Hi-Tech

Москвичи создали российский аналог блокнотов Moleskine и продают их на 19 млн рублей в год: история Falafel books

Сперва дизайнер Данила Некрасов делал блокноты в подарок друзьям, теперь отправляет их в 35 городов по России, а также в Белоруссию и Казахстан.

В закладки

Блокноты своими руками

История Falafel books началась в 2013 году, когда Данила Некрасов принёс домой станок для резки бумаги и начал делать блокноты для друзей.

По его словам, в 2013 году в России почти не было отечественных аналогов всемирно известных блокнотов Moleskine и Leuchtturm. Некрасов закончил факультет графического дизайна в Московском политехе, и ему нравилось мастерить. А те, которые можно было найти, казались ему некачественными и плохо сшитыми.

Тогда он нарисовал несколько картинок для обложек, напечатал их на домашнем принтере, взял плотную бумагу, сшил 15 блокнотов и подарил их друзьям. Изучая импортные блокноты, он понял, что может своими руками создать похожий продукт.

Как-то раз Некрасов назвал свой блокнот «книжкой-котлеткой», а с помощью онлайн-переводчика «котлетка» превратилась в Falafel. Название Falafel books появилось случайно. В то время фалафель — блюдо из обжаренного нута — был в моде, и молодой человек оставил вариант.

Первые блокноты Falafel books​

Тогда предприниматель обратился к знакомому, который работал в типографии, и самостоятельно собрал первый тираж — 30 штук. Друзьям Некрасова понравились блокноты.

Некрасов попросил их нарисовать несколько картинок со словами: «Представляешь, у тебя будет блокнот с твоим принтом». Сделать обложки ему помогли трое друзей-иллюстраторов. Это сработало.

Предпринимателю понравилось качество продукта, и он решил заработать на своём хобби.

От хобби к бизнесу

Поздней осенью 2013 года он установил там стойку со своими блокнотами двух форматов и начал их продавать: блокнот A5 стоил 300 рублей, а А6 — 200 рублей. Всё началось с «Циферблата» — небольшого московского тайм-кафе на Пушкинской, которым владели друзья Некрасова.

По словам Некрасова, покупатели брали сразу по нескольку блокнотов — близился Новый год, и они запасались подарками.

Однако свободных средств на организацию производства у него не было. Распродав первую партию из 30 книг, предприниматель заработал несколько тысяч рублей. Тот отказался, но предложил выкупить 48% компании и присоединиться к проекту. Тогда он обратился к своему другу Павлу Дорожкову с просьбой о займе на развитие бизнеса.

«Я долго сомневался, но решил, что друг в бизнесе с опытом предпринимательства не помешает, и согласился», — вспоминает Некрасов.

В том же году к проекту присоединился ещё один друг Некрасова — Алексей Подымский. Сумму сделки партнёры не раскрывают.

Дорожков также занимался своими проектами, а Подымский как раз уволился с работы и искал, чем бы заняться. Некрасов работал в дизайн-студии и занимался Falafel books по вечерам — и ему «катастрофически» не хватало времени.

Он согласился работать над проектом в обмен на долю в 20% и занялся распространением блокнотов в Москве и регионах.

В период с 2013 по 2015 год друзья самостоятельно изготавливали блокноты, договаривались с контрагентами и развозили маленькие партии товара по точкам — от 10 до 30 штук в каждую.

За это время Данила Некрасов научился создавать несколько видов блокнотов: с точечной разметкой, обычные клетчатые или линованные и скетчбуки.

Согласно договорённостям, точка получала от 50% до 60% от цены с каждой единицы товара. К 2015 году блокноты Falafel books продавал уже 21 магазин, включая «Ходасевич», «Гиперион», «Коллаж». Выручка компании в первый год работы составила примерно 50 тысяч рублей.

По словам Павла Дорожкова, сотрудничество с небольшими магазинами было нужно, чтобы подготовиться к переговорам с крупными сетями вроде «Республики» — без продаж основателей Falafel books вряд ли стали бы слушать.

Команда Falafel books

Экспансия

В 2015 году блокноты Falafel books появились в «Республике» — это была первая крупная сеть, в которую основатели компании пошли договариваться о сотрудничестве (они не разглашают условия).

Партнёры выбрали её, потому что аудитория «Республики» совпадала с их целевой аудиторий — это были художники, архитекторы, дизайнеры и просто творческие люди, которым хотелось красиво и удобно организовать свои записи, рисунки и работы.

Чтобы подписать соглашение, Павел Дорожков вложил в бизнес личные 300 тысяч рублей, которые целиком ушли на производство первого большого тиража блокнотов — 5500 экземпляров.

Сперва они рассказали, что их блокноты продаются в независимых книжных магазинах и их очень хорошо покупают. Во время переговоров с «Республикой» Дорожков и его партнёры применили напор.

В итоге блокноты Falafel books оказались на полках «Республики». «Затем мы спросили сотрудников “Республики”: они хотят поспевать за временем или отстать от него?» — вспоминает Дорожков.

Контракт с сетью привлёк и других крупных дистрибьюторов: «Передвижник», «Московский дом книги», «Лабиринт», парк «Зарядье» и других.

Количество точек распространения в регионах тоже росло — Falafel books стала поставлять свои блокноты в 35 городов России, включая Самару, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь и другие, а также в Казахстан и Белоруссию.

В период с 2015 до 2019 год клиентами бренда были «Рокетбанк», Nike, Skillbox, Surf Coffee, «Кинопоиск» и «Яндекс.Такси». Параллельно с розничной продажей Falafel books занималась изготовлением блокнотов для корпоративных заказов.

Кроме того, компания сотрудничала с музеями: например, выпустила брендированную продукцию для Третьяковской галереи, V-A-C, Музея космонавтики, Garage, Пушкинского музея и других.

Например, в 2018 году обанкротился один из партнёров Falafel books — магазин Podium Market. Однако работа с дистрибьюторами не всегда складывается удачно.

Её получить не удалось, однако часть товара магазин всё же вернул. По словам Павла Дорожкова, на реализации в точке находилась партия товара, также у партнёра была выручка Falafel books — 120 тысяч рублей.

Ассортимент, продажи, производство

К 2019 году Falafel book разработала 16 видов разноформатных блокнотов: от крошечной записной книжки до блокнота, который разворачивается и превращается в холст.

Они думают о том, что можно улучшить в предыдущих версиях блокнотов, и договариваются: какую бумагу и материалы стоит закупить и в каком количестве, а также отсматривают образцы. Перед тем как приступить к производству новой партии, партнёры собираются вместе и обсуждают идеи.

Самый трудоёмкий процесс в производстве блокнотов Falafel books — подбор бумаги и дизайн обложки.

Например, в бумаге для скетчей важна матовость, для акварели — зернистость и рыхлость, чтобы краска не растекалась.

Для картона — чтобы он был износостойким, а для маркерных скетчбуков — спиртовая пропитка, чтобы маркер не растекался и не отпечатывался на следующих страницах.
Для планера — плотность.

Павел Дорожков

С момента основания Falafel books обложки для них в основном делали профессиональные иллюстраторы — так появилась серия блокнотов с авторскими принтами. Дизайн каждого блокнота разрабатывается отдельно.

Последний раз на такую заявку откликнулись примерно 200 человек. Но если в самом начале партнёры сами искали художников через друзей или сарафанное радио, то сейчас им достаточно опубликовать объявление в соцсетях.

Производство блокнотов запускают после того, как у команды проекта на руках появляются все необходимые материалы и готовый дизайн обложки.

Когда всё готово, Falafel books арендует производственные мощности и пишет для работников типографии техническое задание, а затем отправляет блокнот в печать. Иногда приходится ждать, так как из-за использования импортной бумаги в блокнотах нужно отдельно закладывать время на доставку.

Стоимость выпуска одной серии зависит от формата блокнота, используемой бумаги, обложки и других деталей.

Себестоимость такого блокнота примерно равна 50–100 рублям (более детальную смету предприниматели раскрывать отказались). Например, производство сотни блокнотов формата A6 с однотонной обложкой может стоить 18 тысяч рублей.

Блокнот с принтом формата A5 стоит от 200 до 300 рублей, а маленький блокнот формата A7 — 100 рублей.

По словам Павла Дорожкова, их берут куда реже, чем блокноты. Самые дорогие товары проекта — еженедельник за 1200 рублей и скетчбук для рисования акварелью со страницами из хлопка за 2490 рублей.

В 2018 году оборот компании за декабрь достиг 2 млн рублей. Больше всего Falafel books зарабатывает в предновогодний период. Дневная прибыль Falafel books примерно равна 48 тысячам рублей. В обычные месяцы он составляет 1,4–1,5 млн рублей.

В 2020 году Falafel books планирует увеличить оборот до 28 млн рублей. По словам Павла Дорожкова, ожидаемая выручка за 2019 год составит примерно 19 млн рублей, 25% из которых (4,75 млн рублей) — прибыль.

Реклама и сарафанное радио

Алексей стал заниматься специальными проектами и региональным развитием, а Полина взяла на себя PR проекта и ведение социальных сетей. В 2016 году к команде Falafel books присоединились супруги Полина и Алексей Дорожковы.

По её словам, каждый из партнёров брал на себя определённый пул задач — в то время у компании не было ресурсов, чтобы платить наёмным сотрудникам, а вступавшие в компанию люди были готовы работать без зарплат, вкладывать свои время и силы в обмен на долю.

​Полина Дорожкова

Для продвижения Дорожкова договаривается о рекламе с Instagram-блогерами.

Например, в 2018 году бренд сотрудничал блогером Марией Шек, которая вела различные bullet journals (блокноты для планирования, рисунков и списков с наклейками, яркими вставками).

Команда написала ей письмо с предложением о сотрудничестве, несмотря на то, что у неё на тот момент было «совсем немного» подписчиков (сейчас — 54 700).

«Для Falafel books важно, чтобы блогер разделял те же ценности, что и компания — демократичность, естественность и открытость к новому», — рассказывает Дорожкова.

#ОпросДня 🖤 Сколько у вас блокнотов?
Если несколько, то какие? 📚
У меня вот один единственный ежедневник 😅📖
.
.
.
#mariashek_ежедневник #ежедневник #разворотнамесяц #ежедневники #развороты #разворот #falafelbooks #книгиоктября #буллетджорнал #bulletjournal #bujo #bulletjournaling…

📚
У меня вот один единственный ежедневник 😅📖
.
.
.
#mariashek_ежедневник #ежедневник #разворотнамесяц #ежедневники #развороты #разворот #falafelbooks #книгиоктября #буллетджорнал #bulletjournal #bujo #bulletjournaling #разворотежедневника #leuchtturm1917 #ОпросДня 🖤 Сколько у вас блокнотов?
Если несколько, то какие?

2580

93

Прежде чем отобрать блогера, Дорожкова оценивает грамотность письма, а также изучает статистику его аккаунта и контент: фотографии блогера должны не просто вызывать у его подписчиков желание приобрести блокнот, но и соответствовать эстетике блокнотов Falafel books.

Кроме того, периодически запускает разовые интеграции. Сейчас бренд постоянно сотрудничает с двумя-тремя блогерами: помимо Марии Шек, например — с Mystical Buttons. «У нас может быть одновременно десять запущенных проектов с блогерами, это вполне обыкновенное число», — поясняет Дорожкова.

Но при этом бренд не продаёт блокноты напрямую через соцсеть, а перенаправляет покупателей на сайт компании. Благодаря интеграциям бренд ежедневно получает более 30 писем от потенциальных покупателей в Instagram.

Продажи через онлайн-каналы приносят компании 20% выручки, офлайн-ритейл — 80%.

Планы на будущее

С точки зрения качества — Leuchtturm, Moleskine и Clairefontaine. По словам Полины Дорожковой, главные конкуренты Falafel books с точки зрения дизайна и эстетики — блокноты Nuuna.

В 2017 году выручка компании D'Ieteren Group от продажи товаров под брендом Moleskin составила €155,4 млн. Сейчас Falafel books стремится к тому, чтобы иметь такие же охваты и аудиторию, как у Leuchtturm и Moleskine.

В ближайшее время компания планирует выпустить ежедневник на 365 дней и начать разрабатывать новые виды канцелярии: стикеры, наклейки и другие элементы для оформления bullet journal.

У Falafel books уже есть опыт поставок за границу — она изготавливала частные заказы для Израиля, Англии, Словении. В планах компании также выйти на международные рынки.

Команда Falafel books планирует найти иностранных партнёров и договориться о поставках блокнотов за рубеж. Но чтобы выйти на рынок США или Европы, в январе 2020 года бренд будет участвовать в ярмарке канцелярских, офисных и письменных принадлежностей Paperworld в Франкфурте.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть