Hi-Tech

Московский стоматолог создал сервис на основе нейросетей для диагностики проблем с зубами

Diagnocat распознаёт томографические исследования, помогает поставить диагноз и даёт врачам рекомендации по лечению.

В закладки

Владимир Александровский

В середине 2000-х годов Владимир Александровский запустил «Дентал Фэнтези» — первую в Москве детскую стоматологию, которая работала по западным стандартам, — а затем создал сеть из пяти клиник премиум-класса.

Сегодня он разрабатывает сервис Diagnocat, который с помощью нейросетей анализирует томографические исследования, находит зубы с патологиями и создаёт для врачей диагностический отчет с простым интерфейсом.

Сооснователями проекта стали бывший руководитель исследовательского департамента сервиса «Островок» Матвей Ежов и экс-руководитель представительства компании KaVO Dental Russland Евгений Шумилов, а менторами и соинвесторами — основатели и разработчики приложения MSQRD Евгений Невгень и Сергей Гончар.

Спецкор vc.ru протестировал технологию на себе, а Александровский рассказал, как его продукт повлияет на медицинскую индустрию в России, США и Европе.

Поход к стоматологу

«Во время снимка не двигаемся, не глотаем, дышим через нос, глаза закрываем или смотрим вниз», — инструктирует меня рентгенлаборант стоматологической клиники Belgravia Dental Studio Карина Чирикова.

Чирикова разворачивает на компьютере окно с iCATVision (программой для просмотра КТ-снимков) и начинает рассматривать результаты исследования, перемещаясь по отсканированным слоям. Томограф приходит в движение и спустя какое-то время замирает.

Чирикова останавливается и показывает мне на снимок шестого зуба. С помощью КТ стоматолог может спланировать лечение и избежать ошибок.

Видишь, в каждом по чёрной точке? «На срезе три корня. По идее, часто бывает три канала, но у тебя — четыре. Это каналы. Стоматологи, которые лечат без КТ, могут этого не заметить, и тогда зуб с невылеченным каналом может воспалиться».

Снимок верхней левой «шестёрки» (первый сегмент). Красным обведён тот самый незаметный канал

Но приобрести устройство — это полдела. Проблема в том, что томограф есть далеко не в каждой стоматологической клинике — оборудование стоит несколько миллионов рублей.

Гораздо сложнее найти специалиста, который умеет с ним работать и анализировать снимки: по оценке Владимира Александровского, на десятки тысяч врачей-стоматологов приходится 15-20 челюстно-лицевых и стоматологических рентгенологов.

У ПО для стоматологического томографа сложный интерфейс с множеством кнопок и ручных функций, и стоматологам для анализа и интерпретации снимков КТ приходится осваивать это на постдипломных курсах» — поясняет Александровский. «Курс рентгенологии в стоматологических вузах слишком поверхностный, для того, чтобы дать врачу необходимые знания в компьютерной томографии.

Интерфейс программы для работы с КТ-снимками iCATVision

Сейчас предприниматель тестирует прототип продукта в своих клиниках Belgravia Dental Studio и «Дентал Фэнтези». Чтобы упростить жизнь стоматологов, Александровский вместе с командой разрабатывает Diagnocat — сервис для автоматического анализа КТ-снимков.

Она загрузила результаты моего обследования в Diagnocat, и с помощью нейросетей сервис за пару минут обработал изображение, подготовил панорамные снимки полости рта, а также отметил «находки» — зубы, в которых могут быть проблемы. Карина Чирикова показывает мне, как он работает.

Моё внутреннее селфи. Яркие участки на снимке — это пломбы. Ниже указаны находки — красным отмечены зубы с возможными проблемами

Благодаря сервису врач получает набор из пяти снимков для каждого зуба — в трёх плоскостях и двух срезах, а также отчёт о его состоянии: есть ли какие-то аномалии или воспалительные процессы, лечили ли этот зуб в прошлом и так далее.

В отличие от программ для работы с КТ-снимками, у Diagnocat простой и интуитивно понятный интерфейс: стоматологу не нужно тратить время, чтобы с ним разобраться — он может сконцентрироваться на результатах исследования.

Чтобы научить нейросети Diagnocat «понимать» изображения, команда потратила больше года на разметку результатов около 20 тысяч деперсонализированных стоматологических КТ-исследований.

С помощью специального ПО они размечают КТ-снимки: вот это зуб, это кость, это пломба, а это кариес и так далее. Карина Чирикова (вместе с другими специалистами-рентгенологами и рентгенлаборантами) — в команде аннотаторов проекта. На сегодня они разметили около 7000 исследований.

Владимир Александровский и Карина Чирикова

Diagnocat продолжает учиться — по словам технического директора и сооснователя проекта Матвея Ежова, сервис определяет на изображении анатомические структуры (зубы, суставы, количество корней и каналов) уже не хуже доктора, но в диагностике заболеваний пока ещё иногда ошибается.

Так получилось с результатами моего КТ-исследования. Например, в некоторых случаях не может точно определить — на снимке кариес или периодонтит. — Но рекомендую не затягивать с визитом к стоматологу». «Не пугайся, я не думаю, что у тебя девять зубов с кариесом, — утешает меня Чирикова.

Пока что Diagnocat находится в стадии тестирования — стоматологи и рентгенологи загружают исследования и оценивают, насколько точно нейросети удалось диагностировать заболевание.

Если нет — исправляют ошибки, и нейросеть становится ещё «умнее». Если всё в порядке, они помечают случай как верный. Это позволит более точно диагностировать подобные заболевания. Сейчас команда Diagnocat собирает необходимый объем данных КТ-исследований для редких болезней челюстно-лицевой области — например, онкологических.

И если доктор столкнется с таким кейсом на практике, его опыта может не хватить, чтобы верно диагностировать патологию Многие заболевания настолько редки, что встречаются в одном случае на 100 тысяч пациентов.

Поэтому совершенно очевидно, что врачам нужен простой инструмент, который находится всегда под рукой, чтобы помочь поставить правильный диагноз и назначить лечение в соответствии с принятыми стандартами.

Владимир Александровский

Команда опубликовала две научные статьи и подала заявку на патент в США. Сейчас в Diagnocat больше 20 сотрудников — специалисты в сфере Data Science, инженеры, врачи, рентгенологи и аннотаторы.

Из стоматолога — в предприниматели

До 2011 года Александровский совмещал управление клиниками и стоматологическую практику, но потом полностью сфокусировался на развитии бизнеса и образовании — сейчас, например, проходит курс Executive MBA в Гарварде.

Предпринимателю принадлежит сеть из пяти стоматологических клиник в Москве (взрослое отделение работает под брендом Belgravia Dental Studio, а детское — под брендом «Дентал Фэнтези»), педиатрическая клиника, а также компания по поставкам медицинского оборудования.

Александровский решил стать врачом по примеру своей мамы — стоматолога-ортопеда: она одной из первых в конце 1980-х годов открыла частную стоматологическую клинику «Полидент».

Александровский начал подрабатывать санитаром в «Полиденте»: мыл полы, подготавливал к приему кабинеты, общался с посетителями. В десятом классе она перестала давать ему деньги на карманные расходы и предложила заработать их самому.

К тому же он стал зарабатывать $200 в месяц — «громадные» деньги для десятиклассника. Ему нравилось наблюдать за работой врачей — как они облегчали страдания пациентов и снимали боль.

Параллельно продолжал работать в «Полиденте» — сперва медбратом, а потом ассистентом врача. В итоге в 1995 году он решил поступать в Московский государственный медико-стоматологический университет.

Во время учёбы в МГМСУ

Он работал стоматологом общей практики: лечил каналы, ставил пломбы, делал коронки и занимался хирургией. Закончив вуз, Александровский поступил в ординатуру, затем — в докторантуру, а потом защитил диссертацию. Но сложнее всего ему давалась детская стоматология.

Её привела мама, которой я хорошо полечил зубы. Я до сих пор помню четырёхлетнюю пациентку по имени Настя.

Сделал анестезию, рассверлил зуб, а пломбу поставить не смог — она стиснула зубы, расплакалась и больше ни в какую не давалась. Настя боялась врачей, но я каким-то чудом уговорил её открыть рот.

Владимир Александровский

По словам Александровского, к началу 2000-х годов детская стоматология в России по-прежнему опиралась на советские практики: зачастую стоматологи не применяли даже анестезию, а если ребёнок начинал капризничать, его сажали на колени к маме и лечили насильно.

А многие врачи не умели (или не любили) работать с детьми, что усугубляло проблему. Дети боялись идти к стоматологу — клиника казалась им страшным и неуютным местом.

Однажды он попал на выступление врача из Чикаго, который рассказывал о детской стоматологии на западе. Александровский любил учиться и часто ходил на лекции зарубежных специалистов, которые приезжали в Москву.

Я узнал о специализированных детских стоматологиях, в которых всё было устроено для комфортного, бесстрессового и качественного лечения детей. Это был совершенно новый для меня подход.

Такие клиники были оснащены по-другому и выглядели иначе, чем клиники для взрослых. Об особых психологических приёмах, которыми врач мог завоевать доверие ребенка, чтобы тот дал полечить зубы.

Владимир Александровский

Он увидел на рынке спрос и решил открыть свою первую детскую клинику — «Дентал Фэнтези». По словам Александровского, в середине 2000-х годов в Москве не было детской стоматологии, которая работала бы по западным стандартам.

Кроме того, чтобы в ней применялись современные технологии лечения, которые не уступали бы «взрослой» медицине. Александровский хотел, чтобы она не была похожа на обычную стоматологию, чтобы в ней была дружелюбная для детей атмосфера, приятный интерьер, игровые зоны ожидания и доброжелательный персонал.

Они говорили, что отдельная клиника для детей в России будет убыточной и предпринимателю не удастся окупить затраты на помещение, персонал и оборудование. Однако коллеги и друзья стали его отговаривать.

Тем не менее Александровский чувствовал потребность и верил, что качественный продукт завоюет свою целевую аудиторию.

Удивить скептиков

В 2005 году он нашёл помещение неподалёку от «Полидента» (чтобы одновременно работать стоматологом и контролировать стройку) и занял у друга $100 тысяч — на ремонт и оборудование.

Также ему удалось найти несколько единомышленников, включая своего бывшего одногруппника Дениса Юмашева, который работал на кафедре детской хирургической стоматологии в МГМСУ и уже имел хороший опыт в лечении детей.

Они использовали разные психологические приёмы и алгоритмы, которые зависят от возраста пациента. Сотрудники Александровского начали учиться у передовых американских, немецких и израильских стоматологов, как правильно искать подход к детям.

Бесполезно уговаривать двухлетнего ребёнка открыть рот и потерпеть час, пока доктор будет ему сверлить зубы.

Ребёнок смотрел мультики, отвлекался, и с помощью этого трюка врач мог выиграть необходимое на процедуру время.
Мы начали с самых простых приемов: например, дети всегда лечились сидя в кресле, а мы повесили над головой телевизоры и начали лечить их лёжа.

Владимир Александровский

Если перед процедурой ребёнок испытывал стресс, а уговоры и мультики не помогали, врачи использовали безопасный препарат на основе закиси азота. Помимо анестезии в «Дентал Фэнтези» стали применять технологии седации.

Пациент оставался в полном сознании, но избавлялся от волнения и позволял врачам провести лечение.

Если за раз требовалось вылечить много зубов или пациент был совсем маленьким, врачи использовали безопасный для детей наркоз.

По словам Александровского, «Дентал Фэнтези» была первой детской клиникой в Москве, которая внедрила лечение во сне в амбулаторную стоматологическую практику.

Мы собрали команду врачей-анестезиологов самой высокой квалификации, сотрудников Российской детской клинической больницы», — рассказывает предприниматель. «Оборудование и организационные расходы для лечения в наркозе очень дорогостоящие (свыше $100 тысяч — vc.ru), а врачи-анестезиологи, которые могут контролируемо погружать ребёнка в сон — на вес золота.

Одной из них Александровский называет серебрение молочных зубов — когда вместо лечения кариеса эмаль покрывают раствором на основе нитрата серебра. Кроме того, в «Дентал Фэнтези» стали бороться с популярными, но вредными практиками.

Это делали повсеместно, и дети ходили с чёрными зубами, комплексовали, но родители думали: «Ну и ладно, ребёнку два года, ничего страшного». Кариес такая процедура не останавливает, а улыбку ребенка портит.

Ведь это влияет на его физическое и психологическое развитие. А мы были убеждены (и убеждали других) что ребёнок достоин здоровой и красивой улыбки.

Владимир Александровский

Для привлечения пациентов Александровский пробовал разные способы, но наиболее эффективными оказались сарафанное радио и интернет. Расположение первой клиники сложно было назвать удачным: на окраине Москвы, в получасе минутах езды от метро ВДНХ.

Интернет-аудитория в то время составляла 15,2% населения России, но при этом была более продвинутой и платёжеспособной, особенно в Москве.

Он потратил $100 на создание сайта и ежемесячно тратил по $100 на контекстную рекламу и SEO-продвижение. Александровский решил её привлечь. В результате сайт «Дентал Фэнтези» поднялся на первые строчки поисковых систем по запросам, связанным с детской стоматологией в Москве.

«С удовольствием вспоминаю те времена: клик стоил около двух центов, а CTR — 20%», — рассказывает он.

Вложения в клинику окупились за год, а ежемесячный оборот при полной загрузке составил более $100 тысяч. Предпринимателю удалось быстро загрузить клинику пациентами, и она начала приносить столько же выручки, сколько крупная стоматология для взрослых — несмотря на то, что в ней стояло всего два кресла.

Мы с самого начала позиционировали себя как клинику высокого уровня. Экономика России тогда росла и цвела, у людей были очень больше возможности. Мы использовали передовые технологии и материалы, нашли и обучили самых классных врачей — наши услуги просто не могли стоить дешево.

Напротив — гаражи, неподалёку от входа — мусорные контейнеры. При этом первая «Дентал Фэнтези» была расположена на четвёртой линии домов. И как-то раз я выхожу, а перед подъездом выстроились Bentley, Maserati, Rolls Royce — это привезли наших маленьких пациентов.

К нам привозили и детей из стран бывшего СССР на частных самолётах — настолько у нас была уникальная и востребованная услуга.

Владимир Александровский

Предприниматель создал в них и взрослые стоматологические отделения — Belgravia Dental Studio: родители были довольны тем, как лечат их детей и сами хотели получить такое лечение. К 2014 году у Александровского было уже четыре клиники и 200 человек в команде.

Всего JCI аккредитовала меньше 1000 клиник в мире, «Дентал Фэнтези» и Belgravia Dental Studio стали первыми стоматологиями в России, которые получили этот статус. Спустя два года Александровскому удалось получить аккредитацию в JCI — международной некоммерческой организации, которая оценивает качество услуг и безопасность медицинских учреждений.

Уровни организации

Его идеи произвели на предпринимателя большое впечатление. Во время учёбы в Гарварде Александровский выбрал курс специалиста в сфере организации здравоохранения профессора Ричарда Боумера.

По Боумеру, существует пять уровней развития медицинской организации.

Лучшее качество лечения показывают те организации, в которых коллектив врачей ставит интересы пациента превыше всего. На первом находится управление культурой.

«Сюда переходят компании, которые научились эффективно управлять деньгами, , помещениями, оборудованием, временем, работать с расписанием, с персоналом», — поясняет Александровский. На втором уровне — управление ресурсами.

Речь идет о системном отслеживании качества работы своих врачей и о публикации результатов. На третьем — управление результатами лечения.

Сюда поднимаются организации, которые смогли выделить, описать, стандартизировать и внедрить основные процессы работы клиники. На четвёртом — управление процессами.

На пятом и последнем уровне — управление решениями, которые принимают врачи.

Каждый день публикуются результаты новых исследований, каждый год — появляются методы и технологии лечения, и практикующему врачу сложно оставаться на пике технологического процесса.

— Поэтому необходимы ИТ-сервисы, способные помогать докторам принимать правильные клинические решения». «Иначе врачу придётся только читать и учиться, а не лечить, — рассуждает Александровский. Именно эта мысль подтолкнула предпринимателя к разработке Diagnocat.

Тогда же он познакомился Сергеем Гончаром и Евгением Невгенем, которые в то время уже работали в Facebook и инвестировали в стартапы. Полтора года назад он заинтересовался технологией Computer vision и нейросетями.

Первая публичная бета-версия сервиса появится в марте 2019 года. Им понравилась идея Diagnocat и вместе с Александровским они вложили в проект «несколько сотен тысяч долларов» (точную сумму предприниматель не раскрывает).

Сейчас, если в клинике нет собственного томографа, врач перед процедурой отправляет пациента в сторонний диагностический центр. Diagnocat может решить и другую проблему, с которой сталкиваются стоматологи, — хранение медицинских данных.

Затем специалисты центра либо записывают результаты диагностики на диск и отдают пациенту, либо отправляют архив направившему пациента стоматологу на электронную почту.

Это незаконно, поясняет Александровский: во всех развитых странах нельзя передавать по открытым каналам связи информацию о состоянии здоровья пациента, содержащую его персональные данные.

В этом случае сотрудники центров могли бы загружать результаты исследования в сервис, делиться ссылкой со стоматологом, и он получал бы упорядоченный отчёт, а не просто «сырые» снимки. Поэтому предприниматель хочет, чтобы Diagnocat был ещё и и платформой для хранения медицинских данных.

Предприниматель планирует запустить коммерческую версию продукта для этих рынков к концу 2019 года. Цель Александровского — адаптировать сервис для законодательств России, Европы и США.

Создатели Diagnocat собираются монетизировать сервис с помощью продажи дополнительных модулей и функций для узких специалистов. Базовый тариф, в котором можно создавать панорамные снимки, будет бесплатным для врачей. Например — разрабатывают модуль по созданию специальных отчётов или визуализаций для имплантологов.

Стоимость тарифов и их возможности Александровский пока не разглашает.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»