Hi-Tech

«Могу сделать так же, только лучше»: предприниматель заметил популярность офлайн-квестов в России и запустил их в Канаде

Выручка сети квестов Александра Карпова A/Maze превышает $100 тысяч в месяц.

В закладки

Александр Карпов

В то время такой формат был на пике популярности в России и Китае, но оставался неизвестным широкой аудитории в Канаде. В декабре 2014 года Александр Карпов запустил в Монреале свой первый офлайн-квест в жанре «побег из комнаты».

За четыре года он открыл в городе четыре заведения под брендом A/Maze, которые приносят около $110 тысяч в месяц, и сейчас строит пятый квест.

Вместо этого он нашёл партнёров и создал совместные предприятия, открыв квесты в Оттаве и Калгари, а затем и в Гватемале. Формат стал популярным, и к Карпову начали обращаться с предложением продать франшизу, но предприниматель отказался.

Он рассказал о жизни в Канаде, особенностях местной системы образования, а также о трудностях, с которыми сталкиваются предприниматели в первом и в третьем мире.

Первые впечатления о Канаде

Они принимали решение о переезде и выбирали между Австралией и Канадой, но в итоге остановились на последнем варианте, поскольку знали французский язык. В 2007 году, когда мне было 18 лет, я вместе с родителями переехал в Монреаль.

Если знаешь французский язык, то легче воспользоваться провинциальной — так они и сделали и переехали в Квебек. В Канаде существует несколько программ для эмиграции — федеральная и провинциальные.

К тому же мой английский был не на идеальном уровне, пришлось доучивать. Первое время мне было довольно тяжело адаптироваться — все мои друзья и девушка остались в Москве.

Люди в Москве постоянно бегают, что-то происходит, какие-то события, город дышит, не спит. Самое большое отличие Монреаля от Москвы — другой темп жизни. Здесь же намного более размеренная жизнь.

Нельзя поехать в субботу в час ночи в супермаркет и купить, например, молоток. Простой пример — супермаркеты и крупные торговые центры в выходные дни открыты до 17:00.

Но сейчас понимаю: есть время, когда нужно ходить в магазин, и есть время, когда нужно отдыхать — причём и сотрудникам супермаркетов, чтобы они могли провести вечер субботы с семьёй и друзьями. Я долго не понимал, почему всё так устроено.

В Америке пытаются брать разные национальности, смешивать их, переделывать — и на выходе получается американец. Также было приятно наблюдать, что Канада многокультурная страна по сравнению с США.

Они берут от каждого человека лучшие культурные и национальные особенности, но не в ущерб его идентичности. А в Канаде, наоборот, мультикультурализм.

Ты можешь услышать русский, французский, английский, хинди, арабский. Это было тоже интересно и необычно, когда ты едешь в автобусе или в метро и понимаешь, что рядом с тобой разговаривают на пяти разных языках.

Образование в Монреале

Поступил в Concodria University на специальность «маркетинг», но не с первого раза. Через некоторое время после переезда я решил получить высшее образование: в России я успел закончить только два курса.

Здесь за время обучения нужно набрать 120 кредитов (баллов), каждый предмет даёт три кредита. Первым делом мне бросилось в глаза то, что в отличие от СНГ, в Канаде нет такой системы — первый, второй, третий курсы.

Мне повезло, что вуз засчитал засчитал мои два курса в Москве за эти 30 предметов. Для получения профессии нужно набрать 90 баллов предметами по специальности (в моём случае — «маркетинг»), а оставшиеся 30 — любыми другими предметами.

Например, при поступлении в университет требовалась электронная версия моего школьного аттестата, причём его должно было отправить учебное заведение. Признание российских дипломов — сложная вещь.

Я попросил друзей, они пришли в школу и вместе с директором и завучем подготовили и отправили аттестат на электронную почту вуза. Не знаю, как сейчас, но 10 лет назад это было достаточно тяжело.

Потом принёс конверт в канадский вуз, его там вскрыли и всё равно потребовали электронную версию. Причём я знал, что может возникнуть такая проблема, и кода уезжал — пришёл в школу и вуз, взял документы, вложил в конверты, запечатал, поставил на них печати учебных заведений.

Поскольку в Канаде каждый студент сам формирует свой набор предметов, на одном занятии могут оказаться люди, которые учатся уже четыре года, и те, кто только поступил.

Иногда выбор курсов может оказаться неудачным: в самом начале я совершил ошибку, когда взял три самых сложных предмета, которые никто никогда не берёт в одном и том же семестре: статистику, анализ рынка и бухгалтерский учёт.

При этом для граждан и обладателей статуса постоянного жителя (permanent resident) одна цена, а для иностранцев — в два с половиной раза больше. Образование в Канаде платное. У меня за семестр выходило около $2200 (цены далее указаны в долларах США, а не в канадских долларах — vc.ru).

Его можно выплатить и через год после окончания учёбы, но потом начинают идти проценты. Чтобы платить за обучение, можно взять кредит — государство даёт беспроцентный заём.

Размер стипендии зависит от материального положения студента, от того, живёт он один или с родителями, работает ли. Также государство даёт стипендию, на неё может претендовать любой студент.

Здесь на паре можно спокойно встретить и 25-летнего, и 35-летнего студента. Если сравнивать с Россией, в Канаде люди не идут в университет сразу после школы.

И культурно так сложилось: «Обязательно иди после школы в университет. В России парни сразу после школы идут в вуз во многом из-за армии. Если не пошёл, значит, с тобой что-то не так».

Первые заработки и своё дело

Следующие шесть лет я нигде не работал, а занимался собственными проектами. Я закончил вуз в 2012 году. Ещё в России я пробовал себя в ивент-бизнесе — организовывал концерты.

Я искал альтернативные рок-группы, договаривался с ними и владельцами клубов и устраивал мероприятие. Они были не особенно крупными — всё же мне тогда было 17–18 лет.

Мне нравилось видеть эмоции людей, весь этот драйв. Выступали в клубе «Точка» (в 2010 году клуб закрылся — vc.ru) и на других площадках. На самом большом мероприятии, которое я организовывал, было 200 человек.

Из этого выросла небольшая компания. Переехав в Канаду, я не потерял страсть к концертам, но также начал увлекаться фотографией и во время учёбы в университете создал своё агентство — занимался созданием фото-, видеоконтента, сайтов и немного маркетингом.

Средний чек проекта был в районе 5000 канадских долларов или около 150 тысяч рублей. Клиентами были в основном представители среднего бизнеса, в конце начали появляться более крупные компании — я снимал видео для Air Canada, сети отелей Starwood (брендов Sheraton и Westin) и так далее.

Знакомый рассказал мне, что это направление уже несколько лет развивается в России и Китае. В 2014 году во время съёмок в Ванкувере я впервые попробовал офлайн-квест в жанре «побег из комнаты».

Подумал: «Я же могу сделать точно так же, только лучше». Мне понравилась идея, я ей загорелся: похожих проектов на востоке Канады не было. Когда я вернулся в Монреаль, мне потребовался примерно месяц, чтобы окончательно решить, что я хочу этим заниматься.

У меня тогда были знания, как сделать бренд, представить его и правильно раскрутить. Ещё месяц я потратил на поиск партнёра с необходимыми знаниями в сфере строительства. А вот знаний, как возводить и штукатурить стены, ставить двери и окна, — не было.

Строительство первого квеста A/Maze

Через месяц мы нашли помещение, начали строить декорации, а через два с половиной месяца (в декабре 2014 года) запустились. Поэтому у нас с партнёром образовался хороший тандем.

Многие вещи мы сделали своими силами — например, сайт и маркетинг. Всего на открытие мы потратили $22 тысячи. Также у нас были знакомые в строительном бизнесе, они согласились поработать бесплатно — дали нам заём таким образом.

Сам процесс сильно облегчён и нацелен на то, чтобы люди легко открывали собственный бизнес. Открытие самой компании заняло около часа, ещё примерно час потребовался на регистрацию в налоговой.

Первый квест A/Maze сейчас 

Проблемы

У нас достаточно быстро стали заканчиваться деньги из-за непредвиденных расходов. Нам не удалось избежать ошибок. И хотя у меня в то время уже был собственный бизнес, я не арендовал офис и не догадывался, что аренда приведёт к таким издержкам.

Хорошо, что взамен он предложил три месяца бесплатной аренды. Владелец здания попросил трёхмесячный депозит, и на оплату ушла примерно половина нашего бюджета — за один день, как только мы получили ключи от места.

Какая-то часть бюджета ушла на оплату страховки, ещё $750 потребовал в качестве депозита поставщик электроэнергии, и таких расходов было много.

Чтобы привлечь деньги, мы пытались использовать краудфандинговую стратегию — запустили кампанию на Kickstarter, но она не удалась.

Естественно, они не будут помогать офлайн-квесту, который находится далеко от них. Как оказалось, на Kickstarter успешно собирают деньги проекты, которые можно куда-нибудь доставить, потому что основной процент бэкеров живёт в США.

После завершения кампании написали всем бэкерам, сказали, что всё равно воплотим идею и пригласим на открытие. Мы просили $7500, но в итоге собрали около $2000.

И в этот момент мы узнали, что нас обогнали конкуренты и первыми запустили в Монреале офлайн-квест. До запуска оставался месяц, а у нас почти не было денег.

Мы заколебались: деньги заканчивались, и мы не знали, получится ли у нас отбить расходы, если мы запустимся вторыми. Через какое-то время к нам пришли местные бизнесмены и предложили купить наш проект — за сумму в десять раз больше, чем мы потратили на запуск.

Но в конечном итоге решили не продавать бизнес и заниматься им дальше. Сперва подумали, что конкуренты предлагают отличный выход и возможность заработать деньги — сразу и без головной боли. И это было абсолютно правильное решение.

Как потратить на маркетинг $1000 и получить клиентов на $180 тысяч

Это было достаточно просто: за неделю мне открыли небольшую кредитную линию на $7500 — как раз ту сумму, которая нам была нужна. Когда деньги почти иссякли, мы обратились в банк и взяли кредит под 5% годовых.

Мы не гнались сразу за ростом посетителей и только где-то через два месяца начали небольшую рекламную кампанию. Первый месяц после запуска квеста мы обкатывали место — чтобы понять, всё ли работает как нужно и хороший ли у нас получился продукт.

Нам повезло, что продукт и концепция были новыми, модными, и люди охотно о нём рассказывали. Рекламировались через digital-каналы: соцсети, лидеров мнений и так далее.

Это дало большой прирост аудитории. Огромную роль сыграли фотографии участников после прохождения квестов, которые мы публиковали в Facebook, — люди отмечали друг друга, и некоторые снимки собирали неимоверное количество реакций.

Мы заплатили за неё чуть больше $1000, и за первый день после публикации наша группа в Facebook получила более 500 лайков. А в марте 2015 года, через три месяца после открытия, мы опубликовали первую платную статью в местном блоге, и она просто разорвала соцсети.

Тогда пользователи заходили в соцсети и находили наш номер. Из-за наплыва посетителей у нас рухнул сайт. В тот день телефон звонил каждую минуту, мы не успевали поднимать трубку и отвечать.

После этой статьи мы не двавали рекламу следующие четыре месяца, и у квеста была стопроцентная занятость: если человек хотел поиграть в субботу, ему приходилось резервировать локацию за месяц.

Также мы позволяли резервировать места с незнакомцами: например, если квест бронируют два человека, мы могли добавить к ним трёх незнакомых людей. За игру мы брали около $15 с человека, а в одной локации одновременно могли находиться до пяти игроков.

В первом клубе было три комнаты, которые работали одновременно. Каждая игра длилась 45 минут, за одну партию мы зарабатывали около $75. За день мы зарабатывали в среднем около $1800, а всего за четыре месяца после публикации — около $180 тысяч.

Мы осознанно решили сделать так — чтобы набрать критическую массу клиентов, и чтобы они узнавали наш бренд лучше, чем бренд конкурентов. Наша цена была на 10% ниже, чем у конкурентов. И это сработало: спустя четыре года я вижу, что пользователи чаще ищут A/Maze, чем просто «escape game» или «jeu d'évasion».

Выручка (голубая линия) и убытки квеста A/Maze в течение первого года

Развитие

Сперва она работала только по субботам, потом стала выходить по пятницам и воскресениям, а потом мы устроили её на полную ставку. Спустя неделю после открытия у нас появилась первая сотрудница — наша знакомая. Сейчас в компании около 35 сотрудников.

У меня есть специальный отдел, который разрабатывает новые проекты, игры и опыт. 90% времени я трачу либо на развитие бизнеса, либо на открытие новых центров.

И запускать под брендом A/Maze другие развлекательные проекты. Изначально моя идея заключалась в том, чтобы не просто открыть один офлайн-квест, а создать сеть и расти.

Звучит смешно, но эта индустрия мощно развивается в Северной Америке. В марте 2016 года мы открыли клуб по метанию топоров. Мы должны были быть первыми в Монреале, но опять опоздали на несколько недель, в итоге наш центр стал вторым.

Первоначальные вложения составили примерно $20 тысяч, а остальное — траты на дополнительную раскрутку. На запуск мы потратили около $30 тысяч.

Другой расходный материал — это дерево. Что интересно, большую статью расходов составили топоры — прежде чем найти модель, которая не будет ломаться через три броска, мы перепробовали более 15 видов топоров. На него мы могли тратить до $3000 в месяц.

У нас было место на 11 метательных линий. Люди приходили, кидали топоры, проводили соревнования. На пике наши продажи могли составлять до $70 тысяч в месяц. В итоге нам понадобился год, чтобы раскрутить заведение, и в самые загруженные дни к нам приходило по 300 человек.

Сейчас их уже четыре, и мы совсем недавно начали строительство пятого центра. Во второй половине 2016 года мы открыли ещё один квест в Монреале. По моим прогнозам, в декабре 2018 года их месячная выручка превысит $110 тысяч.

Тогда у меня было три локации с квестами, клуб метания топоров и пинг-понг бар. Самая большая выручка компании была в декабре 2017 года: около $190 тысяч в месяц от всех заведений в Монреале.

Они сперва выдали лицензию, а потом аннулировали её — обнаружили, что на улице, где был бар, запрещено открывать рестораны и питейные заведения. Клуб метания топоров я продал год назад (это стратегическое решение), а бар пришлось закрыть из-за ошибки городских властей. Сейчас мы по-прежнему судимся с ними, чтобы получить компенсацию.

Смета на открытие нового офлайн-квеста A/Maze. Цены указаны в канадских долларах, итоговая сумма в расчёте на доллар США — около $48 тысяч

Я начал серьёзно рассматривать это направление, но в конечном счёте понял, что больше вижу себя в сфере создания развлечений, а не развития франшиз. Ещё в 2015 году, спустя несколько месяцев после открытия первого квеста, мне стали писать люди с просьбой продать им франшизу заведения.

Потому что франшиза подразумевает рекламу, продвижение бренда, это немного другое направление, я его отмёл.

Кроме того, я видел, что потенциальные покупатели франшизы не хотели заниматься непосредственно самим бизнесом.

Тогда у меня возникла другая идея — открывать новые клубы за пределами Монреаля в формате совместного предприятия. А индустрия квестов в Канаде была настолько молодой, что я не видел способов для раскрутки в другом городе без личной вовлечённости.

В начале 2017 года к нам с партнёром обратились двое парней из Калгари (город в канадской провинции Альберта — vc.ru), и после долгих обсуждений и переговоров мы решили открыть там квест.

Я использую эту модель каждый раз, когда открываю новое совместное предприятие (сейчас у меня их шесть). Доли в совместном предприятии распределились неравномерно — в зависимости от степени вовлечённости каждого участника.

бренд, знания, деньги. Мы расписываем, что каждый человек приносит в компанию — время, связи. Например, когда ты вносишь деньги, то это нечто более осязаемое, чем время. Затем каждому значению присваивается коэффициент риска.

Если её размер кого-то не устраивает, мы снова садимся за стол переговоров и обсуждаем, что нужно сделать партнёру, чтобы её увеличить. Потом всё подсчитывается, и мы высчитываем долю каждого участника. Единственное условие — все партнёры должны инвестировать сколько-то денег.

Пример расчёта распределения долей для четверых соучредителей 

Выход в Латинскую Америку

Наши совместные предприятия расположены не только в Канаде (в Калгари и Оттаве), но и в Гватемале — мы запустили там квест в октябре 2017 года.

Он родом из Гватемалы, учился во Франции, какое-то время жил в Монреале, а потом решил вернуться на родину и создать там бизнес. Несколько лет назад мы познакомились с парнем, который хотел открыть там квест.

Ему потребовалось семь месяцев, чтобы найти локацию, проанализировать рынок, найти финансы для открытия. Мы создали совместное предприятие, рассчитали доли, и он уехал в Гватемалу.

Потому что Гватемала — это одна из самых опасных стран, и любой торговый центр должен иметь вооружённого охранника. Когда мы начали искать место для квеста, то оказалось, что вариантов мало.

Страна достаточно своеобразная. Там на каждой заправке стоит человек с автоматом, а в доме у моего партнёра круглосуточно находятся четыре охранника с оружием.

Другое дело — торговый центр. Мы не могли отрыть квест в отдельном здании — это было бы небезопасно. Это добавляет определённый уровень комфорта. Там есть своя вооружённая охрана, а также паркинг. И опять же, люди едут в торговый центр, чтобы провести время.

На открытие мы потратили около $25 тысяч, при этом самой большой статьёй расходов оказалась аренда и покупка строительных инструментов. К строительству центра мы приступили только через год после первой встречи.

Например, ручными дрелями. Когда я приехал на стройку, то увидел, что рабочие пользуются совсем жуткими инструментами, которые замедляют работу.

В Гватемале так с любой электроникой — из-за проблем с импортом. Я поехал в магазин, чтобы купить им нормальный инвентарь, но увидел, что электрическая дрель стоит в десять раз дороже, чем в Монреале.

К тому же уровень образования настолько низкий, что рабочие могли сломать электроинструмент. Когда я обсудил это с партнёром, то оказалось, что в стране дешёвая рабочая сила и выгоднее использовать ручной труд, чем механический, — даже если это занимает больше времени.

Когда пришло предложение открыть филиал в Гватемале, конечно, возник вопрос о безопасности и целесообразности ведения бизнеса в стране третьего мира.

Но у меня было огромное желание узнать о латиноамериканском рынке, посмотреть, что можно сделать за пределами Канады, и Гватемала — неплохая точка старта для дальнейшего расширения на Латинскую Америку.

В Гватемале она отличается: и хотя участие в квесте для одного человека стоит около $15, к нам ходят в основном зажиточные и более богатые люди. В Канаде наша целевая аудитория — средний класс и молодые специалисты.

Но проведя исследование рынка, мы увидели достаточно большое количество целевой аудитории и поняли, что открываться там — целесообразно. Конечно, их намного меньше, чем представителей среднего класса и людей с более низким достатком.

По данным сервиса для сравнения уровня жизни Numbeo, в столице Гватемалы (Гватемала-сити) билет в кино стоит около $6, безлимитный интернет со скоростью более 60 Мбит/с — около $64, а квадратный метр жилой недвижимости в центре города — $1638.

Средняя зарплата после уплаты налогов — чуть более $533.

справка vc.ru

Тренды: что происходит в канадской индустрии развлечений

За последние несколько месяцев вокруг неё сформировалась целая индустрия: одежда, напитки, еда, сувениры, экскурсионные туры. Всё самое интересное, что происходит в Канаде с точки зрения развлечений, связано с недавней легализацией марихуаны. За этим интересно наблюдать — как из ниоткуда появилось множество новых проектов.

Монреаль — один из мировых лидеров по разработке видеоигр, здесь находится Ubisoft, а также отделение компании Moving Pictures — лидера по спецэффектам в кино и рекламе. Кроме того, сильно развивается индустрия виртуальной реальности.

В Монреале базируется Cirque du Soleil, и в 2018 году основатель компании Ги Лалиберте представил новый проект PY1— это будет огромная пирамида, где, скорее всего, будут соединены и цифровые представления, и 3D-маппинг, и проекции, и музыкальные визуальные шоу. Третий тренд — цирк.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть