Хабрахабр

Linux Foundation анонсировала open source платформу ELISA для разработки автоматизированных систем

На прошлой неделе, 21 февраля, сообщество Linux Foundation анонсировало старт работ над платформой Enabling Linux in Safety Application (ELISA), цель которой — стандартизировать разработку и повысить надежность автоматизированных систем во всех основных промышленных областях. В их число, в том числе, входит медицина, энергетика и автомобилестроение.

В разработку будут вовлечены британский производитель чипов ARM Holdings, BMW Car IT GmbH, Toyota и немецкая компания KUKA Robotics, сообщается в официальном пресс-релизе. Также цель платформы — повысить скорость вывода новых продуктов на рынок и параллельно снизить количество критических ошибок и рисков при проектировании систем, которые могут повлечь проблемы в эксплуатации, техногенные аварии и человеческие жертвы.

0 — совместного с Toyota open source проекта по разработке программного обеспечения и систем автопилота для транспорта. Платформа ELISA является наследником более раннего проекта Linux Foundation — Automotive Grade Linux (AGL) 5. Современная парадигма проприетарного программного обеспечения на транспорте и в промышленности чрезвычайно замедляет разработку и оставляет шанс для попадания в релизные версии фатальных для пользователей ошибок и багов. Также в основу платформы легли наработки по проекту SIL2LinuxMP (урезанное окружение GNU/Linux для RTOS) и Real-Time Linux (PREEMPT_RT).
Основная идея ELISA — сделать выпуск новых систем проще, быстрее и при этом надежнее. Разработка и развитие ELISA — логичный шаг для промышленности, так как именно в ней unix-системы занимают доминирующее положение. Новыми «красками» подобные перспективы начинают играть, когда речь заходит о системах автономного управления транспортом, над которыми сейчас активно работают все ведущие автоконцерны планеты (в первую очередь Volvo, BMW, Toyota). Согласитесь, никто в здравом уме не будет писать софт для роботов под управлением OS Windows.

Проблема заключалась в отсутствии четкой документации и инструментов, необходимых для демонстрации того, что система на основе Linux отвечает необходимым требованиям безопасности и сертификации. Все основные [промышленные] отрасли, включая энергетику, медицину и автомобилестроение, хотят использовать Linux для приложений, в которых крайне важна безопасность, поскольку это позволяет быстрее выводить продукты на рынок и снижать риск критических ошибок при проектировании. В прошлых попытках решить эту проблему не хватало критической массы, необходимой для разработки широко обсуждаемой и общепринятой методологии, но с формированием ELISA мы сможем использовать инфраструктуру и поддержку членов сообщества Linux Foundation.

— Кейт Стюарт, старший директор по стратегическим программам в Linux Foundation.

Кроме этого, в пресс-релизе указали побочные цели проекта ELISA:

  • Разработать справочную документацию и варианты использования.
  • Обучение сообщества разработчиков ПО с открытым исходным кодом передовым методам Разработка техники безопасности и ознакомление сообщества специалистов по информационной безопасности с концепциями открытого ПО.
  • Обеспечение постоянной обратной связи с сообществом open source разработчиков для улучшения процессов и автоматизации оценки качества.
  • Поддержка участников open source в мониторинге инцидентов и критических угроз, относящихся к их системам, разработка сценариев реагирования.

Основатели проекта и заинтересованные стороны надеются, что ELISA привнесет в промышленную разработку общий для всех участников этого рынка стандарт безопасности автоматизированных систем, что значительно упростит работу и снизит нагрузку на профильные подразделения.

Фактически, сейчас производители и промышленники совместно с Linux Foundation создают платформу и стандарты, с которыми потом можно идти к правительствам различных государств. Еще один важный аргумент в пользу ELISA — это единые принципы сертификации ПО для, например, роботов или автопилотов. Именно угроза жизни и здоровью пользователей сейчас является основным препятствием для более активного внедрения автоматизированных систем, особенно, если речь идет о дорогах общего пользования для роботизированного транспорта. Open source обеспечивает прозрачность и всестороннюю экспертизу, а сама платформа — возможность привести к общему знаменателю многочисленные споры о том, как должны выглядеть автоматизированные системы в контексте безопасности.


Volvo Truck

Однако законодательные препятствия, опасения правительств и прочие трудности все еще сдерживают потенциал этой разработки. Например, компания Volvo минимум с начала этого десятилетия работает над системой автопилота пятого уровня (полная автономность) для большегрузного транспорта, а недавно представила концепт полностью беспилотного тягача без кабины. Но в отличии от компании Маска, такие организации как BMW и Toyota могут позволить себе более «размеренный» цикл разработки с подготовкой сертификационного стандарта в виде полноценной платформы. Косвенно на создание ELISA, интерес в которой со стороны автоконцернов прослеживается более, чем явно, основателей проекта подтолкнула и постоянная шумиха вокруг продукции Tesla Motors.

По мнению основателей платформы и заинтересованных игроков рынка, ELISA не только поможет Linux занять еще более уверенные позиции в промышленности, но и значительно облегчит разработку и создание программного обеспечения для автоматизированных промышленных систем.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть