Hi-Tech

Монолог: сколько зарабатывают антиквары и что нужно для запуска бизнеса в этой сфере

Основатель проекта «Дом-Музей» Ираклий Месхия — о клиентах, покупателях, конкурентах, редких находках и тайне дивана маршала Жукова.

В закладки

Как всё начиналось

Думаю, страсть к антиквариату начала появляться лет с пяти, когда мы с мамой каждые выходные ходили на вернисаж в Измайлово, тогда там был единственный блошиный рынок в Москве.

Всё там казалось чем-то невероятно загадочным, бесценным и волшебным: иконы, самовары, картины, бронза, расписная деревенская утварь.

Мы ничего не покупали, просто жили рядом и гуляли, но, видимо, эти впечатления отложились в детском сознании и оказали влияние. Всё это казалось мне огромным музеем, где можно приобрести понравившуюся вещь.

В то время я развлекался тем, что расписывал буфеты и прочую старинную мебель, создавал из неё арт-объекты и продавал. Собственно, заниматься антиквариатом я начал лет 15 назад, когда мне было около 24-х лет. В какой-то момент я понял, что буфет, купленный у бабушки, можно продать и дороже, никак его не меняя.

На этой волне я забил гараж во дворе своего дома разным хламом, купленным по объявлениям в газете. На тот момент всё виделось очень простым — купил вещь за $100 и продал за $200. Собирал в гараже всё что угодно, сделанное до 1940-х годов, включая утюги и керосинки. Тогда я покупал вещи по единственному принципу — лишь бы дёшево продавали.

В итоге всё оказалось не так уж просто: у людей, покупающих антикварную мебель, были свои, порой не понятные мне критерии выбора предметов.

Вещь вроде бы невероятной красоты никто не покупал, а что-то развалившееся и невзрачное, прихваченное до кучи, внезапно вызывало огромный интерес.

Мне потребовалось пару лет, чтобы немного разобраться, какие предметы интересны клиентам, сколько они стоят на самом деле. Тогда я имел смутное представление о том, как устроен рынок антиквариата. Понять, с чем не надо связываться ни в коем случае, насколько бы вещь тебя ни привлекала своей красотой, возрастом или уникальностью.

Трудности антикварного бизнеса

Гораздо труднее в нём остаться: это история не про быстрое обогащение, и никакой халявы тут не бывает. Вопреки стереотипам, попасть в антикварный бизнес совсем не сложно. Но ты это понимаешь только спустя время.

Надо быть готовым к тому, что удачу иногда приходится ждать долго. Каждая ценная находка — результат терпения и ежедневной, зачастую скучной и монотонной работы. И так из раза в раз. Да и деньги, которые ты заработаешь, нужно будет вкладывать в новые приобретения и ещё добавлять сверху.

К тому же после кризиса 2008 года многие игроки ушли из актикварного бизнеса.

Я прекрасно понимаю, что занимаюсь вещами далеко не первой необходимости, и интерес к ним у людей возникает, когда нет потребности в чём-то более насущном.

Никаких специальных затрат на их содержание нет, поэтому операционные расходы связаны в основном с арендой помещения. Моё основное направление — антикварная мебель и предметы интерьера. Кто-то из коллег снимает здание в центре за 1,5 млн рублей в месяц, а кто-то — гараж за 5000 рублей.

Мой формат отличается от традиционного представления об антикварном деле — у меня не салон с дорогими витринами и охраной, а обычный склад, забитый доверху, где посетитель невольно становится участником квеста по поиску сокровищ.

Кроме того, такой формат отражает моё представление о том, что антиквариат — это не обязательно гламурный блеск и пафос. Я стараюсь минимизировать расходы на содержание, что позволяет мне продавать вещи дешевле многих конкурентов.

Всего я трачу около 100 тысяч рублей за аренду помещения с учётом платы за электричество, общую охрану территории и парковку.

К тому же чем старше мебель, тем менее она восприимчива к воздействию погоды, перепадов температур, влажности. Для хранения мебели требуется только сухое отапливаемое помещение с теми же температурными условиями, в которых живут люди.

Она там стоит и прекрасно себя чувствует, ничего не лопнуло и не треснуло. Иногда приезжаешь в старый дачный дом, где никто не живёт уже 20 лет, и находишь там мебель первой четверти 19 века. В то же время какая-то советская или, скажем, румынская мебель 1980-х годов уже вся пришла в негодность.

Что касается конкуренции в бизнесе, она, безусловно, есть, но я бы не назвал её агрессивной. В этом отношении несколько сложнее тем, кто занимается иконами или живописью, для них действительно важен особый температурный режим. На антикварном рынке сложились довольно здоровые отношения, коллеги стараются друг друга не обижать.

Антикварный буфет в стиле модерн

Как искать антиквариат

Гораздо сложнее найти что-то достойное и редкое, чем этот же предмет впоследствии продать. Поиск вещей — самое трудное и одновременно самое интересное в моей работе.

Это ускоряет продажи, но значительно сокращает шансы приобрести какую-то интересную вещь первым. С глобальным развитием интернета поиск вещей стал, конечно же, проще, и у любого человека теперь есть возможность оперативно выложить на доску объявлений всё, что он хочет продать.

Со временем твои бывшие клиенты начинают передавать тебя по рукам, как врача или репетитора, своим знакомым и родственникам, что очень ценно. Конкуренция выросла, и теперь просто сидеть в интернете в поисках сокровищ недостаточно. Таким образом ко мне приходит большая часть клиентов.

Но особенно интересно искать вещи в самых неожиданных местах.

Он был готов забраться туда, если я сразу дам ему 3000 рублей, и откопать этого кота в мешке. Как-то раз я купил пару венских стульев у мужчины, уже ухожу, а он вдруг вспомнил, что на антресолях лежит «что-то большое, тяжёлое и, вроде, ценное от деда». Мы наткнулись на зеркало 18 века в невероятной золочёной раме с инвентарным номером Зимнего дворца.

Через час со мной в машине ехала двухметровая картина 1920-х годов с изображением Ильича в окружении первых пионеров — почему-то с подсолнухами в руках и огромной красной собакой. Год назад, по дороге с дачи, куда меня пригласили оценить антикварную мебель и где ничего интересного не нашлось, я остановился на обочине и зашёл на минуту в лес.

А узнав, чем я занимаюсь, он вспомнит про валяющуюся на чердаке своего дома картину из давно сгоревшего местного дома культуры. Я не мог представить, что как раз в эту минуту именно в этом месте наткнусь на подвыпившего грибника, который попросит подбросить его до дома. Впоследствии я подарил это полотно театру.

Как обучиться профессии

Чтобы научиться разбираться в антиквариате, необходимы знания в искусствоведении, истории, литературе; опять же, определённый багаж появляется после посещения музеев, выставок.

Я считаю, что эти курсы — полная профанация. Прежде были популярны различные курсы и школы, где учили распознавать подделки и правильно покупать.

В основном их посещали жёны «новых русских», которым нужно было хоть чуть-чуть представлять, за что они платят деньги.

Насколько помню, семестр обучения на таких курсах стоил дороже семестра в самом престижном московском вузе. Курсы стоили неимоверных денег, но серьёзных знаний не давали.

Тем более понятие «антиквариат» вообще довольно широкое, и невозможно в равной степени хорошо разбираться в живописи, иконах, фарфоре или книгах. У меня специального образования в этой области нет, я художник.

У меня есть друзья и коллеги — первоклассные эксперты в своей области. Да это и не нужно. Конечно, антиквар должен понимать, представляет ли ценность та или иная вещь, но не менее важно иметь доступ к узким специалистам. Если мне нужна консультация, я могу обратиться к ним.

Обычно им требуется минута, чтобы сказать, имеет ли смысл связываться с вещью. Практически всю приличную живопись и иконы я обязательно показываю знакомым специалистам. Мне же присылают мебель, хотя и с ней иногда бывают сложности.

Мебель вызвала у меня подозрения, и мой друг, один из лучших специалистов по русскому ампиру, осмотрев её, подтвердил опасения. Пару месяцев назад мне предложили купить огромную коллекцию мебели из карельской берёзы конца 18-го — начала 19 века. Практически всё было сделано в начале 1990-х, но довольно искусно, из старых материалов с соблюдением технологий.

Но только опыт и время научат в этом разбираться. Чтобы стать хорошим антикваром, нужно понимать, что и сколько стоит на рынке и пользуется ли спросом. Поначалу из-за нехватки знаний и опыта я совершал ошибки — где-то продешевил, где-то не распознал раритет и отказался покупать, о чём спустя время здорово жалел.

До меня от полотна отказалось несколько антикваров, поэтому я решил, что оно не подлинное, и тоже отказался. Как-то мне предложили картину Шагала за $1000. А впоследствии выяснилось, что это был подлинник, и кто-то на нём хорошо заработал.

Антикварная ширма 19 века из красного дерева

Целевая аудитория

Приобретать антиквариат у человека, который, очевидно, сразу же потратит эти деньги на еду или купит предметы первой необходимости, приходится нечасто. Экономическая мотивация продавать свои вещи относительна.

Как правило, люди избавляются от того, что им просто не нужно, и это не связано с уровнем их доходов.

Но желание избавиться от фамильных ценностей в таких домах возникает редко. В состоятельных в нескольких поколениях семьях чаще встречаются достойные и интересные предметы, купленные в своё время родителями или бабушками и дедушками.

Некоторые просто не могут жить со старыми вещами, особенно с мебелью: она «давит» и мешает. Обычно именно банальный ремонт, переезд или рождение ребёнка побуждают продавцов полностью пересмотреть интерьер в пользу всего нового.

Через месяц другая дама обратила внимание именно на это зеркало из всех, что находились у меня на складе, заявив, что у него сильная энергетика. Однажды женщина за небольшие деньги продала огромное антикварное напольное зеркало, объяснив, что в нём живут призраки и у него плохая карма.

К нему все относятся по-разному. Ещё один мотив — наследство. Кто-то, получив огромную генеральскую квартиру на Кутузовском проспекте, обставленную антикварной мебелью, хочет максимально быстро избавиться от всего.

Им просто нужно быстрее начать пользоваться основным активом в виде недвижимости. Имея представление о стоимости имущества, наследники готовы продать вещи значительно ниже рыночной цены.

Он уверен, что его шкаф стоит 1 млн рублей, а все, кто утверждает обратное, непременно аферисты. При этом в соседнем доме при аналогичных обстоятельствах человек готов месяцами, а то и годами продавать поштучно всё, включая паркет, за совершенно неадекватные деньги.

Иногда родственники пытаются продать что-то из вещей только что ушедшего человека, буквально на следующий день после смерти, боясь предстоящего дележа имущества.

Такой отвратительный пример человеческой жадности. Никогда не забуду, как меня пригласили в квартиру, где на диване лежал труп дедушки, о смерти которого ещё даже не заявляли, чтобы не узнали другие наследники.

Неприятно, конечно, когда юноша заявляет, что его задача — продать мамины вещи за стоимость нового iPhone, а получив деньги, он радостно бросается его заказывать у тебя на глазах. Иногда память об ушедшем человеке бывает негативной, поэтому люди сознательно стремятся от неё поскорее избавиться. Но чаще сталкиваюсь с потребностью человека что-то забыть и закончить.

Антикварные кресла 19 века

Как рассчитывается цена антикварных изделий

Поэтому я чётко знаю, за сколько продам тот или иной предмет мебели. Цена определяется в первую очередь рынком. Например, увидев упомянутое напольное зеркало, в котором якобы жили призраки, я сразу понял, что продам его за 40 тысяч рублей.

Иногда возникает диссонанс — уникальная старинная вещь может продаваться с большим трудом, а другая, на мой взгляд абсолютно переоценённая, пользуется спросом и поэтому дорого стоит.

Гораздо ценнее сам факт находки и обстоятельства, при которых вещь была найдена. Для меня материальная ценность предмета, конечно, важна, но не всегда интересна.

В одном деревенском доме, куда меня затащил бывший колхозный киномеханик и всучил никому ненужный самовар, я вдруг увидел, что из дыры в обоях, которыми были обклеены межкомнатные двери, на меня смотрит глаз.

Естественно, я вышел из дома, сняв двери. Выяснилось, что двери в доме сделаны из огромных храмовых икон, вынесенных из соседнего монастыря отцом механика много лет назад. В одной из них даже выпилили окошко для кота.

Сами иконы стоили не так дорого и не были редкими, но то, как и где я их отыскал, делало эту находку очень значимой. Это была ценная находка! Состояние у них было весьма плачевное, это, по сути, был единственный способ их спасти. Впоследствии я продал их реставратору за 60 тысяч рублей.

Бывают находки, не представляющие вообще никакой материальной ценности, но при этом они практически бесценные артефакты или памятники своей эпохи.

На обороте были написаны пожелания и напутствия сокурсниц. В антикварном зеркале, приобретённом в Подмосковье, меня ждала очень трогательная находка — большая групповая фотография предпоследнего выпуска Смольного института благородных девиц и портрет одной из девушек. К сожалению, проследить судьбу девушки так и не удалось.

Выпускницы Института благородных девиц и портрет одной из них.

Встречались паспорта, от царских до паспортов ООН, советского дипломата. В мебели люди часто прятали различные секретные документы — завещания, любовные письма, откровенные фотографии.

Он очень заинтересовал японских историков. Однажды я случайно нашёл в диване одного советского генерала военный дневник японского солдата.

Позже выяснилось, что это была Сталинская премия. Несколько лет назад в спинке кресла племянницы маршала Жукова я обнаружил 50 тысяч советских рублей.

50 тысяч советских рублей

Обратился к специалистам — понять, не находится ли у меня в руках неполученная Нобелевская премия. Однажды я нашёл в мебели покойного композитора чертёж летательного аппарата. Однако выяснилось, что композитор был далёк от физики, и эта машина по определению не могла подняться в воздух.

Как-то раз одна девушка вспомнила, что у неё в кладовой лежит интересная коробка от печатной машинки её деда, которая на проверку оказалась коробкой от немецкого шифровального аппарата «Энигма».

Обычно находки, которые не представляют материальной ценности, вроде дневника солдата, фотографии девушек из Смольного института я не продаю, а оставляю себе.

Сколько можно заработать на антиквариате

Продажи, как и почти в любом бизнесе, зависят от сезонности. Средний чек на один предмет антикварной мебели — 20–50 тысяч рублей. Ещё одна волна продаж — под Новый год, когда покупателям хочется порадовать себя или близких. Летом ощущается спад, а осенью люди возвращаются в город, к привычной жизни, и у них просыпается интерес к антиквариату.

Бывает время, когда за месяц я продаю всего три предмета, и доход превышает или сопоставим с содержанием салона. Доход не всегда зависит от количества проданных вещей. Можно за месяц продать две очень дорогие вещи, например редчайший гарнитур братьев Тонет (два кресла и диван) за 150 тысяч рублей, и считать, что месяц удался.

Потому что условный венский стул я продам за 3000 рублей, а куплю за 2000 или 1500 рублей. А можно продать, например, 15 венских стульев, и это будет ни о чём. Учитывая временные затраты, прибыль тут сомнительная.

Гарнитур братьев Тонет, модель 1905 года

Один такой оптовый заказ позволяет мне заработать около 500 тысяч рублей. Ко мне нередко обращаются оптовые покупатели — юридические лица, которым нужна мебель для ресторана, дизайнеры, которые занимаются оформлением пространств и нуждаются в большом количестве мебели, или музеи и театры, которые закупают стулья.

Подделки

Это интуитивный момент: ты чувствуешь предмет, ты его видишь, ты его трогаешь и анализируешь. В большинстве случаев антиквар может отличить подделку от оригинала.

В основном это не полностью скопированный новый предмет, а отреставрированная мебель. Среди мебели подделки встречаются крайне редко. Например, после реставрации от дивана остались только ножки, а всё остальное, визуально такое же, восстановлено.

Фарфор вообще массовая история, поэтому его подделывают прямо на фабриках, привозят в Россию из Китая и Европы, а потом дилеры его распродают. Тема подделок больше актуальна для живописи, икон и фарфора.

Тенденции

Из того, что сейчас модно, могу назвать позднее ар-деко — мебель 1950-х годов, она, скорее, относится к винтажной. На антикварном рынке тоже складываются мода и тенденции, но они порой совершенно нелогичны даже для профессионалов.

Такая мебель начинает пользоваться спросом у молодёжи, наверное, она им эстетически ближе и приятнее, чем какие-то вещи постарее.

Десять лет назад все гонялись за огромными диванами с высокой спинкой. Некоторые предметы, за которые раньше люди были готовы отдавать внушительные суммы, сейчас никому не нужны и стоят в два раза дешевле.

Даже в не очень хорошем состоянии раньше они продавались за 100 тысяч рублей, тогда как сейчас в 3-4 раза дешевле. А последнее время их на рынке стало достаточно много, при этом спрос практически нулевой. Это совершенно не поддаётся логическому объяснению.

В некоторых магазинах они до сих пор выставлены по старой цене: от 50 до 300 тысяч рублей. Раньше отлично продавались антикварные громоздкие буфеты, а сейчас вообще никому не нужны. Но чаще их можно найти в 4 раза дешевле, и даже за такие смешные деньги их никто не хочет покупать.

Я понимаю, что не продам их, поэтому стараюсь не ввязываться, даже если предлагают очень дёшево.

За очень редким исключением это практически нереально. Из того, что все хотят продать подороже, но ни у кого не получается, хочу выделить пианино. Даже за самовывоз порой приходится ждать желающего.

Но тут я вижу некоторую перспективу — через 10–15 лет подобные вещи будут востребованы, и цена на них вырастет. Раннее советское ар-деко и конструктивизм в мебели тоже спросом не пользуются, хотя стоят недорого: стулья около тысячи рублей, а столы в районе 5 тысяч.

Улучшилось качество поддельного фарфора, и это негативно отразилось на спросе. На спрос и тенденции влияет и развитие технологий.

Например, в 80-е антиквары меняли металлическую икону из коллекции медной пластики на новые «‎Жигули» — «‎Шестёрку», а сейчас тот же предмет стоит порядка 15-20 тысяч рублей. Появление современных металлоискателей обрушило стоимость всего, что можно найти в земле, потому что кратно возросло количество этих предметов.

#антиквар #антиквариат #стариннаямебель

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть