Хабрахабр

Лунная миссия «Берешит» — четвертый маневр завершен успешно, идет подготовка к выходу на Лунную орбиту

Менее 23 дней (± несколько часов) осталось до посадки аппарата «Берешит» на Луну, 19 марта 2019 достигнута орбита с апогеем 405000 километров, впереди тестирование бортовых систем, сложные Лунные маневры и часы томительного ожидания до посадки.

Ранее опубликованные материалы о миссии «Берешит»:

Основные характеристики миссии и лунного аппарата «Берешит»:

— начало миссии: 22 февраля 2019 года;

— планируемое окончание миссии: посадка 11 апреля 2019 года, потеря связи с аппаратом 14 апреля 2019 года;

— траектория движения до Луны (фактически – максимальная из возможных): сложная, изменяемая путем выполнения серии маневров (включение двигателей на несколько секунд или даже минут) для увеличения апогея своей эллиптической обиты после каждого витка вокруг Земли.

3 метра между посадочными опорами); — высота аппарата «Берешит» составляет около 1,5 метра, диаметр 2 метра (2.

— масса 530 килограмм с топливом (масса топлива – 380 кг), 150 кг без топлива;

— основной двигатель: модификация LEROS 2b;

— основного элемента бортового компьютера: двухядерный процессор Gaisler HiRel GR712RC;

— шесть 8-мегапиксельных камер Imperx Bobcat B3320C с оптикой Ruda;

— научные приборы: магнетометр, массив лазерных уголковых отражателей.

Четвертый маневр

Подготовка:

18 марта 2019 года в бортовой компьютер аппарата «Берешит» был загружен и проверен новый список запланированных команд для выполнения маневра, который включает в себя специальный алгоритм для активации определенных программных и аппаратных контрмер в случае отказа на каком-либо этапе выполнения маневра.

Также инженеры SpaceIL планировали организовать дополнительный сбор данных телеметрии во время выполнения этого маневра и сделать снимки бортовыми камерами процесса выполнения маневра.

Аппаратом «Берешит» начата подготовка к выполнению четвертого маневра (сигнал с аппарата стабильный):

Выполнение маневра:

#Beresheet the unstoppable is climbing to the altitude of the Moon now! The burn seems to end well.

Статус аппарата «Берешит» после анализа телеметрии по окончании четвертого маневра:

2019 г 6:04 ПП · 19 мар.

19 марта 2019 года (12:30 UTC. 14:30 Israel Time) аппарат «Берешит» успешно завершил пред финальный 60-ти секундный маневр двигателями и достиг орбиты с апогеем 405000 километров, которой должно хватить для последующего расчетного прыжка с Земной орбиты (это один из самых интересных маневров в этой миссии) и выхода далее уже на Лунную орбиту.

График с траекториями аппарата «Берешит»:

Таблица маневров на 19 марта 2019 года.

Как видно по таблице, 73 килограмма топлива уже потрачено, осталось 307 килограмм на Лунные маневры.

Кстати новые факты про оборудование аппарата «Берешит»:

Топливо аппарата «Берешит» – 380 килограмм монометилгидразина, окислитель — смесь оксидов азота (MON). — Двигательная установка представлена химическим ракетным двигателем семейства LEROS (LEROS 2b). Топливные баки изготовлены по специальному заказу для аппарата «Берешит» в США. Эти же компоненты используют маневровые двигатели малой тяги.

— Система связи, которая установлена на аппарате «Берешит», первоначально была разработана компанией Space Micro (США) для лунного зонда NASA LADEE, данная система связи работает в S-диапазоне частот.

0 MHz): Конечно, многие радиолюбители тоже отслеживают радиопередачи аппарата «Берешит» (на частоте 2280.

А вот какая интересная информация появилась в связи с селфи-фото аппарата «Берешит» на фоне Земли 3 марта 2019 года, которую официально опубликовала в своем твиттере компания SpaceIL.

Вот фотография Земли в тот же момент времени (когда камера аппарата «Берешит» сделала снимок), выполненная с помощью аппарата «DSCOVR» (Deep Space Climate Observatory) для сравнения ракурсов (расстояние 37600 км (Берешит) и 1609344 км (DSCOVR) от Земли) и вида поверхности (справа сверху картинка от DSCOVR):

Тестирование оборудования — о магнетометре и лунной аномалии

На борту аппарата «Берешит» размещен магнитометр «SpaceIL Magnetometer» (SILMAG), который разработан и произведен в Институте Вейцмана (Израиль, Реховоте).

С помощью SILMAG планируется провести серию замеров магнитного поля Луны в зоне приземления, причем магнетометр начнёт свою работу на высоте 600 км от лунной поверхности и будет продолжать работать вплоть до прилунения.

За 27 дней до посадки, 16 марта 2019 года в открытом космосе было произведено тестирование работы магнитометра SILMAG на аппарате «Берешит», которое закончилось успешно и подтвердило, что прибор работает в штатном режиме.

Mare Serenitatis). Планируемым местом посадки аппарата «Берешит» является северная часть Моря Ясности (лат. Ожидается, что магнитометр на аппарате «Берешит» позволит лучше понять природу этого явления. В этом регионе был обнаружен «маскон» — крупная положительная гравитационная аномалия.

Почему так интересны аномалии на Луне?

Например, на северо-восточной части обратной стороны Луны обнаружена магнитная аномалия, диаметр которой составляет 360 километров, при этом вокруг нее образуется 300-километровый «пояс», в котором солнечный ветер движется быстрее и поток частиц становится плотнее.

Таким образом, полагают ученые, можно анализировать данные по таким аномалиям, а потом с помощью определенных расчетов находить защищенные от солнечной радиации области на поверхности Луны, которые можно использовать для размещения лунных баз и проведения дополнительных долгосрочных научных исследований. Магнитное поле в центре «пузыря» примерно в 300 раз слабее земного над экватором.

Про место и время посадки на Луне

Немного напомнило этот случай:

— Есть задание — нужно полететь на Солнце.
— Но там же жарко и мы сгорим!?
— Тогда полетите ночью!

Только тут ситуация такая:

У аппарата «Берешит» нет тепловой защиты и систем охлаждения, расчетное время работы на поверхности Луны примерно два дня (три дня максимум), потом его электроника и батареи выйдут из строя из-за перегрева, связь с аппаратом будет потеряна, и он станет новым лунным памятником в Море Ясности, рядом с Луноходом-2 (миссии Луна-21) и модулями миссии Аполлона-17.

А ведь температура на лунной поверхности достигает +127°С в зависимости от степени освещенности. Дата 11 апреля 2019 года выбрана исходя из того, что на поверхности Луны в зоне посадки в это время будет солнечно, но не жарко.

Таким образом, посадку аппарат «Берешит» должен произвести в северной части Моря Ясности через 48 часов после рассвета в этом регионе, когда температура будет относительно небольшой.

Интересная информация про название места посадки:

Названия морям на Луне дал итальянский астроном Джованни Риччоли (1598-1671), по зарисовкам которого Ф. Гримальди выгравировал карту в 1647 г.

В восточной части видимого полушария расположены Море Ясности, Море Спокойствия, Море Изобилия, Море Нектара, тогда как в западной — Океан Бурь, Море Дождей, Море Облаков, Море Влажности. Посмотрев на карту, можно заметить, что названия морей распределены не случайно.

считали, что погода на Земле меняется в зависимости от фаз Луны. В середине XVII в. Вы можете сами проверить, существует ли такая связь, если в течение года будете записывать данные о погоде и фазах Луны.
Как видно из названий морей, Луна в первой четверти, когда видна восточная часть диска, служит предвестником ясной погоды, а в последней четверти — ненастной.

При посадке бортовой компьютер аппарата «Берешит» в автоматическом режиме найдёт наиболее подходящий безопасный для посадки участок (ограничение все же есть: площадь планируемой зоны посадки 30 квадратных километров).

С помощью двигателей аппарат «Берешит» уменьшит свою скорость (с 6000 км/ч до 0), после чего на высоте пяти метров над поверхностью Луны будет произведено полное отключение двигателей.

Если всё пройдет гладко, то в этот момент аппарат «Берешит» станет первым частным космическим аппаратом на Луне. Далее, аппарат «Берешит» начнёт медленное свободное падение на лунную поверхность с последующим касанием.

Планируемое место посадки аппарата «Берешит» находится в этом районе поверхности Луны:

Почему же выбрали место для посадки именно в море Ясности?

Критерии выбора площадки для посадки аппарата «Берешит»:

— большая безопасная площадь в зоне для посадки с возможностью по необходимости маневрировать при снижении и совершить посадку с первого раза;

— площадка с относительно небольшим количеством кратеров, отдельно стоящих камней или крутых склонов в зоне приземления;

— наличие в зоне посадки магнитных аномалий для использования магнитометра.

Получится по факту приземлиться в эту планируемую зону – это еще мы узнаем через 23 дня, но корректировки если и будут, то только из-за фактического принятия решений аппаратом «Берешит» уже в процессе выполнения процедуры посадки.

Фото прототипа первой версии аппарата «Берешит» (эта модель отличается от реальной, которая сейчас в космосе)

В одном из залов аэропорта имени Бен-Гуриона (Тель-Авив, Израиль) выставлена очень красивая копия первого прототипа аппарата «Берешит».

Вот рисунок с обозначением элементов аппарата:

И сам аппарат для сравнения:

В реальности аппарат «Берешит» вот такой:

image

Не забываем следить за миссией «Берешит» с помощью:

— онлайн ресурса с симулятором и данными в реальном времени, о текущем состоянии миссии «Берешит»;

— онлайн симулятор NASA «Eyes on the Solar System».

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»