Хабрахабр

Лети-лети лепесток… или сказ про то, как UX проектировщик свой продукт в Instagram продвигал

сейчас это больше похоже эксперимент. Оговорюсь сразу, что продукт и продвигал очень громко сказано, т.к.

Продвигал — это попытки понять, как там все это устроено. Продукт — это мои картины. Попробовать набрать подписчиков, не вваливая туда большие бюджеты и тонну времени.
Есть интерес применить свои знания и опыт в другой сфере, все-таки социальные сети это не моя стихия, там царят немного другие законы, как мне кажется.
Но люди то везде одинаковые, подумала я, и решила попробовать.
Итак, профиль по продаже картин в Instagram стартовал 16 августа сего года.
Времени прошло совсем мало, но выводы кое-какие я сделать успела.
Под катом сказка о том, как я к этому пришла и суровая правда жизни о том, какие шаги делала и выводы, которые сделала.

Сказка о том, как все начиналося

Жила-поживала да бед не знала я, дизайнер-проектировщик.

Как все приличные люди в царстве, имела аккаунт в Instagram (@alisekim), исключительно для услады души девичьей.

Имела 400 подписчиков и горя не знала. Особо им не занималась, фотки выкладывала как хотела и когда хотела. Не жизнь, а сказка короче. Жила и не ведала, что где-то за дальними морями и высокими горами существуют такие невиданные звери как масслайкинг, массфолловинг, прайм-тайм постинга и отписка.

Да не простые картины, а абстрактные. И было у меня хобби малое — картины рисовать. Совершенно случайнейшем образом. На любителя лютого да редкого, несмотря на бум нечисти разной в современном-то, да искусстве.
Но дарить, продавать умудрялась я, не прикладывая в этом усилие.

Заронило оно в душу девичью, душу девичью неповинную, мысль корыстную да недобрую. И пришло чудо-юдо заморское, с нехорошими мыслями странными. Дескать девица красная, что фигнею ты маешься, да картины раздаривашь, продавать тебе надобно, там за морями да за горами, спрос на них будет всяческий.

Где чудовища разные и отписка жестокая. Повелась девка глупая да на речи на льстивые, повелась да поехала в тридесятое царствие, там где горы высокие и моря там где дальние.

Оседлала все знания, обвязался опытом и помчалась на гибель свою, да на верную. Возомнила себе девка красная, да почуяла силь богатырскую.

Тут и сказке конец подоспел очень вовремя…

Дальше наступили суровые будни

Что я имела на входе, т.е. на тот момент, когда решила заняться открытой продажей своих картин в Instagram:

  1. 5-8 реально проданных картин;
  2. Не вспомню какое количество подаренных;
  3. Какое-то количество свободных картин, с которыми можно начать и даже сделать запас постов на будущее, т.к. рисунком я занимаюсь не по графику, а по душевным порывам;
  4. На основании того, кто покупал, для чего или кого покупал, просил подарить, примерное понимание своей целевой аудитории (далее ЦА);
  5. Профессиональный опыт, который мог бы быть мне полезен (надеюсь) для продвижения аккаунта;
  6. Желание попробовать себя в чем-то новом и при этом стойкое нежелание вкладывать в это много денег;
  7. Понимание, что в виду ограниченного количества часов в сутках, времени заниматься своим продуктом будет очень мало. Соответственно, результат будет примерно такой же. Это важно понимать на входе, я считаю. Что бы не ждать потока звезд с интернет неба.

Изучение основ

Это как с новым проектом. Хочешь найти ботинок — думай как ботинок)

Узнала новое слово контент-план и на этом успокоилась. Первым делом я подписалась на smm-продвиженцев и почитала основы про то, как правильно оформлять шапку, ленту и пр.

Если все-таки решила ввязаться, то, будь добра, удели этому больше времени. Это было большой ошибкой. Нельзя вот так начать махать шашкой, толком не разобравшись как оно там устроено. Подумай, продумай.

Текст, конечно, можно переписать, но идей ноль, потому что голова уже забита планами вперед. Благодаря моей лени на свет появилось несколько довольно тухлых постов с неинтересным текстом, написанным не понятно куда и для кого.

Короче, вдумчивое изучение и разработка стратегии наше все.

Изучение прямых конкурентов

Тут все оказалось намного сложнее, чем в реальной жизни.

Опираясь на свою специфику, а именно продажу абстрактных картин, искала художников, которые работают в похожем стиле.

Смотрела наших, родных, так как сейчас планирую продажи только по России.

Что смотрела в рамках своих целей: как оформляют ленту, сколько подписано на них, на кого подписаны они.

О чем пишут и как пишут, как часто выкладывают, какие ставят хэштеги, что показывают в сторис, какие посты набирают больше лайков.

Дойду еще. Не прямых конкурентов пока не трогала.

Из полезного

  • Нашла несколько площадок для бесплатного и платного размещения своих работ;
  • Оценила общее состояние дел «на рынке»;
  • Подсмотрела, в копилку, несколько интересных идей оформления, тем и хэштегов.

Из минусов и трудностей

Ответ на главный мой вопрос: кто же и почему покупает абстрактные картины не нашла.

В реальном мире проще нарыть информацию о конкуренте.
Вот этот успешный, потому что у него А, Б и Д. Объясню причину, как я ее вижу. А вот этот так себе, и сайт (приложения) не удобный и кнопочка какого-то цвета странного. Он делает это, это и вот еще немного из этого. Берем на заметку, посмотрим как нашим зайдет.
В ходе интервью, опять же, ничто не мешает спросить у пользователя про конкурента: как нашел, почему остался или ушел, что покупает, как часто, для чего, что нравится, что не нравится. А вот тут задумка ничего, но реализация подкачала. Куча информации для анализа и выводов.

Делается с целью ответной подписки) и всякие там лайк-таймы и масслайкинги (каждый друг друга лайкает, в ответ получает лайки), ну и продвиженцы не дремлют, приводя клиентов. В Instagram же махровым цветом процветает массфолловинг (подписка на всех и вся. Поэтому, лично мне, тяжело вычислить насколько реально обстоят дела у гражданина с тысячью и десятью тысячами подписчиков, например.

Кто из подписанных реально покупает или интересуется, а кто просто так подписался.
Из поставленных лайков кому действительно нравится, а кто просто так тыкнул.

Может же оказаться, что пользы от тысячи подписчиков гораздо больше, чем от десяти тысяч.
Можно, конечно, заморочиться, и пройтись по каждому подписчику, чтобы понять кто он и чем дышит, но это просто уйма времени.

Или начать в директ лезть с вопросами, но в нашем мире прогрессирующей паранойи недолго и по виртуальной морде схлопотать.

Пока решила опираться на собственные гипотезы и проверять придуманные решения.

Целевая аудитория и тексты

Для начала расскажу, что я знала о своей предполагаемой аудитории из жизни off-line.

Мужчины

  • Из знакомых мужчин картины не нравились почти никому, может быть всего пару штук из всего набора;
  • При этом, именно мужчины покупали или брали в подарок картины для женщин (мама, дочь, жена, подруга, любовница);
  • Был, если не ошибаюсь, один мужчина, который взял себе в подарок, «потому что клево» (цитата)

Основные мотивы:

  • Штучный экземпляр;
  • Была важна энергетика художника;
  • Хотелось произвести впечатление и/или удивить;
  • Женщина попросила сама. Кстати с «попросила сама» был интересный кейс. Сын купил определенную картину для мамы, по ее просьбе, потому что картина напомнила ей любимого, но умершего кота. Теперь стоят рядом кот и картина. Чем похожи, я не знаю, но главное, что мама довольна.

Женщины

Из знакомых женщин картины нравились всем. Не знаю, может врали…

При этом женщины покупали или брали их в подарок себе.

Основные мотивы:

  • Штучный экземпляр;
  • Важна энергетика художника;
  • Сделать дом более привлекательным, уютным;
  • Привлечь внимание гостей и похвастаться хорошим вкусом. Женщины мысленно примеряли каждую картину в свой интерьер, думали с чем можно или нельзя сочетать, где будет удачнее всего смотреться и пр. Мужчины о таких «мелочах» даже не вспоминали. Будущим местом дислокации картин выступали чаще всего гостиная и детская. Меньший процент попадал на кухню и прихожую.

На основании вышеизложенного была выдвинута гипотеза о таких сегментах ЦА.

Основной (именно на нее я сейчас делаю упор)

Мама, жена, возраст от 25 до 34 (примерно). Она заботится о своей семье, доме. Стараясь сделать дом уютным, тщательно подбирает все элементы декора, продумывает, как они будут сочетаться между собой. Достаточно современная и образованная. Кроме домашнего уюта, ей будет приятно, если гости обратят внимание на интересные детали интерьера, спросят где купила.

Заботиться о своем ребенке, ей не все равно, как будет выглядеть детская и чем она будет наполнена.

Статистика переходов: женщины — 67%, мужчины — 33%. Добавлю, что интереса ради и для проверки гипотезы о том, что основная ЦА — женщины, я оплатила 3-х дневное продвижения одного поста.

Самый активный возраст 25-44 года.

Делаю вывод, что гипотезы про ЦА пока подтверждаются

Где искать?

Возможно в таких аккаунтах как:

  • Дизайн интерьера и похожие тематики;
  • Кулинария;
  • Дети;
  • Мода и стиль;

Выбрала самые очевидные. Про более узкие еще не думала

Чем привлечь?

не раз замечала, что в комментариях благодарили именно за интересный текст. На данный момент я экспериментирую с текстами, т.к.

Да и я сама в основном аккаунте по-большей части подписана на тех, от кого получаю интересную информацию.

Сейчас в контент-плане у меня лежат посты разбитые на две категории.
Первая категория — развлекательная и интересная информация. Итак про тексты. Есть, например, пост с заголовком «Каким цветом кормить мужчину» или «Почему доллар зеленый»
Вторая категория — продажная (как бы двусмысленно это не звучало). Пока про цвет. Готовы темы про интерьер детской и как развлекать ребенка с помощью картин. Хочется не гундеть под каждым постом «Ах, посмотрите, ну разве это не чудо-расчудесное», а давать полезную информацию и в тоже время пытаться продать.

Сейчас есть такая предварительная статистика: пост фото + текст о том, как цвет помогает снизить аппетит набрал 27 лайков.

А пост с картиной и моими мыслями относительно абстракции (жалкие попытки распространить энергетику автора) — 18.

Распространение энергетики отложу до лучших времен. Для себя сделала вывод, что пока буду экспериментировать с полезными советами и интересными фактами.

Второстепенный

Мужчины творческих профессий, такие как фотограф, дизайнер.

Любят наполнять свое пространство необычными штуками или теми предметами, которые будут хорошо смотреться в кадре (с ним или без него). Возраст от 20 до 30 (примерно).

Возможно, способны на спонтанные покупки. В тренде и на волне, так сказать. Не знаю, насколько я права, пока приблизительно так. Сейчас кажется, что их заинтересует покупка картины, которая вызовет в них эмоциональную реакцию или кто-то скажет, что вон в том профиле очень интересные и необычные штуки.

В каких аккаунтах искать?

  • Их собственные. Искать по хэштегам;
  • Тату;
  • Клубы;
  • Барбершопы;
  • Саморазвитие;
  • Психология;

Опять же, пока сосредоточилась на основных и очевидных, как мне кажется.

Чем привлечь?

Есть предварительные мысли писать про значение цвета, что-нибудь про астрологию (например цвет и знак зодиака), опять же, про влияние цвета, но отойти от женской темы про мужчин и похудание. Вот ту пока темный лес, так как, если честно, я понятия не имею.

Загадочный

Сюда попали те люди, про которых я ничего пока не могу сказать, но они тоже покупают абстрактные картины.

Вариантов масса. Случайно, в подарок, себе, другим.

Где искать?

Логика простая: если подписался, возможно человеку такое нравится. Я работаю топорно: захожу в профиль художника с похожей стилистикой, смотрю подписчиков и лайками обращаю на себя внимание.

От серьезного юриста или сурового качка, до бабушки-огородницы. Пока могу сделать вывод, исходя из пересмотренных профилей, что это может быть кто-угодно.

Чем привлечь?

Чтобы не распыляться, сосредоточилась на основном сегменте. Пока даже не думала, слишком размыто все и зыбко. Пока в качестве закидывания удочки: зайдет/не зайдет. Попутно думаю, что писать для сегмента номер два.

Если подводить итог этого раздела, то основной фокус и думы глубокие про то, какую ценность может принести мой «продукт», чтобы удерживать старых и привлекать новых подписчиков.

Под «ценность» я сейчас имею в виду не сколько картины, а интересные и полезные посты.

Тексты есть, а вот картин пока нет. Еще есть мысли рисовать картины для каждого знака зодиака. На данный момент я считаю это неплохой идеей, так как снимается вопрос «Что подарить?».

Иногда мне кажется, что мужчины даже больше. Астрологией, кстати, увлекаются как мужчины, так и женщины. Поэтому получается достаточно универсальная вещь.

Люди любят цитаты. Думаю вот, может цитаты писать? Но это как-то банально, что ли.

Пока других ориентиров у меня нет. Продолжать эксперименты к текстами и отслеживать, какие набирают больше лайков.

Но «Спасибо, я достаточно зарабатываю» (с), чтобы делать это и для души. Без лишних приседаний понятно, что я хочу заработать денег и раскрутиться. Хотя с точки зрения бизнеса, стратегия так себе получается.

Визуальное оформление

ФУУУ. Это последний пункт. Итак слишком много получилось.
Постараюсь быть краткой.

В Instagram внешний вид ленты играет очень важное значение, поэтому с этим стоит заморочиться.

Это не было для меня открытием, потому что правило работает не только в Instagram.
Изначально поставила себе задачу, чтобы было понятно, информативно и в меру «живенько».

Как решила проблему с пониманием:

Первые посты пошли комом, как я уже писала, но сейчас выравниваюсь. Сразу приучать людей к тому, что пост с картиной — там полезный совет и продажа, а пост с фоткой — там какая-нибудь развлекуха.

Информативно:

  • Первое фото — картина в полный рост на стене. Второе — крупное фото картины. Идеи креативной демонстрации кусками, перекрытиями, одна картина размазанная на несколько постов отмела сразу;
  • Сразу пишу цены. Прям бесит вот это вот: цена по запросу!
  • Никаких рябых фонов, которые отвлекают от продукта;
  • Размещение на белой стене. Так воспринимается лучше и опять же не отвлекает. В размещении на белом фоне есть еще один плюс: среди ярких фото в Instagram белый фон больше обращает на себя внимание.

Живенько:

Яркие вбросы делают ленту более динамичной, а так скучно получается. Экспериментируя с размещением визуала, скрепя сердце, решила размещать и на цветном фоне тоже.

Показать продукт в контексте, так сказать, но с этим у меня пока проблемы. Идеально было бы еще найти приложение с интерьерами. Возможно, прийдется делать на компе, но пока не очень хочется. Приложения не нашла.

Главное, постараться его придерживаться. На данный момент запланированным визуалов я довольна.

Смотрела как делают другие — не помогло.
Причисляя себя к припорошенным пылью интровертам, который научился общаться с людьми, не могу заставить себя выкладывать посты с демонстрацией себя и своей жизни.
Пока выкладываю природу, цветочки, росточки и прочую фигню. С чем у меня возникают явные проблемы, так это с постоянным постингом в сторис.
Я откровенно не знаю, что выкладывать.

Выводы

Ну что сказать? Пока нелегкое это дело из болота тянуть бегемота.
Интересное, но нелегкое.

Это проблема номер раз. Своему продукту нужно уделять значительную часть времени, которого у меня нет.

Остальные проблемы я описала в предыдущих разделах.

В планах эксперименты с текстом, картинами, привлечением.

Копнуть глубже в интернеты, форумы, знакомых для уточнения вопроса, кто и почему покупает абстрактные картины.

Сама не ожидала. Многое оставила за кадром этой статьи, потому что и так получилось достаточно длинно.

Если было интересно и полезно — дайте знать, напишу про остальное или продолжу писать, по мере получения выводов.

Или вопросы есть, на которые хотелось бы получить более развернутые ответы.

Ну и напоследок спонсор данного поста @alisekim_art — мой многострадальный аккаунт.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть