Главная » Hi-Tech » Квантовый опыт продюсирования

Квантовый опыт продюсирования

Рецензия на книгу Фёдора Елютина «Remote Moscow: Как зарабатывать на впечатлениях».

В закладки

Меня привлекло то, что в программе была тема «фестивальное движение», где выступали разные продюсеры фестивалей и рассказывали про свой опыт. Летом я отправился в Петербург набираться опыта на фестиваль Gamma — узнать, как делать фестивали. Уже вечером мы сидим в лаунж-зоне какого-то клуба знакомых Наири и разговариваем. Там я познакомился с Наири Симоняном.

Есть два типа музыкантов. — Понимаешь, Виталий. И это не плохо. Есть люди, которые выступают на телеке, ходят на «Голубые огоньки», разъезжают по всей стране, и их знают везде — это все конъюнктурщики. А есть такие люди, которые выступают на Mutek или Synthposium. Они выбирают такой образ жизни и никогда не станут экспериментировать. Они постоянно развиваются и создают что-то новое.

В дизайне есть фабрики, которые выпускают унылые вещи, но при этом зарабатывают и платят зарплаты своим сотрудникам. Наверное, я бы не смог сформулировать более точно то, что происходит в любом креативном бизнесе. В кино есть конъюнктурные фильмы, которые снимаются и будут сниматься и дальше, потому что приносят доход.

И каждый руководитель, продюсер должен себе дать ответ: «Я делаю конъюнктурные вещи или экспериментальные?». В рекламе есть агентства, которым не важно ремесло. За плечами может быть команда людей, которую надо кормить, и вам не до экспериментов. Зачастую это сделка с совестью, и правильного ответа тут нет.

И в кино, и в дизайне, и в моде, и в музыке. Но я могу сказать, что абсолютно точно на любом креативном рынке есть люди, за работой которых хочется следить. Я так считаю, потому что буквально сегодня прочитал его книгу и думаю, что это самая интересная и полезная книга этого года. На мой взгляд, один из таких людей — Фёдор Елютин.

И книг, которые рассказывают об этом легко, просто, доступно, практически нет. Вообще, я очень много интересуюсь разного рода работами про то, как управлять и создавать креативные бизнесы. Поэтому книга «Remote Moscow: Как зарабатывать на впечатлениях» — это жемчужина среди книг об управлении креативной компанией.

И от этого книга читается ещё интереснее. Так как я закончил Университет печати как редактор, то с первого взгляда на книгу могу сказать, что авторы (Фёдор Елютин и соавтор Алексей Киселёв) нарушили все правила написания книги. Главы могут быть и маленькими и большими. Это книга-интервью, в которой каждая следующая глава плавно вытекает из предыдущей, но не следует какой-то жесткой структуре и логике. Это нарушает ритм, но создаёт впечатление, что автор сидит напротив тебя и рассказывает свою историю.

Про то как все строится за кулисами, про принципы и подходы к решению множества бизнес-проблем. Это книга об опыте продюсера, которые решил создавать новый театр.

Но в действительности — это сборник принципов, которые эти спектакли формировали в предпринимателе. Сначала кажется, что эта книга про спектакли, которые ставил Федор Елютин.

Эта книга про становление продюсера, про поиск своего пути, про принципы построения креативного проекта — а значит, это может пригодиться в любом бизнесе, где есть творческая составляющая: реклама, кино, музыка, мода, издательство и так далее. На мой взгляд, эта книга будет интересна не только тем, кто хочет заниматься театром или зарабатывать на создании шоу.

Если вы промоутер музыкальных групп, то я уверен, что вам это будет интересно. Если вы продюсер в рекламном агентстве, то это ваша книга. Если даже вы работаете копирайтером или журналистом, дизайнером или оператором, и у вас нет задачи что-то продавать, эта книга позволит вам узнать о другой стороне вашей профессии.

Я собрал несколько цитат из книги, которые, конечно, будут спойлером, но хочу их сопроводить своим пониманием и опытом из совершенно другой сферы.

И для меня всегда было важной частью работы создание условий для идеальных проектов. Мой путь в бизнесе — это создание креативного агентства. Фёдор пишет об этом так:

Должностные обязанности театрального продюсера.

У него только одна должностная обязанность: «Создание безупречных условий для возникновения живого объекта искусства». Третий (вариант) — наиболее для меня привлекательный — это путь продюсера-куратора Импрессарио.

Качественный продукт — это не только один проект. Вы можете быть отличным продавцом, у вас могут быть крутые богатые клиенты, но если вы не будете делать качественный продукт, то рано или поздно клиенты вас сменят на другое агентство. Поэтому среда, условия работы — это то, над чем приходится думать постоянно. Как руководителю креативного агентства мне нужно сделать так, чтобы все проекты, которые мы делаем, выходили качественными.

Вы никогда можете не узнать, что о вас говорят конкуренты или о чём шепчутся клиенты за спиной. Если вы руководитель креативного бизнеса, то должны понимать, что любой ваш проект — это ваша репутация. Особенно в креативных бизнесах, когда зачастую продукт (сайт, рекламная компания, дизайн, бренд) нельзя потрогать руками. Ваше дело, ваш бизнес всегда будет крепко связан с вашим именем.

Поэтому старайтесь не избегать личного участия в проектах и при всяком удобном случае обратиться к клиенту лично. И когда вы лично общаетесь с клиентами — это всегда вызывает эмоциональных отклик, а с другой стороны, вы, как консультант в магазине, помогаете вашим клиентам определиться, что нужно делать.

... В «Remote Moscow» об этом пишут так: «Люди с удовольствием ходят на события, когда я их зову лично. Ты как бы говоришь: “Это то, что вам нужно! Быть импресарио — значит ставить своё имя, подписываться под проектом, давать гарантии. Вам сюда!”».

Наверное, для креатора тоже сложно найти себе менеджера или продюсера. На мой взгляд, самая сложная задача — это найти творческого партнёра по бизнесу. Так же и в театре. Но я убеждён, что если бы не тандемы сильных промоутеров и фронтменов в музыке, крутых продюсеров и режиссёров, то мы не увидели бы многих шедевров шоу и кинобизнеса. Вот что пишет об этом Фёдор:

Продюсер + художник.

При этом без помощи продюсера художник не сможет реализовать собственный потенциал и наполовину. Художник (творец, сочинитель) важнее продюсера просто потому, что без художника продюсеру нечего продюсировать.

Не в том смысле, что он должен извлекать из всего выгоду, а в том, что деньги являются средством в руках продюсера. Кто бы что ни говорил, но для руководителя креативного агентства главным показателем его успеха и таланта являются деньги. Но продюсер может ещё и заботиться о том, чтобы ваша вторая половина обеспечивала нужное качество проектов. Поэтому идея разделять работу на креативную и коммерческую не лишена смысла.

А креатор со своей стороны, зная рамки и коридор возможностей, должен максимально творчески проявить себя и свою команду. Для этого руководитель креативной компании должен и обязан быть на постоянной связи с креатором и помогать ему понимать, куда надо двигать бизнес.

Вот как об этом пишет Фёдор:

Но самый проверенный способ её достигнуть — обеспечить художнику творческий тонус в процессе его работы; именно в этом заключён главный капитал продюсера. Сверхзадача продюсера — максимальные продажи — лишена художественности.

Мне очень понравилась история, про то, что если ты делаешь своё дело хорошо, то рано или поздно находятся люди, которые позволяют раскрыться твоему таланту ещё шире.

180 раз — именно столько мы сыграли наше шоу в клубе Château de Fantômas. ... Была доказана теория о том, что если ты что-то делаешь хорошо, то это кому-то нужно.

Это создаёт эмоциональную связь. Ещё одна цитата о том, что нам всем нужно личное общение. Кроме этого, личная встреча позволяет видеть реакцию оппонента, мгновенно реагировать на эту реакцию и создавать долгосрочные эмоциональные связи. Я иногда выступаю на конференциях, раньше это делал чаще, но всегда был абсолютно уверен, что люди, которые меня могут увидеть на сцене, им гораздо проще подойти и познакомиться, чем если бы я выпустил ролики на YouTube.

Мир становится цифровым, ты можешь написать тысячу писем — “best regards, dear Stefan, my pleasure”; но до тех пор, пока ты с человеком не встретишься, не пожмёшь руку, не разделишь трапезу, — у вас не возникнет связь. Я мог бы написать Rimini Protocol красивое большое письмо о том, кто я такой и какой замечательный получился у вас совместный проект, и это было бы нормально. Живой контакт стоит сотен писем.

Довольно интересный вывод делает в книге Фёдор, описывая систему государственной поддержки театров.

Миллиарды рублей ежегодно уходят на оплату электроэнергии, производство декораций, зарплаты, премии, ремонт и так далее. Почти нигде в мире не существует такой масштабной системы государственной поддержки репертуарных театров, как в России. Но иногда такое положение дел порождает удивительные культурные явления. Чаще всего лишено всякого смысла.

Это очень интересный и необычный взгляд на театр во всём мире. Кроме темы поддержки государством российских театров Фёдор пишет много о зарубежном опыте и приводит в пример режиссёров и международные проекты, которые вдохновляли его.

Никто из конкурентов не зарабатывает больше 5% доли от всего рынка. На рынке креативных агентств и веб-студий проблема профиста стоит очень остро. Чтобы в этой конкурентной битве выигрывать, нужно постоянно изощряться и придумывать новые способы заработка. Рынок креативных агентств или диджитал — это большая конкуренция. Вот что об этом говорит автор «Remote Moscow»: И в театре похожая ситуация.

Вырученные деньги покрывают текущие растраты на аренду оборудования, реквизит, зарплаты и так далее. Продажа билетов не всегда возвращает вложенный капитал, чаще нет. Задача театрального продюсера — доказать, что Станиславский был не прав. Станиславский говорил, что на театре заработать невозможно.

Как большинство креативных бизнесов, творческие продукты создаются большой командой, поэтому вы должны обладать разными связями и постоянно их расширять.

Механизм рекомендаций.

А профессия продюсера предполагает максимально широкий спектр совершенно внезапных задач, поэтому человек не имеет права быть интровертом: нужно всё время расширять свой круг общения. Чем шире твой круг знакомств, тем больше у тебя возможностей и шире спектр задач, которые ты можешь решать. Золотой актив продюсера — его список контактов.

Но когда вы стоите пред сложным выбором, эти принципы могут помочь вам поступить правильно. Конечно, в любой профессии есть и этические нормы, которые могут показаться тривиальными. Всё, что ты делаешь, формирует твою репутацию. «Продюсер! А без доверия нет любви». Ты можешь подкреплять её какими угодно договорами, но если ты работаешь нечестно, люди всегда будут об этом знать и не станут тебе доверять.

Насмотренность помогает формировать вкус и формирует контекст того, что сегодня востребовано. Я как-то в одной из своих лекций говорил, что любому руководителю нужна насмотренность. Если вы насмотрены, то вам будет всегда проще доказывать свою правоту. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что наши клиенты не имеют этой насмотренности, поэтому пытаются управлять руками дизайнера, а не доверять ему. А в итоге вы будете получать удовольствие от своей работы.

Чаще всего это вопрос хорошего вкуса. Другое дело, что у всякого человека есть собственное, сугубо субъективное понимание того, что такое «крутой продукт». Хороший вкус — это такая вещь, которая развивается не на недельных курсах развития вкуса, а годами, десятилетиями.

И ещё одна цитата, как мне кажется, точно попадает в эту тему.

Допустим, он хорошо подготовился. Человек впервые в жизни идёт на рынок с целью купить вкусный помидор. Но чтобы найти один вкусный помидор, ему предстоит съесть десять невкусных. Изучил принципы ценообразования, получил сведения о сезонах, об устройстве сельского хозяйства. Чтобы найти один хороший спектакль, нужно посмотреть десять плохих, а то и сотню. Это неизбежно. Увы. Часть моей работы — есть невкусные помидоры.

Эта книга была написана преподавателями INSEAD — французской бизнес-школы. Несколько лет назад мой товарищ Коля Буланов подарил мне книгу Аннет Айрис и Жака Бюгена «Управление медиакомпаниями». Практически единственная школа в мире, которая преподаёт предпринимательство для креативных индустрий. Эта школа известна тем, что обучает медиаменеджеров. К тому времени как Коля подарил мне книгу, я уже пару лет как мечтал попасть в эту школу, но я не знал английский язык, поэтому я принял сразу два решения: пойти поучиться пока на MBA в России и попутно начать изучать язык.

Весь мир театрального менеджмента, все технические райдеры, все важные видеозаписи по профессии, вся актуальная информация от главных театров мира — на английском языке. Вот что Фёдор пишет про английский в его профессии: «Зачем театральному продюсеру знание языка? Театральный продюсер без знания языка, как узник в кандалах, скован и уныл».

Я так и не поехал учиться в INSEAD. Сейчас мой уровень английского чуть лучше начального, но это не мешает мне общаться с зарубежными партнёрами, приглашать спикеров на наш фестиваль, находить новых знакомых и общаться без комплексов по бизнесу. Но абсолютно точно не зря начал учить английский пять лет назад.

Факт есть факт. Английский сейчас позволяет открыть наибольшее количество дверей.

Сегодня мы проиграли тендер, подрядчик подвёл, в банке какие-то проблемы, кто-то из сотрудников заболел, и срочно нужно решать конфликт с клиентом, а ещё ведь есть личные бытовые проблемы. Я зачастую испытываю неимоверный стресс.

Фёдор Елютин тоже это знает по театральной жизни. Как руководитель я нахожусь под постоянным давлением негатива, но при этом у тебя в процессе ещё много проектов, есть люди, которые на тебя рассчитывают, и нужно всегда быть позитивным и вселять уверенность. Вот как он описывает похожее положение и ощущения продюсера в театральной компании:

Но вместе с тем будь уверен в обратном. Будь готов к тому, что на твой спектакль никто не придёт. Хирург во время операции не комментирует свой поток сознания. Команде нужна твоя уверенность. Нет. «Друзья, возможно, мы сейчас потеряем человека». Он сосредоточенно делает всё, что в его силах, и верит в успех.

Когда я первый раз познакомился с тем, что у компаний есть жизненные циклы, то я узнал о том, что есть бренды, у которых в ДНК заложены постоянные изменения. Многие предприниматели знакомы с теорией жизненного цикла Адизеса.

Ты каждый день должен создавать что-то новое: создавать новые книги, придумывать новые идеи, писать новую музыку, придумывать новые темы для статей. В креативной индустрии это проявляется ещё ярче. Поэтому продюсер должен учитывать свои ошибки и не повторять их в будущем на новых проектах.

Очень важно признавать ошибки и работать на их исправление, важно делать обновление каждый день. Каждое обновление — это признание людьми своих ошибок и исправление. Какую бы вещь ты ни использовал на проекте, ты за неё полностью отвечаешь.

Да и ладно. Наверное, я написал слишком длинный и восторженный отклик о книге. Я действительно считаю, что многие вещи в этой книге написаны очень точно и могут помочь вам в развитие вашего бизнеса.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

«Коммерсантъ»: Huawei до конца года запустит в России собственный музыкальный сервис

«Коммерсантъ»: Huawei до конца года запустит в России собственный музыкальный сервис — Медиа на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Источник говорит, что её стоимость будет на уровне Apple ...

Итоги презентации Apple: что показали и пообещали выпустить в этом году

И вышедшему на сцену главе компании Тиму Куку действительно было что показать. Сегодняшняя презентация компании Apple проходила под слоганом «It’s show time», что можно перевести как «Время для шоу» или «Время для показа». Мы увидели обновленные iPad mini и iPad ...