Hi-Tech

Кто сегодня в России развивает городские фермы будущего

Четыре компании, которые круглогодично выращивают зелень в теплицах.

В закладки

UrbaniEco

Татьяна Дубовская, основатель UrbaniEco Фото: UrbaniEco

Летом 2016 года Дубовская искала для себя перспективное направление. Основатель UrbaniEco Татьяна Дубовская была преподавателем, управляла частным московским технопарком «Сапфир», но в итоге решила развиваться как техноброкер. Выбирала между биткоинами, виртуальной реальностью, беспилотниками и сити-фермерством.

По натуре я социальный предприниматель, а сити-фермерство позволяет создать микробизнес людям даже с небольшим стартовым капиталом. Сити-фермерство победило, так как в этом есть коммерческая и социальная составляющая.

Татьяна Дубовская

основатель UrbaniEco

Бизнес-направления

  • Выращивание и продажа зелени под брендом «Местные корни».
  • Строительство сити-ферм под ключ.
  • Онлайн-школа сити-фермера.

Развитие и инвестиции

Позже к команде присоединился Андрей Галгашов. Начиналось всё как образовательный проект: Дубовская создала с партнёром и давней подругой из Красноярска Натальей Выдрыч школу сити-фермерства UrbaniEco. До сити-фермерства он 25 лет управлял собственной компанией «Юниджел», которая выпускала кондитерские изделия и мороженое.

Через год решили сделать «умную» теплицу на продажу, которую можно поставить в рестораны. Первый год партнёры проводили мероприятия, лекции, учились сами. Каждая полка прототипа имела своё управление, микроклимат, к ней прилагалось мобильное приложение — теплица управлялась дистанционно.

ИТ-разработкой занимался Андрей Попов, инженер по образованию, закончил МИСиС. Для её строительства нашли частную производственную площадку в Нижнем Новгороде. Сейчас продолжает работать с UrbaniEco как подрядчик.

На создание прототипа ушло около трёх недель и 300 тысяч рублей собственных денег.

В ноябре 2017 года прототип представили в Москве на выставке в Манеже.

Там мы получили несколько заказов. Хотя у неё периодически что-то текло, она работала, в ней росли растения.

Татьяна Дубовская

основатель UrbaniEco

Первые решения продавали по 200–250 тысяч рублей.

Для них сделали три стеллажа с разным климатом, где росли пряные травы и микрозелень. В Манеже UrbaniEco получили заказ от вегетарианского ресторана «Шанти» в Москве. Затем — пилот в магазине «Город-сад» на Мичуринском проспекте.

Был также заказ от компании iFarm, которая потом из заказчика превратилась в производителя такой же продукции и возможного конкурента.

За два года сити-фермеры потратили больше 2 млн рублей собственных денег.

Выжили благодаря лояльности заказчиков. Зарабатывали в других местах, зарплату себе не платили. Мы брали предоплату в 100%.

Татьяна Дубовская

основатель UrbaniEco

«Мы поняли, что бума на “умные” теплицы в ближайшее время не будет, и решили сами выращивать зелень в собственных фермах, на которые нашли инвестиции», — рассказывает Дубовская.

Летом 2018 года UrbaniEco нашёл фонд «ТилТех Капитал», основанный одним из владельцев «ВкусВилла».

Нам повезло заключить договор на поставку продукции с «ВкусВиллом». Чтобы получить инвестиции от «ТилТех Капитал», мы должны были найти покупателя на свою зелень. И тогда фонд «ТилТех Капитал» дал 6 млн рублей.

Татьяна Дубовская

основатель UrbaniEco

Первую партию базилика отгрузили ритейлеру в начале января 2019 года. UrbaniEco будет поставлять во «ВкусВилл» базилик и рукколу — каждые два дня, круглый год и по стабильной цене (отпускные цены не раскрываются).

Базилик для  «ВкусВилл» Фото: UrbaniEco

В поисках инвестиций компания UrbaniEco ходила и во ФРИИ.

Прошли первую часть, но ушли, чтобы сосредоточиться на строительстве собственной фермы, в которую инвестировал “ТилТех Капитал”», — говорит Дубовская. «В сентябре 2018 года мы попали в 16 акселератор ФРИИ с нашим другим направлением — проектом по строительству оборудования для сити-ферм.

Зелень для «ВкусВилла» сити-фермеры планируют выращивать в своей контейнерной теплице в Новой Москве и в новых теплицах, которые специально строят под этот заказ.

Мы её строили три месяца. В декабре 2018 года мы запустили свою первую вертикальную ферму площадью 100 м² недалеко от метро «Кантемировская» в Москве. Весной 2019 года собираемся построить ферму уже на 1000 м². Рядом зарезервировали ещё 100 м².

Татьяна Дубовская

основатель UrbaniEco

Строительство сити-ферм под ключ

Мы учим, как это всё сертифицировать, чтобы легально продавать», — говорит Дубовская. «Мы проектируем фермы под заказчика — исходя из бюджета, региона, рынка сбыта и собственных задач.

В такой теплице можно вырастить от 300 до 600 кг зелени (базилик, руккола, салаты, мята) в месяц. Например, контейнерная ферма площадью 30 м² под ключ стоит около 4 млн рублей. Окупаемость фермы — от 16 месяцев. Выручка такой теплицы — 250 тысяч рублей в месяц. Чем дальше на север — тем быстрее она окупится.

Самую большую долю в затратах занимает электроэнергия — около 40%. Обслуживание, свет, семена, расходные материалы обойдутся примерно в 18 тысяч рублей в месяц (без учёта зарплаты персоналу).

То есть это фермер-экспедитор. Задача человека в такой ферме — высеивать и собирать урожай, упаковывать и отвозить заказчику. Достаточно работать несколько часов в неделю, остальное делает техника.

Планы

Через год компания намерена собирать 400 тонн продукции в год с площади 10 тысяч м². Компания планирует расширяться в крупные сети (пока не раскрываются), прежде всего, в Москве.

iFarm Project

Максим Чижов (слева), Александр Лысковский (справа), основатели iFarm Фото: iFarm

Ещё один его проект Welltory — приложение, которое анализирует показатели стресса у человека. Александр Лысковский — ИТ-предприниматель из Новосибирска, основатель нескольких компаний, в том числе игровой компании Alawar, которая выпустила игру «Весёлая ферма».

Его соучредитель — Максим Чижов, исполнительный директор iFarm, он также основатель нескольких компаний, связанных с темой виртуальной реальности. В марте 2017 года Лысковский начал собирать команду под новый проект.

Создатели iFarm хотели круглый год есть свежие овощи хорошего качества: «Мы стали смотреть, как решают эту проблему в мире, ведь в России вне сезона почти ничего нет».

Бизнес-направления

  • Выращивание продукции в собственных фермах.
  • Строительство сити-ферм и теплиц под ключ.

Развитие и инвестиции

В Новосибирске построили первую теплицу площадью около 100 м² по технологии вегетарий, то есть с доступом солнца, с почвой на грядках. Сначала в компании начали выращивать плодовые культуры: томаты и огурцы. Автоматическое открытие всех форточек и управление. Там был капельный полив, поддержание температуры почвы, воздуха, влажности, углекислого газа. Запустили ферму в конце 2017 года, она работала всю зиму и перенесла мороз в –48 °C.

Фото: iFarm

С самого начала в команде работали агроном, специалисты по строительству энергоэффективных сооружений и систем геотермального отопления.

Общались с компаниями на Западе, хотели стать дистрибьютором оборудования. «Параллельно с этим мы изучали вертикальные фермы, так как салатные культуры невыгодно выращивать в обычных теплицах. Мы увидели, что рынка нет, и решили сделать свою технологию», — говорит Чижов. Но никто в Россию ничего не поставлял, а на российском рынке мы не нашли ни одного промышленного производителя.

iFarm работает с венчурными фондами, институтами поддержки. Вначале фермеры вкладывали собственные средства — чуть больше $200 тысяч. Компании удалось привлечь ещё $1 млн от частных инвесторов и американского венчурного фонда (какого — не раскрывают).

Фото: iFarm

Выращивание и продажа собственной продукции

Такая ферма даёт в месяц около 3 тонн продукции, которую поставляют в местные рестораны. В Новосибирске iFarm выращивает салаты, рукколу, базилик и клубнику в собственной вертикальной ферме на посадочной площади 1000 м². Оборот компании 2,1 млн рублей в месяц.

Это значит, что не надо использовать пестициды. Отличие вертикального выращивания в том, что растения полностью изолированы от насекомых, болезней, вредных веществ. В Европе выращивание на биопонике не попадает под такие стандарты. Наши условия выращивания сопоставимы со стандартами органического выращивания в США. Поэтому мы пытаемся сделать смежное решение, которое будет включать и почву, и биопонику.

Максим Чижов

исполнительный директор iFarm

Сейчас iFarm начинает строительство второй фермы в Новосибирске на 3000–4000 м² посевной площади.

Закупкой лечебных трав у iFarm интересовались фармацевтические компании (пока не раскрываются).

5% зелени компания перерабатывает в приправы и соусы (например, соус песто), которые продаёт в своём магазине.

Строительство сити-ферм и теплиц под ключ

Технологическое подразделение компании создаёт решения под ключ.

В них использованы технологии, с которых iFarm начинала в Новосибирске. Для клиентов уже построены три теплицы.

Например, вертикальная сити-ферма на 1000 м² посадочной площади стоит около €400 тысяч. iFarm предлагает заказчикам и вертикальные фермы. В цену входит оборудование, технология и обучение.

Срок окупаемости, по словам представителей iFarm, — три с половиной года. Такая ферма даёт от 30 до 40 тонн продукции в год. В этот прогноз включены налоги, ставки дисконтирования, затраты на персонал, удобрения, семена из Европы и другие переменные расходы.

Пользователь платит около $1 за квадратный метр посевной площади в месяц и получает гарантированную урожайность. При покупке технологии клиент подключается к ИТ-решению, в котором собрана информация о технологических картах, процессах выращивания — они прописаны и автоматизированы. Через систему торгов и учёта заказов можно продавать продукцию нам, а мы уже отгружаем её дальше заказчику.

Максим Чижов

исполнительный директор iFarm

Сейчас в компании работают 25 человек — в Новосибирске, в Москве, есть представители в Европе, которые занимаются экспансией технологий.

Развитием сети занимается Сергей Амбросов, бывший генеральный директор «Инвитро». У компании есть отдел исследований и разработки (R&D) и торговый дом по сбыту продукции.

Планы

«У нас более 500 разных заказчиков на технологию со всего мира. Компания нацелена на международный рынок. В первую очередь мы смотрим на Восточную Европу — Прибалтика, Скандинавия, возможно — Нидерланды, Люксембург, Испания, Португалия», — рассказывает Чижов.

Угрозы и перспективы рынка

Кто быстрее развивается и строит больше объектов, тот будет владеть этим рынком. В компании считают, что скорость масштабирования — это определяющий фактор развития.

Не будет единого поставщика в мире, свои ниши в регионах займут локальные производители.

Максим Чижов

исполнительный директор iFarm

Это значит, у традиционных производителей сельхозпродукции есть преимущество в виде госсубсидий, рассказывает Чижов. Чтобы получать субсидии, городская ферма должна иметь статус сельскохозяйственного назначения, а в городе этот статус получить трудно — такое производство может находиться в подвале или на крыше здания.

«Агрорус»

Андрей Лепёшкин, исполнительный директор компании «Агрорус» Фото: «Агрорус»

Спад на рынке недвижимости подтолкнул к поиску новых рынков. Собственники группы строительных компаний из Брянска занялись сити-фермерством случайно. В компании говорят, что иногда это казалось захватывающей авантюрой.

Бизнес-направления

  • Выращивание и продажа зелени под брендом «Салат Завод № 1».
  • Строительство сити-ферм под ключ.

Развитие и инвестиции

Здания хотели реконструировать и превратить в жилой квартал. В 2014 году группа строительных компаний (её название не раскрывается) приобрела несколько промышленных зданий в Брянске под девелоперский проект. Пришлось искать новое применение этой недвижимости. Но спрос на жилую недвижимость упал.

Мы случайно узнали о технологии закрытой свето-культуры — это способ выращивать растения при целиком искусственном освещении на гидропонике. В компании об этом рассказывают так: «Активы стали чемоданом без ручки. Нам показалось, что наши здания как нельзя лучше подходят для этой истории».

Фото: «Агрорус»

Хватило полгода, чтобы понять, что таких предложений нет. «Агрорус» стала искать компанию в России, которая бы спроектировала и создала такой комплекс. Искали за рубежом — тогда сити-фармингом занималась компания Fibonacci, которая только за оборудование просила €1000–1500 за 1 м².

В России ничего не было, а за рубежом — дорого. Мы поняли, что столько денег у нас никогда не будет.

Андрей Лепёшкин

исполнительный директор компании «Агрорус»

Знания собирали по крупицам. Строители решили заняться сити-фермерством сами — в группе компаний были единомышленники, готовые вложить денег. Например, нашли людей, которые уже много лет занимаются фитотронами — камерами для выращивания растений в космосе.

Хотя в космосе это иначе выглядит и задачи там другие — нам важен системный подход, характерный для космических технологий.

Андрей Лепешкин

исполнительный директор компании «Агрорус»

Через два года появилось опытно-промышленное производство в Брянске, на котором сити-фермеры начали производить первый продукт.

Растения размещались в отдельных боксах, чтобы индивидуально моделировать климат. Опытно-промышленное производство трансформировалось в лабораторию (200 м² посевной площади). Количество выращиваемых культур тогда составляло около 10, сейчас — около 60.

Это были собственные средства компании, а на каком-то этапе — личные сбережения собственников. За три года исследовательской работы «Агрорус» вложил $3 млн в разработку и опытное производство.

Выращивание и продажа собственной продукции под брендом «Салат Завод № 1»

Фото: «Агрорус»

В вертикальной ферме в Брянске на 5000 м² посевной площади выращивают салаты и пряные травы, рассказывает Лепёшкин.

Выбрали зелень и травы, так как выращивать овощи в таких фермах в средней полосе дорого.

С этой площади собирают 3,5 тонны зелени в месяц. 5000 м² вертикальной фермы соответствует 1 га обычной теплицы.

Мы стремимся к тому, чтобы участие человека было минимальным, дистанционно отслеживаем процесс из единого центра. Управление светом и климатом происходит автоматически.

Андрей Лепешкин

исполнительный директор компании «Агрорус»

Брянскую продукцию отгружают в «Ленту», подписан договор со «ВкусВиллом».

«В “Ленте” наш салат стоит рядом с продукцией агрохолдинга “Московский”, это — лидер, нечего с этим спорить, но наше качество не ниже», — говорит Лепёшкин.

«Мы планируем поставить миниатюрные фермы в одну из крупных торговых сетей, чтобы потребители привыкали к новой форме продажи и расширенному ассортименту зелени», — добавляет предприниматель.

Строительство сити-ферм под ключ

Фото: «Агрорус»

«Мы можем сделать универсальное решение под ключ — в существующем здании или построить новое», — говорит Лепёшкин. У компании собственное конструкторское бюро.

Дешевле встраивать оборудование в существующие здания — затраты на саму коробку фермы минимальны, ведь к ним уже подведены сети электричества, водо- и газоснабжения.

«Агрорус» строит первый комплекс для клиента на Камчатке, который заработает в апреле 2019 года.

Выращенные по такой технологии огурцы будут стоить 250–300 рублей за кг, а не 700 рублей, как сейчас, рассказывают в компании. Север и Дальний Восток — регионы, в которых выгодно строить такие объекты.

Современная теплица стоит 170 млн рублей, мы за те же деньги предлагаем нашу вертикальную ферму. Цена наших решений сопоставима со стоимостью теплиц четвёртого-пятого поколения, которые есть на рынке. Она окупится примерно за шесть лет, надо быть честным.

Андрей Лепёшкин

исполнительный директор компании «Агрорус»

«Ресторан может выращивать себе зелень по 250 рублей за кг, а не покупать по 1000 рублей за кг», — говорит Лепешкин. Ещё одно решение «Агрорус» — небольшая ферма для зала ресторана или супермаркета.

Планы

Мы разрабатываем ИТ-решение, которое управляет абсолютно всем в теплице. Нам выгоднее продавать оборудования и технологии. Это планы на ближайшие год-полтора.

Андрей Лепёшкин

исполнительный директор компании «Агрорус»

Перспективы рынка

В компании считают, что через несколько лет домашние сити-фермы могут превратиться в бытовую технику.

«РусЭко»

Городская ферма «РусЭко» в Москве Фото: «РусЭко»

Им понравилось, что свежие продукты могут быть ближе к потребителю, без сложных логистических цепочек. Идею компании будущие собственники привезли, путешествуя по миру.

Бизнес-направления

  • Выращивание продукции в собственных фермах.

Развитие и инвестиции

Туда пригласили учёных из МГУ и Тимирязевской академии. В 2015 году был создан опытный полигон — лаборатория во Владимирской области. Выращивали зелень, ягоды и даже огурцы. За два с половиной года отработали технологию — она позволила отказаться от пестицидов, консервантов и химикатов, которые используются в обычным сельском хозяйстве. Всё это продавали на местных рынках.

«Почти вся зелень в России привозная, даже укроп на 75% импортный», — рассказывают в компании. Параллельно исследовали рынок, выявляли ниши, которые требуют импортозамещения.

К концу 2017 года технология была отработана и запатентована — появилась возможность создать ферму в промышленных масштабах.

Предполагаемая сумма сделки составила 1 млрд рублей. Весной 2018 года компания приобрела комплекс зданий бывшей табачной фабрики «Лиггет-Дукат» на Каширском шоссе в Москве.

Кроме фермы там будет располагаться лаборатория и офис. Комплекс зданий будет полностью реконструирован под сити-ферму.

В проекте участвуют несколько крупнейших западных банков, сообщают в компании. В строительство первой очереди инвестировано более 5 млрд рублей.

Выращивание и продажа собственной продукции

Фото: «РусЭко»

Первая очередь будет выдавать 25 тонн зелени в сутки. После реконструкции основного цеха получится 67 тысяч м² посевной площади.

На полках магазинов и в ресторанах свежая органическая зелень появится уже в начале 2019 года. Мы получили первую опытную партию шпината, базилика, редиса, мелиссы, рукколы, различных сортов салата и микрозелени.

Евгений Антипов

председатель совета директоров «РусЭко»

В какие конкретно магазины и рестораны будет поставляться продукция, компания пока не раскрывает.

В комплекс зданий, кроме бывшего табачного цеха, входит многоуровневый паркинг — к середине 2020 года здесь тоже будет городская ферма на 52 тысячи м² посевной площади.

В теплице будет работать около 300 агрономов, рассказали в компании. Суммарно оба цеха будут производить больше 50 тонн продукции в сутки.

Здание парковки можно будет использовать для выращивания сельхозкультур, если такое решение одобрят на публичных слушаниях.

На сайте компании упоминается название «Свое, местное», но это перспектива, говорят в компании. Продукция будет продаваться под брендом «РусЭко».

Планы

Фото: «РусЭко»

«РусЭко» не будет продавать технологию, а только выращенную продукцию.

Кроме обычной зелени в компании планируют выращивать микрозелень, которую будут продавать в субстрате, в котором она растёт.

Перспективы рынка

Весь импорт зависит от курса доллара — а мы нет, только семена из Европы, остальное — производим сами», рассказывают в компании. «Даже в летний период, когда появляется местная зелень, мы выступаем в другом сегменте.

Что думают о сити-фермерстве эксперты

Это их главное отличие от гидропонных культур. У грунтовых овощей вкус более насыщенный, у них есть аромат. Плюс у овощей на гидропонике, как правило, весьма ограниченный ассортимент. Понятно, что питательный раствор, применяемый в гидропонике, не может обеспечить всеми минеральными и биовеществами, которые есть в грунте.

Бизнес на мини-фермах, в том числе на гидропонике, делать можно и нужно.

Например, в офисных центрах, в обычных общеобразовательных школах, где такие «овощные уголки» могут стать и частью учебных программ. Особенно прибыльным такой бизнес будет, если не строить специальные теплицы, а использовать свободные площади в отапливаемых помещениях.

При даровом тепле себестоимость будет низкой. 1 м² при круглогодичном выращивании при минимальном наборе оборудования (контейнеры, подсветка) может дать 30–40 кг томатов. Лучше заниматься экзотическими для России овощами и зеленью, которые в Москве в дефиците. Ниш для тепличного бизнеса множество. Редкие виды салатов, бамия, физалис, ремонтантная земляника

Павел Пряников

журналист, садовод

Растениям так же плохо в городе, как и людям. Сити-фермерство актуально для стран, где мало сельхозземель. Если ему плохо — его начинают лечить, например, гидропоникой. Растения — биологический объект и ему может быть плохо. Но это не почва и не чистый воздух.

Это маркетинговая история, для хипстеров. Человек не получает тот продукт, на который рассчитывает. Любая нормальная мама будет искать натуральный продукт, а не полученный насильственным путём.

Игорь Абакумов

кандидат экономических наук, доцент Тимирязевской сельхозакадемии, ведущий научный сотрудник Федерального центра аграрной экономики и развития сельских территорий

Что-то похожее на Uber, быстро созданный благодаря простоте и общей доступности. Мне кажется, что подобный бизнес носит хайповый характер (в хорошем смысле) и находится в начале своего роста во всём мире. Наверняка это привлечёт внимание и покупателей и СМИ. Решение красивое, обоснованное, готовое к яркой маркетинговой упаковке и разнообразию. А хаотичный бизнес вскоре перерастёт в быстрорастущую новую отрасль в мировой экономике со своими лидерами и регуляторами Думаю, что от первых шагов энтузиастов и первопроходцев, тема быстро найдёт своих крупных инвесторов и реализаторов.

Михаил Шляпников

фермер

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»