Hi-Tech

Личный опыт: что нужно знать, чтобы провести музыкальный фестиваль в своём городе

Найдите хорошие примеры

Но только со стороны зрителя. Поездки на крупные европейские мероприятия помогают понять, как выглядит хороший фестиваль. Но этого недостаточно, чтобы запустить что-то своё. Вы видите, что вокруг приятная атмосфера и люди, хорошая музыка.

Это помогает узнать что-то новое и понять, как это применить в России. На зарубежных фестивалях я часто прошу организаторов рассказать мне какие-то детали, пустить на бэкстейджи. Но не избавляет от ошибок и трудностей.

Именно такой срок нужен, чтобы начать делать что-то более-менее нормальное. За пару лет организации всё встает на свои места. Нет каких-то моментов, на которые смотришь и думаешь: «Почему этого никто не сделал раньше». С получением опыта от фестивалей в России всё сложнее.

Определитесь с концепцией

Можно сказать, что она вообще не меняется. Концепция Stereoleto не меняется каждый год. Любой фестиваль — это люди. Её очень легко описать: хорошая музыка в хорошем месте с хорошими людьми и атмосферой. Она сама создаёт нужную атмосферу. Наша задача, чтобы пришла правильная публика.

Затем нужно создать комфортное окружение для зрителей. Главное — музыка. Всё это нужно придумать и интегрировать заранее. Места, где они могут отдохнуть, поесть, уделить внимание дополнительным развлечениям. В этом году Stereoleto пройдёт в Artplay SPb. Чем больше занятий, тем лучше. Это более урбанистическая площадка, так что уклон сделан в аудио- и видеоинсталляции и дизайнерские решения.

Следите за трендами

Нельзя проводить одинаковые фестивали из года в год — всё меняется. У организаторов должно быть чувство времени. У Stereoleto есть ночная сцена с электронной музыкой. Какие-то вещи со временем сложнее чувствовать в силу возраста, но для этого существуют трендсеттеры и люди, с которыми можно посоветоваться. Это нормально, когда ты прислушиваешься и привлекаешь людей. Там свой куратор, который имеет опыт в подобных мероприятиях и знает музыкантов.

Вне зависимости от возраста всегда можно понимать, актуально это или нет. Помимо этого должно быть внутреннее ощущение, что ты делаешь всё правильно. Даже если ты не совсем в теме.

Для этого не нужно было кого-то спрашивать. Если посмотреть на лайн-ап 2018 года, можно увидеть там Гречку, «Пошлую Молли» и других исполнителей, которые стали популярны совсем недавно. Если что-то появится, то все начинают об этом говорить. В России не так много всего происходит.

Найдите площадку

Делать самому — слишком долго и затратно. Место проведения нужно выбрать из вариантов, которые уже есть в городе. Физическое состояние площадки должно быть как минимум удовлетворительным. Когда нашли, минимальными средствами адаптировать площадку под фестиваль. Даже не для того чтобы сделать их удобными, а просто для безопасности. Есть много старых заброшенных заводов и фабрик, но чтобы провести там мероприятие, нужно вложить миллионы.

Есть прекрасные площадки, но ими управляют люди, которые не готовы идти на контакт. Но найти проще, чем договориться. В большинстве случаев говорить придётся с администрацией или организациями, в управлении которых находится площадка.

Зависит исключительно от человека. С чиновниками иногда легче договориться, чем с какой-нибудь структурой. Это миф. Считается, что договориться с городом можно, лишь собрав гору бумажек. Если нет, то даже с пачкой документов никто не предоставит площадку. Если есть интерес с их стороны, всё пройдёт хорошо.

Будьте готовы ко всему

Сейчас, например, меняется курс евро, а гонорары зарубежным музыкантам мы выплачиваем именно в этой валюте. Помимо сотрудничества по площадкам есть другие факторы со стороны государства, влияющие на нас.

Сейчас ситуация изменилась, но бывает, что кто-то отказывается приезжать по политическим соображениям. Политические события на нас не отражались, но есть истории, когда из-за ситуации вокруг Pussy Riot, присоединения Крыма или каких-то других событий музыканты отказывались ехать в Россию. У нас такого не было.

Не знаю как в регионах, но в Петербурге с ними вполне нормально можно сотрудничать. Если говорить про безопасность, то всегда есть полиция. Она всегда на стороне организаторов. Полиция настроена законно. Никакие активисты своими ресурсами отменить концерт не смогут. Конечно, в стране бывает, что какому-то исполнителю срывают концерт, и никто этому не мешает, но такое происходит под негласным надзором свыше.

Соберите команду и займитесь продвижением

Иногда около года. На подготовку к фестивалю уходит девять месяцев. Уже сейчас мы думаем, кого можно привезти в 2019 году. Основная задача — договориться с артистами. Многие музыканты заранее планируют расписание и утверждают туры.

Рекламой и пиаром занимаются сотрудники Doing Great Agency. Постоянно в штате Stereoleto работает пять человек. Мы — управляющая компания, которая находит правильных партнёров. Весь продакшн на техническом директоре, также есть службы, которые отвечают за свет и звук.

В прошлом году мы запустили проект с цитатами группы «Кино», который был тепло воспринят аудиторией. Для нас крайне важен маркетинг в социальных сетях. Проект «Стереоноски» с Александром Гудковым тоже разрабатывался совместно с агентством.

Заводите друзей и учитесь договариваться

На некоторых площадках выступают те же артисты, что и у нас. В дни Stereoleto в Москве пройдёт три фестиваля. С одним из фестивалей мы делим расходы, помогаем оформлять документы. И это наша договорённость. Это плюс и для музыкантов, так как им легче приехать на несколько площадок сразу.

Если в один день с фестивалем «ВКонтакте» организовывать мероприятие, то это конкуренция. В Петербурге конкуренция есть, но нужно понимать, какая она. Всегда можно заранее договориться, чтобы не было совпадения по датам. Но не по публике, а по продакшну и техническим службам.

Шесть! В первый уикенд после этапа Чемпионата мира по футболу в Петербурге пройдёт шесть фестивалей. И это тоже своего рода конкуренция. Компании, которые предоставляют звуковое оборудование, шатры и технику — не бесконечны.

Соблюдайте тайминг и сделайте удобное расписание

В 2017 году его скачали более тысячи раз. У Stereoleto есть мобильное приложение. Есть оповещения за 15 минут до выхода артиста. В нём можно найти ответы на популярные вопросы, купить билет, посмотреть, кто и на какой сцене выступает.

Представьте себе: у вас пять–шесть артистов на одной сцене. Помимо этого, мы много работаем над тем, чтобы артисты начинали своё выступление вовремя. Кто-то может не успеть выступить. Даже если каждый сдвинется на 5-10 минут — это уже час. Надо быть очень точным.

Это не так просто делать. Сейчас отставание от графика составляет несколько минут. Многие фестивали задерживают начало на сорок минут или час, некоторые артисты вообще отказываются выступать.

Привлекайте спонсоров

Чуть меньше половины — деньги спонсоров, культурных институтов и финансирование от города. В 2017 году на проведение фестиваля потратили 35 млн рублей. Чистая прибыль составила 4 млн рублей.

В этом году фестиваль называется Tinkoff Stereoleto. В 2018 году у фестиваля есть титульный спонсор — «Тинькофф банк».

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть