Хабрахабр

Манипуляция сознанием. Почему так просто?

На основе одних и тех же источников информации, обладая хорошими IQ, непредвзято, они приходят ровно к противоположным выводам. Иногда это является полной неожиданностью и даже потрясает — то, как близкие по мироощущению люди, близкие по возрасту, образованию, окружению, фильмам, которые смотрели, книгам, которые читали, могут по-разному интерпретировать одни и те же события.

Споры, наблюдения и размышления в конце концов привели меня к образу мыслей, изложенному в этой статье. Очевидно, что как минимум кто-то в этой ситуации находится в состоянии иллюзии.
Как так получается, что ни хорошее образование, ни доступность информации, ни развитая способность логически мыслить не защищают нас от концептуальных ошибок в восприятии и интерпретации, как получается так, что мы не распознаем манипуляцию и ложь?

Анализируя свою жизнь, я могу сказать, что ощущал в разное время воздействия каждой из них, а некоторые методы «промывки мозгов» по отношению ко мне были по-настоящему эффективны. Здесь приведено 14 распространенных манипуляций. Я упорядочил их в некий список и попытался описать механизмы и причины, почему они, несмотря на тривиальность, являются довольно эффективными. Думаю, это всем хорошо знакомые атаки.

В этой статье меня интересуют лишь атаки, заставляющие нас жить в иллюзии. Я не рассматриваю элементарные воздействия такие, как подкуп, шантаж и запугивание.

В конце статьи я также попытаюсь дать ответ на вопрос, почему ложь может легко обмануть наш интеллект и, более того, использовать его себе на благо, почему наше образование и доступность информации не помогают нам.

Это не статья по психологии и не статья по философии, хотя бы потому, что в этой статье не будет приведено ни одной ссылки.

Терминология

Т.к. я пытаюсь понять, как эти манипуляции работают, то мне пришлось ввести некоторые понятия и рассмотреть некоторые закономерности.

Понятие вводится для наглядности некоторых закономерностей и связей. ААВД = Абсолютно Адекватное Восприятие Действительности
Это гипотетическое состояние, являющееся бесконечной аппроксимацией адекватности. Достаточным условием ААВД является абсолютный ИМЛ.

Пояснение

ААВД обладает устойчивостью к ошибкам. Так, если изъять, исказить или добавить какое-то количество фактов, то ААВД позволяет обнаружить ошибки и восстановить истинную картину мира. Т.к. все факты и события — это то, что было в прошлом, то можно сказать что ААВД позволяет

  • восстанавливать картину прошлого

Если говорить о будущем, то очевидно, что ААВД позволяет

  • предсказывать будущее

Действительно, если вы точно понимаете все взаимосвязи, понимаете, в каком направлении развивается ситуация, то вы можете предсказать будущее.

Замечание

Так, если мы предполагаем, что свобода выбора все же есть, то мы не можем точно предсказывать события. Не понятно, насколько точно вы сможете предсказать будущее даже обладая ААВД. Но все же кажется очевидным, что, чем ближе восприятие действительности находится к ААВД, тем точнее вы можете предсказать будущее. Вопрос о том, можем ли мы при этом (при наличии свободы выбора), точно предсказать вероятность возможных событий также не имеет ответа, потому что вероятностые характеристики «свободы выбора» не изучены.

Абсолютный ИМЛ (ИМЛ = Информация, Мыслительные способности, Логика)

Пояснение

Если гипотетически предположить, что кто-то обладает

  • полной и точной информацией (бесконечным количеством информации)
  • бесконечными мыслительными способностями (в компьютерной терминологии — бесконечной вычислительной мощностью)
  • имеет безупречную логику (в компьютерной терминологии — иметь правильный алгоритм расчета без ошибок)

то этот субъект (с возможностями Бога) обладает полной и точной информацией по всем фактам и их взаимосвязям, то есть его картина мира точно описывает действительность, и он обладает ААВД.

Мы будем называть эту триаду абсолютным ИМЛ.

АВД = Адекватное Восприятие Действительности

Пояснение

Адекватность — понятие относительное. Невозможно точно установить границу и сказать, что вот до этой границы у вас адекватное восприятие, а после — нет. Но более или менее можно сказать, что вот эта картина мира более адекватна, а эта — менее. Два критерия могут быть использованы для сравнения степени адекватности:

  • насколько факты прошлого вписываются в картину мира индивида
  • насколько хорошо он может предсказать развитие событий

Замечание

Например, если одна картина мира предсказывает события A, B, а другая картина мира предсказывает C, D, а в действительности происходит A, C, то какая картина мира более адекватна? В действительности математически точно сравнить адекватность двух картин мира часто невозможно. Но все же, иногда это довольно явно. Математически правильно было бы опираться на количество информации, которое содержится в предсказаниях A, B, C, D, что связано с вероятностью этих событий, но в том то и проблема, что в реальной жизни найти точное значение этих вероятностей часто невозможно. Родители намного лучше предсказывают развитие событий. Давайте сравним, например, восприятие ребёнка и родителей.

Картина мира — наша интерпретация действительности.

Пояснение

В силу сильной ограниченности ИМЛ, когда мы говорим о «картине мира» обычного человека, то очевидно, что в этой картине может быть много неточной, вторичной информации, мнений других людей, грубых обобщений, ошибочных логических конструкций, и все это обильно переплетено с эмоциями. Человек не может единым взглядом охватить всё, его восприятие и его картина мира фрагментарна.

Возможно во всех ситуациях все всегда заблуждаются, но каждый по-своему? Может возникнуть вопрос, а имеет ли смысл вообще говорить об адекватности?

Но при всех ограничениях, можно утверждать, что человек способен понять суть. Да, очевидно, что человек не может понимать ситуацию во всех деталях. На основе этого понимания он может делать и правильные предсказания и правильно отсеивать ложную информацию.

Малый цикл регенерации — цикл, позволяющий с одной стороны из истинных фактов выстраивать правильную картину мира, а с другой — правильная картина мира позволяет отфильтровывать ложные, исправлять ошибочные и добавлять отсутствующие факты. Таким образом происходит самонастройка на истину.

Пояснение

Способность восстановления истинной картины прошлого порождает возможность «самонастраивания на истину». Назовем это «малым циклом регенерации». Суть заключается в том, что какое-то количество ложной информации может быть отфильтровано в силу того, что эта информация не согласуется с другими фактами.

Замечание

Малый цикл означает то, что это «внутренняя» работа.
Слово регенерация означает, что эта работа направлена на воспроизведение картины мира.

Он отражает тот факт, что с одной стороны истинная картина мира поддерживается достаточным количеством истинных данных, но с другой стороны картина мира позволяет исправлять ошибки в данных.

Большой цикл регенерации (цикл опыта) — цикл, позволяющий с одной стороны на основе истинной картины мира прогнозировать развитие событий и на основе этого совершать действия, а с другой, анализируя результат этих действий, корректировать картину мира. Таким образом происходит самонастройка на истину.

Пояснение

Способность предсказания также приводит к «самонастраиванию на истину». Назовем это ''циклом опыта" или «большим циклом регенерации».

Замечание

Большой цикл значит, что это ''внешняя'' деятельность, заключающаяся во взаимоотношении индивида и реальности.

Суть заключается в том, что на основе своей картины мира индивид делает предсказание развития событий и действует в соответствии с этим предсказанием. Если же по каким-то причинам в его мировосприятие закралась ошибка, то ситуация может начать развиваться не так, как он предполагал. Анализируя это, индивид осознает, что его картина мира ложна и корректирует свое видение.

В принципе не обязательно действовать самому, достаточно делать прогнозы и наблюдать.

Человек в результате своей активности получает дополнительные факты, и эти факты позволяют ему скорректировать картину мира.
Это также говорит об устойчивости к ошибкам.

Ложный малый цикл регенерации — в случае слабого ИМЛ ложная картина мира может начать неправильно отфильтровывать факты, оставляя или добавляя ложные и игнорируя истинные, при этом этот набор фактов (вместе с ошибочными данными) будет поддерживать эту ложную картину мира. Таким образом происходит поддержание иллюзии.

Пояснение

Это можно представить следующей цепочкой.

  • Искаженные факты, создают искаженную картину мира. Этот процесс усугубляется логическими ошибками и недостаточными мыслительными способностями.
  • Искаженное восприятие «достраивает» недостающие факты в соответствии с ложной картиной мира.
  • Таким образом получаем самоподдерживающийся процесс «настройки» на ложную картину мира.

Ложный большой цикл регенерации (ложный цикл опыта) — в случае слабого ИМЛ на основе ложной картины мира индивид делает неправильные предсказания и совершает соответствующие действия, при этом результат этих действий (не положительный) интерпретируется неправильно (как положительный), что поддерживает эту ложную картину мира. Таким образом происходит поддержание иллюзии.

Пояснение

Например, он будет тяготеть к окружению, поддерживающему его ложную картину мира и избегать окружения с дисгармонирующим мировосприятием. Также в процессе ложного цикла опыта индивид будет менять действительность, чтобы она соответствовала его картине мира.

Компенсационные механизмы
Основными механизмами, придающими адекватность картине мира и обеспечивающими «самоочищение» от ошибок, являются большой и малый циклы регенерации. Но человек в том числе и в силу слабости ИМЛ вынужден пользоваться некими компенсационными техниками, накладывающими ограничение на действенность этих циклов. Можно выделить 4 таких механизма: обобщение, эмоциональный заряд, мнение окружающих людей и смысл. Каждый из них обладает «цементирующим» свойством, лишая гибкости и «консервируя» наше мировосприятие.

Обобщение

Предположим, вы хорошо кого-то знаете. У вас сложилось определенное представление об этом человеке. Что это такое, вот это представление?

Когда вы думаете об этом человеке, и, например, пытаетесь понять истинна или ложна та новая информация, которую вы о нем узнали (малый цикл регенерации), вы на самом деле не пытаетесь вспоминать, вы оперируете некоторыми обобщениями и абстракциями, которые вы связываете с этим человеком. В силу весьма ограниченных человеческих мыслительных способностей (вычислительной мощности), вы не можете постоянно оперировать всем этим огромным количеством фактов, связанных с этим человеком.

Например, у вас может быть общее ощущение, что этот человек хороший, честный, порядочный или, наоборот, что он не достоин доверия, что он может обмануть, что он хитрый и эгоистичный… Это обобщенное умозрительное восприятие (выраженное в абстракциях хороший/плохой, честный/лживый, ...) — это некое интегральное восприятие на основе вашего опыта общения с ним и той информации, которую вы имеете.

Могу привести 2 причины: В принципе, без эмоциональной поддержки, обобщения сами по себе не обладают сильным «цементирующим» свойством, но все же даже чисто логически могу предположить, что они все же способствуют фиксации картины мира (делая ваше восприятие менее гибким).

  • обобщения (и эмоции, о которых чуть позже) довольно дискретны. Поэтому даже чисто логически понятно, что вот такое дискретное усреднение обладает устойчивостью
  • мы используем обобщения, чтобы не думать о деталях, поэтому должно произойти что-то существенное, чтобы мы обратили на это внимание и пересмотрели наши прежние выводы

Но все же, просто обобщение — это довольно рациональное действие и поэтому не думаю, чтобы оно сильно «цементировало» восприятие. Но если к этому обобщению «привязана» эмоция, то это может действительно «зацементировать» картину мира.

Эмоциональный заряд

Замечание

Поэтому, несмотря на то, что в данной статье я нигде не говорю про чувства, я допускаю, что где-то терминология не совсем верна и нужно говорить скорее о чувствах. Я не понимаю, где проходит точная граница между чувствами и эмоциями, и есть ли таковая.

Мы нередко склонны к дихотомии типа хороший/плохой (''от любви до ненависти один шаг'').

И в этом случае, как и в случае обобщения, математически понятно, что усредненная (а эмоция — это также усреднение, т.к. Это создает сильный уровень дискретности нашего эмоционального восприятия. является неким интегральным восприятием человека) дискретная величина становится слабо чувствительной к отдельным фактам.

Возможно, есть другие причины, связанные с тем, что все же эмоции во многом находятся в сфере бессознательного, и разумные аргументы не всегда имеют должного воздействия.

Даже если вы не правы и думаете о человеке плохо (или хорошо) незаслуженно, ложный малый цикл регенерации будет отбрасывать факты, не соответствующие вашей «зафиксированной» картине мира. Но, думаю очевидно, что в случае нашего примера, если у вас, например, сильное негативное (или позитивное) отношение к человеку, то это отношение (эта картина мира) обладает довольно большой устойчивостью и её сложно изменить отдельными фактами.

Мнение окружающих людей

Использование знания и выводов других людей безусловно также является компенсацией слабого ИМЛ. Мы не обладаем всеми фактами, и мы не можем сами проверить всё. Нам приходится доверять другим людям и полагаться на информацию от них, их расчеты и выводы.

Так, если информация исходит от человека, которому вы доверяете, то степень доверия к данной информации возрастает. Важным фактором является не только количество, но также и степень доверия. Если этот человек является авторитетом для вас, то вы скорее поверите его картине мира, чем своим наблюдениям и выводам.

Мнение окружающих вас людей вы воспринимаете как факты (в случае симпатии к ним — с большим весом). ''Цементирующий'' фактор здесь заключается в том, что, если люди вокруг вас, которые вам симпатичны, разделяют вашу точку зрения, то это придаёт сильную устойчивость этой картине мира.

Замечание 1

Типичная ситуация — люди стараются ''думать, как все''. В случае авторитарных режимов этот фактор используется вместе с эмоцией, обычно страхом.

Замечание 2

Мы можем иметь разные точки зрения и подбирать себе окружение с похожим мировоззрением. В современном мире, мире социальных сетей и возможностью формировать свое окружение в соответствии с нашим представлением о жизни, сила этого фактора усиливается. Это порождает, например, такие странные явления, как общество последователей теории плоской земли.

Смысл

Если предыдущие 3 «цементирующих» элемента воздействовали на малый цикл регенерации, то смысл связан с большим циклом регенерации.

Смысл используется как некий параметр, по которому мы могли бы измерить насколько наша картина мира адекватна в цикле опыта.

В действительности в конкретных ситуациях часто разумней говорить не о смысле, а о цели, но цель, если она поставлена осознанно, должна быть осмысленной.

Замечание 1

Например, весь процесс обучения маленьких детей — это обычно навязанные цели. Не всегда навязанная цель является ложной. Задача родителей и педагогов понять, что действительно важно и интересно (имеет смысл) для ребёнка.

Ложная навязанная цель всегда связана с мифом. В данном случае под мифом я подразумеваю ложную картину мира, которой пытаются объяснить навязываемую цель.

Пример

В качестве примера можно привести «Стокгольмский синдром». Если вас грубой силой заставляют делать что-то, без всякого объяснения (без мифа), и в конце концов вы становитесь вынуждены как-то жить с этим и «принимаете» эту картину мира (смирились), то вы сами создадите миф, почему это нужно делать.

Эмоциональное восприятие ситуации определяется этим фактором. Вас раздражает то, что мешает вам в достижении ваших целей, и вызывает симпатию то, что помогает. Похоже, что это самый мощный «цементирующий» фактор. Поэтому, в современном мире битва ведется прежде всего за умы.

Эта схема отображает понятия, введенные выше в их взаимосвязи:

Теперь у нас есть достаточное количество инструментов для анализа.

Причины неадекватного восприятия

Причиной уменьшения степени адекватности является слабость ИМЛ, а именно:

  • блокируемая, искаженная или ложная информация
  • ограниченные мыслительные способности (в компьютерной терминологии — недостаточная вычислительная мощность)
  • логические ошибки (в компьютерной терминологии — ошибка в алгоритме расчета, баги)

Все это является полем для атак на наше отношение к действительности с целью манипуляции сознанием. Давайте рассмотрим каждый из этих аспектов.

Недостаточная, искаженная или ложная информация

Это самая очевидная причина искажения в восприятии. Она вполне естественна. Понятно, что если вы не обладаете достаточной информацией, то вам сложно составить представление о ситуации.

По сути, когда мы говорим об искажении или ложной информации, то речь идет об обмане. Это также один из самых распространенных способов манипуляции. Но современные реалии показывают, что при некоторых видах манипуляции, ложная картина мира обладает удивительной устойчивостью, и «правдивые данные», даже будучи доступны, часто не могут выиграть в конкурентной борьбе за статус истинности с откровенной ложью и фейками. В случае простого обмана, картина мира может быть легко восстановлена предоставлением истинных фактов. Этот эффект можно назвать «промывкой мозгов», и все наши примеры будут касаться именно таких ситуаций.

Манипуляция 1. Отелло

Это манипуляция, направленная на определенного человека, учитывающая специфику его характера и восприятия с целью дискредитации другого человека или с целью повлиять на его отношение к определенной ситуации.

Эта информация была представлена в таком виде, чтобы сформировать у Отелло определенный взгляд на ситуацию. Давайте рассмотрим знаменитую историю отношений Отелло и Дездемоны с точки зрения введенных новых понятий и описанных закономерностей.
Тогда, пользуясь сухим языком анализа, отношение Отелло к Дездемоне было изменено с помощью ложной информации. Когда ложная картина мира была сформирована, начал работать ложный малый цикл регенерации, который вытеснил истинные факты, перестав учитывать их. Обладая ревнивым характером эта новая картина мира подкреплялась сильным отрицательным эмоциональным зарядом, что создавало своеобразный потенциальный минимум для такой интерпретации и лишало его (сильная негативная эмоция) способности логически мыслить. Появилась ложная цель — месть, которая и руководила его действиями. Также запустился цикл ложного опыта.

Манипуляция 2. Фейковые новости

Интересным (и неожиданно эффективным) приемом является создание цикла фейковых новостей. Каждая такая новость, находясь в фарватере определенной (ложной) точки зрения, вписывается в малый цикл ложной регенерации и «подпитывает» отрицательную эмоцию, связанную с этой внушаемой картиной мира. И несмотря на то, что эта новость опровергается через некоторое время, она выступает топливом для этой эмоции, которая в свою очередь «цементирует» ложную картину. Это приводит к тому, что даже понимая, что эта новость была ложной, человек, попавший под влияние этой манипуляции продолжает сохранять эту ложную картину мира. Также, как уже упоминалось, отрицательная эмоция бьет по второму и по третьему элементам ИМЛ, сужая аналитические способности индивида.

Манипуляция 3. Очернение

Следующий распространенный нехитрый, но очень эффективный прием — очернение.
По сути похож на два предыдущих. Создается (ложно) негативный образ человека. Информация может содержать большой процент лжи. Не важно, что через какое-то время выяснится, что это ложь. Главное, к этому человеку будет «приклеена» эмоция. Дальше над этим образом можно «работать», прорабатывать эту «реальность» последовательностью фейковых новостей, которые будут являться «топливом» для этой эмоции. Отличие от примера с Отелло заключается в том, что здесь, наряду с эмоцией, для придания устойчивости ложной картине мира используется ''мнение окружающих людей''. Для этого задействуются СМИ.

Манипуляция 4. На голубом глазу

''Ложь на голубом глазу'' означает, что человек сознательно врет, но при этом искусно создает ощущение, что он говорит правду. Суть данной манипуляции заключается в том, что атакующий своим поведением пытается расположить к себе и таким образом увеличить степень доверия к данной информации. В случае использования СМИ при хороших артистических навыках или тренировке эта атака на умы с большой вероятностью является успешной, как минимум, для некоей тагетной группы, которая потом может быстро «объединиться» через социальные сети, создав таким образом «фиксацию» картины мира в соответствии с фактором «мнение окружающих людей».

Манипуляция 5. Пропаганда

Это агрессивное, настойчивое и продолжительное искажение картины мира. Это прямая, массированная атака на умы. Чем большая мощность при этом используется, тем более она эффективна.

При этом часто используется эмоция страха. Фактически создается некий миф, и этот миф внушается окружающим. Это излюбленный прием тоталитарных режимов, но это может быть и менее кровожадная ситуация, например, в случае сект, или некоторых компаний (которые порой напоминают секты) или некоторых групп. Для этого демонстрируется, что если кто-то активно не согласен с этой картиной мира, то этот человек будет иметь проблемы — от неудобств до реальной опасности для жизни (устрашение). Далее по мере роста этой группы все больше значение приобретает фактор «мнение окружающих людей». Данная атака, используя страх, сначала бьет по второму и третьему элементам ИМЛ тагетной группы (соответственно для которой это является слабым звеном).

Но все же дихотомия добра/зла лежащая в основе этих мифов всегда в качестве обратной стороны медали имеет страх. В случае сектантства и некоторых идеологий это может быть не страх, но «светлые чувства», связанные с ощущением братства, осмысленности существования или это может быть результат различных психофизических техник, возведенных в разряд культа.

Манипуляция 6. Крестный отец

Эта атака строится на дихотомии — жестокий/добрый, злой к врагам, но добрый к друзьям. Похоже на предыдущую атаку. Также используется страх и миф (см. следующую главу) в виде своеобразного представления о добре и зле (что может быть даже оформлено в виде этического кодекса). В данном случае в отличие от предыдущей атаки СМИ не используются, и действие ограничено узким кругом «своих». В принципе во многом это похоже на предыдущие два случая (вплоть до элементов сектантства).

Ограниченные мыслительные способности

Все четыре компенсационные механизма, описанные ранее, являются следствием в том числе и слабого второго элемента ИМЛ, а значит и любая «промывка мозгов» с использование «цементирования» является атакой, основанной в том числе и на ограничении мыслительных способностей. Легко увидеть, что все предыдущие примеры относятся к этой категории.

Но можно выделить группу особых манипуляций, заточенных на атаку именно этого элемента.

Манипуляция 7. Оскорбление

В действительности является примитивной формой очернения.

Оскорбление или обзывательство — это своеобразное обобщение, это некоторая шкатулочка, в которую заботливо заранее вложен определенный набор отрицательных характеристик (и соответственно эмоций). Это очень распространенный вид манипуляции. Это такой способ «стереть» личность, классифицировав её. Но не только это, также вложена инструкция о том, что от этого человека ждать, о том, как он будет себя вести. Если сравнить оскорбление с обычной классификацией, то отличие заключается в наличии отрицательной эмоции. Дальше на нее можно уже не обращать внимание. Чем сильнее эта эмоция, тем сильнее «цементируется» восприятие.

Манипуляция 8. Развращение

Суть данной манипуляции заключается в том, что человека делают бенефициантом ложного цикла опыта, основанного на ложной картине мира (миф). Есть два возможных варианта

  • осознанное соучастие (когда человек осознает ложность мифа)
  • соучастие с верой

Мы рассматриваем именно второй вариант. В данном случае, тот факт, что человек является бенефициантом, «цементирует» ложную картинку мира. Так, например, в кастовых обществах, высшие касты искренне считают себя элитой, презирают простых людей и верят, что они обладают заслуженным правом на насилие и эксплуатацию. Они безусловно являются бенефициантами этой системы отношений, и их ложный малый цикл регенерации заботливо оберегает их от всех сомнений.

Интересно наблюдать, и думаю все знают о таких примерах, как некоторые люди меняют свои взгляды на абсолютно противоположные, став выгодополучателями от мифа, с которым боролись какое-то время назад.

Манипуляция 9. Создание мифа

Мы уже обсуждали значение мифа в главе «Картина мира и её устойчивость». Использование СМИ, игра на уже сформировавшихся эмоциях (например, обиде, ненависти), использование авторитетов действительно могут сделать миф мощным оружием. Фактически это прямое внедрение ложной картины мира в сознание.

В дальнейшем миф может «умереть», или вы можете самостоятельно осознать ложность этого мировосприятия. Опасность заключается еще и в том, что эти мифы часто навязываются в детстве и юном возрасте, когда мы являемся почти беззащитными к подобного рода атакам. Какие-то из них гармонично вписываются в новый миф, заботливо их подбирающий, какие-то хранятся в неактивированном состоянии, создавая таким образом «blackdoor» в наше сознание. Но это мировоззрение не стирается бесследно, его фрагменты, как осколки разбитого зеркала, продолжают жить в нас.

Манипуляция 10. Акцентирование

Суть этой манипулирования заключается в том, что вы акцентируете подтверждающие миф события, придавая им большое значение и приуменьшаете или пытаетесь не упоминать, сводя вес к нулю, другие, не вписывающиеся в предлагаемую картину мира события.

Таким образом, даже явно не обманывая, данная атака позволяет внедрить и поддерживать ложный малый цикл регенерации.

Например, человек иногда может быть добрым, иногда агрессивным, иногда подавленным. Обычно реальность содержит целый спектр событий. Всегда есть спектр. В некоторых ситуациях он может выглядеть на высоте, в других чувствовать себя тупицей… Это относится почти ко всему. И если веса явлений в этом спектре расставить неправильно, то это формирует ложную картину восприятия.

Это, например, могут быть не лучшие в его жизни поступки или просто неприглядные фотографии, добытые папарацци. Так, например, когда речь идет о дискредитации человека, внимание публики акцентируется на тех ситуациях, когда человек выглядел не лучшим образом.

Логические ошибки

Начнем с того, что чем ниже у человека IQ, тем проще он поддается на такого рода манипуляции. Недалекого человека легко заморочить. Но, что было для меня открытием, люди с прекрасно развитой логикой и IQ существенно выше среднего, все равно ведутся на эти ошибки и сами используют эти манипуляции во время споров. Такова сила желания отстоять свою «картину мира», такова сила малого и большого циклов регенерации.

Манипуляция 11. Прямая атака

Самая примитивная и все же одна из самых эффективных атак — это прямые оскорбления или даже физическое нападение на оппонента. Это выводит из эмоционального равновесия и нарушает процесс логического мышления, который требует определенной степени спокойствия и комфорта.

Манипуляция 12. Троллинг

Разновидностью предыдущей атаки является троллинг. Это более изощренная атака. Прямых оскорблений может и не быть. Это скорее форма издевательства, но суть и цель остается той же — вывести из равновесия.

Эффективность этой атаки может быть усилена созданием группы троллей.

Замечание

На первый взгляд кажется, что эти манипуляции не из серии «промывки мозгов». Как прямая атака, так и троллинг несколько отличаются от остальных атак, приведенных здесь. Но давайте вспомним атаку «пропаганда» и фактор запугивания несогласных. Вряд ли жертва после такого поведения со стороны оппонента заинтересуется больше его идеями. Они видят, как легко, весело и иногда жестоко «растаптывают» жертву. Обычно троллинг происходит в публичном пространстве и рассчитан не на оппонента, а на зрителей. Как минимум для некоторых психотипов это несомненно является мощным цементирующим фактором и манипуляцией из серии «промывки».

Манипуляция 13. Обрезание причинно-следственной цепочки

Очень часто встречающаяся манипуляция. Похожа на манипуляцию «акцентирование». Суть в том, что в цепочке причинно-следственных связей берется какой-то определенный момент, выгодный для атакующего и дальше он рассматривается в качестве изначальной причины. Вся предыдущая цепочка игнорируется. Прием часто используемый в уголовном мире, когда естественную реакцию жертвы на провокацию, в попытке защитить себя и свое достоинство, преподносят как причину конфликта, деморализуя таким образом жертву и внушая ей, что она виновата и должна «ответить за ...»

Манипуляция 14. Ассоциативное мышление

— Почему ты обзывал Марью Ивановну?
— А Вася тоже так делал.
После этого обычно следует вопрос:
— А если бы Вася прыгнул в окно, то ты бы тоже прыгнул?
Этот вопрос должен объяснить ребенку, что нужно отвечать за свои поступки самому и не следовать стадному рефлексу.

Я могу понять, почему так отвечает ребенок с неокрепшим мышлением, но почему я постоянно сталкиваюсь с подобными аргументами у взрослых, умных людей?

Могу даже предположить, что они просто так вот сократили свою логическую цепочку. Вероятно, они хотят сказать что-то большее. Объясните мне, при чем здесь все эти примеры и сравнения? Но, пожалуйста, разверните её. Вопрос то был почему ТЫ это сделал, а не Вася (или почему ЗДЕСЬ происходит такое, а не ТАМ).

При этом могут эксплуатироваться наши слабые точки, связанные с нашим прошлым (например, осколки старых мифов, которым мы были больны). В действительности это опять-таки манипуляция.

Типичные заблуждения

Теперь давайте рассмотрим несколько нетривиальных (таких, как низкий IQ, подверженность влиянию) типичных заблуждений

Уверенность в своей правоте

Непоколебимая уверенность в своей правоте говорит скорее всего о фиксации картины мира и о ложных малый и больших циклах регенерации. Суть в том, что наш ИМЛ сильно ограничен. Мы не можем сказать, какая информация истинна, а какая нет и полна ли она. Наша логика не безупречна, и мы подвержены различным влияниям. Наши эмоции могут обманывать нас. Наши друзья и все, кто думают как мы, также имеют все эти недостатки. Как мы можем быть уверенными в своей правоте? Кажется разумным всегда держать в уме вариант, что это не ваш оппонент заблуждается, а вы.

Придание большой значимости информации

Я часто наблюдаю это. «Желая разобраться» люди сканируют различные источники и «изучают факты». Потом они очень аргументированно отстаивают свою точку зрения. Если вы не страдаете той же болезнью, то переспорить их невозможно, они действительно владеют информацией и «валят» вас на незнании чего-то «важного». И… через некоторое время выясняется, что они неправы. Как так? Чтобы понять, где закралась ошибка вспомним про манипуляцию «акцентирование». Фактически, все мы склонны к самообману, например, расставляя неправильно акценты в соответствии со своей картиной мира. Вспомним про фейковые новости, которые также могли быть восприняты как достойный аргумент. Прибавим к этому то, что они могут состоять в сообществах людей с близким мировоззрением.

Некоторые из них действительно много знали. Я вспоминаю политруков в СССР. Многие были на 100 процентов уверены в своей правоте. Их подготовка позволяла им выстраивать убедительную аргументацию, с примерами и деталями. Но вот разрушился миф, и стало очевидно, насколько их интерпретация порой была искаженной.

Многие темы сильно заряжены эмоционально. Мы живем в информационном океане с огромное количество ложной и недостоверной информации. Если ваша картина мира ложная и обладает сильной «зацементированностью», то вам очень сложно отличить истинную информацию от ложной.

Эмоциональная неразвитость

Мы уже обсуждали, что чем более дискретным является наше эмоциональное восприятие (в пределе черно-белым), тем более наша «картина мира» подвержена «цементированию», что в свою очередь делает нас уязвимым для манипуляций. Поэтому развитое эмоциональное восприятие является важным условием вашей адекватности.

Неразвитое чувство гармонии

Если вы любите абстрактную живопись, то вы должны понимать, как важно это чувство, когда вы имеете дело с хаосом, заключающимся в бесконечном количестве вариантов форм и красок. В силу слабости нашего ИМЛ мы не можем учесть все факты, факторы, зависимости, и мы фактически находимся в той же ситуации хаоса и нам нужно выбрать самую «гармоничную» интерпретацию.

Заключение

Итак, почему же так просто? Почему ни хорошее образование, ни доступность информации, ни способность хорошо логически мыслить обычно не дают нам серьезных преимуществ в защите от манипуляций?

Чтобы противостоять иллюзиям нужно быть всесторонне развитой личностью, и логика — это лишь один из аспектов. Ответ оказывается довольно очевидным. Наше образование дает нам обычно лишь знание по специальности и навыки, но этого недостаточно. К сожалению, образование также не сильно помогает. В этом же причина и того, почему споры обычно ни к чему позитивному не приводят. Манипуляции — это всегда атака на наше слабое место. И чем заблуждающийся человек умнее, тем искуснее он будет защищаться, используя свой ум и знание во благо заблуждения. Вы пытаетесь объяснить вашему оппоненту что-то логически (или он вам), но у него (или у вас) проблема может быть совсем в другом, а именно в эмоциях или с чувством прекрасного, или он продолжает находиться под воздействием осколков умершего мифа.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть