Главная » Hi-Tech » Квартирник на сто человек: какой должна быть рабочая атмосфера в дизайн-студии

Квартирник на сто человек: какой должна быть рабочая атмосфера в дизайн-студии

Очередное заседание Клуба анонимных дизайнеров, 2017 год

Надо сказать, попытки искать правду в модели управлении творческим коллективом всегда была острой и больной. AIC прошла путь от одного дизайнера до пятидесяти под одной крышей. Но как только начинаешь наводить порядок, эти дизайнеры разбегаются из заповедника, как тараканы. Жить в ощущении коммуналки с творческими соседями — не похоже на мечту создать что-то прибыльное и стабильное.

Например, чтобы заставить людей приходить вовремя, придумали книгу учёта: кто-то приходит первым, пишет номер, своё имя и время — остальные записываются за ним. Когда AIC была меньше, мы пытались ввести жёсткую дисциплину. Кто приходит последним, тот выносит мусор в конце дня.

Всегда находилась тысяча причин, почему я вчера засиделся до двух ночи в поисках идеальной концепции и, конечно же, сегодня пришёл позже всех. Тогда ничего не получилось: история кнута для дизайнеров оказалась нерабочей. И за этот подвиг вы заставляете меня выносить мусор?

Модель порядка. Мы росли и искали модель правильной структуры. Чтобы искоренить творческий хаос. Специализацию. Потому что дизайн-студия это всегда «квартирник», а это очень неуправляемая модель. Ну или хотя бы приручить его.

Потому что именно в таком формате они остаются камерными, уютными, хипстерскими. Большинство дизайн-студий — это компании до 20 человек. Это можно ещё назвать «атмосферой стартапа». Такими, что дизайнеры хотят приходить и творить здесь круглыми сутками.

Это определённая фаза в развитии, и она, безусловно, должна быть. Многих основателей новых дизайн-студий такая модель сильно прёт.

Про пятничные пьянки я вообще молчу. Это забавно, но у нас в компании под 100 человек до сих пор кто-то спит ночью в офисе. На нас пишут жалобы стабильно раз в месяц. Мы самый «буйный» арендатор в здании. Это всё кусочек той квартиры AIC на 20 человек. У нас расписанные большими надписями стены. Но она всегда будет в каком-то виде — её нельзя убивать. Безусловно, этой «особой атмосферы» стало гораздо меньше, чем раньше.

Но треш и угар сами по себе, а чтобы поддерживать жизнь такой немаленькой студии, нужен стабильный поток заказов и денег.

Естественно, нужна дисциплина и достойный уровень клиентского сервиса. Любой уютный творческий хаос приходит к порядку — если студия хочет работать с крупными клиентами и выигрывать гостендеры, например. Приходится меняться.

Здесь нужно куда меньше творчества: сценарии, аналитика, длинные проекты. Мы выбрали специализацию, UX и UI и финансовый сектор. И как приятный бонус — почасовая оплата нашего труда.

Ввели учёт рабочего времени на Harvest, еженедельную отчётность, спринты. А ещё провели множество управленческих изменений. Всё как у взрослых. Стало лучше: менеджмент и клиенты довольны, выручка растёт, финансовое планирование, показатели.

И всё-таки истории про дисциплину — это не про дизайн.

Дизайнеры всё ещё не инженеры. Даже когда вы занимаетесь UX, где всё чётко и предсказуемо, в один момент вдруг понимаете, что это невероятно скучная рутина. Их абсолютно не интересует рентабельность проекта. Время от времени им нужно больше хаоса и творчества. Даже удовлетворённость клиента.

Их часто интересует лишь собственное творческое эго.

Попасть на главную Dribbble или выиграть на Awwwards. Выиграть тендер, запилить концепт чего-нибудь на Behance и взять синий шильдик. Или получить премию «за хорошую посещаемость». Иногда (да ладно, всегда) для дизайнера это в десять раз круче, чем согласовать очередную страницу заявки или банковский калькулятор.

В общем, иногда лучше отойти от аналитики и взять не свою тему, включить креатив и сделать круто, весело и задорно.

Именно баланс между порядком и хаосом даёт нужную атмосферу в команде.

Этот баланс складывается из нескольких факторов.

№0: сосисочная

Но они чертовски творческие, там есть дух того самого безудержного креатива, вызова. Есть проекты, которые по специализации нам давно не подходят. Но мы выбираем самые интересные и берёмся их делать. Часто они находятся для нас на грани рентабельности или даже убыточны. Просто чтобы дать сильным дизайнерам разрядку.

Это как фастфуд: вредно, калорийно, но чертовски вкусно. Такие проекты мы называем «Сосисочные». Но это крутая графика, спецэффекты — жир! Бессмысленно с точки зрения пользы, логики, удобства и дизайна. Дизайнерам иногда этого очень не хватает.

Жирный кейс для сайта юридической фирмы Sharp, который собрал более 7000 лайков

Тендерные ролики, которые мы делаем сверх нормы. Сюда же можно отнести наши сумасшедшие кейсы на Behance. Ночью. В выходные. Чтобы также поддерживать творческий дух лёгкого сумасшествия.

Кейс-ролик нового сайта «РайффайзенБанка»

№1: доверие

До тех пор, пока этого не произойдёт, дизайнеры не будут развиваться. Это история о том, как арт-директор перестаёт делать всё сам и начинает доверять своей команде. Потому что:

  • Дизайнеры не будут получать знаний от руководителя. В такой ситуации арт-директор не выполняет своих прямых обязанностей (наставничество, обучение, развитие, стимулирование), а выполняет роль «главного дизайнера». Получается так, что команда бесконечно топчется на месте — да, она в итоге выдаёт хороший продукт, потому что арт-директор тащит, но стоит ему отойти в сторону, как всё разваливается.
  • Арт-директор не может нормально всё контролировать. Пока ты сам барахтаешься в текучке, очень сложно поднять голову над поверхностью и посмотреть, что там и как. В итоге страдает результат.

Первое время будет сложно, потому что не все сразу делают то, что от них хотят. Что произойдёт, если начать доверять команде? Но со временем всё получается, и приходит понимание, что это единственный верный путь. Поэтому приходится перебарывать себя, объяснять несколько раз, не отбирать, чтобы сделать самому.

№2: ДНК компании

А они в свою очередь идут от арт-директора. О ДНК компании можно говорить, когда у неё появляются внутренние ценности. На этапе становления веб-студии закладываются какие-то мелочи вроде походов в бар по пятницам или треша на планёрках, которые в будущем сформируют свою культуру.

Когда вы решите расширяться и появятся новые люди, они сами поймут, что можно делать, а что нельзя. Стоит этой дизайн-культуре установиться в пределах начальной команды, и в будущем она будет задавать направление всей студии. Внутренние ценности регулируют все процессы в компании.

Так было в AIC, когда мы выросли за год в два раза. С другой стороны, существуют процессы, способные изменять ДНК. Некоторые хотели, чтобы мы оставались таким бутиковым агентством, но критерии нашего развития не совпадали с этим: была возможность развиваться, и мы развивались. Стало действительно много дизайнеров, что не всем нравилось.

Как и все большие компании, мы начали работать по другим стандартам — например, ввели тот же учёт рабочего времени. В итоге мы потеряли несколько наших крутых дизайнеров, потому что они не смогли смириться с реальностью.

Вторая часть совсем скоро. На этом первая часть про атмосферу в дизайн-студии заканчивается, и мы подходим к образованию, передаче опыта и организации работы с клиентами.

#дизайн


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Стартап дня: жаровня для кофе на электричестве Bellwether Coffee

Стартап дня: жаровня для кофе на электричестве Bellwether Coffee — Еда на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Основатели также создали маркетплейс кофейных зерен, а вместо единичных продаж используют ...

Екатеринбургский ювелирный бренд Avgvst обвинил сеть Sunlight в копировании своих украшений и их рекламы

Екатеринбургский ювелирный бренд Avgvst обвинил сеть Sunlight в копировании своих украшений и их рекламы — Дизайн на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Компания отправила досудебную претензию в Sunlight. ...