Хабрахабр

Мессенджеры vs соцсети vs … — анонс нового проекта

В апреле прошлого года Павел Дуров, создатель «Вконтакте», обнулил списки своих друзей и подписчиков в Instagram, Twitter, Facebook и Youtube.

Все, кто нужен, давно в мессенджерах», — отметил Дуров. «Друзья в социальных сетях – явление из 2010 года. «Читать чьи-то новости – засорение мозга», — убежден создатель крупнейшей в России соцсети. По его мнению, поддерживать устаревающие списки друзей в публичных сетях бессмысленно и долго.

Было ли это заявление частью PR акции для продвижения мессенджера Телеграм или Дуров действительно так думает, доподлинно неизвестно.

Между тем на популярности соцсетей это никак не отразилось, как впрочем и на популярности Телеграма.

Но тем не менее была затронута болевая точка соцсетей — действительно, с ними что-то не так.

Не будем повторяться насчет слива данных в Фейсбуке или об особых взаимоотношениях ВК c правоохранительными органами — об этом уже было много статей.

Давайте взглянем на соцсети немного с другой стороны.

Недавно увидел такой пост в ФБ:

Провел аудит френдов
Вот топ триггеров, на которые реагировал мозг, а палец отважно жал кнопку «Удалить»:
Сиськи
Задницы
Вытянутые губы
Бикини
Фотки с отдыха
Обилие сэлфи фоток
Большое количество фоток еды
Большое количество фоток десертов
Репосты глупых видео
Репосты тупых картинок
Пустая лента без собственных мыслей
Сплошные репосты в ленте
Обилие рекламы
Мечтаю о автоботе...

На жаргоне завсегдатаев Фейсбука это называется «френдоцит ленты».
Но зачем люди в ФБ добавляют в друзья других людей?

Все очень просто — в многомиллиардно стоящем Фейсбуке нет нормального … поиска по постам

Люди хотят видеть интересную информацию и именно поэтому они и добавляются к другим людям в друзья — иначе потом невозможно найти будет такой пост и они пропустят, как они считают, самое важное.

Поэтому есть ограничения для друзей в 5000 — иначе ленту невозможно будет читать.
Для тех кого не взяли в друзья — есть подписка.

Владелец аккаунта — царь и бог, он может удалить кого-то из друзей и также может заблокировать кого-то, если чей-то пост или комментарий ему не понравился.

А что в мессенджерах с каналами?

Все тоже самое — владелец канала может постить информацию в одну сторону, на подписчиков и в этом случае читатели могут только отписаться.
Также есть публичные чаты — в них владелец уже получает обратную связь, но также может заблокировать канал для определенного пользователя.

Однако в мессенджере внутри канала можно сделать поиск и найти необходимую инфу, чего нельзя сделать в соцетях с их бесконечной лентой.

Но и тут засада — в мессенджерах нельзя сделать поиск сразу по всем каналам.

Общая проблема и мессенджеров и соцсетей — они не индексируются поисковиками (кроме ВК).

Любой мессенджер и соцсеть, даже если посты и каналы являются публичными, не индексируются поисковыми системами.
Все тянут одеяло на себя, все хотят быть хранителями уникального контента в своей экосистеме.

Бесконечный скроллинг (пагинация) в соцсетях

Без комментариев.

Каналы в мессенджерах

Каналы стали настолько популярны и ссылки на каналы так легко делать, что иногда доходит до абсурда.

Возьмем какое-нибудь онлайн СМИ и найдем канал в мессенджере:

Переходим с сайта в мессенджер:

Кликаем по ссылке и переходим опять на этот же сайт с этой новостью — круг замкнулся.

Все это напоминает такую картинку:

Огромное количество разнообразной информации в единицу времени — и в соцсетях и в мессенджерах

Давайте взглянем на описание канала в мессенджере:

Самые важные новости и новости избранных разделов сайта NEWSru.com Вы можете читать в сервисах Telegram:
Канал с важными новостями за день
40-60 сообщений в день

Еще раз — 40-60 сообщений в день!
И это только самые важные!

Каждые 20 минут будут сыпаться только важные сообщения только в одном канале.
Ну а если у вас их много, то…

Но в соцсетях ситуация не лучше — в среднем владелец популяного аккаунта в ФБ может генерить одно сообщение в час в 12 часовой период.

К чему все это приводит?

Ну во первых к информационному передозу, это понятно.

Но самое главное — ни в соцсетях, ни в каналах мессенджеров информация и ее обсуждение не будут длиться в среднем более 1 суток.
24 часа — потолок отклика на пост.
Обычно все это хоронится еще быстрее.

Кстати, точно такая же проблема и на Хабре — средний пост живет максимум 2 суток.
Посты выходят в частотой 10-20 минут и все хоронится новыми постами.

Но Хабр и подобные площадки хорошо индексируются поисковиками и там можно найти статьи даже через несколько лет.

А соцсети и каналы в мессенджерах, которые генерируют гораздо больше информационного шума контента в единицу времени старательно избегают нормального поиска — ни снаружи, ни внутри своих платформ (кроме ВК).

По этим причинам получается что в соцсетях, которые вроде бы были созданы для общения людей, именно общение и отсутствует.

Нет никакого обмена информацией, есть только односторонний поток — на бедного читателя.
По сути, в соцсетях каждый может сделать свой канал для пропаганды чего-либо, но только не для общения.

Посты и комментарии в том же Фейсбуке содержат как правило не более 2 строк у наиболее опытных (Твиттер давно просек это фишку) — видимо с учетом молодых поколений, которые не способны запомнить и написать более 5 слов в одном предложении.

Поэтому соцсети идеальны для пропаганды чего-либо — влияния на выборы, влияния на покупателей, продажи обучающих курсов, поддержки своих эксгибиционистских наклонностей в виде селфи и т. д.

Общение — неважно, комментарии же все равно никто не будет читать уже через несколько часов.

Скорее всего поэтому, из за ненужности, в Фейсбуке и отсутствует инструментарий для общения.

Нет, не слышали.
Мультицитирование? Цитирование? Это слишком сложно. Нет.
Выделение шрифтами, вставка ссылок?

Можно легко запретить комментарии и вы будете видеть только одну сторону.

А что в мессенджерах?

Все практически тоже самое — нормально общаться в группах невозможно, но можно идеально делать какие-то вбросы любой непроверенной информации, распространять слухи и т. д.

Например WhatsApp в Индии:

Мессенджер хочет победить фейки с помощью газет
За год из-за слухов были убиты не меньше 30 человек.
Мессенджер WhatsApp, принадлежащий Facebook, опубликовал в ведущих газетах Индии объявления с советами, как распознавать фейковые новости. В Индии линчуют людей из-за слухов в WhatsApp. Это связано с тем, что в последнее время в стране участились случаи нападения на невиновных людей из-за распространяемой через мессенджер ложной информации.

А как с инструментарием для общения в мессенджерах?

нет и скорее всего не будет — просто не нужно, формат общения не подразумевает надобности в этом. Тоже очень плохо.
Не так давно у многих появилось цитирование — хоть теперь можно увидеть на какую фразу кто-то отвечает в общем чате.
Но остального — мультицитирование, выделение шрифтов и т. д.

Причем например в WhatsApp ее нельзя хранить на отдельный носитель — SD карту — WhatsApp будет заполнять все свободное пространство бесчисленными медиафайлами, которые участники размещают в группах. Еще одна большая проблема в группах в мессенджерах — сохранение информации непосредственно в память смартфона.

В результате получается что один и тот же файл хранится у сотни участников чата.
Прямо блокчейн какой-то.
А за счет того что в мессенджерах все легко отправляется одним-двумя кликами, то все в группе вынуждены скачивать какие-то ненужные видео, аудио, картинки и т. д.

Немного лучше ситуация с каналами — канал представляет собой вебстраницу и все хранится на сервере, но для размещения более подробной инфы нужно делать ссылки на сторонние ресурсы и опять получается слоник.

Итак, подытожим:

— В соцсетях и мессенджерах невозможно удобно найти нужную информацию — отсутствует индексация поисковиками (кроме ВК)

— В соцсетях и мессенджерах легко распространяется непроверенная и ложная информация

— Огромный вал бесполезной информации, которая заслоняет нужную

— Отсутствуют инструменты для спокойного и вдумчивого общения

Хорошо, но существуют ли какие-то платформы, которые лучше соцсетей и мессенджеров для публичного общения?

Да.
И они существуют давным давно — это… форумы.

По техническому инструментарию для общения любой современный форум уделывает тот же Фейсбук.

Форумы хорошо индексируются поисковиками.

Темы форумов могут быть актуальными и активными на протяжении нескольких лет (!).

Но почему форумы не настолько популярны как соцсети и мессенджеры?

Причин, на мой взгляд несколько.

Форумы пропустили момент перехода на мобильные устройства и вовремя не адаптировались. 1. Только недавно появились форумы с хорошей адаптацией для мобильных устройств.

Форумы разобщены — каждый владелец форума делает его на своей платформе, со своими ограничениями, со своими правилами, со своей регистрацией, со своим внешним видом и т. д. 2.

Нужна регистрация на каждом независимом форуме — если вы хотите просматривать много форумов, то вам нужно сделать много регистраций и привыкать к разному интерфейсу. 3.

Форумы изначально предназначены для вдумчивого общения людей.
Современные форумы имеют прекрасный удобный мобильный интерфейс.

Именно поэтому мы и решили добавить форумы в M1 Messenger вместо каналов.
Любой пользователь будет иметь возможность создать свой форум, а другие пользователи — создавать темы в этом разделе.

По сути это будет адаптированный форум для мобильных устройств, но с одной единственной регистрацией и единым интерфейсом для всех форумных разделов.

И мы надеемся что это будет удобнее для пользователей по сравнению и с соцсетями и с другими мессенджерами как в плане обсуждений, так и по технологической оснастке.

В самом ближайшем будущем мы представим первую версию такой свободной платформы для общения.

На самом деле мы не первые, кто делает такое.
Многие слышали о таком проекте как Tapatalk из США:

Они начинали немного по другому — сначала это был агрегатор разных форумов в единый интерфейс.
Теперь они предлагают размещать форумы на их платформе и заодно скупают популярные форумы и переводят их на свою площадку.

Интересно услышать мнение хабровчан об этом.
Заранее спасибо за комментарии с критикой, пожеланиями и замечаниями.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть