Hi-Tech

Московские дизайнеры вложили 100 тысяч рублей и запустили сервис для тех, кто не умеет ухаживать за домашними растениями

В Botanic Moscow помогут выбрать цветы, доставят домой и проконсультируют — как сделать так, чтобы они не завяли.

В закладки

Поделиться

Партнёры выбирают неприхотливые растения на цветочных рынках, сами пересаживают цветы и доставляют покупателям. В сентябре 2018 года дизайнеры Лида Овчинникова и Илья Кулешов запустили Botanic Moscow — сервис для доставки растений на дом и удалённой помощи по уходу за ними.

Чтобы клиенты не забывали поливать растения, Овчинникова и Кулешов создали Telegram-бота, который присылает уведомления с напоминаниями о поливе, а также может связать клиента с флористом для консультации.

Создатели Botanic Moscow рассказали vc.ru, кто пользуется сервисом и сколько денег потратили на запуск продукта.

Как всё начиналось

Лида Овчинникова: Мы работаем продуктовыми дизайнерами в офисе на полную ставку: Илья в Qlean, а я — в стартапе, связанном с продуктовым ритейлом.

Я люблю комнатные растения и постоянно дарю их Илье. Идея нашего проекта пришла в мае 2018 года. Просто выкидывали цветы и покупали новые. Но нам всегда было лень разбираться, как за ними нужно ухаживать.

Неделями цветы просто стояли в квартире, иногда я всё же их пересаживала. Когда проходили мимо отдела с цветами в IKEA, я не могла сдержаться и покупала. Потом растения умирали, и всё повторялось заново.

Стали искать в интернете, но не нашли ничего подходящего. В один момент захотели найти сервис, который мог бы нам помочь. Максимум — предложения от флористов пересадить растения, но выезд флориста стоит довольно дорого — 2500 рублей.

Кому-то даже кажется, что ухаживать за цветами трудно и это скорее работа для мам. Потом поспрашивали друзей и поняли, что не только мы ленимся пересаживать растения и забываем их поливать.

Подумали, как можно решить эту проблему, использовав наш опыт по разработке и дизайну продуктов.

Цветы, которые не умрут

Решили создать сервис для доставки растений на дом с удалёнными напоминаниями о поливе цветов и возможностью консультаций с флористом.

Назвали сервис Botanic Moscow — это просто и понятно. Изначально наша идея звучала так: «Комнатные растения, которые не умрут».

Сначала захотели протестировать идею: за неделю оформили лендинг и запустили рекламу в социальных сетях (Facebook и Instagram), чтобы посмотреть, насколько это будет интересно людям.

Если человек заинтересовался, он мог оставить заявку со своим номером телефона. Написали на сайте, что у нас есть сервис для доставки комнатных растений и ухода за ними, который запустится через несколько месяцев. Когда запустили проект, то перезвонили им. Так мы набирали потенциальных клиентов.

Мы не знали, кто наша целевая аудитория и на кого ориентироваться. Илья Кулешов: Я раньше работал с контекстной рекламой, но в этом случае мне пришлось столкнуться с таргетированной. Тогда решили выбрать людей, которые интересуются IKEA, — их оказалось много, больше миллиона человек в Facebook и Instagram.

Получили первые 30 заявок и поняли, что это интересно людям.

В соцсети пользователи тоже интересовались нашим проектом и ценой на растения и услуги по уходу за ними. Также сделали профиль в Instagram.

Так нашли нашего первого флориста — он написал нам в Instagram. Мы честно отвечали, что пока не знаем стоимости, но предлагали им оставить свой номер телефона, чтобы перезвонить, когда проект запустится. Это цветочный блогер — мы предложили ему с нами работать.

А вот найти поставщиков и оформить ИП заняло много времени из-за бюрократии или некомпетентности сотрудников. Всё связанное с ИТ-частью — сайт и рекламу — сделали сами за несколько недель.

Трудности

Я изучил все нюансы и понял, что процедуру оформления юридического лица лучше отдать на аутсорс. Илья: Мы сразу решили оформить всё легально и начали открывать ИП. Не смотря на то, что в банке оформляют все документы вместо тебя, у них это получилось не с первого раза, и нам отказали в ИП. Обратились в банк «Точка».

Нужно было всё оформлять заново. Когда прочитали причину отказа, то очень смеялись — заявление было набрано не тем размером шрифта. Ещё я два раза оплатил пошлину: один раз в московскую налоговую, другой раз — в брянскую, потому что я прописан в Брянске. На оформление ИП у нас ушёл месяц, за услуги «Точки» мы заплатили 2000 рублей. Вернуть деньги обратно сложно, поэтому не стали с этим заморачиваться.

Чтобы убедиться в том, что она у нас действительно есть, нужно проверить это в личном кабинете на сайте ФСН. Отправляли заявление на УСН — упрощённую систему налогообложения. Я до сих пор не могу зайти на сайт: чтобы получить пароль от личного кабинета, нужно приехать к ним в офис и подтвердить свою личность.

Может быть, для других проблемы привычны, но мы работаем в digital: для нас написать что-то вручную, заверить, отправить «Почтой России» и ждать семь дней — это просто дикость.

Обычно это странный сайт, который тебе в Excel может прислать их ассортимент, и ты всё равно должен ехать к ним за МКАД и выбирать растения самостоятельно. С поставщиками та же история — это не красивые онлайн-магазины, где ты просто выбираешь цветы и кладёшь в корзину.

Мы оформили ИП в июне и начали искать поставщиков. Лида: Чтобы начать нормально работать с поставщиками, нам нужно было оформить юридическое лицо, потому что они не продают товары физическим лицам по оптовым ценам.

Для возврата денег нужно было написать от руки заявление и отправить его курьером в Балашиху. С первым нам не повезло: мы неправильно оформили заказ на сайте, и нам отказались продавать растения.

Каждые три дня я звонила и спрашивала про деньги, и меня постоянно перенаправляли по разным адресам. Но деньги не возвращали больше месяца, а нам они были нужны, чтобы закупить цветы у других поставщиков. В конце концов деньги вернули — наверное, письмо всё-таки дошло.

Они работают с «Леруа Мерлен» и «Оби». С помощью флориста обратились к другим поставщикам. Поэтому выбираем растения сами — внимательно просматриваем каждое и решаем, покупать или нет. Это хорошие поставщики, но мы боимся, что они будут доставлять нам некачественные растения — в том же «Леруа Мерлен» от этих поставщиков продаются цветы в ужасном состоянии.

Пока мы покупаем горшки в розницу в строительном гипермаркете, но тоже планируем найти поставщиков. Но у этих компаний нет подходящих для нас горшков.

Главное, чтобы у тебя было оформлено юридическое лицо. Илья: Магазины по оптовой продаже растений чем-то похожи на «Метро» — ты можешь приехать туда и купить любое количество растений по оптовой цене, даже одну розу.

Такая же сансевиерия, но на 10 сантиметров ниже — 400 рублей. Цены на цветы разные: высокая сансевиерия (70 см) стоит в закупке 800 рублей. Не знаем, как строится ценообразование на растения. То же растение высотой в 80 см будет стоить уже 2000 рублей.

Раньше вся квартира была заставлена цветами: кухонный, компьютерный столы, комод, пол. Лида: Храним и пересаживаем растения у меня дома. Некоторые из растений довольно объёмные — до метра высотой.

Сейчас купили большие стеллажи в IKEA, куда можно их все поставить.

Мы используем автоматизированную систему поддержки через Telegram, сайт собирали в конструкторе. Илья: У нас была задача — проверить бизнес-гипотезу максимально дёшево, поэтому не разрабатывали индивидуальные продукты, а пользовались уже готовыми решениями. За пересадку одного растения флорист получает 10% от продажи. На этом этапе флористы работают с нами практически бесплатно.

Иногда читаем в статьях, как кто-то вложил 20 млн рублей, чтобы проверить какую-то гипотезу. На запуск проекта потратили меньше 100 тысяч рублей. Мы свою проверили намного дешевле и очень этим довольны.

Через какое-то время сможем окупиться, и наши флористы начнут зарабатывать.

Несмотря на все косяки, хочется продолжать. Пока работаем в офисе и тратим на проект оставшееся свободное время, но все неудобства компенсирует то, что это наше дело. Это другой уровень мотивации — ты не работаешь на кого-то и исполняешь чужую мечту, а делаешь это для себя.

Пробный запуск и работа с первыми клиентами

Тестовый запуск сервиса решили провести на себе.

Флорист их пересадил и написал инструкции — как ухаживать за растениями. Договорились с флористом, нашли первых поставщиков, заключили с ними договор и выбрали первую партию растений.

А как часто поливать и что такое умеренное освещение? После сами редактировали инструкции — хотим, чтобы они были максимально точными, а не как в IKEA или «Оби»: «Умеренный полив», «Умеренное освещение».

Некоторые растения спустя время вычеркнули из списка — спустя месяц-полтора надоело кропотливо за ними следить. Купили по одному экземпляру разных растений, чтобы понять, за какими ухаживать просто, а за какими — нет. Тестирование заняло у нас полтора месяца. Поняли, что не хотим, чтобы наши клиенты испытывали всё это.

Оказалось, что есть цветы, которые красиво выглядят, но за ними сложно ухаживать. Лида: Мы разобрались, какие растения подходят для дома, а какие нет. Люди их покупают, и через какое-то время цветы превращаются в уродцев либо погибают.

Чтобы люди не забывали это делать, решили создать Telegram-бота, который будет напоминать о поливе и инструкциях, чтобы через него можно было проконсультироваться с флористами. Илья: Даже если растение неприхотливое, за ним всё равно нужно ухаживать. Сначала хотели сделать полностью автоматизированного бота, но в итоге решили, что сейчас это не нужно и на первое время достаточно самого простого.

В инструкции написано, как нас найти в Telegram и настроить бота. Когда у нас покупают растения, помимо электронной инструкции выдаём и бумажную, чтобы человек сразу знал, что делать.

Только после этого доставляем их клиенту. Лида: После покупки растений у поставщика мы их пересаживаем и оставляем у себя на несколько недель, чтобы убедиться, что с растениями точно всё хорошо.

Мы предоставляем людям необходимый минимум — выбираем за них цветы, пересаживаем, проверяем, привозим и напоминаем о том, что их нужно полить. Далее клиенту приходят напоминания о поливе растения — частота напоминаний зависит от того, какое растение приобрёл человек. В течение следующих нескольких лет растение не будет требовать дополнительного внимания.

Самостоятельно люди выбирают цветы по внешнему виду, и это ошибка. Второй раз приезжать к клиентам не нужно — мы специально выбрали растения, за которыми просто ухаживать. Они не знают, какие растения прихотливые, а какие нет.

Это было удобно, потому что мы смогли получить честную обратную связь. Первыми клиентами стали наши друзья.

Не все из них купили цветы — некоторым сервис не подошёл. Несколько незнакомых человек увидели рекламу Botanic Moscow в Facebook, заинтересовались и позвонили. Мы узнали, что их смутило, и теперь будем думать, как усовершенствовать услуги.

Либо пересадить свои цветы. Например, получили отзывы, что не всем нужны новые цветы — некоторые просто хотят проконсультироваться с флористом по поводу старых.

В дальнейшем консультации флористов будут отдельной услугой. Предложили клиентам протестировать услугу консультаций бесплатно, потому что пока не знаем, в каком формате лучше консультировать. Пока доступ к боту только у тех клиентов, которые купили наши растения.

Выезд флориста на дом ради пересадки одного растения стоит 2500 рублей — это как один сеанс у психолога. Услуги пересадки пока не сформированы.

Возможно, в будущем откроем мастерскую, в которой люди смогут привозить свои цветы, чтобы мы смогли их пересадить, или оставлять нам свои растения на передержку, когда уезжают в отпуск. Решить эту проблему — наш план на будущее, сейчас думаем, как можно удешевить услугу.

И тогда растение будет продаваться не как товар, а как услуга. Илья:Возможно, людям нужен не конкретный цветок, а просто растение, и мы сможем не пересаживать, а заменять одно растение на другое.

Также спрашиваем клиентов, что их мотивировало обратиться к нам, смотрим, что это за люди, где они живут и кем работают. Лида: Сейчас все растения доставляем сами, чтобы посмотреть, как люди будут изучать нашу инструкцию, насколько удобно им общаться с ботом. Чтобы понять, какая наша основная целевая аудитория и какие цветы лучше подойдут под обстановку в их квартире.

Хотя когда создали профиль в Instagram, на нас подписывались женщины, увлекающиеся садоводством. Пока получается, что наша целевая аудитория — люди 25-35 лет, которые работают в медиа, ИТ, открыты к новому и любят красиво обустраивать своё пространство. Возможно, они просто хотели вдохновляться картинками. Мы не понимали, почему.

Планы на будущее

Пока мы доставляем их сами, но в дальнейшем планируем нанять курьеров. Илья: У нас есть нерешённая проблема с транспортировкой растений. Особенно остро этот вопрос стоит при перевозке метровых пушистых растений. Нужно придумать, как доставлять растения всегда в целости. Пока пробуем перевозить растения в картонной коробке и крафтовой бумаге.

Хотим попробовать поработать с поставщиками удалённо, чтобы они доставляли нам цветы на дом. Первую тестовую партию уже отдали клиентам и сейчас планируем оформить второй заказ. Нужно проверить, как они будут себя вести, если мы захотим вернуть растения с какими-то дефектами.

Научили их пользоваться сервисом для консультаций, утвердили правила работы. Организовали работу с флористами — теперь у нас их три.

Она будет немного другая, посыл «Растения, которые не умрут» теперь кажется нам не совсем подходящим. Сейчас опять хотим запустить рекламу в Facebook и Instagram. Теперь мы лучше понимаем нужды клиентов и идею сервиса.

Не хотим сейчас набирать людей и заставлять их ждать — сначала закупимся, пересадим и с большими объёмами сможем работать. Нас останавливает то, что пока у нас недостаточно цветов.

В будущем хотим максимально автоматизировать процессы, чтобы вместо помощника на максимум вопросов отвечал бот.

Telegram — это гибкая платформа, которая нас выручает. Мы понимаем, что бот в Telegram — это ограничение, но пока не можем с этим ничего делать. Но разрабатывать такое приложение с первого дня нашего запуска было бы неправильно, потому что дорого и пока нет такого большого потока клиентов. Через один-два года логично будет сделать чат-приложение наподобие «Яндекс.Здоровья», где ты сможешь видеть свои растения, иметь доступ к консультациям флористов и так далее.

Сейчас не хотим активно продавать новые растения — сначала нужно наладить сайт и отрегулировать все процессы (общение с поставщиками, доставку и так далее). Пока у нас всего несколько пользователей — мы в самом начале работы.

Пока мы ещё не добавили их, но планируем. Кроме растений в ассортименте клиенты просят цветущие растения и кухонную зелень — например, розмарин. Загвоздка в том, что за подобной зеленью сложнее ухаживать.

Когда ходим куда-то завтракать или ужинать, часто видим на столах в кафе умирающие растения. Также хотим попробовать работать с малым и средним бизнесом. Они стоят в тех же горшках, в которых и были куплены.

Планируем занять нишу между профессиональными службами по озеленению и покупателями цветов. Мы хотим в качестве теста предложить владельцам кафе исправить ситуацию — привозить им уже пересаженные неприхотливые растения. Думаем часть работы делать самостоятельно, а часть — автоматизировать. Кафе не выгодно работать с профессиональными компаниями — это дорого.

Сейчас мы тоже основные пользователи этого сервиса — сами консультируемся с флористами и пользуемся напоминаниями о поливах.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть