Куда занесло «Алису»: краткий обзор рынка «умных» колонок в России и мире
Источник: Cnet
Устройства на базе Amazon Echo займут более 50% рынка, на базе Google — 30%, а Apple HomePod купят только 4% потребителей. По данным аналитической компании Canalys, к концу 2018 года рынок «умных» колонок вырастет до 100 миллионов пользователей, что в 2,5 раза больше прошлого года.
График роста пользователей «умных» колонок до 2022 года
Разрыв между Amazon и Google будет постепенно сокращаться: к 2022 году доля сравняется и составит 34%.
В феврале 2018 года уже у 20% американцев дома стояло хотя бы одно подобное устройство. В США «умные» колонки перестали быть новинкой. Этому способствовало несколько факторов:
- Жестокая ценовая война между Google и Amazon. Компании стремятся увеличить пользовательскую базу и забрать потребителя в свою закрытую экосистему.
- Разнообразие устройств. Google и Amazon перед распродажами анонсируют новые устройства, снижают цены и предлагают максимально доступные колонки, 29-долларовые Amazon Echo Dot и Google Home Mini.
- Активные рекламные кампании «умных» колонок в Черную пятницу.
- Проникновение «умных» колонок в домохозяйства с низким доходом. Устройства подешевели, упростились и перестали быть игрушкой для богатых любителей технологий.
График распространения «умных» колонок в домах США
- Простота. Голосовые помощники популярны у детей и пожилых за счет развлекательных функций и простого управления. Дети воспринимают Alexa как друга, играют, общаются, задают вопросы.
10,5% жителей США имеют три и более колонок в доме для каждой комнаты. Растет число пользователей сразу с несколькими колонками в доме: с 20% в июне 2017 до 30% в феврале 2018 года.
График изменения демографии пользователей «умных» колонок за 2017-2018 года
Со второй половины 2017 года Alibaba, Baidu, Teccent и Xiaomi инвестируют в разработку собственных «умных» колонок и ожидают распродаж во второй половине года, чтобы предложить максимально широкий выбор устройств. Китай, по мнению аналитиков — «спящий гигант» с огромным потенциалом роста в 450 миллионов домохозяйств (городских семей с подключенным интернетом).
Это главные факторы, которые позволят рынку расти, а пока наблюдается временное затишье. Китайцы требовательны: им очень важно качественное распознавание голоса и эффективное взаимодействие с помощником.
Топ-5 стран, в которых распространены «умные» колонки, слева 2017 год, справа 2018 год
Почему растет популярность «умных» колонок
Изначальная концепция «умных» колонок — хаб для развития «умного» дома, который может управлять другими устройствами, заказывать товары и услуги.
По оценке Adobe, уже 22% владельцев «умных» колонок используют их для шопинга.
Голос предпочтительней «ручного управления» в ряде задач: к примеру, попросить Amazon Alexa включить определенную музыку или закинуть товар в корзину на Amazon занимает пару секунд и не отвлекает от остальных действий.
Экосистемы «умных» колонок
Чем больше умеет умная колонка, тем больше шансов, что пользователь «подсядет» на экосистему и не перейдет к конкурентам. Как и в случае с мобильными операционными системами, основная задача корпораций — привлечение разработчиков к своим ассистентов для развития навыков.
Экосистема Alexa
Умения разбиваются по категориям: музыка, спорт, покупки, новости и другие. Например, в базе Alexa более 25 тысяч навыков-приложений, большую часть которых написали сторонние разработчики, а самые популярные навыки ежемесячно вознаграждаются Amazon.
С момента запуска сервис привлёк 12 тысяч пользователей, которые создали 2500 «навыков» — более 6% всех «навыков» на платформе Alexa Skills Store. Кроме этого, в сентябре 2017 года появился конструктор навыков Storyline от белорусских разработчиков, позволяющий создать алгоритм приложения без знаний программирования.
В Alexa интегрируются услуги практически любой сферы бизнеса: заказ еды, вызов такси, покупка билетов на транспорт и в кино, бронирование столиков в ресторанах.
У Google иной путь развития — Google Home работает с десятками розничных торговцев, включая основного конкурента Amazon, Walmart и в большей степени самостоятельно интегрирует навыки. Основные преимущества Amazon Echo — открытость платформы и тесная связь с собственной торговой площадкой. Кроме того, Google Assistant встроен в новые версии Android.
Война между Google и Amazon растет — так, Walmart во время Черной пятницы продавал исключительно устройства Google, проигнорировав «умные» колонки Amazon.
Для этого разработаны новые платформы: Alexa for Business и Alexa for Hospitality. Сейчас Amazon начинает выходить за пределы «умного» дома, создавая новые сценарии использования в коммерческой сфере: спортзалах, отелях, офисах, аэропортах.
Российский рынок
Голосовое управление в России и странах СНГ пока не популярно: на мобильных устройствах Siri предлагает лишь базовые функции, а Google Assistant и Microsoft Cortana не работают на русском языке.
У «Алисы» есть свой аналог «умений», платформа «Яндекс.Диалоги», на которой разработчики могут создать навыки для голосового ассистента. Ситуацию планирует изменить Яндекс с голосовым помощником «Алиса» и первой умной колонкой на базе «Алисы» — «Яндекс.Станцией». В «Алису» уже интегрировали свои «навыки» McDonalds, «Папа Джонс», « Альфа-Банк», «Сбербанк», Sports.ru, Headhunter, «Известия», S7 и другие компании.
Первая партия «Яндекс.Станции» была распродана менее чем за сутки, а с 11 июля открыт предзаказ на колонку в маркетплейсе «Беру» и на «Яндекс.Маркете».
«Яндекс.Станция»
Сейчас небольшие элементы «умного» дома уже встроены в «Алису» — она может работать с системой безопасности «Гольфстрим», включать сигнализацию и вызывать полицию. На базе «Станции» разрабатывается система «умного» дома, ведутся переговоры с потенциальными партнерами.
Прогноз
Свои гаджеты представило большинство крупнейших корпораций США, Китая и местных рынков. «Умные» колонки — быстрорастущая отрасль. По прогнозам Gartner, объем рынка «умных» колонок к 2021 году достигнет $3,5 млрд.
Смарт-колонка становится фундаментом для управления всей домашней экосистемой, а стоимость устройства резко упала. Аналитик компании Canalys Бен Стентон считает, что активный спрос на колонки происходит из-за двух причин.
Что касается Apple и Microsoft — компании находятся в роли догоняющих, а Apple HomePod может быстро остановить свой рост, когда исчерпает лимит лояльных пользователей. В дальнейшем, по мнению Стентона, Google и Amazon попытаются монетизировать возможности «умных» колонок, к примеру, разрешив рекламу или предлагая расширенные функции по подписке. Причина в высокой стоимости и слабых возможностях по сравнению с конкурентами.
Большая часть сервисов будет управляться голосом, а себестоимость микросхем для создания «умного» устройства сократится до минимума. По мнению сооснователя «Яндекса» Аркадия Воложа, уже через 5–10 лет голосовые помощники станут повседневным делом.
#техника