Hi-Tech

Кто побеждает в гонке беспилотных автомобилей

Несмотря на то, что индустрия находится на ранних этапах развития, в гонке уже намечаются лидеры. В ближайшие три года многие крупные компании и стартапы намерены представить беспилотные автомобили, способные самостоятельно передвигаться по городу по строгим маршрутам. Однако водители, похоже, нескоро уберут на полку свои права, пересев на роботакси — согласно некоторым прогнозам, следующие десять лет мы всё ещё будем водить машины сами.

Стартап Zoox смог привлечь $360 млн. А пока инвесторы продолжают забрасывать деньгами возможных победителей — в 2016 году резко подорожали акции Tesla, бумаги General Motors с июня 2017 года выросли на 20% — тогда компания объявила о запуске завода по сборке беспилотных моделей.

Явные лидеры

Во-первых, Waymo представила беспилотные автомобили на год раньше главных конкурентов. Сейчас на рынке беспилотных машин по разным причинам лидирует Waymo, дочерняя компания Alphabet.

Пока же Waymo, отмечает издание, остаётся единственной компанией, которая в рамках тестирования предлагает пассажирам бесплатные поездки на беспилотных автомобилях. Во-вторых, к концу 2018 года компания планирует выпустить сервис роботакси: пользователи смогут вызвать самоуправляемый автомобиль через приложение.

В распоряжении компании находятся несколько тысяч минивэнов Chrysler Pacifica, которые могут ездить по улицам Сан-Франциско и разгоняться до максимальной скорости на трассах. Беспилотники Waymo проехали по дорогам 25 городов более восьми миллионов километров и ещё несколько миллиардов — в компьютерных симуляциях, благодаря чему ПО обновляется еженедельно. Помимо этого, Waymo недавно объявила о покупке 20 тысяч Jaguar I-Pace и переговорах о сотрудничестве с Honda в сфере логистики и доставки.

У GM, ближайшего конкурента Waymo, этот показатель достигает 22 вмешательств на 212 тысяч километров пути. Впечатляет и статистика вмешательства человека в управление — три случая на более чем 560 тысяч километров пути с беспилотным управлением.

Сложно сказать, насколько впереди Waymo, так как у GM, по мнению Bloomberg, есть два основных преимущества.

  • Инвестиции. Японский фонд SoftBank вложил $2,25 млрд в подразделение GM, ответственного за беспилотники, ещё $1,1 млрд вложила сама компания — инвесторы, судя по всему, доверяют производителю из Детройта. Кроме того, SoftBank принадлежит доля в компаниях вроде Uber и Didi Chuxing, которые оказывают услуги раздельных поездок. Это может укрепить отношения между GM и подобными сервисами, так как в 2019 году General Motors планирует запуск приложения для совместных поездок на Chevrolet Bolt без руля и педалей. Примечательно: компания владеет долей в Lyft. General Motors надеется, что к тому времени американские власти подготовят необходимые регулирующие документы. Конкуренты, подчёркивает Bloomberg, более осторожны и рассчитывают выйти на рынок не раньше 2020 года.
  • В отличие от стартапов и технологических компаний у GM есть собственный автомобильный завод, что поможет снизить расходы на производство и стоимость машин. Сейчас, приводит пример издание, на беспилотную версию Chevrolet Bolt компания GM тратит $200 тысяч, а обычная выходит в продажу по $35 тысяч.

Впрочем, в скором времени General Motors собирается перейти на лидары, разработанные компанией Strobe, не так давно вошедшей в состав автопроизводителя. Однако беспилотники GM сильно проигрывают машинам Waymo в скорости — они не разгоняются выше 40 км/ч.

Новый прибор компактнее и лучше нынешнего, а также в десятки раз дешевле — по словам Кайла Вогта, главы подразделения беспилотных автомобилей GM, один только лидар обходился компании в $30 тысяч, новый же стоит несколько сотен долларов и позволит беспилотникам передвигаться быстрее.

На хвосте

Тогда его функции были сильно ограничены, но нынешние системы марки постепенно делают машину всё более автономной, помогая объезжать пешеходов и другие препятствия. Адаптивный круиз-контроль в Mercedes-Benz появился ещё в конце 1990-х годов. Именно поэтому аналитики из Navigant Research ставят Mercedes на третье место после Waymo и GM.

Уже сейчас опытные модели способны работать на четвёртом или даже пятом уровне автономности, рассказал в одном из интервью Ола Каллениус, глава отдела разработки Daimler. Для создания машин следующего поколения концерн Daimler, которому принадлежит Mercedes-Benz, тесно сотрудничает с Bosch и Nvidia.

Их намеренно помещают в сложные условия, например, в утренний трафик. Сейчас компания ведёт тестирование фургонов V-класса на дорогах Бёблингена, неподалеку от Штутгарта, где расположен исследовательский центр Mercedes-Benz. По плану Mercedes, беспилотные автомобили компании появятся на дорогах в 2021 году в виде роботакси, потому как они слишком дороги для розничной продажи.

Но на Aptiv Plc стоит обратить внимание. Десять лет назад никто и представить не мог, пишет Bloomberg, что осколок от обанкротившегося подразделения GM по производству запчастей станет важным игроком в индустрии беспилотных автомобилей.

Компания много вложила в развитие технологий автоматизации, купив разработчика программного обеспечения Ottomatika, а также доли в компаниях, производящих лидары: Innoviz, Leddertech и Quanergy Systems.

В начале 2018 года Aptiv вместе с Lyft показали демо-версию роботакси на выставке CES. Самым большим приобретением Aptiv стала фирма NuTonomy, проводившая тесты беспилотников в Бостоне и Сингупаре в городском потоке. Автомобильный парк компании состоит из Audi и BMW.

К 2020 году компания намерена вывести собственную модель беспилотника на рынок перевозок, для чего ей нужно привлечь больше инвестиций — пока Zoox удалось привлечь около $360 млн, тогда как затраты на создание машины могут достигать миллиарда. Другой догоняющий стартап Zoox проводит испытания на тех же дорогах, что и GM, но на Toyota Highlander, а также на скоростных шоссе.

Сейчас Nissan ProPilot останавливает машину, если впереди кто-то резко тормозит, а также следит за рядом. Глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон, хвастаясь, заявляет: компания продала больше машин с системами адаптивной безопасности, чем кто-либо другой.

Сейчас Nissan проводит испытания своих беспилотников в Пало-Альто, а в марте этого года протестировал сервис для совместных поездок в Иокогаме — Renault собирается сделать то же самое в пригородах Парижа и Руане. Система была разработана с прицелом на будущее, как один из этапов на пути к полной независимости, рассказал Гон в одном из интервью.

Вместе с тем, несмотря на впечатляющие результаты, Гон не торопит события — полностью автономный автомобиль альянс намерен вывести на улицы к 2022 году. Не так давно французский производитель представил концепт-кар Symbioz, способный без участия человека ехать на скорости 130 км/ч.

Будущие разработки компании обещают стать ещё более передовыми — Audi, ведущая сотрудничество с Nvidia, планирует создать беспилотный автомобиль к 2020 году. Audi, принадлежащая Volkswagen, сейчас предлагает самый продвинутый автопилот, доступный на рынке — Traffic Jam Pilot позволяет автомобилю двигаться самостоятельно на скорости до 60 км/ч.

Кроме того, Volkswagen заключил соглашение со стартапом Aurora, чьи основатели, Стерлинг Андерсон и Дрю Багнелл, имеют серьёзный вес в сфере разработки автономных машин.

Плывущие по течению

BMW тестирует полностью автономные машины, разработанные в партнёрстве с производителем запчастей Continental AG и Intel. В распоряжении BMW на сегодня имеется около 40 машин с четвёртым уровнем автономности, а в отделе исследований и разработки компании работают около тысячи сотрудников.

Пока беспилотники BMW не готовы к большой дороге, признаётся финансовый директор компании Николя Питер. К их союзу недавно примкнул Fiat Chrysler Automobiles NV. По его мнению, технологии нужно время.

Не слишком распространяясь о своих разработках, Toyota в начале 2018 года представила e-Palette, автономный шаттл, который будет перевозить пассажиров во время Олимпийских Игр в Токио в 2020 году. Равным образом не стоит сбрасывать со счетов Toyota, отмечает издание — автономный парковщик появился на моделях Prius ещё в 2003 году. По мнению Джилла Прэтта, руководителя исследовательского института Toyota, многие компании преувеличивают свои успехи в разработке беспилотников.

Рано или поздно мы добьёмся успеха, но когда — сказать трудно.

Джилл Прэтт

руководитель исследовательского института Toyota

Однако компания быстро навёрстывает упущенное и в прошлом году за $1 млрд приобрела долю в Argo AI, занимающейся разработкой искусственного интеллекта. До недавнего времени считалось, что Ford упустил своё в плане создания беспилотных машин.

Но компания уже сотрудничает с сетью пиццерий Domino’s и службой доставки Postmates, экспериментируя с доставкой на беспилотных автомобилях. Тем не менее Ford на пару лет отстаёт от Waymo и GM. Также Ford налаживает производство беспилотников на одном из заводов.

Но о серьёзных успехах говорить ещё рано — пока Pilot Assist перенимает управление лишь на 15 секунд, следя за рядом и расстоянием до машины впереди. В штате Volvo насчитывается 500 человек, ответственных за разработку автономных систем, также шведская компания работает с Uber. Похожего добился и корейский концерн Hyundai.

Тёмные лошадки

Большая часть известных автопроизводителей бросилась на разработку беспилотного автомобиля, когда над ним начали работать Waymo и Uber — они испугались, что в противном случае станут лишь поставщиками оборудования, когда роботакси заменят привычные автомобили.

Однако в последнее время дела у компании идут неровно. Uber сделала крупную ставку на развитие беспилотников, наняв в 2015 году лучших разработчиков из Carnegie Robotics, а в 2016-м поглотив Otto, стартап по созданию автономных грузовиков.

Alphabet, разумеется, подал в суд, стоивший Uber $245 млн. Оказалось, один из основателей Otto, прежде работавший в Google, при уходе из компании выгрузил копию рабочей переписки и файлы с секретными данными. В марте один из автомобилей компании насмерть сбил пешехода в городе Темпе, штат Аризона, из-за чего Uber пришлось быстро свернуть тестирование.

Компания, отмечает Bloomberg, выбрала другой, отличный от всех подход — вместо того чтобы окружать машину лидарами, Илон Маск планирует разработать более продвинутую систему машинного зрения, задействующую камеры для распознавания знаков. В автомобили Tesla встроен автопилот, благодаря которому автомобиль может перестраиваться и обгонять другие машины.

Хотя и эта дата может сдвинуться из-за недавней смертельной аварии, в которую вовлечён автопилот. По мнению Маска, остальные компании, выбрав лидары и прочее дорогое оборудование, рано или поздно уступят Tesla, которая, вероятно, представит машину с четвёртым уровнем автономности в 2020 году.

В конце 2017 года компания протестировала первые версии своего ПО на общественных дорогах, а вторую версию показала на выставке CES в январе этого года. Baidu, крупнейший китайский поисковик, занимается созданием беспилотного автомобиля последние пять лет.

Цель китайского интернет-гиганта — протестировать систему в автобусах в конце 2018 года, а к 2021 году создать автомобиль с четвёртым уровнем автономности Три месяца назад Baidu получила разрешение на проведение испытаний на 33 дорогах в пригороде Пекина.

По оценкам Goldman Sachs, в ближайшие 12 лет роботакси увеличат выручку сервисов по совместным поездкам с $5 млрд до $285. Добиться автономности машины на дороге — дело трудное, долгое и опасное, от неудач не застрахован никто, считает автор Bloomberg. Стало быть, ставки очень высоки и неудивительно, что многие компании стремятся как можно скорее вывести свой продукт на рынок.

#будущее

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть