Хабрахабр

Менеджмент счастья: как заботиться и развивать home-office команду из 30+ городов

Quality-lab ценности

Многие компании стараются заботиться о своих сотрудниках. Кому-то даже кажется, что они в этом преуспели, но на деле не всё так просто. Как компании оценить свой HR-бренд, а соискателю выбрать работодателя по душе? Наверное, с этой целью авторитетные ресурсы вроде hh.ru и составляют рейтинги работодателей. Давайте выяснять, как попасть в его TOP и при чём тут менеджмент счастья.
Автор: Анастасия Юзвик
Менеджер счастья в «Лаборатории Качества»

Потому что в 2018 году мы заняли в этом рейтинге 14-е место в сфере «IT и интернет», войдя в тройку лучших работодателей Москвы в сфере QA/IT с количеством сотрудников от 100 до 500. Почему мы об этом вспомнили? Нам кажется, что это отличный повод разобраться — как мы к этому пришли и поделиться нашими ценностями в работе.

Quality-lab ценности

Базовые ценности

У нас удаленно из разных городов и стран работает 138 человек. Стандартные 40 рабочих часов в неделю можно гибко подстраивать под себя, хотя нужно учитывать специфику деятельности. Если, например, тестировщики могут выполнять часть работы по ночам, то отделу маркетинга и продаж это вряд ли удастся – с клиентами нужно общаться в «рабочее время».

Если учитывать особенности организации работы распределенных тестовых команд и создавать комфортную рабочую атмосферу в распределенной команде, мотивируя к ситуационному лидерству, то ещё как работает. Работает ли система?

Мы не стоим за спиной и не являемся сторонниками тотального контроля, но и наивностью не страдаем. Наш главный принцип – доверие. Благодаря её функционалу сотрудники ежедневно фиксируют какие задачи они выполняли в течение дня и сколько времени на это ушло. Поэтому для мониторинга трудозатрат и эмоционального климата в коллективе мы разработали и активно развиваем собственную мягкую HRM систему — «Time-Tracker». Вся процедура занимает не более минуты.

Quality-lab Time-tracker

«Time-Tracker» — средство для прозрачного и простого сбора информации об активностях на внешних и внутренних проектах, а также отличный способ диагностики проблем, если что-то пошло не так и результаты сильно отличаются от планируемых. Также, это удобная платформа для коммуникации по вопросам рабочего графика – здесь мы запрашиваем отгулы, оформляем больничные и коммандировки, договариваемся об отпуске.

Приятность: больничные у нас оплачиваются в 100% размере, а без больничного можно взять до 5 отгулов в год.

Годы практики в управлении удалёнными командами помогли нам понять важность создания атмосферы безопасности, которая делает наших сотрудников более счастливыми, даёт сосредоточиться на работе и в итоге повышает продуктивность. Считаете нас излишне расточительными и халатными?

Мы считаем, что нужно дать новичку всё необходимое. Что еще нужно для продуктивности? Повод ли это для гордости? Когда к нам приходит новый сотрудник, мы предоставляем ему рабочую технику из банка оборудования, который постоянно обновляется. Нет, это скорее «must have»и наша гарантия того, что человек будет работать эффективно, потому что мы всем его обеспечили.

Кроме традиционного поиска, есть еще два варианта: Почему и как к нам приходят новые сотрудники?

  • Во-первых, по рекомендациям наших сотрудников, в том числе бывших. Мы не помним, когда люди уходили по-плохому, а потому нас часто рекомендуют другим, как хорошего работодателя. Кстати, за приведённых сотрудников предусмотрены бонусы.
  • А во-вторых, мы берем на работу лучших выпускников наших курсов. А если не можем трудоустроить у себя, то рекомендуем их партнерам и клиентам. Также мы часто практикуем условно бесплатное обучение – если человек прошел весь курс на отлично, мы возвращаем ему деньги или их часть.

Появление новичка в жизни команды – для нас радостный процесс. Мы всегда обеспечиваем комфортное погружение, при этом не создавая дискомфорта заказчику и угроз всему проекту. Как? Для этого мы четко определили для себя, какие есть особенности подготовки начинающих тестировщиков и что нужно при этом учитывать.

Quality-lab Newbe

Помня о базе, мы не забываем о том, что можно использовать и интересные методы погружения и обучения стажеров в распределенных командах. Их польза в том, что наши джуны не только учатся работать с прикладной областью, изучая в интересной форме особенности исследовательского тестирования и продукта. Иногда, менее чем за две недели мы получаем «универсального солдата», готового выйти на настоящие «боевые» задания и помочь основной проектной команде с тестированием релизов и хот-фиксов.

И это тоже «must have». А еще наши базовые ценности невозможно представить без товарищеской и душевной атмосферы, ну и ещё подарков. Одно дело прислать сертификат или стандартный для всех корпоративный гифт. Даже если взять подарки на ДР сотрудников. А там крутая замена наушникам именинника, которые пару дней тому назад сломались. Совсем другое, выведать чего же хочет коллега, сделать вид, что вы про него забыли, а потом: «Вася, к тебе там курьер через 30 минут подъедет документы подписать».

Подарки на общие праздники конечно стандартнее — если можно назвать стандартной мини-игру с ачивками для парней тестеров на 23 февраля и радио-подкаст со стихами и песнями для прекрасных дам на 8 марта.

Next level

Как только сотрудник почувствовал себя в комфорте и безопасности (среди своих), пора переходить на следующий уровень. Мы вкладываем в это понятие любые варианты профессионального развития. Люди по-разному относятся к необходимости непрерывного обучения, мы же считаем, что это благо и несём его в массы.

Из чего состоит этот план? У каждого сотрудника есть его ИПР (индивидуальный план развития), составленный с учетом желания осваивать новые навыки и их необходимости в работе.

Блок 1. Бесплатное обучение

Знаете анекдот? Финансовый директор спрашивает у генерального: «А что будет, если мы вложимся в обучение сотрудников, а потом они от нас уйдут?». А генеральный ответил: «А что будет, если мы не вложимся, а они останутся?».

Поэтому разные специалисты постоянно проходят специализированные курсы по прокачке нужных в работе навыков. Мы считаем, что вложения в обучение сотрудников всегда окупаются. Не исключение тут и прохождение QA сертификаций, таких как ISTQB – ЛК не только помогает подготовиться к сдаче экзамена, но и оплачивает его. Для проверенных “джедаев” мы нанимаем личных коучей, которые помогают развиваться в тех сферах, где люди чувствуют свои слабости и хотят их преодолеть. В системе обучения активно используются возможности нашего «Первого онлайн института тестировщиков (ПОИНТ)» и онлайн-библиотеки, которой можно свободно пользоваться сотрудникам.

Блок 2. Изучение английского языка

Практически любому сотруднику нашей компании, в той или иной мере, этот язык необходим в работе. Но это не значит, что все мы учимся по одной программе. Зачем, если у тестировщиков своя лексика, у маркетологов своя, а для заключения международной сделки нужен уровень носителя языка. Поэтому, с кем-то преподаватель работает индивидуально, с кем-то в группах, а перед ответственными переговорами прогоняем “боевые” сценарии, дабы формулировки и «strong russian accent»не смутили иностранных коллег.

Блок 3. Продвижение сотрудников на конференции в качестве спикеров

Все хотят сбить две мишени одним выстрелом. Мы тоже пытаемся, порой вполне успешно. Выступление нашего сотрудника на авторитетном мероприятии – это реклама для нас и прокачка для специалиста. Поэтому мы очень тщательно подходим к процессу подготовки спикеров, сопровождая наших ребят на всех этапах.
Сначала отбираем матёрых экспертов в каждой конкретной области тестирования и менеджмента проектов. Узнаем, кому интересно развиваться в публичных выступлениях. Затем ищем конференции, подбираем темы и отправляем заявки. Разумеется помогаем подготовить выступление. И это не только контент, а навыки самопрезентации, риторики и взаимодействия с аудиторией. Параллельно ведется вся организационная работа, чтобы у нашего сотрудника не возникло никаких вопросов на месте. Закрепить результат помогают маркетинговые материалы для раздачи на мероприятии и лайв-трансляции.

Quality-lab спикеры

Зачем мы все это делаем? Затем, что считаем это правильным – люди должны хотеть развиваться и иметь такую возможность. А чтобы это совпадало с целями и ценностями бизнеса, нужно всего лишь построить стратегию и план по развитию навыков команды. Главное, чтобы все происходило по взаимному согласию и с интересом для специалиста.

В нашей компании уровень заработка может быть пересмотрен каждые три месяца. Что еще мотивирует людей к развитию? То, что это отражается на зарплате. И новые навыки, которые позволяют работать в новых проектах, автоматически приносят рост доходов и нам, и сотруднику.

Менеджмент счастья

Почему мы решили назвать эту статью таким громким названием? Потому что в некотором роде мы действительно этим счастьем управляем. У нас даже работают «менеджеры счастья» и это вполне официальный статус.

Quality-lab спикеры

Хороший руководитель всегда знает неформальных лидеров. Тех, кого называют «душа коллектива». Это человек, который всегда искренне хочет узнать, как у вас дела. Он приободрит, поможет, посоветует, поговорит с руководителем. Неравнодушен к тому, чтобы настроение каждого сотрудника и атмосфера в коллективе были в порядке. Вот мы и задумались – если такие люди все равно есть, то почему бы не попросить их сделать это частью своей работы? Важной и полезной для компании и необходимой для коллектива.

Да-да, по сути это те же смайлики – бодрые и веселые или злые и уставшие. Чтобы оценивать эмоциональный уровень сотрудников удаленно, мы используем всё тот же «Time-Tracker», в котором доступны эмоциональные статусы. И вы можете не верить, но те, кто каждый день жмут кнопку «все ок» — это главная группа риска.

И не только рабочие, но и личные. Менеджер счастья – это человек, который помогает вам решить проблемы. Подскажет как разрулить ситуацию. Переговорит с вашим начальником, если вы этого сделать не можете. Но не только это – менеджер счастья будет рядом и тогда, когда вы на коне. Посоветует, что нужно сделать и куда развиваться. Он всегда похвалит вас за достигнутые результаты.

Поэтому в нашем ежемесячном журнале появилась «Аллея славы». Ведь все любят, когда их хвалят. Сюда можно попасть за любые заслуги – за крутой старт проекта, поддержку и помощь другим, оптимизацию задач, удачные переговоры, упрощение сложного и укрощение строптивого. Героев в неё отбирают все сотрудники, которые не ленятся заполнить маленькую анкетку в конце месяца. В общем, за все что угодно, лишь бы это приносило пользу компании или счастье команде.

Quality-lab magazine

Жизнь – это работа, но работа – это не вся жизнь

Невозможно только работать, нужно еще и отдыхать. Или заниматься любимым делом.

У нас, без преувеличения, действует целый беговой клуб, возглавляемый лично Ген. Например, бегать. диром aka Big Boss — Натальей Руколь.

Quality-lab running

Новички проходят серию обучающих вебинаров, чтобы узнать как правильно бегать, что обувать и как дышать. Затем включаются в клуб, по желанию получая даже программу тренировок и личного тренера-пинателя. Чтобы у всех была мотивация, мы регулярно проводим челленджи с полезными для бега подарками. А почему бы и нет, если потом можно смотреть на фото довольных людей, которые пробежали свои первые или двадцать первые полумарафоны и марафоны?

А ещё Наталья активно участвует в экологических акциях по сбору мусора и лично организует для всех неравнодушных сотрудников рейды чистоты по городам России.

Quality-lab garbage

В ЛК много людей, которые пришли в профессию из совершенно разных и непрофильных областей. Как правило они, жалеют, что не знали о тестировании раньше. Именно это упущение в системе профориентации молодёжи решила восполнить Аня Палей. Она занялась просветительской деятельностью и теперь на добровольной основе проводит беседы со школьниками о профессии QA-инженера. Подробнее о последнем её опыте работы с учениками школ в рамках конференции PorIT можно почитать тут.

Quality-lab social

Удалённая работа в сфере тестирования — это дополнительные возможности. Особо мобильные сотрудники успевают за год сменить несколько городов проживания, причём не только российских. Тем же, чьи физические возможности ограничены, к примеру: люди с травмами и инвалидностью, удалённая работа позволяет заниматься тестированием, общаться, зарабатывать деньги – без каких-либо ограничений. В ЛК есть и такие сотрудники, правда об их ограничениях мало кто знает — настолько они социально активны.

И нет, она не учит их иностранным языкам. Активно и абсолютно безвозмездно с нашей молодежью работает ещё один сотрудник ЛК – наш корпоративный преподаватель английского языка – Татьяна Рыжова. Татьяна является членом НКО «Нижегородский горный клуб» и помогает студентам стать туристами и « ходить в горы душой», организовывая лекции, тренировки и слеты для членов клуба.

Quality-lab garbage

Для любителей поразмять мозги сидя на месте у нас есть фанатские объединения интеллектуальных игр. Например, раз в неделю собираются любители «мафии». А фанаты шахмат проводят целые турниры.

Все хобби, личные интересы, кинопремьеры, интересы и любые темы (кроме религии и политики) можно обсудить во флудилке и тематических чатах, где вы всегда найдете собеседника по душе, главное не слить кучу рабочего времени.

Ведь за бокальчиком чая команды объединяются намного крепче, чем во время любого онлайн-квеста. Живя в онлайне, мы не забываем и о пользе оффлайн-встреч. Или, например, чтобы пробежать марафон, убрать мусор или взобраться на Эльбрус. Поэтому мы регулярно собираемся для того, чтобы обменяться опытом, зайти к любимым представителям клиента, просто пообщаться на рабочие и нерабочие темы.

Но спросите даже у наших бывших сотрудников: «Каково им было у нас работать»?.. Есть у нас, конечно, и текучка, да и не всем по вкусу постоянная гонка-развитие. и станет понятнее, почему наш рейтинг работодателя подрастает каждый год.

Мы всегда рады профессионалам своего дела в нашем коллективе, поэтому если нужны трудные задачи и коллектив единомышленников для их решения — вливайтесь.

Работайте неистово, отдыхайте, как в последний раз и не забывайте о людях вокруг! С вами была «нескромная» ЛК!

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть