Hi-Tech

Мобильный рантье: московский предприниматель зарабатывает, сдавая зарядные устройства в аренду через автоматы

Кирилл Кулаков договорился с московскими кафе и установил 140 автоматов «Бери заряд» — они выдают пользователям внешние аккумуляторы за 50 рублей в час.

В закладки

Кирилл Кулаков

Продукт

«Бери заряд» устанавливает автоматы для подзарядки мобильных устройств.

После оплаты устройство выдаёт внешний аккумулятор с разъёмами для iPhone и Android-смартфонов. Пользователю необходимо зарегистрироваться на сайте, ввести номер автомата, привязать карту и оплатить услугу.

У сервиса два тарифа: Когда зарядка завершена, внешний аккумулятор можно вернуть в любой автомат «Бери заряд», где есть свободные места.

  • Суточный: первый час бесплатно, далее — 100 рублей в сутки.
  • Часовой: первый час — 50 рублей, а если пользователь не уложился в срок, с его карты списывают ещё 50 рублей, а на следующий день — 100 рублей, пока он не вернёт устройство (но не более 30 дней).

Их расположение можно найти с помощью карты, всего в Москве — 140 устройств. Автоматы находятся в кафе и ресторанах: сети «Жан-Жак» и «Му-му», бургерных Burger Heroes, суши-барах «Тануки» и других местах.

Сейчас для заведений это непрофильная услуга, которая отнимает много времени и внимания: нужно сперва потратиться на покупку или аренду внешних аккумуляторов, а затем следить за их исправностью, уровнем заряда, а также за тем, чтобы гости не забывали их возвращать. С их помощью заведения могут передать на аутсорс сервис по зарядке электроники.

По оценке сооснователя сервиса «Бери заряд» Кирилла Кулакова, одно заведение тратит на зарядку устройств посетителей по 20–30 тысяч рублей в месяц, а сеть — 1–2 млн рублей в месяц.

Автоматы облегчают эту боль, поэтому заведения соглашаются установить их бесплатно — сервису не нужно платить за аренду.

И тут приходим мы и говорим: «Следить, чтобы не украли внешний аккумулятор не нужно, заряжать тоже не нужно, за поломками следим мы, а самое интересное — вы за это не платите».

Как думаете, какое количество заведений соглашается на это?

Кирилл Кулаков

Бизнес-путь

Своё первое «дело» он создал ещё в старшей школе. Кирилл Кулаков — серийный предприниматель. Подросток жил в Москве один и обеспечивал себя сам: днём учился, а по ночам подрабатывал в типографии и других местах.

Дело было незадолго до Нового года, и он решил подзаработать. Однажды он прогуливал уроки и случайно нашёл на улице $50 — около 1000 рублей по курсу 1998 года.

Распродал её с наценкой, обернул капитал, купил партию побольше, затем ещё больше и за несколько месяцев заработал достаточно, чтобы «обставить всю квартиру мебелью и техникой». Одним из самых ходовых товаров в тот период была пиротехника, и Кулаков купил оптовую партию петард.

И даже остались деньги на год безбедного существования школьника», — вспоминает Кулаков. «Я купил самый большой телевизор, который тогда продавался, пылесос, стиральную машину, игровую приставку, пневматический пистолет, обновил кухню.

Немного об изменении цен с 1998 года

Чтобы не платить за занятия, устроился в танцевальную студию «Стремление» флаерщиком и в скором времени стал помощником преподавателя, затем — преподавателем, через пару лет — руководителем отдела рекламы, а в 2002 году стал совладельцем сети. После школы Кулаков занялся современными танцами.

В середине 2010-х годов он запустил «Кафе Терри» — точку общепита на территории Центрального дома предпринимателя, которая начиналась как столик с едой и напитками из ближайших магазинов, а за несколько лет превратилась в заведение на 120 посадочных мест.

Кроме того, он помог жене запустить собственную цветочную мастерскую Anna Runge Floral Design и стал совладельцем бизнеса.

Я увидел, как здорово смотрятся живые цветы в качестве украшений на девушке, и стал думать, как на этом можно заработать. Всё началось с того, что в ночь на Ивана Купала мы сделали для жены венок из живых цветов.

А потом пошли на вечеринку Midsummer Night's, где собираются много медийных людей. Мы нарвали в полях цветы, часть купили в магазине и наделали украшений.

Сразу после этого появились съёмки в Vogue, L'Officiel и Tatler. Мы встали там, и у нас все венки порасхватали. Она занимается этим направлением и всё целиком тащит на себе. Нас позвали стать лицом бренда Chanel при открытии магазина, а сейчас жена — флорист-декоратор номер один в России.

Кирилл Кулаков

Кроме того, Кулаков развивал гастрономический проект «Овощи и фрукты» и собственное рекламное агентство Cookie.

По задумке Кулакова, с помощью сервиса путешественники могли найти русскоговорящего гида, который знает неочевидные места и может сделать отдых ещё более насыщенным. В 2017 году он стал стартапером — придумал «Uber для туристов» HelloGuide.

Проект дошёл до стадии MVP, но Кулаков не смог привлечь инвестора для дальнейшего развития. С этой идеей он попал в бизнес-школу «Сколково», выступил на Startup Village и занял первое место, получив 1 млн рублей.

Строить классический стартап на территории России — сложно, потому что нет такого количества инвесторов.

Привлекать иностранные деньги оказалось крайне сложно. Выйти на зарубежный рынок я не мог, потому что выбрал фокус именно на русскоязычное население.

Взлетают те проекты, которые могут привлечь 5 млн рублей или $5 млн, а все остальные очень часто попадают в «долину смерти». В России найти 5 млн рублей или $5 млн — легко, а нечто посередине фактически невозможно.

Кирилл Кулаков

Идея

Получив грант на развитие HelloGuide, в 2017 году Кулаков отправился в Европу, чтобы встретиться с основателями различных туристических сервисов и узнать о нюансах бизнеса.

В поездках он столкнулся с проблемой: телефон регулярно разряжался, а внешний аккумулятор не особенно выручал — он забывал ставить его на зарядку.

Когда Кулаков остановился у знакомых в Цюрихе, они рассказали про сеть магазинов Kiosk, в которой можно было взять у продавцов зарядные устройства, а затем сдать обратно и получить половину стоимости услуги.

В другом сервисе (FuelRod) можно было приобрести внешний аккумулятор, пройти с ним по городу, а когда он разрядится — бесплатно обменять на заряженный.

Я понимал, что гигантский чек на такой стадии говорит о невероятном рынке и скорости роста. Я стал изучать рынок аренды внешних аккумуляторов и наткнулся на новость о проекте AnkerBox, который в то время поставил 40 автоматов со внешними аккумуляторами в Сиэтле и поднял $75 млн.

Кирилл Кулаков

Вернувшись в Москву, Кулаков решил протестировать гипотезу — действительно ли у людей есть потребность в сервисе по зарядке мобильных устройств.

Для этого он купил целый рюкзак дешёвых китайских внешних аккумуляторов и отправился на один из фестивалей — встал в людном месте и развернул плакат с текстом: «Дадим зарядку с собой».

Кулаков не сильно заботился, вернут ли ему аккумуляторы, — гораздо больше его волновали спрос и обратная связь. Он предлагал устройство за 50 рублей в час.

Организаторы фестиваля стояли на входе и с помощью клкеров считали посетителей — всего мероприятие посетило около 3 тысяч человек. Его услугой воспользовались 30 человек. «Это очень много. Эти данные позволили предпринимателю рассчитать конверсию — она составила 1%. И люди были довольны, спрашивали, где можно ещё пользоваться таким сервисом», — вспоминал Кулаков.

Разработка устройства

Он немного разбирался в инженерии и подготовил чертежи. Предприниматель решил спроектировать автомат и найти производителя.

Кулаков хотел, чтобы помимо основной функции устройство могло принимать на утилизацию пальчиковые батарейки — в обмен на оплату заряда.

Однако ему не ответили. Он предложил эту идею различным ведомствам — писал в Мосгортранс, мэрию Москвы, Минэкономразвития и так далее. Предприниматель понимал, что без поддержки города идею с утилизацией реализовать не удастся, и отказался от неё.

Рендер автомата из презентации городским властям

Он присоединился к проекту. Зато идеей заинтересовался знакомый Кулакова Степан Ермаченков, который также учился в бизнес-школе «Сколково».

Партнёры знали, что подобные устройства производятся в Китае, и решили отправиться в Шэньчжэнь, чтобы выбрать производителя и купить пробную партию устройств.

На подготовку и сбор информации потратили три месяца — также за это время нашли в Китае русскоговорящих «гидов», которые были знакомы с местными производствами.

Производители предлагали работать на их серверах и программном обеспечении, но Кулаков и Ермаченков отказались. В Китае пообщались с представителями 15 фабрик, но в итоге о закупке первой партии договорились с двумя.

Кроме того, такая вероятность стала бы для китайцев рычагом при переговорах. Они не хотели давать кому-то контроль над бизнесом: например, если бы китайские компании решили сами выйти в Россию, они могли бы отключить все устройства «Бери заряд».

Предприниматели договорились с производствами, что самостоятельно разработают ПО и будут разворачивать систему на собственных серверах.

Когда автоматы приехали в Россию, они собрали команду инженеров и разработчиков, которые разобрали устройства и применили метод обратного проектирования.

Попытались понять — как компоненты взаимосвязаны между собой, как они управляют друг другом, а после создали под «железо» собственное программное обеспечение.

В этот момент Кулаков и Ермаченков поняли, что покупка и переделка автоматов будут обходиться довольно дорого. На это у них ушло примерно полгода — устройство заработало, но команде пришлось заменить около 70% узлов и деталей (параллельно они получали патенты на свои разработки).

Тогда они отправили одному из своих китайских поставщиков видео с работающим автоматом и сказали, что могут работать с любым производителем на рынке.

«Китайцы не могли в это поверить, поскольку сами потратили на разработку год и $50 млн привлеченных инвестиций», — вспоминает Кулаков.

В итоге Laidian (так называлась компания) предложила договор: открыла API и разрешила модифицировать свои автоматы, а «Бери заряд» получила эксклюзивное право на продажу и использование автоматов на территории России и Европы.

Спустя месяц начала работать над MVP сетевой инфраструктуры, с помощью которой аппараты могут обмениваться друг с другом данными. В мае 2018 года «Бери заряд» запустила первый автомат и представила его на Startup Village.

«Бери заряд» на Startup Village 

Прототип был готов к сентябрю 2018 года, а чуть позже компания создала платформу, которая могла поддерживать до 3000 автоматов.

С ноября 2018 года предприниматели начали расставлять автоматы по Москве и заключать соглашения с заведениями.

Расходы и инвестиции

Маленький на восемь ячеек с учётом доставки и оформления на таможне стоит 50 тысяч рублей. У «Бери заряд» несколько типов автоматов. Средний на 16 ячеек с тачскрином — около 200 тысяч рублей.

Они стоят 500 тысяч рублей. Большой автомат разработан в двух вариациях — на 60 устройств с экраном 27 дюймов или на 30 устройств с экраном 42 дюйма.

Собственные инвестиции основателей составили 5 млн рублей, а всего с момента запуска компания привлекла более 30 млн рублей и сейчас ведёт переговоры о новом раунде на 60 млн рублей. Всего компания приобрела 250 устройств.

В конце декабря количество установленных устройств выросло до 80 единиц, а к февралю 2019 года — до 140 единиц. В ноябре 2018 года, когда компания приступила к установке, она поставила в кафе пять автоматов. По данным Кулакова, за этот период пользователи совершили 8200 зарядок.

Предприниматель ожидает, что вложения в бизнес окупятся через год, а когда пользователи привыкнут арендовать зарядные устройства (то есть рынок станет более развитым) — каждый автомат будет окупаться за два-три месяца.

Маркетологи торговых центров поделились статистикой: если у посетителей садится телефон, они проводят внутри на 15–20% меньше времени, а средний чек снижается на 5%. Сейчас Кулаков ведёт переговоры с «Шоколадницей» и «ВкусВилл» об установке автоматов, а также с представителями торговых центров.

Поэтому они ищут выход: либо оборудовать места для зарядки самостоятельно, либо пригласить сервис. Если переложить эту сумму на их потоки, то они теряют гигантские деньги.

Сейчас торговые центры приглашают нас ставить оборудование бесплатно, хотя платная аренда могла бы съесть наш бизнес на старте. Мы выбрали удачное время для выхода на рынок.

Кирилл Кулаков

До середины апреля 2019 года Кулаков планирует закрыть очередной инвестиционный раунд, а до конца года — установить до 2000 автоматов в Москве и около тысячи в Санкт-Петербурге.

Кроме того, он начнёт продажи устройств в регионы и страны Европы: по словам предпринимателя, сейчас обсуждается сделка на 3000 устройств с возможностью увеличить объём поставки через полгода до 7000 устройств.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть