Главная » Hi-Tech » Линия Билла Гейтса: когда компания становится платформой и чем она отличается от агрегатора

Линия Билла Гейтса: когда компания становится платформой и чем она отличается от агрегатора

Эта фраза пришла Бену Томпсону на ум, когда он посмотрел выпуск программы «60 минут», посвящённый Google. «Никогда не прерывай своего противника, когда он делает ошибку». Представители компании отказались дать комментарий для интервью к этому выпуску, но в официальном письме отрицали обвинения в монополии, приводя в пример своих конкурентов вроде Amazon и Facebook.

Интервью были взяты у людей, выступающих против монополии технологических компаний. Выпуск программы нельзя назвать объективным. Например, у Джереми Стоппельмана, генерального директора компании Yelp, которая недавно подала в ЕС очередную жалобу против Google.

Дело Yelp против Google

По мнению Yelp, поисковик Google выдаёт собственные отзывы и рейтинги; проблему можно было бы решить, если Google использовала бы, например, рекомендации и отзывы с сайта Yelp. В видео, снятом Yelp, компания объясняет, как Google незаконно продвигает свой контент. Однако это предложение можно оспорить.

  • Изначально в результаты поиска включался контент с таких вертикальных поисковиков, как Yelp. Однако после давления со стороны Федеральной торговой палаты, действующей отчасти под влиянием жалоб от Yelp и других вертикальных поисковиков, Google перестала выдавать в поиске чужой контент в 2013 году.
  • Рейтинги и отзывы Google значительно улучшились в последние два года с момента публикации видео.
  • То, чего пытается добиться Yelp, сделает Google сильнее.

Неудивительно, что Google отказалась давать интервью.

Линия Билла Гейтса

Однако ни Google, ни Facebook, ни Uber нельзя назвать платформами. Между разными платформами и агрегаторами существуют некоторые различия. Платформой, по определению Билла Гейтса, можно назвать ситуацию, когда экономическая ценность всех, кто использует платформу, превышает экономическую ценность компании.

Последователями оперативной системы в этом плане можно назвать Amazon Web Services и Azure Cloud Services. С этой точки зрения, Windows — это настоящая платформа (компания хвалилась тем, что является только маленькой частью общей ценности экосистемы Windows). Во всех трёх случаях речь идёт о сильных и устойчивых корпорациях, которые строятся на основе платформы.

Например, у Apple App Store все характеристики платформы, однако Apple охватывает подавляющую часть общей экосистемы: с одной стороны, благодаря прибыльности iPhone, с другой — благодаря контролированию экономики App Store. Как только платформа заходит за линию Билла Гейтса, долгосрочный потенциал организации, построенной на платформе, начинает снижаться. Недостаток сильных и устойчивых компаний в App Store является естественным следствием этой ситуации.

Способность Apple контролировать экономику App Store основывается на том, что компания является посредником между разработчиками приложений и клиентами.

Агрегаторы, а не платформы

Facebook и Google доводят идею посредничества до крайности.

Агрегатор владеет клиентами и вслед за клиентами также и поставщиками услуг

Таким образом, Facebook и Google не находятся на линии Билла Гейтса, а являются агрегаторами.

Интернет уравновесил неравные отношения дистрибьюторов доцифровой эпохи с производителями. Благодаря интернету дистрибуция цифровых товаров стала бесплатной. Благодаря интернету стало также возможным свести транзакционные издержки к нулю, позволяя дистрибьютору и дальше интегрироваться с пользователями или клиентами в больших масштабах.

Интернет серьёзно изменил правила конкуренции: конкуренция больше не основывается на отношениях между дистрибьютером и эксклюзивным производителем, в которых потребитель или пользователь играет второстепенную роль.

Множество поставщиков улучшает опыт пользователя. Теперь главным фактором, определяющем успех, является опыт пользователя (user experience): лучшие дистрибьютеры, агрегаторы или дилеры предоставляют условия для лучшего опыта пользователей, что увеличивает количество пользователей, следовательно, привлекает больше поставщиков. Получается замкнутый круг.

Главное различие между платформой и агрегатором заключается в следующем: платформы способствуют отношениям между поставщиком и конечным потребителем, а агрегаторы, наоборот, контролируют эти отношения и являются посредником.

Что касается Facebook и Google, то интеграция их производственно-сбытовых сетей заключается в эффекте нетворка (network effect).

  • У Google было преимущество: компания развивалась в среде, которая по определению была открытой (интернет). Преимущество Google также основывалось на данных, которые компания получала от постоянно увеличивающего сегмента рынка. Результатом стала интеграция конечного пользователя и обратной связи, которая улучшала поисковик Google по мере его использования.
  • Отличительная черта Facebook — отношения между друзьями и семьёй. Компания заставила всех провайдеров информации бороться за место в ленте новостей.

Facebook достигла успеха благодаря тому, что кардинально отличалась от Google. Facebook могла бы быть соперником Google, однако у Facebook есть исключительные данные — отношения между близкими людьми: данные, которых у Google нет.

В мире агрегаторов

Конечно, здесь идёт речь о прибыли, но без стабильного ценового преимущества ­это не лучший способ построить сильную и долговечную организацию. Yelp старается изо всех сил отдать Google права на свой контент, над которым компания упорно работала. Однако сложно сказать, что является настоящей проблемой Yelp — Google, которая использует их контент в блоке ответов поисковика (Answer Box), или сам блок ответов. Главная проблема — потеря отзывов пользователей.

Чем полезнее Google, тем менее рентабелен Yelp. Даже если Google будет использовать исключительно контент от Yelp, преимущество всё равно будет у Google. Это как раз ситуация, типичная для производственно-сбытовой цепочки, в которой главенствующее место занимают агрегаторы: агрегаторы убирают из цепочки поставщиков, оставляя только товар.

Например, Amazon, которая недавно перестала покупать торговые объявления Google (Google Shopping ads). Поэтому лучшие стратегии приводят к бизнес-моделям, которые избегают примера Google и Facebook. Amazon может себе это позволить, потому что половина покупателей начинают поиск товаров на сайте Amazon.

Yelp против Google

Такого рода сайты сильно зависят от Google, который поставляет им трафик, необходимый рекламодателям. Сегодня невозможно было бы создать компанию, подобную Yelp, из-за доминирования Google на рынке.

Компания уже долгое время зависит от Google. Yelp, как и многие другие сайты с рекомендациями, тесно связан с SEO (поисковой оптимизацией). Это напоминает ситуацию с Amazon: большинство пользователей прямо переходят на Yelp, минуя Google. Однако стоит отметить, что бренд стал известным без посторонней помощи и 70% посещений приходится на мобильное приложение. С этой точки зрения, претензии Yelp к Google кажутся забавными.

Да, Google — агрегатор, но он нуждается в контенте и, следовательно, в устойчивой, открытой сети. Однако недавнее видео компании звучит убедительно. Компании стоит прислушаться.

Facebook и мобильность данных

Оригинальный контент создаётся самими пользователями и полностью принадлежит компании. У Facebook, к несчастью его поставщиков, нет таких проблем. Google нуждается в поставщиках товара, а Facebook может распоряжаться ими как вздумается (что компания и делает). Facebook ещё дальше от линии Билла Гейтса, чем Google.

Вопрос в этом случае следующий: кто будет иметь больше власти? Мобильность данных может стать решением проблемы доминирования Facebook: если можно перенести данные из Facebook в другие приложения, то можно сделать и наоборот. Facebook с её социальной сетью или любое другое приложение или сайт?

Взаимодействие и партнёрство с компаниями, находящимися ниже линии Билла Гейтса (особенно с агрегаторами) — это приглашение стать посредником. Успех Facebook можно объяснить тем, что компания смогла напрямую связаться с пользователями, обойдя Google и построив стену вокруг данных, которые недоступны поисковику.

На основе этой разницы компании должны уметь понимать условия конкуренции с самыми большими технологическими компаниями. Разница между платформами и агрегаторами важна не только в теории, но и на практике. Сегодня антимонопольная политика должна обращать внимание не на платформы, а на агрегаторов, которые всё поглощают благодаря контролю над конечным потребителем.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Как начать учить английский без репетитора

Однако, как показывает пример Бродского, английская речь может быть весьма певучей и яркой, гармонично звуча не только из уст выпускников инъяза, но и тех, кто не уделял ей достаточно времени в прошлом. Распространенное среди большинства русскоговорящих мнение о том, что ...

Издание «Трушеринг» рассказало о закрытии каршеринга EasyRide из-за долгов

Издание «Трушеринг» рассказало о закрытии каршеринга EasyRide из-за долгов — Транспорт на vc.ru Свежее Вакансии… Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти По данным журналистов, сервис задолжал партнёрам около 30 млн рублей. В ...