Hi-Tech

Мечты и амбиции бродячего артиста: история цирка Дю Солей

Мечта бродячего циркача

Ещё в детстве родители отвели мальчика в цирк, где у него впервые проснулся интерес к профессии артиста. Знаменитый цирк Дю Солей появился благодаря мечте канадца Ги Лалиберте. В то же время дома Лалиберте отрабатывал разные цирковые трюки. Уже в средней школе юноша устраивал свои представления, играя на аккордеоне и губной гармошке.

Ги Лалиберте

Поэтому, когда ему исполнилось 18 лет, Лалиберте, взяв аккордеон, отправился за мечтой — посмотреть Европу. Однако ему всегда хотелось большего — путешествовать, пробовать кухни мира, встречать людей разных национальностей, в этом он видел смысл своей жизни. Деньги на жизнь он зарабатывал уличными представлениями.

Они ожидали, что сын станет врачом или юристом. Родители Лалиберте были типичными представителями среднего класса Канады. Поэтому, когда молодой человек вернулся домой и заявил, что не собирается поступать в колледж, а намерен стать артистом, родители испытали шок и долго отговаривали его от этой идеи.

Он занимался разными направлениями: выступал на ходулях, жонглировал, играл на музыкальных инструментах. Но Ги Лалиберте был непоколебим и начал карьеру.

Не получив ни дохода, ни признания, Лалиберте вернулся домой и решил, что родители были правы. Однако старт не заладился. В поисках нового занятия он стал пробовать себя в совершенно ином амплуа и устроился работать на гидроэлектростанцию на полную ставку.

Молодой человек расценил это как знак судьбы, что ему не суждено работать на «обычной» работе, и пообещал себе посвятить жизнь искусству, как бы трудно это ни было. Так случилось, что на третий день его прибывания работники завода устроили забастовку, в результате чего все были уволены, в том числе и Лалиберте.

Он назначил начальную плату за выступление — сэндвич. Выступая в качестве артиста, спустя некоторое время он решил проявить себя как организатор и договорился устроить летний фестиваль уличных артистов в Квебеке. Это очень дисциплинировало, делало их более ответственными и учило правильно относиться к заработанному. А после артисты могли забрать все деньги, которые собрали в шляпу.

На пути к созданию цирка Дю Солей

Их главной идеей стало привлечь к участию в торжествах уличных артистов по всей провинции. В 1983 году в честь 450-летия со дня открытия Канады Жаном Картье канадское правительство выделило на празднование этого события грант в $1,5 млн. Лалиберте понял, что это его шанс заявить о себе не только как об артисте, но и как о продюсере.

Трюк сработал, на него обратили внимание и дали возможность создать кочевой цирк, что было его мечтой с самого начала. Чтобы произвести впечатление на правительство, он прошагал на ходулях 56 миль до Квебека. Так Лалиберте получил свой первый контракт от правительства, тогда ему было всего 24 года.

Он никогда не привлекал их ни в одном выступлении, несмотря на самые интересные идеи дрессировщиков. Главным принципом Лалиберте с самого начала стал полный отказ от участия животных в шоу. По его мнению, слон или тигр не должны проводить свою жизнь в клетках и на гастролях, развлекая публику. Кроме того, он не раз заявлял, что никогда в его цирке нельзя будет увидеть животных.

Благодаря этому жанр Дю Солей характеризовали как нечто среднее между цирком и театром. Чтобы выделиться и запомниться зрителям, он решил использовать три компонента: экстравагантные костюмы, необычное освещение и оригинальную музыку.

Под сине-жёлтой крышей шатра, которая впоследствии стала товарным знаком цирка, на старте помещалось только 800 зрителей. Также вместо разрозненных номеров и пауз между выступлениями, типичных для классического цирка, Лалиберте объединил представление сквозным сюжетом и убрал даже минимальные промежутки между выступлениями.

Как позже объяснял название создатель, солнце олицетворяет молодость и энергию. Они и стали свидетелями рождения легендарного цирка Дю Солей, что означало «Цирк Солнца». Он был уверен, что этот символ принесёт ему удачу. Кроме того, когда артисту требовалось что-то серьёзно обдумать, он всегда уходил к океану и наблюдал за закатом — это придавало ему сил и уверенности в принятии решений.

Он одинаково усердно трудился, когда вместе с другими артистами устанавливал тент или когда сочинял и разрабатывал программу, или когда занимался рекламой. Несмотря на то, что для правительства это был однолетний контракт, для Лалиберте это была отличная практика, во время которой он обучился почти всему, что касалось этого бизнеса. Для Лалиберте это было ещё одним шагом в сторону мечты.

Сам Лалиберте показывал номер, где дышал огнём. Каждое шоу состояло из десяти выступлений, в которых принимали участие артисты на ходулях, на трапеции, клоуны и многие другие.

Постепенно цирк стал принимать участие в различных фестивалях и конкурсах, откуда регулярно привозил призовые места. Тур состоял из пятнадцати городов, и чем дольше он шёл, тем больше уверенности и мастерства приобретал его создатель.

Шестимесячный тур по стране в тёплое время года не давал возможности развиваться и содержать цирк в том виде, в котором его видел создатель. Однако Лалиберте понимал, если он хочет добиться серьёзного успеха, ему необходимо выйти за пределы Канады, чтобы в первую очередь иметь возможность выступать зимой.

Международное признание цирка Дю Солей

За две недели он встретился с представителями двадцати финансовых заведений и везде получил отказ. После того как контракт с правительством закончился, Лалиберте обратился за помощью к банкам. Главным аргументом было то, что никто не верил в долгосрочный успех его идеи.

Нашёлся лишь один банк в Квебеке, который поверил в цирк Дю Солей и дал кредит в $350 тысяч. Цирк был успешен, но «здесь и сейчас», а банкирам нужны были гарантии, что он будет интересен зрителям на протяжении долгого времени. Это был ещё один большой шаг для Лалиберте.

Артист согласился приехать в США, но на одном условии — его цирк должен был выступать на открытии мероприятия. Следующим толчком стало приглашение на Фестиваль искусств в Лос-Анджелес. На выступление артист пригласил голливудских звёзд — Арнольда Шварценеггера, Сильвестра Сталонне, представителей компании Columbia Pictures.

Позже он признался, что этих денег всё равно не хватило бы, чтобы вернуться. Ставка была на то, что если цирк понравится таким влиятельным людям, то Дю Солей сможет отправиться в тур по США, а если нет — Лалиберете обещал продать всё, что у него было, и отправить труппу домой. На счастье канадца, Дю Солей ждал грандиозный успех, и в 1987 году цирк наконец начал приносить доход.

Эти шоу принесли Лалиберте миллионы долларов. На следующий год цирк стал выступать в Санта-Монике и Нью-Йорке — главных точках, куда все ехали за развлечениями.

В качестве признания заслуг Дю Солей пригласили выступить на Олимпиаде-88 в Калгари. Бизнес рос на глазах, превращаясь из маленькой семейной компании в бренд среднего уровня с международной известностью.

Но оказалось, что труппа думает по-другому. Основатель цирка был уверен, что все полученные деньги нужно обратно вкладывать в производство и работать над вторым спектаклем. На этом этапе многие исполнители, которые пришли в цирк с улицы, развернулись и ушли, остались те, кто верил, что проект может работать на многолетней основе. Многие артисты не хотели ждать долгосрочной выгоды и были намерены получить деньги сразу.

В 1990-м году Дю Солей начал тур с шоу в Лондоне и Париже. Следующей вершиной, которую намеревался покорить Лалиберте, была Европа. Отправной точкой стала поездка в Японию. Европа благосклонно приняла новый вид цирка, поэтому Лалиберте спокойно занялся подготовкой гастролей по Азии. В организацию тура было вложено около $40 млн.

После одного такого шоу к Лалиберте подошёл продюсер из Лас-Вегаса. За тот год цирк продал около 120 тысяч билетов, средняя стоимость которых составляла $23. За представлениями люди ехали в Нью-Йорк и Лондон. На тот момент это была территория казино — больше никаких развлечений там не было. Но продюсеры хотели это изменить и завлечь в Лас-Вегас не только любителей азартных игр.

Тогда сделка была заключена с другим казино-отелем — Mirage Resorts. Изначально появилась договорённость с казино-отелем Caesars Palace, но в последний момент представители гостиницы засомневались в успехе и отказались от сотрудничества, сославшись на слишком необычное шоу. Это был грандиозный успех. В первый год цирк провёл там 480 шоу Mystere с залами, заполненными на 92%. Это представление до сих пор можно увидеть в Лас-Вегасе.

Лалиберте сохранил за собой право полного творческого контроля всех представлений, но подписал договор, что шоу можно увидеть только в этом месте. Благодаря успеху Mystere Дю Солей стало самым популярным шоу в Лас-Вегасе.

Достижения цирка Дю Солей

В 2004 году цирк установил первый мировой рекорд Гиннеса за наибольшее количество артистов на ходулях (544), находящихся в одно время в одном месте. Дальше всё пошло по нарастающей: начав с одного тура в 1990 году, в конечном итоге цирк выступил в 300 городах мира.

На представлении стали использовать 3D-эффекты. В 2010 году на шоу Дю Солей было продано около 10 млн билетов при средней стоимости уже в $75. В то же время Лалиберте получил звезду на аллее славы в Голливуде. Росло количество туров, шоу, появилось несколько одинаково сильных по составу трупп, которые одновременно стали давать представления в нескольких мировых столицах.

Он выделил из собственных денег $100 млн на решение вопроса очистки воды и создал фонд «Одна капля», который помогает бедным людям получить доступ к качественной воде. Лалиберте всегда хотел использовать успех своего бизнеса, чтобы изменить мир.

Его выбор, на что потратить деньги, никого не удивил, жажда путешествий и новых впечатлений по-прежнему у него в приоритете. В 2009 году Лалиберте стал первым канадским космическим туристом (и седьмым в мире).

А само появление его в качестве космического туриста стало хорошей рекламой для его цирка. Кроме того, воспользовавшись возможностью, с борта корабля он снова говорил о глобальных проблемах нехватки воды на планете. Необычное путешествие вдохновило Лалиберте на создание двух совершенно новых программ.

Цирк Дю Солей сейчас

Несмотря на канадское происхождение, официальный язык представлений — английский, при этом артисты говорят на 25 различных языках. Сейчас в труппах цирка трудится около пяти тысяч человек почти из 60 стран мира, сложно представить, что когда-то Дю Солей насчитывал всего 20 исполнителей. На установку всего оборудования для некоторых спектаклей уходит больше недели. Чтобы перевезти шоу, цирку требуется от 50 до 75 грузовиков.

Около 300 дизайнеров и мастеров по пошиву одежды трудятся над созданием собственных костюмов в штаб-квартире Дю Солей в Монреале. Уже много лет назад цирк принял решение перейти на полное самообслуживание. Причём в шоу нет двух одинаковых костюмов. Исполнителей тщательно измеряют с головы до ног и шьют каждый наряд строго под конкретного артиста.

Под каждого исполнителя разрабатывается набор головных уборов, подбирается грим, при необходимости изготавливаются маски. Также все артисты проходят процедуру снятия гипсового отпечатка головы, далее бюсты помечаются и хранятся на специальном складе. Хранится это в Монреале, поэтому если на гастролях артист повреждает какую-то деталь, в Канаде быстро производится дубликат.

Кроме того, артистов кормят повара, которые путешествуют вместе с ними по всему миру. Каждый артист проходит профессиональную подготовку по нанесению грима, так как компания просто не может нанять столько визажистов и позволить им тратить по несколько часов на исполнителя. По контракту многие артисты могут гастролировать со своими семьями. На площадке всегда присутствуют физиотерапевты, массажисты и учителя по пилатесу.

Когда в коллектив приходит новый исполнитель, все остальные члены труппы занимаются его подготовкой, помогая ему освоить трюки. Несмотря на головокружительные трюки, цирк уверен в безопасности исполнителей, поэтому номера выполняются без страховки, а у артистов практически никогда нет дублёров.

Кстати, до сих пор в труппе трудятся артисты, которые начинали с Лалиберте более 20 лет назад. От того, как быстро новичок освоит номер, зависит, как скоро труппа сможет вернуться к выступлениям на арене.

Частой практикой последних лет стало приглашать к себе на работу олимпийских чемпионов и призёров по гимнастике после завершения их спортивной карьеры. У цирка есть собственные тренировочные базы для отработки номеров и трюков, они считаются уникальными и не имеют аналогов в мире.

Также представители Дю Солей нередко зовут к себе артистов, которых замечают в телевизионных выступлениях, на соревнованиях или в различных шоу.

Личное состояние Лалиберте оценивается в более чем $2,5 млрд. В последнее время годовой доход цирка составляет около $1 млрд. Цирк полностью себя окупает, с начала 1990-х годов в него не вкладывается ни государство, ни частные инвесторы. Ему по-прежнему принадлежит около 95% компании и полный творческий контроль над всеми программами.

Десять шоу проходят на регулярной основе, большая часть из которых базируется в Лас-Вегасе, ещё десять находятся в постоянных гастролях по всему миру. С момента основания Дю Солей в 1984 году на его представлениях побывало около 200 млн зрителей.

#какэтобыло

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»