Главная » Hi-Tech » «Люди, которые мне нужны, работу не ищут — я на них охочусь»: монолог консультанта кадрового агентства

«Люди, которые мне нужны, работу не ищут — я на них охочусь»: монолог консультанта кадрового агентства

О том, в чём смысл его профессии, сколько он зарабатывает и тратит, и чем занимаются люди с зарплатой 2,5 млн рублей в месяц.

В закладки

Рассказывает Юрий Бочаров. Материал «Тинькофф-журнала».

Выбор профессии

Поэтому не могу сказать, что мой выбор профессии был обдуманным: выбирал вуз поблизости от дома. Я окончил школу в 15 лет: в пять пошёл в первый класс и перескочил четвёртый.

С тех пор разбираюсь не только в экономике, но и в том, как выплавляют чугун. В итоге поступил на странную специальность «экономика и управление на предприятии в машиностроении» — такая смесь инженера и экономиста.

Правда, мне это ни разу не пригодилось — разве что, когда по работе общаюсь с ИТ-директором какого-нибудь крупного производства, могу поддержать беседу на тему заводов, сплавов и формирования себестоимости продукции.

Нам предлагали какие-то варианты, но это было неинтересно, а пойти можно было куда угодно, не обязательно по специальности. С четвертого курса наш вуз предлагал формат «днем — работа, вечером — учеба», чтобы к диплому у студента уже было год-два опыта.

Я искал место работы сам, по тому же принципу, что и вуз: я ещё ничего не умел, смотрел все позиции подряд, главное — в одной-двух станциях метро от учёбы, чтобы вечером успевать на пары.

Устроился в аутсорсинговую компанию, которая работала с сетевыми магазинами вроде «Дикси», «Спара» и «Спортмастера», менеджером по подбору линейного персонала — такого, как повара, продавцы-кассиры, комплектовщики, продавцы на выкладку товара.

Контингент был так себе: много приезжих из Средней Азии, плохо говорящих по-русски и готовых работать в графике 6/1 по 12 часов в сутки за 20 тысяч рублей черной зарплаты.

Судимости нет? Принцип отбора кандидатов был простой: «Не пьяный? Выходи завтра».

Я решил, что надо продержаться пять дней и, если не втянусь, уходить. Компания была ужасной: странные кандидаты, чёрная зарплата, начальница, которая материлась на подчиненных, недружелюбная атмосфера.

Это не значит, что легко прогибаюсь под авторитарного босса, но могу вежливо сказать нет. В итоге проработал год — я адаптивный и миролюбивый. Плюс завоевал авторитет результатами работы.

За год я вырос с младшего менеджера до супервайзера — это тот, кто разъезжает по магазинам и контролирует работу персонала на местах, решает их проблемы, общается с директорами, — и получал 35 000 на руки. На старте моя зарплата была 20 тысяч рублей со стандартным графиком 5/2 по восемь часов. Когда защитил диплом, уволился.

Так как я уже получил опыт подбора персонала, искал в этом направлении. Мне стукнуло 20 лет, и надо было уже выбирать работу посерьёзнее. Устроиться по специальности даже не пробовал: экономика — это очень скучно, а я люблю общаться.

Часто мне не нравились люди, которые меня собеседовали, или офис — приезжаешь, а там кабинет и три стола. Ездил на все собеседования подряд.

В одном кадровом агентстве собеседование проводили сразу генеральный директор и партнер компании, они мне предложили стать ИТ-рекрутером.

На следующий день на моей почте был оффер. Я ничего в ИТ не понимал, но сказал, что в принципе готов.

У начальства была позиция «бросить в воду» и надеяться, что человек выплывет, поэтому я разбирался во всём сам. Меня наняли младшим менеджером по подбору ИТ-персонала с зарплатой 35 тысяч рублей в месяц на руки.

Но шоком для меня было то, что раньше я подбирал людей с зарплатой 20 тысяч до НДФЛ, а здесь начал работать с людьми, получающими 200 000 рублей. Предыдущий опыт был полезен — я умел общаться с людьми. Но я быстро освоился: через полтора месяца трудоустроил какого-то очень дорогого Java-архитектора, и моя карьера пошла вверх.

Место работы

Это тоже кадровое агентство, мы в основном подбираем менеджеров среднего звена и выше для работы в России и за границей. Последние 2,5 года я работаю уже в другой компании — британской «Антал». Это большая международная компания с белой зарплатой

Я добавился в друзья к коммерческому директору «Антала» Люку Джонсу. Меня схантили через LinkedIn. Присылай резюме». Он мне написал что-то из серии: «Привет, как дела, ищешь работу? Через полтора месяца мне позвонили и позвали на собеседование. Я выслал наудачу. Я к тому моменту чувствовал, что уже перерос себя на прошлой работе, и был готов двигаться дальше.

Суть работы

Сейчас все мы пользуемся бесконтактными платежами с мобильных, но когда это только начиналось, я нашел одного из первых таких специалистов в России. Мы помогаем искать персонал, который компания сама не может найти по разным причинам: нет своего рекрутера, либо он перегружен, либо очень сложная и редкая роль.Например, консультант по внедрению системы бесконтактных платежей со знанием языка Java. А может быть ещё так, что хотят конфиденциально заменить сотрудника.

Мы согласовываем условия, знакомимся с нанимающим менеджером, уточняем детали позиции и желания клиента, ищем нужного человека и высылаем резюме с нашими сопроводительными письмами: почему подходит, какие плюсы и минусы мы видим. Компания обращается к нам с заявкой на конкретную должность, иногда у нее есть описание позиции, а иногда все выясняется просто в телефонном разговоре.

Есть разные уровни: подбор линейного персонала с зарплатой до 70-80 тысяч рублей в месяц до налогов, подбор менеджеров среднего звена — от 100 тысяч рублей в месяц до налогов и подбор менеджеров высшего звена — в среднем от 300 тысяч рублей в месяц до налогов — и до бесконечности.

Я, например, старший консультант ИТ-практики и специализируюсь на топ-менеджменте в ИТ и диджитал-индустрии: ищу исполнительных директоров для стартапов и ИТ-директоров. У нас в компании, например, консультант закрепляется за определенным рынком или направлением: производство, ритейл, фарма и так далее. Это называется executive search.

Я на них охочусь. Как правило, люди, которые мне нужны, работу не ищут.

На встрече я рассказываю про моего клиента и позицию, мы обсуждаем плюсы и минусы, после чего либо сам человек отказывается, либо я ему отказываю, объясняя почему. Пытаюсь достать контакты, выманиваю их на встречу — многие топ-менеджеры охотно соглашаются на знакомство, но не все.

HR — это не только подбор персонала, это ещё развитие, адаптация, обучение и много чего другого интересного. Важно не путать HR-менеджера и консультанта в агентстве. Наша же цель — найти и трудоустроить, на этом обычно наше влияние на жизнь человека снижается, а роль внутреннего эйчара для него резко возрастает.

Стресса будет много. Это профессия для активных, нацеленных на результат людей. Консультанты в агентствах не работают за оклад — как правило, он невысокий, но за каждого трудоустроенного кандидата мы получаем бонусы.

Поэтому если кандидат не выходит на работу или отклоняет предложение нашего клиента, это может демотивировать — понимаешь, что в следующем месяце денег будет мало. Есть прозрачная для всех сотрудников шкала процентов: чем больше сумма оплаченных счетов в месяц, тем выше твой личный процент.

Сроки работы с кандидатом бывают разные: самый быстрый плейсмент ИТ-директора у меня занял три дня, а самый долгий — восемь месяцев. Обычно у меня одновременно до 10 позиций в портфеле.

Всё меняется каждый день с бешеной скоростью. Консалтинг не для тех, кто любит зону комфорта и предсказуемость. Например, ищешь ИТ-директора для одного из российских олигархов, а его сажают в тюрьму.

Другой пример: в семь вечера могут позвонить с просьбой завтра до обеда прислать два суперкрутых резюме — где хочешь, там и ищи.

В основном идеи. Главное — уметь продавать.

Моя основная задача — красиво презентовать моего клиента и заинтересовать кандидата, чтобы он захотел узнать больше. У меня нет задачи продать то, что человеку не подходит.

Если это совпадает — все счастливы, особенно я. Рекрутер собирает пазл: видит, что может дать определенная компания определенному кандидату и что он может дать ей. Но иногда ты видишь, что человек полон стереотипов, нужно поменять его убеждения, это сложно.

Я когда-то услышал фразу о том, что самые циничные люди — это рекрутеры и врачи. Очень важно уметь располагать к себе людей. Невольно начинаешь смотреть на людей иначе, безжалостнее, что ли, потому что, если пропускать все встречи через себя, сойдешь с ума.

А вот, к примеру, некоторым разработчикам, которых мало и которые всем нужны, разные компании звонят и пишут по 50 раз в день. Я больше люблю общаться с топ-менеджерами: они культурные, бизнесовые, знают «правила игры», кто такие рекрутеры и зачем они им. Из-за этого они настолько зазнались, что нахамить по телефону для них нормально, опоздать на полтора часа и не извиниться — тоже.

Просто он получил больше денег от своего босса. Или бывают случаи, когда тебя нагло используют, чтобы выбить денег из нынешнего работодателя: человек начинает с тобой общаться, доходит до оффера от твоего клиента, а потом пропадает, не берет трубку и пишет письмо: «Спасибо, я передумал». Все это мне не нравится, поэтому я перестал работать по таким позициям.

Ты лучше видишь мир, понимаешь, что у него нет границ. Встречаясь с сотнями людей в год, ты получаешь возможность прикоснуться к колоссальному объему жизненного опыта совершенно разных людей.

Если компания (неважно российская или международная), входит в топ-5 своего сектора, то это нормальная зарплата топ-менеджера. Раньше я думал, что 200 тысяч рублей в месяц — это очень много, потом встретил человека с зарплатой в 1 млн рублей в месяц, потом другого с зарплатой в 2,5 млн рублей в месяц.

Но вот разговаривать после работы порой абсолютно не хочется — восемь часов общения могут очень выжать, хотя я экстраверт.

Обычный рабочий день

Открываю почту — там обычно по 15 писем с утра, смотрю в календаре, какие назначил встречи, готовлюсь к ним, обзваниваю тех кандидатов, которые ходили на интервью к моим клиентам. Утром в лучших традициях офисного планктона я покупаю кофе и иду на работу. Я ни на секунду не перестаю быть мостом между ними. Потом звоню клиентам, рассказываю, что думают кандидаты, и спрашиваю, как им. Наша работа не заканчивается, даже когда человек вышел на работу: как минимум ещё три месяца мы звоним и спрашиваем, как дела.

Довольно рутинная операция, но это фундамент успеха, поэтому к нему нельзя относиться легкомысленно. 50% времени занимает процесс поиска кандидатов на позицию. Ищу по рекомендациям своих знакомых ИТ-директоров, на LinkedIn, в нашей базе данных, на HeadHunter и Facebook.

Иногда хожу на тусовки, но обычно я там и так всех знаю.

Многие мои кандидаты работают и приезжают после 18:00, так что часто я ухожу с работы после семи. До обеда обычно ставлю одну встречу, а всего в день назначаю не больше четырёх.

Встречаемся у нас в офисе, иногда в ресторане, а недавно мне настолько срочно нужен был конкретный человек, что я приехал к нему на работу.

В моей практике было и три часа, и пять минут. Собеседование занимает примерно час. В последнем случае кандидат опоздал на час, не извинился, а когда я вошел и поздоровался, он продолжил говорить по телефону, после стал невежливо общаться — я сказал, что мой клиент ищет человека иного формата, улыбнулся, и мы попрощались.

Важно, чтобы после беседы я знал, куда, зачем, на какие задачи и за какие деньги пойдет этот человек. На собеседованиях говорим в основном о мотивации. В конце разговора, если ему интересно, я даю рекомендации и профессиональные советы: какие были ошибки в самопрезентации, как сделать лучше его резюме и так далее.

Звоню и предлагаю сотрудничество, езжу на деловые переговоры, согласую процентные ставки и условия, участвую в тендерах, хожу на конференции и мероприятия. Я занимаюсь не только рекрутментом, но и продажами услуг по подбору персонала, то есть продаю сам себя своим будущим клиентам.

Случай

Однажды, ещё на моей первой работе, ко мне на собеседование пришел очень странный мужчина: два метра ростом, с татуировками на пальцах, в спортивном костюме и с большим черным пакетом.

Увидел, что он оставил пустой графу про судимость, а там простой вопрос, была или нет. Сел напротив, я дал ему заполнить анкету с обычными вопросами: ФИО, место жительства, возраст. Спросил об этом.

Я, наивная душа, а мне 19 лет: «А какая статья?» Он: «105-я». Он: «Да так, ничего важного, было по молодости». А я же не разбираюсь, пошел к нашему руководителю службы безопасности, рассказал, он мне говорит:

Он за убийство сидел». «Ты в своем уме?

Мне было очень страшно. Мне стало не по себе, но я, сохраняя каменное лицо, вернулся в переговорку, улыбнулся и сказал: «К сожалению, мы не можем продолжать с вами работу, потому что наши клиенты с судимостью не возьмут». Он сначала молча на меня посмотрел, а потом попрощался и ушел.

Доходы

В один месяц у меня может быть оклад, в другой — 100 тысяч рублей, в третий — 300 тысяч рублей. Уровень дохода нестабилен. Все зависит от обстоятельств, на которые ты иногда влиять не можешь.

Это чистые продажи, если ты очень успешен, потолка может и не быть. Например, у меня было так, что полгода я зарабатывал в среднем по 200 тысяч рублей, а бывало, что полгода сидел с окладом (тогда это было 40 тысяч рублей).

Расходы

Работаю в центре, ланчи здесь дорогие, но таскать еду с собой мне лень. Большинство трат — это обеды на работе, на них уходит не меньше 500 рублей в день.

На одежду каждый квартал трачу 15-20 тысяч рублей. Продукты домой — это еще, наверное, 30% расходов, такси — 3 тысячи рублей в месяц, плюс помогаю маме — это 5-7 тысяч рублей в месяц.

У нас в компании дресс-код, и хотя в ИТ-индустрии джинсы и свитшоты — это нормально, но все-таки я работаю с топ-менеджерами, так что стараюсь соответствовать и ношу костюм, а в обычной одежде хожу в выходные и отпусках.

Например, в январе 2018 был в автобусном туре по Европе: посетил Польшу, Германию, Бельгию, Люксембург, Голландию, Францию и потратил 70 тысяч. Я умею экономно путешествовать, поэтому на отпуск раз в пять-шесть месяцев трачу 70-90 тысяч рублей. Или другой пример: неделя в Дубае в шикарном четырехзвездочном отеле с завтраком на берегу канала с яхтами в элитном районе Марина за 43 500 рублей с человека.

Экономия

Тогда меньше трачу на стихийные покупки вроде кофе, ланчи становятся дешевле, одежду покупаю реже. Экономлю только в те месяцы, когда получаю один оклад.

Например, как-то купил себе парфюм Creed Aventus за 13 тысяч рублей — вообще не пожалел. Тратить деньги просто так я не привык, но экономить тоже не люблю — мне нравится жить со вкусом. Но сейчас он стоит 18 тысяч, и мне жалко денег.

Финансовые цели

В голове у меня сумма в 5 миллионов рублей. Я коплю на квартиру, хотя бы на однушку в Москве. Я уже ощутимо продвинулся, научился копить и зарабатывать на накопленном — все свои сбережения вкладываю в ценные бумаги. Но подозреваю, что понадобится больше. Когда доход выше, вкладываю в акции больше. С каждой зарплаты минимум 5 тысяч перечисляю на брокерский счет.

Будущее

Потому что рекрутмент — это только человеческие отношения. Работа в консалтинге, как коньяк: с каждым годом моя ценность растет, так как я опытнее, у меня больше связей. Я чувствую, что в этой профессии мне предстоит долгий и классный путь. Чем больше людей тебя знают и доверяют тебе, тем ты успешнее.

А в будущем планирую получить степень MBA. Ещё сейчас у меня в приоритете курсы по инвестициям на профессиональном уровне. Да и пожить 2 года во Франции — чем не мечта? Вижу по кандидатам, с которыми общаюсь, что у многих MBA делит жизнь на до и после, многие получали офферы мечты именно после бизнес-школ вроде INSEAD во Франции.

Хотелось бы открыть свой спортзал с крутым дизайном и сервисом. Когда-нибудь хочу создать свой бизнес, но не в рекрутменте.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Facebook призналась в хранении «миллионов» паролей пользователей Instagram в незашифрованном виде

Facebook призналась в хранении «миллионов» паролей пользователей Instagram в незашифрованном виде — Соцсети на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти В марте компания признала аналогичную ошибку — тогда речь ...

Открыт новый вид древних «кошек», которые были крупнее белых медведей

В то время ученых заинтересовали только останки приматов, а кости неизвестного хищника были оставлены в Национальном музее Кении в Найроби. В 1981 году в Юго-Западной Кении палеонтологами были найдены окаменелости разных животных, в том числе человекообразных обезьян и некого хищника, ...