать дебаты о будущем страны (реконструкция), где-то — справку, где-то — реальные записи людей.

И панель управления с планшета:

Мы делали аудиовизуальную часть, программирование управления, подбирали железо, монтировали и всё настраивали. На нас было 44 инсталляции. В требованиях была повышенная надёжность, поэтому от классически ожидаемых ардуино-схем почти везде ушли к промышленным решениям, которые используются в музеях по миру (благо была возможность перенять опыт Европы).

Из сюрпризов стоит отметить, пожалуй, только один большой аврал, когда выяснилось, что на открытие могут приехать важные гости. Работа шла достаточно размеренно, штатно, музейные работники очень хороши в планировании и предсказуемости. А у нас большая часть управления с планшетов гидов сделана на частотах Wi-Fi. Нас предупредили, что из-за работы безопасников будут установлены широкополосные ЭМ-помехи. Таким образом, экспозицию можно запускать не только с планшета. Пришлось добавлять малозаметную физическую кнопку, спрятанную в начале экспозиции.

Эта кнопка, которая запускает экспозицию музея и полёт птиц.

Там очень и очень интересно. В общем, приходите в музей.

И огромное спасибо ребятам из компаний Digis, RAA, MKC и Pitch Media, было приятно вместе работать.

Ссылки

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть