Хабрахабр

Лунная миссия «Берешит» – характеристики аппарата, серия маневров и самый длинный путь на Луну

Что за научные приборы есть на его борту? Какой двигатель установлен на аппарате «Берешит»? Сколько километров он пролетит за 47 дней своего полета?
Какие маневры должен совершить аппарат, чтобы добраться до Луны?

Силами и средствами лишь одной небольшой частной компании отправить в космос лунный аппарат невозможно, но с помощью международного космического сообщества можно превратить идею в реализуемый на данный момент полноценный проект.

Участники проекта, задействованные в миссии «Берешит»:

— команда молодых израильских ученых и инженеров из компании SpaceIL,

— NASA (США),

— ISA (израильское космическое агентство),

— IAI (концерн «Авиационная промышленность Израиля»‏),

— компания Spaceflight Industries (США, организатор вывода аппарата «Берешит» на орбиту),

— компания SpaceX (США, ракета-носитель Falcon 9),

— Шведская космическая корпорация (Swedish Space Corporation),

— компания Cobham (Швеция),

— компания Ramon Chips (Израиль).

Ведь SpaceIL – это по мировым меркам небольшая организация, в ее штат входят порядка 200 человек, причем большая часть из них — это добровольцы-ученые и инженеры, которые “стремятся содействовать развитию технологического и научного прогресса в Израиле”.

На фото Даниэла Герон – инженер компании SpaceIL.

Общая стоимость разработки, подготовки и организации всех действий для реализации проекта «Берешит» – 100 миллионов долларов.

Это не коммерческий проект, так как, например, финансовой выгоды от совместной работы с израильской компанией SpaceIL у NASA не будет, а вместо этого такое плотное их сотрудничество позволит NASA получить ценную научную информацию с магнитометра аппарата «Берешит».

Чтобы продолжить успешно исследовать Луну и Марс, нам необходимы партнеры. «Такой тип сотрудничества выгоден любой стороне. Чем шире будет наша партнерская сеть, тем лучше это будет для мировой науки в целом», — сообщил Стив Кларк, заместитель руководителя развития исследовательских систем NASA.

Компоненты первого частного лунного аппарата «Берешит»

Общие характеристики:

3 метра между посадочными опорами); — высота аппарата «Берешит» составляет около 1,5 метра, диаметр 2 метра (2.

— масса 585 килограмм с топливом (масса топлива – 390 кг), 195 кг без топлива.

На самом деле, данные о массе топлива и массе аппарата разнятся, где-то указано, что масса аппарата без топлива 150 кг или 160 кг, но цифра в 585 кг общей стартовой массы – это почти константа во всех материалах.

Аппарат «Берешит» на финальных стадиях тестирования элементов и приготовления к старту:

Двигатель. 1.

Двигатель аппарата «Берешит» — это специальный адаптированный (для миссии «Берешит» была сделана его доработка путем укорачивания сопла и прибавки тяги) химический ракетный блок семейства LEROS (для применения на спутниковых платформах) — модификация LEROS 2b на гидразине (монометилгидразине) с тягой в 45 кгс (441H), что немного больше его штатных характеристик в 41,5 кгс (407H).

Бортовая электроника. 2.

Cobham Gaisler's HiRel GR712RC processor

В качестве основного элемента бортового компьютера в аппарате «Берешит» используется двухядерный процессор Gaisler HiRel GR712RC компании Cobham.

Технологически чип базируется на основе LEON SPARC и произведен с использованием уникальной радиационно-толерантной кремниевой технологии.

Компания SpaceIL стала первым заказчиком данного процессора и инженеры SpaceIL написали для него специальное программное обеспечение еще до осуществления фактической поставки и прогонки на аппарате «Берешит».

Может работать на частоте до 125 МГц во всем диапазоне военных частот. GR712RC — двухъядерный процессор LEON3FT SPARC V8. Интегрирует расширенные протоколы интерфейса, в том числе SpaceWire, CAN, SatCAN, UART, 1553B, Ethernet, SPI, I2C, GPIO и другие. Это обеспечивает до 300 DMIPS и 250 MFLOPS пиковой производительности. Доказанная радиационная стойкость — до 300 крад. Имеет высокоскоростные интерфейсные шины для внешней памяти SDRAM / SRAM / PROM / EEROM / NOR-FLASH. Низкое энергопотребление.

Обеспечение радстойкости без вмешательства в технологию, за счет схемотехники и топологии элементов, что обходится на порядок-другой дешевле, чем если бы техпроцесс разрабатывали специально. По данным из комментария amartology: прелесть этого процессора как раз в том, что он произведен по самой обычной коммерчески доступной технологии (TowerJazz 180 нм, made in Israel), примерно такой же, на которой контроллеры для электрочайников делают.

Бортовая камера. 3.

Бортовая камера аппарата «Берешит» — это 8-мегапиксельная Imperx Bobcat B3320C с оптикой Ruda.

И первые кадры с этой камеры должны были быть сделаны как раз во время полета к Луне аппарата «Берешит», а потом уже после посадки (кстати процедуру посадки тоже будет эта камера снимать, конечно), если все удачно получится, то планируется запечатлеть на лунной поверхности максимальное количество кадров, сколько сможет сделать камера до выхода из строя в результате перегрева.

Телеметрию и данные с камеры аппарата в ЦУПе проекта «Берешит» получают с помощью коллег из Швеции и аппаратуры научно-космического центра в Кируне, на севере Швеции.

Вид на камеру в процессе сборки аппарата:

Вот тут на картинке примерно видно, как размещена камера и табличка с первым фото из этой публикации.

Научные приборы на борту аппарата «Берешит»: 4.

На борту аппарата «Берешит» размещен магнитометр (производитель — Институт Вейцмана, Израиль), с помощью которого планируется провести серию замеров магнитного поля Луны в зоне приземления.

Годдарда, США). Так же на аппарате «Берешит» установлен массив лазерных уголковых отражателей (производитель — Центр космических полётов им.

Вот фото одного из отражателей, который по размерам меньше компьютерной мышки:

Такая структура позволяет устройству отражать свет, поступающий с любой стороны, обратно к источнику. Данный инструмент имеет восемь отражающих плоскостей, установленных в куполообразной алюминиевой раме.

Лазерный альтиметр LRO (лунный орбитальный зонд NASA), предназначенный для составления карты высот, будет посылать лазерные световые импульсы на уголковый отражатель аппарата «Берешит», а затем измерять, сколько времени требуется свету, чтобы вернуться назад.

Используя эту технику, инженеры NASA и SpaceIL планируют, что смогут определить местоположение аппарата «Берешит» с точностью до 10 сантиметров.

Так же, когда аппарат «Берешит» будет выполнять процедуру посадки, то LRO (лунный орбитальный зонд NASA) проведет анализ “выхлопных газов” главного жидкостного двигателя.

«Наша команда попытается “увидеть”, как вещества, испускаемые двигателем аппарата будут вести себя над поверхностью Луны», — сказал Джон Келлер, ученый NASA из проекта LRO.

Система связи и обмена данными (телеметрии и управления). 5.

У компании SpaceIL нет своего центра космической связи, так что организация передачи данных между ЦУПом на Земле и аппаратом «Берешит» в космосе — это сложный процесс, в котором задействованы:

— сеть антенн Шведской космической корпорации (Swedish Space Corporation), благодаря которой аппарату «Берешит» передаются навигационные команды и отслеживается его траектория;

— сеть дальней космической связи NASA (DSN) для управления аппаратом «Берешит» и передачи научных данных от аппарата на Землю после его посадки на Луне.

DSN — это сеть радиотелескопов и система из десятков огромных антенн для связи с космическими кораблями в глубоком космосе, управляется она Лабораторией реактивного движения NASA в Пасадене (штат Калифорния).

Про маневры аппарата «Берешит» на пути к Луне

Видео о выполнении планируемого комплекса маневров аппаратом «Берешит»:

По предварительным данным отсюда, можно составить таблицу космических маневров аппарата «Берешит».

Главная часть полета — это выполнение серии маневров (включение двигателей на несколько секунд или даже минут) для увеличения апогея своей эллиптической обиты после каждого витка вокруг Земли.

Мы сейчас находимся только в окне выполнения третьего маневра.

Вот как эта серия маневров выглядит в описании от SpaceIL:

Анализируя информацию о планируемых маневрах и о текущих данных состояния аппарата «Берешит», можно составить такую таблицу:

Путь к Луне аппарата «Берешит»

Оказывается, что аппарат «Берешит», в случае успеха, побьет своеобразный рекорд — он летит на Луну по самой длинной траектории из возможных.

Вот мне и стало интересно, а какое именно расстояние (хоть и оценочное, но все же достаточное для понимания размаха данной миссии) пройдет в космическом пространстве этот аппарат за 47 дней?

Примем за основные данные таблицу маневров аппарата и получаем вот такую оценочную таблицу для его траектории:

Таким образом, более 5,5 миллионов километров аппарат «Берешит» пролетит за 47 дней, чтобы достигнуть финальной точки своей миссии – посадки на Луну.

Средняя скорость 1354 м\с или 4874,4 км\ч.

Место посадки аппарата «Берешит»

По расчетным данным аппарат «Берешит» должен совершить мягкую посадку 11 апреля 2019 года на темной лавовой равнине, известной как Море Ясности, недалеко от региона, в котором 11 декабря 1972 прилунились астронавты миссии «Аполлон-17».

Но после посадки ранее планировался (хотя это действие не заявлено в последних обзорах от SpaceIL и может быть отменено еще на стадии запуска — ждем по факту) выполнить еще один маневр – этакий дополнительный «прыжок» на расстояние до 500 метров (если хватит топлива), чтобы выполнить «лунный ровер-норматив» по передвижению по Луне и, может быть, сразу подняться на шестое из восьми мест по длине перемещения на лунной поверхности среди роверов:

В любом случае, даже без совершения прыжка это будет интересная посадка, тем более, что ее обещают в SpaceIL записать на видео и показать через некоторое время в открытом доступе.

Планируемый район посадки аппарата «Берешит»:

В любом случае, будет выполнен прыжок или нет, аппарат «Берешит» приступит к научным исследованиям, также планируется сделать несколько панорамных снимков высокого разрешения поверхности Луны.

У аппарата «Берешит» нет тепловой защиты и систем охлаждения, расчетное время работы на поверхности Луны примерно двое земных суток (трое суток максимум), потом его электроника выйдет из строя из-за перегрева, связь с аппаратом будет потеряна, и он станет новым лунным памятником в Море Ясности, рядом с Луноходом-2 (миссии Луна-21) и модулями миссии Аполлона-17.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть