Hi-Tech

«Любой талантливый бизнес — это монополия»

Александр Кравцов. Фото — пресс-служба «Экспедиции»

В 1995 году Александр Кравцов вместе с партнерами организовал компанию «Руян», в которую со временем вошли разные бренды, в числе которых средства от комаров «Раптор», Gardex и Mosquitall и обувная косметика Salton.

Помимо магазинов с оригинальными подарками, часть которых работает по франшизе, бренд включает в себя гонки на внедорожниках от Мурманска до Владивостока «Экспедиция-Трофи», парк под Москвой, ресторан «Экспедиция. В 2002 году появился проект «Экспедиция». Северная Кухня» в Москве, Перми и Екатеринбурге (столичную точку развивает Кравцов, остальные — партнеры) и другие направления.

Ко всему прочему, «Руян» организовывает экспедиции, забеги, форумы и фестивали.

С 2017 года компания ищет для «Руян-Города» новое место недалеко от Москвы. Еще один проект — располагавшийся до 2017 года в Сибири «Руян-Город», который позиционировался как площадка для молодых предпринимателей.

Сейчас Кравцов готовит к публикации новую книгу о ресторанном бизнесе и запуск проекта «Серебряная цепочка», подробностей которого пока не раскрывает.

О предпринимателях

Сколько действующих компаний в «Руяне» сейчас?

В том числе — ресторан, активы, в которых у «Руяна» есть доля, и разные мероприятия. Для простоты — не меньше 10 и не больше 30 компаний. Это отдельный бренд. Например, мы с 2015 года проводим форум «Сто успешных романтиков».

Если взять их совокупный вес в российском предпринимательстве как по размеру компаний, так и по размеру аудиторий, то форум для нас — бизнес-идея. На мероприятии нет приглашенных спикеров, эту роль выполняют все сто участников.

То есть это живое сообщество, участники которого обмениваются идеями?

Речь идет о собранных на одной площадке лидерах, у каждого из которых есть собственное сообщество. Нет, это не одно большое сообщество. Например, в 2018 году на форуме впервые выступят создатели «Посольства дельфинов» Александр и Николь Гратовски и генеральный директор сети книжных магазинов «Буквоед» Денис Котов.

Что вы рассказываете о предпринимательстве на выступлениях и в своей книге?

Любая конкуренция — это бездарный бизнес. Любой талантливый бизнес — это монополия. Для этого не надо ходить там, где ходят все, есть свои техники. Монополии создавать очень просто.

Когда мы организовали венчание во время гонки «Экспедиция-Трофи» на льду Байкала, то выстроилась очередь от Мурманска до Владивостока. Например, все конкурируют на рынке свадеб, но никто не конкурирует на рынке венчаний.

Но никто не предлагает детскую рыбалку. Все копают пруды и создают платную рыбалку под Москвой. Я так могу про любую рыночную нишу говорить. Это уникальное торговое предложение для миллионов людей.

Мы искреннее верим, что будем жить долго и счастливо. Цель каждой живой компании состоит в том, чтобы жить максимально долго и счастливо. Размер не означает счастье.

Если мы посмотрим на самые эффективные компании, то увидим отражение внутреннего заряда управленческих команд, акционеров и корпоративных культур. Если мы посмотрим на конкурентоспособные мировые экономики, то увидим Финляндию, Новую Зеландию и Чили.

Я предположил, что есть еще один нижний фундаментальный уровень — хорошая вода, солнце и позитивная информация. В марте 2018 году я выступал на форуме «Бизнес со смыслом» с темой «Свежий взгляд на пирамиду Маслоу».

Люди в большинстве случаев пытаются заработать денег, а потом инвестируют их в свое счастье. Безопасность, одежда, еда и жилье — это следующий уровень.

Одна транзакция лишняя — надо сразу инвестировать и создавать счастье и не ждать, когда выйдешь на пенсию или заработаешь деньги.

Иначе говоря, кого бы вы могли назвать авторитетом и знаковой фигурой? Если говорить про российских предпринимателей, то кого вы могли бы выделить?

Евгения Касперского я бы тоже добавил в этот список. Я с уважением отношусь к создателю компании Gloria Jeans Владимиру Мельникову, к Григорию Аветову и Вадиму Лобву из «Синергии».

Можно посмотреть на любой успех в любой области, кроме той, что связана с большими системами и государственными корпорациями. Я исхожу из того, что хороший предприниматель — это побочный продукт успешного человека. Таких успешных людей достаточно много — в России их тысячи.

Все от этого стали бы немного счастливее и удачливее. Было бы здорово, если бы о них рассказывали, и наше информационное поле несло больше позитивной информации.

Но, конечно, если говорить про российских предпринимателей, аудитория vc.ru ориентируется на Павла Дурова, Федора Овчинникова или основателя «ВкусВилла» и «Избенки» Андрея Кривенко. Наше издание как раз пишет про позитивные и успешные примеры ведения своего дела в России.

Я бы мог назвать «ВкусВилл» в числе крайне интересных, живых и успешных компаний. Кривенко, безусловно, авторитет. Но как мне кажется, компания сейчас находятся в большой опасности, и не до конца понятно, насколько хорошо владельцы осознают это.

Что вы имеете в виду?

Каждый, кто разбирается в молоке, знает об этом. У «ВкусВилла» просто нет молока такого качества на все магазины сети. Я думаю, что скорость роста иногда бывает не только полезной, но и вредной.

Но у «ВкусВилла» есть многое, чему стоит поучиться, и я с большим уважением отношусь к тому, что эта компания делает.

Как вы относитесь к стартапам?

Безусловно, есть живые системы, которые находятся в автономных параллельных плоскостях. На мой взгляд, это дань моде и отличительная сторона фейковых проектов.

У меня есть такие знакомые с офисом в «Москва-Сити». Я думаю, что самые продвинутые ребята — это те, которые работают и живут в России, но их товары продаются за пределами страны. Они живут, тратят деньги и создают рабочие места в России, но зарабатывают за границей.

Как бы вы оценили состояние российского бизнеса?

В том, что мы можем называть «частным бизнесом» или «предпринимательством», Россия находится ниже того уровня, который был достигнут в 2008-2009 годах.

Но есть осторожные слабые сигналы со стороны государственных корпораций и политики — появились продвинутые сотрудники ведомств, которые способны думать и действовать.

Другой вопрос, что живому человеку в рамках большой системы действовать можно ограничено.

На ваш взгляд, это затяжной кризис, который продолжается с 2014 года, или новый спад? В апреле курс рубля снова начал падать после очередных санкций США.

Изменение курса на 10-15% — это как ветер, который дует со скоростью 14 м/с. Я начал заниматься предпринимательством в 1992 году, поэтому видел много разных паник, начиная от денежной реформы 1991 года с изменением курса в три-четыре раза.

У автора Димы Вагина в одной песне есть строчки: «Океан говорит: "С кораблём всё нормально, штормить может только тебя". Вся эта история с санкциями — это изменение внешней среды. Капитан говорит: "С кораблём все нормально, штормить может только тебя"».

Я не думаю, что завтра курс может вырасти до 100 рублей за доллар. Я считаю, что всё нормально, и штормить может каждого из нас.

Множество областей экономики в России, на которые кризис оказал благотворное влияние. Кстати, в Китае кризис пишется двумя иероглифами, которые можно перевести как «риск» и как «шанс».

Например?

Производство сыров.

О магазинах «Экспедиция»

В магазинах не было импортной составляющей? Как «Экспедиция» пережила события 2014 года?

В том числе и с импортными товарами. У нас есть разные магазины.

К тому же у «Экспедиции» случились внутренние управленческие проблемы. Мы пережили идеальный шторм, при котором с одной стороны прыгнул курс, а с другой — покупатели из торговых центров перешли в интернет.

Но за последние годы точек явно стало меньше. Магазины «Экспедиция» были активно представлены на рынке в начале 2000-х годов.

Мы наблюдаем тенденцию сокращения количества торговых точек последние пять лет. Это правда, что магазинов в торговых центрах стало меньше.

И сколько магазинов «Экспедиции» в России сейчас?

Но я не думаю, что их меньше 30 и больше 130. У меня нет точных данных.

Есть ли зарубежные точки?

Где-нибудь в Китае, Израиле или в Македонии открывается магазин под названием «Экспедиция» и через некоторое время мы об этом узнаем. Зарубежных легальных магазинов нет, а нелегальные есть.

Вы с ними судитесь?

Мы можем это сделать, если захотим, но пока мы считаем, что это реклама. Я не люблю судиться.

С чем связан уход из торговых сетей?

Существует ряд причин: сама бизнес-модель торговых центров, производство продукции за рубежом и её импорт в Россию, присутствие интернета в нашей жизни и курс валют.

Я думаю, что судьба тех торговых центров, которые не станут развлекательными, предрешена.

Кто-то из проектов, которые стояли в торговых центрах, уже всё поняли, кто-то нет, а кто-то еще экспериментирует.

Для нас изменения связаны с концентрацией платёжеспособной аудитории в Москве и прилегающих землях. Это всё привело к тому, что бизнес-модель должна была измениться.

Владельцы ресторанов уезжают или за границу, или в Москву. В сибирских городах закрываются все дорогие рестораны и остаются только пабы и пиццерии.

Например, магазин, который находится на нижнем этаже ресторана «Экспедиция. Отдельно проявляется премиальный сегмент в столице. Северная кухня», лидирует по нескольким категориям ассортимента в России, а по сути во всем мире.

Если вы назовете магазин, который обладает шкурами белого медведя, золотыми самородками и бивнями мамонтов, эксклюзивными видами игрушек, в том числе охолощенным оружием, то я бы поехал посмотреть на него.

И этот показатель по-прежнему растет. Выручка этого магазина 10 лет назад составляла большую долю от прибыли всей сети «Экспедиция».

Сейчас и «Красный куб» тоже не на высоте. Складывается ощущение, что так называемые креативные подарки стали менее востребованными.

«Красный куб» никогда не был магазином креативных подарков.

Или LeFutur. Они пытались так себя позиционировать.

«Красный куб» покупал сувениры для девочек в Китае и копировал все существующие форматы, которые существовали на рынке.

Мы за ними внимательно следили, как и они за нами. Но LeFutur был на старте очень живым. Но у компании, с одной стороны, случились акционерные изменения, а с другой — она попала в тот же идеальный шторм, что и мы.

Говоря о продукции магазинов «Экспедиция», многие вспоминают сексистские надписи на футболках.

Футболки были очень разными. Этого нет. У нас были чудесные женские надписи: «Рекомендованная ведущими психотерапевтами», «Я хорошая», «Красивая как ни крути», «Улыбка — лучший макияж» и другие.

Были надписи: «Тихо бабы — все уедем» или «Баба с возу — видать ухабы», но и была женская надпись на футболке «Ну и где эти надёжные парни?».

У нас никогда не доминировал гендерный подход.

Кто целевая аудитория магазинов «Экспедиции»?

Это целый мир. «Экспедиция» — это бриллиант с разными гранями: есть и бизнес, и гуманитарные, и смешанные. Основной принцип компании исходит из фразы «Дороги хватит на всех», она лежит в основе бренда «Экспедиция».

У каждого из направлений — гонка «Экспедиция-Трофи», магазины «Экспедиция», наши рестораны, предпринимательские проекты, парк «Экспедиция» в Подмосковье и другие — своя целевая аудитория.

Мы полагаем, что внутри каждого взрослого мужчины живет ребенок, который в детстве играл в удочки и пистолетики и хотел стать космонавтом, пограничником, а в крайнем случае геологом. Но, конечно, в первую очередь это мужчины.

Если первых мы называем «героями», то женщин «волшебницами». Это заряд пассионарности сохранился, и за счет этого к ним притягиваются женщины. Детские мероприятия с «Экспедицией» — это отдельная тема. У них от взаимного притяжения появляются дети.

Детский праздник в парке «Экспедиция»

Если говорить про регионы, то «Экспедиция» более популярна в Москве, на Урале и в Сибири.

У них от взаимного притяжения случаются дети» — разве это не про доминирование гендерного подхода и строгое распределение ролей? «Если первых мы называем "героями", то женщин "волшебницами". Не все хотят и могут им соответствовать им, мир меняется, границы стираются.

Каждый выбирает для себя сам, мы не можем отвечать за самоопределение.

Я сам не рожу и мужчин таких не встречал, волшебство новой жизни — за женщинами. У нас повелось, что мужчин зовут «героями», женщин «волшебницами».

Это жизнь, а не гендерный подход. В компании за эти годы много пар сложилось, счастливых, с детьми. Быть живым, а не картонным — вот отличная цель. Мы ей не мешаем. К гендеру никакого отношения, на мой взгляд, не имеет.

О природе и гонке «Экспедиция-Трофи»

Если говорить про продукцию обычных магазинов «Экспедиция», что бы вы взяли с собой на год на необитаемый остров?

Искренне скажу, что на год я бы туда не собирался. Я несколько раз бывал на необитаемых островах в разных частях света. Но если бы возникла такая ситуация, то я бы взял то, что поможет через неделю свалить: гидрокостюм, ласты, маску, трубку, беруши, капюшон и сумку, чтобы это всё таскать.

Честные истории для героев и волшебниц», чтобы её почитать и продолжить. Конечно, можно еще захватить книгу «Бизнес как экспедиция. И отдельно — икону. Также я бы взял презервативы, оранжевые футболки и трусы, чтобы махать проплывающими мимо кораблям.

Я думала, что бренд «Экспедиция» про то, как человек превозмогает всё своими силами. Икону?

Еще до «Экспедиции» мы имели отношение к постройке храма в Антарктиде на станции Беллинсгаузен. Человек не может превозмочь всё своими силами.

У нас нет цели превозмогать что-то. Не бывает атеистов в падающем самолёте, поэтому мы не атеисты. За счёт этого мы создаем и отстаиваем счастье от недобрых и неживых сил. Наша цель — в соединении с природой, живыми людьми и добрыми силами. Опытные и разумные люди никогда не покоряют природу.

Все эти приблуды для выживания — это для псевдоковбоев, сидящих в небоскребе «Москва-сити» и мечтающих о том, что когда-нибудь они бросят всё и отправятся выживать.

Вовсе не надо бороться с природой. Специалисты в этом вопросе не говорят «выживание», а говорят «жизнь». Когда человек борется с природой, то она его моментально наказывает. Ты используешь её, как и она использует тебя.

Можете назвать самую запоминающуюся? Вы же за свою жизнь участвовали во многих реальных экспедициях.

Я участвовал в сотнях мероприятиях в 70 странах. Сложно сказать. Бывают глупые, смешные и трагичные истории.

Для меня создание мероприятий, в которых я участвую вместе с ними, интересней, чем отправиться на Южный полюс или нырнуть с аквалангом на Северном полюсе. Сейчас я не тот человек, каким был в 2005 году: у меня есть четверо сыновей, двое из которых маленькие.

Один мой товарищ решил создать команду и говорил: «Я знаю, что это невозможно организовать, но вы организуете. Конечно, мне запомнилась первая гонка «Экспедиции-Трофи» в 2005 году. Мне интересно посмотреть».

Забавно, что самой тяжелой гонкой оказалась вторая. Мы сами знали, что организовать это невозможно, но готовы были умереть, чтобы у нас получилось.

Разве подобные мероприятия как «Экспедиция-Трофи» — это не про борьбу с природой?

Обычно они даже до Урала не доезжают. Команды, которые выступают против природы, не доезжают до Владивостока. Финишируют только те команды, которые не ругаются внутри себя, позитивны к миру и ценят здравый смысл, сопоставляя свои возможности с задачами.

Например, в забеге есть пересечение Байкала по льду, и многие команды переживают по этому поводу, потому что на Байкале каждый день ледотрясение и трещины. Но это всегда очень интересные приключения.

Последняя состоялась в 2015 году, а следующая будет только в 2020 году. Почему гонки проходят не каждый год?

Это очень элитарное развлечение: у тех желающих, у которых есть время, нет денег, и наоборот.

Каждый участник выпадает из жизни полностью на 17-18 дней. В среднем, не считая двух подготовленных машин, на команду из 30 человек нужно $25-30 тысяч. Это не считая тренировок.

Я видел десятки людей, которые говорили «я бы поехал, но …». В «Экспедиции-Трофи» принимают участие те, кто может себе это позволить и кто очень сильно хочет. При этом я знаю людей, у которых не было никаких шансов участвовать в гонке, но они хотели и сделали это. После слова «но» можно забыть о намерении человека.

Сколько в среднем команд на забег?

От 20 команд.

Они платят за участие «Экспедиции»?

Есть частные и корпоративные команды. Когда платят, когда нет. Важно сильно захотеть, а всё остальное — это технические вопросы.

Для вас это коммерчески выгодный проект?

Гонка «Экспедиция-Трофи» никогда не была коммерчески выгодной, но внутри нее зародились или были привлечены ресурсы для очень выгодных проектов.

То же самое можно сказать про «Руян-город», который никогда не был прибыльным, но внутри него состоялись мероприятия, которые принесли существенную прибыль.

И какие направления самые прибыльные?

Например, набор «Всё для секса в экстремальных условиях». Ресторан, интернет-магазин «Экспедиция» и отдельные товары. Ресторанный комплекс прирастает в последние годы за счет кулинарии и продуктов питания в интернете. Мы продали несколько миллионов коробочек.

Набор «Всё для любви»

У меня четверо сыновей — и это тоже выгодные проекты. Можно вообще по-разному смотреть на разные вещи.

Как вы набираете сотрудников в свою команду?

Это тяжело, но необходимо. Мы проводим групповые собеседования и проживаем кусочек жизни вместе с потенциальными сотрудниками. Мы редко ищем людей по вакансии, скорее создаем вакансии под сотрудников.

Сотрудники не понимают, что на самом деле их мотивирует, потому что формальные вещи вроде размера зарплаты, удаленности места работы и так далее говорят про 20%, а фишка в 80% других вещей. Очень тяжело оценить потенциал нового человека, потому что он сам в большинстве случаев не знает своих возможностей.

О ресторане

Я вижу, что ваш ресторан выглядит достаточно дорого. Часто предприниматели, у которых есть разные компании, открывают ресторан как символический проект: обычно подобные усилия не окупаются. Неужели он окупается?

Это бриллиантовые инвестиции в моей жизни. Очень хорошо окупается. Всё-таки это не самый дешевый ресторан в этом городе и в мире. Мы многое для этого делаем. Он существует 16 лет, и финансовые показатели растут и будут расти дальше.

Это комплекс, который прирастает в последние годы за счёт кулинарии и продуктов питания, продающихся в интернете. К тому же мы никогда не считали это просто рестораном.

Санкции и кризис затронули проект? Какая кухня представлена в ресторане?

«Экспедиция» основана на российских продуктах. Классическая и северная кухни. Мы покупаем хорошие продукты и хорошо их готовим. Мы покупали рыбу в Сибири как до санкций, так и после них.

Некоторая время назад я был в Краснодаре — совсем не северная территория. Любое блюдо, подачу и идею можно увидеть в самом неожиданном месте. Холодец или драники из краба или уха с комарами. В одном из лучших ресторанов города мы увидели холодец из краба — это наша тема.

Как будто бы что-то китайское, а не северное. Комары? И это пользуется спросом?

Мы их не закупаем — сотрудники ресторана попадают в лес и заготавливают комаров. Да. В 2017 году мы заготовили большой пакет комаров и были уверены, что нам хватит до весны 2018 года, но его съели в конце сентября. Позже гости добавляют их в блюдо по вкусу.

Кто ваши конкуренты?

У нас тоже уютный большой дом, и мы тоже для них друзья. Наши конкуренты — баня «Сандуны», стриптиз-клуб Hunters и уютные большие дома, в которые люди едут в гости к своим друзьям вместо того, чтобы поехать к нам.

Но здесь нужно платить.

Наша задача — сделать так, чтобы каждый официант мог рассказать три-четыре подобранных персонально под гостя истории. Конечно, но мы многое даем нашим гостям.

В любом случае гостям нужно унести с собой, помимо того, что они съели, положительные эмоции и истории, которые они услышали. Детям нужно рассказывать одни истории, женщинам — другие, компаниям друзей — третьи.

Она тоже популярна у гостей? При ресторане есть баня.

Процесс занимает 2,5-3 часа. В комплексе — две бани, каждая рассчитана на двух-трех посетителей. В баню трудно попасть даже мне.

Например, первое лицо «Росатома» может выкупить время в среду на год вперед, а первое лицо РЖД или прима-балерина не могут попасть и начинают писать нам письма. Еще иногда случаются конфликты из-за нее.

Если вернуться к еде, то какие блюда чаще всего заказывают?

Если закусывать большое количество алкоголя хорошей строганиной, то гарантировано отсутствие похмелья. Строганину и настойки.

Строганина

Чем это обусловлено? К вам ходят много иностранцев. Не было желания открыть ресторан «Экспедиция» за рубежом?

Для иностранцев, которые к нам приходят, Россия — чуть больше, чем матрешки и Красная площадь.

Мы одно время искали место в Лондоне и вели переговоры в Нью-Йорке. Всегда были предложения и желание открыть ресторан за границей. Но это очень непростой вопрос.

Сейчас есть две игры — поддерживать Россию во всем, в чем можно, или поддерживать целостность компании, в том числе за пределами страны. «Экспедиция» всегда представляла себя как международный бренд российского происхождения, но очень важен контекст.

Мы считаем, что правильнее поддерживать Россию, при этом быть вовлеченными в мировые тренды.

К сожалению, этим занимаются немногие. Мы продолжаем участвовать в международных выставках, но я думаю правильнее поддерживать здоровый и позитивный дух и веру в будущее России.

О технологиях

Как устроен ваш день? Многие предприниматели встают в 6:00 утра, занимаются йогой, бегают, мало спят.

Это те ребята, которые не понимают, что одна транзакция лишняя: они пытаются заработать денег, чтобы потом придумать, как их вложить в счастье. Бедные люди.

Но когда их больше 30, то устаю. Я стараюсь делать то, что мне нравится, поэтому могу целый день встречаться с разными людьми — до 20 встреч в день — и не уставать.

Из того, что мне нравится — это люди, маркетинг и финансовая аналитика. Я не люблю такие темы, как логистика, безопасность, бухгалтерия и ИТ. Мне близка точка зрения, что сознание не является продуктом отдельно взятого мозга, а находится на пересечении коммуникации нескольких мозгов. Я люблю думать.

Почему я люблю курить? Поэтому мне нравится переключаться из активного разговора в созерцание. Это медитативный процесс. Я никогда не курю с кем-то, или если курю, то стараюсь не разговаривать.

Устраиваете ли вы себе «ленивый» отдых?

В конце апреля я лечу на остров Маврикий и буду нырять с кашалотами. Мне особо незачем отдыхать, потому что у меня нет границ между работой и жизнью. Но не из-за любви к южным морям, а потому что там будет хорошая компания.

Но я бы назвал это не отдыхом, а работой. У друзей есть гипотеза, что кашалоты разумнее, чем мы, и они научились с ними общаться.

Что вам обычно дарят на 23 февраля?

Но если говорить про подарки, то чаще всего это книги и ножи. Старт в Мурманске в гонке «Экспедиция-Трофи». Иногда мне дарят песни, мультфильмы и фильмы.

Как вы относитесь к технологиям и зависимости человека от них?

Величайший полководец Александр Суворов обладал своими технологиями — каждый его «богатырь» стоил от 15 до 20 бойцов любой армии мира. Ключевой вопрос в том, что вы считаете технологиями.

Я думаю, что главные технологии — социальные, а от них рождаются продукты вроде iPhone, Mac и космические корабли.

Я недавно прочитал книгу о нем. То, что делает Илон Маск — это тоже социальные технологии. Для своих космических проектов он использовал социальные методики, которым научился в Кремниевой долине.

Чем его закупщики отличаются от закупщиков X5 Retail Group? Если посмотреть, что делает тот же «ВкусВилл», то это тоже социальная технология. Всем.

Я вижу, что у вас не самый современный телефон. Всё-таки я имею в виду потребительские продукты.

Я не пользуюсь компьютером, но присутствую в сети. Да, у меня кнопочная Nokia. Я не против технологий и выступаю, например, за блокчейн и использование искусственного интеллекта, но я против псевдодебилизма — неспособности физически здоровых людей удерживать внимание дольше одной минуты.

Как вы присутствуете в интернете без смартфона и компьютера?

Кадр отправляют редактору в Македонии, который создает публикацию в Facebook за меня. Я пишу от руки, а тот, кто рядом со мной, фотографирует лист.

Но это же, как вы говорите, лишняя транзакция.

Но я беспокоюсь о здоровье своего мозга и искренне считаю, что писать от руки полезно. Я не знаю, почему не делаю публикации сам.

Нет желания почитать комментарии?

Мне их распечатывают.

С помощью телевизора, радио или газет? А как вы следите за новостями?

Иногда я читаю газеты, например, «Ведомости» и журнал «Эксперт», реже — «Русский репортер». У меня нет телевизора. Я достаточно активно общаюсь с братьями по разуму, и когда происходит что-то существенное, то они мне сообщают.

И что бы вы могли посоветовать нашим читателям и начинающим предпринимателям? Какие книги помогли вам в работе?

«Технология жизни. Три книги. Как привести группу к принятию совместного решения» Сэма Кейнера и «Генератор возможностей» Александра и Николя Гратовски. Книга для героев» Владимира Тарасова, «Руководство фасилитатора.

На чем вы ездите? И традиционный вопрос vc.ru.

Еще есть микроавтобус Volkswagen, на котором я езжу с детьми и собакой. У меня несколько Toyota Land Cruiser. Я не вожу машину сам, у меня три водителя.

#интервью #офлайн

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»