Hi-Tech

Москвич разочаровался в «шкафах из опилок», купил станок с ЧПУ и стал продавать деревянную мебель с этническими узорами

Дмитрий Черненко бросил скучную работу у компьютера, продал два интернет-бизнеса и запустил мебельное производство.

Предприниматель едва не закрыл проект, но благодаря партнёру смог возродить дело. Однако спустя несколько месяцев, когда прибыль предприятия оказалась на порядок ниже, чем он планировал, Черненко разочаровался в производственном бизнесе.

Дмитрий Черненко. Фото: Ethnic Steez

Его удивляло, что многие местные жители (далеко не самые богатые) со вкусом украшали свои дома. Как и многие представители креативного класса, Дмитрий Черненко полюбил остров Бали, и однажды прожил там полгода.

«Когда ты приезжаешь на Бали и погружаешься во всё это живописное великолепие, очень печально ехать на родину, где тебя ждут унылые однотипные дома и мебель из ДСП», — вспоминал Черненко. Они использовали массив дерева, камень, стекло и другие природные материалы, вырезая на них этнические узоры.

Предприниматель загорелся идеей открыть в России производство мебели из натуральной древесины c этническими узорами.

До 2017 года он занимался электронной коммерцией: ему принадлежали два интернет-магазина по продаже рюкзаков и сноубордов — Dakineshop.ru и Mervin.ru.

Черненко продал оба бизнеса (сумму сделки предприниматель не ракрывает) и вложил деньги в запуск нового проекта.

Магазин мебели на Бали. Фото Дмитрия Черненко

Открытие мастерской

Они познакомились в середине 2000-х годов благодаря общему хобби: Черненко развивал свой сайт для сноубордистов Insnow.ru, а Чижов — сайт для ньюскул-лыжников TwinTip.ru. В начале 2017 года Черненко поделился идеей со своим другом Александром Чижовым.

Черненко предложил ему вместе заниматься производством мебели. Впоследствии Чижов организовал в Москве собственное производство лыж.

Чижов разработал дизайн первых нескольких продуктов, вдохновившись фотографиями интерьеров, которые Черненко привёз с Бали. Сперва Чижов помог Черненко: дал доступ к своей мастерской, где у него стоял станок с ЧПУ и научил им пользоваться.

Три месяца предриниматель учился с нуля — он не знал, как обрабатывать древесину, продумывать конструкцию мебели, окрашивать готовое изделие и так далее.

Однако он пообещал другу помочь со стартом собственной мастерской. В сентябре 2017 года Чижов сказал, что не готов работать над двумя проектами и хочет сосредоточиться на производстве лыж.

После того как предприятие переехало в Зеленоград, пустующие ангары облюбовали художники, ремесленники, скульпторы и разные креативные проекты. Черненко нашёл своё помещение на территории бывшего завода НИИДАР возле станции метро «Преображенская площадь».

Например «Свалка», который выкупает у людей ненужные вещи и перепродаёт их, или галерея «Электрозавод» или общественная мастерская «Дар труда».

Он получил от собственника два месяца арендных каникул, но ему пришлось потратить до 50 тысяч рублей на ремонт протекающей крыши, электрификацию и покупку стеллажей. Черненко арендовал пространство площадью 35 м² за 17 тысяч рублей в месяц.

Поскольку у него был неисправен блок управления, он стоил существенно дешевле других промышленных станков — 300 тысяч рублей. Чижов также помог ему приобрести собственный станок с ЧПУ — от малоизвестной фирмы Reco. Однако предпринимателю потребовалось потратить ещё 150 тысяч рублей и два месяца, чтобы восстановить механизм.

Чтобы полностью оборудовать мастерскую, ему потребовалось три месяца. Кроме того, предприниматель купил дополнительные инструменты — электролобзик, циркулярную пилу и так далее. Он назвал компанию Ethnic Steez. В ноябре 2017 года Черненко запустил производство.

Технология

Процесс производства выглядит так: дизайнер создаёт векторное изображение узора (например, в CorelDraw) и импортирует его в программу для управления станком. Фрезеровочный станок с ЧПУ позволяет создавать изделия из дерева, металла или пластмассы со сложными узорами. Самая популярная называется Artcam.

Он задаёт размеры заготовки и вводит параметры фрезы, которая будет сверлить древесину, а также указывает траектории движения, скорость, заглубление и так далее. В программе мастер превращает эскиз в управляющую программу для резки в 2D или 3D формате.

«Не надо быть краснодеревщиком, чтобы сделать идеально прямую раму — в этом и прелесть станка», — рассуждает Черненко. Далее траектории в виде программного кода загружаются на блок управления станка, а он передаёт сигналы шаговым двигателям и шпинделю.

Однако он понимал, что у него недостаточно знаний и нужно потренироваться на более простом объекте. Первое время Черненко собирался производить мебель.

Сперва Черненко создал около 30 тестовых зеркал и продал их со скидкой 50% через группы в Facebook — все они имели незначительные дефекты или просто были промежуточными вариантами. Тогда он решил создавать зеркала с этническими узорами. Это позволило предпринимателю сократить размер издержек на обучение.

На производство одной уже разработанной модели он тратит около пяти рабочих дней. На производство одного вида зеркала (если считать с момента возникновения идеи) у Черненко уходит полтора-два месяца.

Затем он с помощью циркулярной пилы вырезает четверти — пазы для зеркального полотна. С помощью станка предприниматель получает четыре узорчатые заготовки для рамы в духе конструкторов Lego.

Спустя некоторое время — шлифуют, чтобы добиться эффекта старины, и покрывают матовым лаком на водной основе, чтобы придать рисунку контраст и защитить раму от влаги и механических повреждений. После того, как рама склеена, изделие покрывают первым слоем краски, а после высыхания — наносят второй.

Он покупает сырьё в компании «Мир дерева». Для производства зеркал Черненко в основном использует хвойные породы дерева — ель и сосну. Стоимость щита из сосны — от 594 до 1112 рублей за м². В зависимости от толщины и класса древесины, стоимость щита из ели составляет от 556 до 1014 рублей за м².

Бук — от 1930 до 4400 рублей за м², а дуб — от 2200 до 6000 рублей за м². Иногда Черненко использует для производства щиты из бука или дуба, но они стоят дороже.

Хотя после покраски разница не особенно заметна», — рассуждает Черненко. «Мне больше нравится работать с дорогими породами дерева, но наша аудитория не готова переплачивать за неё.

Кроме того, Черненко производит фоторамки: в его коллекции 12 моделей стоимостью от 650 до 4450 рублей. Сейчас у предпринимателя 10 моделей зеркал стоимостью от 7490 рублей до 15950 рублей. Они оформлены в стиле персидской, африканской и полинезийской этники.

В его коллекции пока четыре предмета — тумба для обуви, шкаф для одежды, прикроватная тумба и лестница для полотенец. К лету 2018 года Черненко накопил достаточно опыта, чтобы взяться за массовое производство мебели. Стоимость изделий — от 6450 рублей до 27 900 рублей.

Тумба для обуви Papua Brown

Первые продажи

«Задумайтесь, мы строим заборы из массива дерева, но делаем шкафы из опилок», — писал он. В самом начале у Черненко была идея — он хотел создать замену «бездушной» мебели из ДСП, покрытой пластиковой имитацией фактуры.

Соответственно, предприниматель не мог выбрать приоритетные каналы продаж, и ему приходилось постоянно тестировать разные инструменты сбыта. Однако он не знал, кому будет продавать свой продукт и как определить его целевую аудиторию.

В ноябре 2017 года, когда первые экземпляры зеркал были готовы, он опубликовал объявление на Avito и уехал отдыхать.

Одна покупательница сказала, что ей нужно именно это зеркало. После этого начались звонки. А она настаивала: говорила, что готова подождать. Я ответил, что уехал из Москвы и не могу его отправить. Тогда я почувствовал, что спрос на товар есть.

Дмитрий Черненко

Сперва он ставил цену в 3 тысячи рублей за зеркало, а потом поднял её до 5 тысяч рублей. Кроме того, Черненко завёл аккаунт своей мастерской в Instagram. Ему было любопытно — в какой момент стоимость товара превысит «психологический максимум» и количество покупателей упадёт.

Хотя сейчас мне столько людей пишет, что эта цена кажется низкой», — поясняет Черненко. «Мне казалось, что это очень высокая цена. Кроме того, предприниматель настроил контекстную рекламу, а также сотрудничал с программой «Фазенда».

«Больше я таким меценатством не занимаюсь», — резюмирует предприниматель. Черненко изготовил и бесплатно отправил героям резные предметы интерьера в расчёте на повышение узнаваемости, но желаемого эффекта не добился.

Первые проблемы

Но когда подсчитал расходы, то обнаружил, что его месячная прибыль составила всего 5300 рублей. За ноябрь 2017 года предприниматель выручил 94 тысячи рублей.

Черненко стал думать, что зря продал интернет-магазины и открыл своё производство. Он расстроился, а когда спустя несколько месяцев прибыль практически не изменилась — разочаровался. Он боялся, что так и останется ремесленником со скромным заработком.

Я отложил деньги на комфортную жизнь и думал, что через полгода бизнес начнёт приносить прибыль. Всё шло не так гладко, как я себе представлял изначально. Нужно было закладывать больше времени, полгода — это очень мало.

В предыдущих бизнесах я продавал большими товарными каталогами, где были тысячи единиц. Ещё я думал, что продажи будут достаточно простыми, а они оказались сложными.

Правила, которые действуют для интернет-магазинов, не действуют для маленьких мастерских. А мой новый ассортимент ограничивался десятью позициями.

Дмитрий Черненко

Это позволило бы ему сосредоточиться только на продажах и снять с себя производственные вопросы. Кроме того, он планировал уже со второго месяца нанять сотрудника.

Он не был готов к тому, что ему придётся постоянно заниматься тяжёлой физической работой и дышать опилками. Прежде чем открыть новое дело, он с удовольствием представлял, как перестанет сидеть за компьютером, будет работать руками и больше двигаться.

У Черненко появилось больше времени, чтобы подумать о развитии продаж. К счастью для Черненко, один его знакомый в начале 2018 года предложил свою помощь бесплатно в обмен на опыт. Он обратил внимание на офлайн-сегмент и решил продавать рамы-заготовки для багетных мастерских.

Он договорился с владельцами четырёх точек, они взяли рамы на реализацию, однако за полгода не сделали ни одной продажи. Предпринимателю казалось, что раз такие мастерские есть практически в каждом торговом центре, то и продажи будут высокими.

Видимо в офлайн-сегменте люди не очень ценят такую продукцию. «Не знаю, в чём проблема. Или владельцы мастерских не умели продавать товар, представить его в выгодном свете», — рассуждает Черненко.

Однако к тому времени Черненко уже оценил идею разделения труда и стал искать производственного партнёра. На этом проблемы не закончились — у знакомого предпринимателя стало гораздо меньше времени, и он был вынужден уйти с производства.

Он начал работать со столярной мастерской в НИИДАР, но сотрудничество продлилось недолго: Черненко не устраивало качество работы партнёра и высокая цена на готовую продукцию.

В итоге предприниматель принял решение закрыть проект: в тот момент у предпринимателя родился ребёнок, и из-за нехватки времени он мог браться только за разовые индивидуальные заказы.

Возрождение

Владелец столярной мастерской Михаил Фёдоров написал основателю Ethnic Steez и предложил производить его мебель. В мае 2018 года Черненко получил шанс начать всё с нуля.

Позже хобби превратилось в основной заработок — он открыл мастерскую на «Комсомольской» и занялся производством мебели для лофтов. Раньше Федоров занимался видеомонтажом, а параллельно делал поделки из дерева.

Тем не менее, он решил рискнуть. Черненко колебался — ему не хотелось наступать на те же грабли и снова заниматься перевозкой 1000-килограммового негабаритного станка. Ему понравились работы Фёдорова.

Михаил Фёдоров

Наконец Черненко удалось реализовать изначальный план — его партнёр стал отвечать за производственные вопросы и отказался от создания своей мебели, а он сам занялся тем, что у него получалось лучше всего — трафиком и продажами.

Мне нравится приезжать в мастерскую и работать руками, но большую часть времени я занимаюсь продажами, общаюсь с покупателями и так далее. Моя задача — искать эффективные рекламные каналы.

В итоге каждый занимается своим делом. В отличие от аутсорса, я могу быть уверенным в качестве продукции, почти все производственные процессы теперь делает мой партнёр.

Мы с ним вместе видим в этом огромные перспективы. И самое важное, что Михаил разделяет мои ценности, ему нравится этот стиль и делать этническую мебель.

Дмитрий Черненко

Собирая статистику по продажам, он постепенно смог сформировать портрет своей целевой аудитории. Предыдущие неудачи дали предпринимателю сигнал — отказаться от офлайн-сегмента и искать аудиторию в онлайне.

Чтобы найти эту аудиторию, Черненко решил сотрудничать с онлайн-маркетплейсами. Это женщины в возрасте 22-47 лет, которые любят украшать дом, планируют ремонт или недавно его закончили. Сейчас он работает с одним партнёром — интернет-магазином InMyRoom.

Мне они очень нравятся — легко идут на контакт, предлагают лояльные условия работы, не пытаются продавить поставщика, как это делают другие, ещё и сами забирают товар.

Решил, что мы пока не готовы и не сможем потянуть их объёмы. Говорят, ещё очень хорошо прокачивают продажи Wildberries, но в переговорах с ними я дошёл только до стадии демонстрации товара. К тому же у нас пока нет красивой магазинной упаковки.

Дмитрий Черненко

Там одно зеркало продаётся по $300 — дороже, чем в России. Кроме того, Черненко смог возобновить продажи через американский интернет-магазин Etsy.

Это связано со спецификой международных продаж: предприниматель тратит по $80 на доставку, и ещё $30 долларов — на комиссионные платежи Etsy и PayPal.

Неколько раз Черненко обжигался на этом. Если товар не понравится заказчику, то он может потребовать возврат денег, в этом случае предприниматель теряет стоимость товара и доставки.

Но был здесь и положительный момент: когда рама вернулась, она была настолько побитая, что я понял, что нужно серьезно упаковывать товар», — вспоминает он. «У меня был случай, когда доставка ушла вместо Сан-Франциско в Японию, и мне пришлось вернуть деньги заказчице и взять расходы на доставку на себя.

С одной стороны, торговать с Западом и получать выручку в долларах выгодно, но с другой — высок риск потерпеть убыток. По словам предпринимателя, работа с Etsy напоминает русскую рулетку. Сейчас предприниматель совершает через Etsy три-четыре продажи в месяц.

Затраты предпринимателей составляют около 130 тысяч рублей в месяц. Всего за июль 2018 года Черненко и Фёдоров продали товара на сумму 266 тысяч рублей.

Партнёры планируют реинвестировать прибыль и развивать линейку продукции — недавно предприниматели запустили продажи мебели, а также подготовили коллаборацию с российским художником из Бали Евгением Бэмом, который подготовил дизайн для зеркала.

Фрагмент рамы и зеркало целиком. Дизайн Евгения Бэма

Кроме того, вместе с партнёром он разрабатывает коллекцию предметов интерьера в стиле русской этники. Черненко надеется, что разделение труда позволит ему к сентябрю 2018 года выйти на объём продаж в 500 тысяч рублей в месяц.

А наша задача — сделать так, чтобы русский рисунок смотрелся и гармонично, и стильно», — заключает предприниматель. «Проблема в том, что русская этника слишком топорная, она не выглядит стильно.

#офлайн

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть