Хабрахабр

Кросскультурная разница в играх


Два года impetus ждёт материал про культурную разницу в восприятии игр в разных странах. Я всё ещё не претендую на полноту и консистентность, но кое-что уже могу рассказать. Добро пожаловать в подборку ограниченных культурных стереотипов про настолки и бизнес.

На первый взгляд они там упоротые наглухо и постоянно как дети радуются странному. Начнём с Японии. Культурная разница внушает. В будку от телефона они налили воду и пустили рыбку, из зелёного чая делают шоколад, создали больше всего странной фигни, рисуют аниме и так далее. Но потом за всем этим начинает прослеживаться стройная логика.

Они стараются уменьшить всё, что можно. К играм они подходят как к своим вещам дома: у них очень маленькие и компактные квартиры, маленькие дворики и так далее. Почти никогда у японца дома не будет нагромождения вещей — всё только самое ценное. И отобрать вещи так, чтобы их было не очень много, но каждая прямо радовала своим видом, была наполнена впечатлениями. Например, как вам игра за 600 рублей размером чуть больше спичечного коробка, где лежит вот это? Это значит одну парадоксальную вещь: почти нет корреляции между размером коробки и ценой игры.
У нас в России она прямая, в Европе — прослеживается менее выраженная закономерность, а у японцев всё не так.


Для профессионала рынка самое удивительное тут — ложемент

Потому что обычно так и снимают снежного человека. Правила простые: вам надо запрятать где-то дома снежного человека и сделать расфокусированный смазанный снимок на сотовый телефон. А прикол в том, что если они вместо йети найдут его след — вы выиграли раунд. Потом дать фотографию всем в компании, чтобы они нашли фигурку. И фигурки вырезаны красиво. За этими двумя строчками стоит целая прекрасная стратегия, которая разворачивается в несколько слоёв, просто представьте. Вот что такое японская игра. Их приятно держать в руках.

Как сказал знакомый японец: Сами они говорят, что обожают игры на ловкость и баланс.

А мы очень любим точность и аккуратность. «Понимаешь, вы большие неуклюжие люди. И вы не сможете играть в наши игры на равных с нами, потому что вас руки больше. Поэтому у нас много игр, где надо что-то делать руками. Мы, возможно, будем делать для вас компоненты крупнее».

В целом, отражает суть. Единственный момент: про больших и неуклюжих — скорее всего, он про рынок США, потому что они с ним наиболее знакомы. Но это не точно.


Одна из их игр, надо отпускать на шар на подвесе, который сейчас сверху-справа

Такие добрые гики-очаровашки. Как люди и партнёры — очень открытые, позитивные, дружелюбные. Добиться от них определённости — долго. Но они очень жёсткие переговорщики в том плане, что обладают неимоверным терпением и гибкостью.

Если хотите погрузиться в прекрасный мир переговоров с японцами, почитайте книгу «Гайдзин» Клавелла (это которая вторая после «Сёгуна», не связана с ним сюжетом).

А они начинают понимать вас. Если вы можете чуть свободнее смотреть на мир, то очень быстро начинаете их понимать.

А ещё там встречаются люди, которые совершенно дико иррационально любят нас как страну. Да! Если японец был во Владивостоке или проезжал по Транссибу — всё, это как для нас торговать с настоящими живыми марсианами.

Китай

Про Китай опыт неоднозначный, потому что на самом деле Китай — это несколько стран в одном кластере. У нас богатый опыт общения по вопросам производства. В бизнесе есть ощущение, что у них там Базар-на-Деве. Очень важно чётко контролировать каждый шаг, потому что сюрпризы возникают где угодно, как угодно и не всегда в легальном поле. Сначала нам казалось, что обхитрить потенциального противника — это часть их стратегии, но потом выяснилось, что они ещё и друг с другом так же обходятся. Скорее всего — они просто невероятно прошаренные в вопросах разных лайфхаков при поставках, и делают всё это не со зла, а просто потому, что это среда с высокой конкуренцией. В целом, лучше договариваться только в бумагу с подписью. Если всё хорошо — обязательно иметь план Б. Вообще, даже лучше несколько планов Б.


Даже бабушки у них очень спортивные


Игры довольно технологичные

Радовало это всех без меры.
Когда мы решили запустить воздушного змея в Пекине на одной из площадей, сразу подошло человек 20, и среди них нашёлся особый эксперт.

При этом тот же Гонконг или часть Шанхая — это уже другой регион, там всё куда более чётко, скажем так, в американском духе.

Сильны в команде, питаются энергией друг от друга. В переговорах очень любят групповые встречи и большие обеды. Если начальников над ним нет — становится открытым и доброжелательным, как только поймёт, что ты «свой». Как правило, чем ниже человек в структуре подчинённости, тем менее определённые ответы он даёт и чаще меняет мнение.

Дети играют на улицах старых городов, взрослые играют в кафешках — но почти всё традиционное, то есть не меняющееся последние пару сотню лет точно, разве что иногда вместо дерева пластик. По играм — у них производится очень много очень дешёвых вещей для внутреннего рынка, они торжественного следуют идеалам флибустьеров в отношении всего, что увидят из интеллектуальной собственности, и у них есть многовековая традиция разных настольных игр.

В последние годы у них поменялась модель потребления: они стали зарабатывать больше и полюбили дорогие вещи и дорогие бренды.

ОАЭ и регион рядом

Арабские народы стали очень зажиточные. Условно, представьте, что у вас бесконечное количество денег, и волнует вас не столько цена, сколько то, что вас не обманут. Отсюда следствие — хотят работать только с лучшими во всём. Для них нет смысла работать с №2, просто это нерационально. Им очень нравится всё новое и интересное, хотят быть впереди планеты всей. Если вы показываете что-то, что станет трендом в следующем году, либо что находится на bleeding edge технологий — радостно рассмотрят.

Есть шарм, который распространяется и на деловые отношения. Они достаточно не то чтобы добрые, но расположенные, учтивые. Но при этом чётко будут стоять на своей позиции. Очень вежливые на переговорах, всё выслушают и услышат. Софья, наш специалист по контактам со внеземным разумом, считает, что если они озвучили позицию, то дальше строго её держатся, и их сложно переломить от неё. Достаточно рациональны, любят играть в «чётко обозначь свою позицию, мы скажем свою», но с этого обычно не начинают. Мой опыт говорит, что их можно «подустать» за примерно полуторачасовой раунд переговоров, после чего начинается, собственно, самое интересное.

На любом уровне кульминации переговоров могут прерваться на молитву, если настало время.

Софью один шейх по ходу переговоров позвал замуж: сказал, что будет она ему любимой женой, хоть и третьей.

Многое из этого рассказа — её опыт работы на Земле.
Соня перестала считать билеты на самолёт после тысячного.

У них когда-то исторически была популярна Калаха, только играли они в неё не ракушками, а драгоценными камнями. В играх — любят шик. В целом — примерно так и есть, но точнее я тут не скажу, у нас реализованных деловых контактов почти не было. Вроде бы логика подсказывает, что если нельзя пить и публично держать за руку женщин, то игры под кальян должны быть очень популярны.

Европа

Самые крутые, потому что понятные для нас в регионе — немцы. Недаром они были очень дружественным нам народом (правда, до Великой Отечественной). Педанты, которые всё делают ровно и по скрипту. Чётко отлажено, всё просчитано. Кучка к кучке. Консервативны. Их игры — абстрактные еврогеймы. Очень любят вещи вроди Квёркла. Но при этом эти же люди оказались способными создать прекраснейший Кухандель, который сочетает точный расчёт и дичайший блеф. В общем, нет-нет, но могут очень отчудить. Прекрасны как партнёры.

Их магазины настолок выглядят так, как будто понятие «спонтанная покупка» — это жанр научной фантастики.

Обычно такое бывает только в специализированных магазинах, а тут почти в книжном. В KaDeVe в секции настолок есть даже отдельные компоненты, чтобы покупать фигурку взамен утерянной. Мы у них это подсмотрели, кстати, у нас тоже можно купить фигурку.


Угадайте страну по фото

За стабильность удавят: например, если вы бурно растёте, они не будут вам доверять, пока не стабилизируетесь. В бизнесе очень любят ровные графики. Потому что что-то вы шумите странно.

Со всего мира, пожалуй, они и американцы наиболее близки к нашим культурным стандартам понимания и бизнес-этики. Очень обязательные и надёжные, причём работают надёжно по устным договорённостям.

Они ни разу не похожи, но ведут себя примерно одинаково (просто по разным мотивам, с разным уровнем эмоций и в разном стиле). Потом испанцы и итальянцы. Всё делают легко, весело, но с ними можно договориться о чём-то, а потом они вдруг вернутся и скажут, что передумали. Сухой итог — они клёвые расслабленные по жизни чуваки. Могут тянуть, могут не тянуть. Что-то накатило. В целом — очень, очень дружелюбные, и приятные в работе. Зависит от настроения.

На первый взгляд вообще непонятно, как там всё работает, потому что такие термины как «дедлайн» и «чёткая договорённость», кажется, не имеют аналогов в языке. Греция — страна сиесты. Но если грека уважать и хвалить, как он круто сделал что-то, у него взыграет гордость, и он сделает: «А я ещё круче могу!» и поддержит свою репутацию. По крайней мере, их там не всегда понимают. Когда настроение зайдёт, они сверхэффективны.

В деловом мире похожи на немцев, в игровом — очень любят красоту. Французы достаточно беспорядочные, но при этом со стилем. Ощущение, что они хотят делать всё по порядку, а получается в итоге сюжетный твист. Но у них мир более энтропийный и внезапный, совсем даже не квадратно-гнездовой. Всё, что делают французы, становится романтической балладой. В этом есть красота и свой шарм.

У них красивые магазины, отличные продавцы внутри, много самобытных игр, есть своя звезда — Владя Хватил из CGE. Чехи — это почти «наши» люди из СССР, только более готические что ли. Про наши особенности будет в конце, многое относится и к этому рынку. В переговорах понятные.

Как и многие другие нации на островах (где людей куда меньше, чем работы), стараются делать мало, но очень хорошо, как следствие — селективны. Британцы — снобы в хорошем смысле этого слова. У них же очень командная культура: если договорились действовать вместе, то будут спокойно делать это до победы. При этом их молодёжь очень много путешествует и так получалось, что в дороге именно британцы первыми часто достают настолки.

О градусе их неадеквата говорит хотя бы то, что когда они приехали в Москву, то решили провести несколько тестов своих игр на улице. Самые безумные парни в Европе — это голландцы. Потому что они стояли со скучающим видом, и их явно надо было порадовать голландскими играми. И одни из первых, до кого они докопались, оказались полицейские на Тверской. Мы с ними долго и плодотворно работаем. Они же играли в метро, пока ехали (мы только отвернулись, а они уже нашли мужика-сварщика и что-то ему жестами объясняют).

Например, в Испании нет особых различий в списках хитов: стабильно мир влияет на них. Как правило, европейские рынки следуют за немецким или французским. Но где-то что-то прорывается, например, где-то больше любят военные игры, где-то фанатеют от вечериночных (Латвия), разная роль популярности новинок.

США

Самый крупный в мире рынок настолок — это США. И он продолжает расти. Потом интересен немецкий рынок, дальше уже остальные.

Страна большая, у каждого региона свои особенности. Всё зависит от того, в каком штате партнёр. Не суперчётко, но всегда понимаешь, что происходит. Нью-Йоркцы супердвижовые, всё похоже на Москву, с ними понятно, есть общие интерфейсы. Очень вселяет уверенность. Это вообще очень характерно для них: как бы ни шла сделка, всегда понятно, что и как, какой статус.

Там ядро ИТ-движения, и поэтому больше процент людей, которые готовы откликнуться на новинку, быстро её протащить через свою голову и выкинуть. В Калифорнии более расслабленные и более счастливые люди. Вообще, у каждого региона своя особенность, например, Техас патриотичный. Такое общество бета-тестеров с кучей новых штук в очереди. Важное отличие в том, что у них есть семейный доктор и семейный юрист: для них абсолютно нормально судиться, и в этом нет агрессии. В целом же Америка близка по бизнес-менталитету к нам. Ещё одна особенность — их деловой фреймворк куда более очевиден и система чётко даёт люлей за все неверные действия. Документы надо читать как не в себе. А у них куча правил и регламентов — и надо сразу всё соблюдать точно с первого дня. У нас в этом плане люли потом и не сразу, либо сразу и много, либо вообще не будет — никогда не угадаешь заранее. Например, если кому-то продавать позицию — вряд ли на переговорах получится изменить их список критериев к продукту, только сам продукт.

Наверное, именно сеттинг для них определяет класс игры. Играют они во всё подряд, но очень любят хорошие сеттинги.

Ещё разное

Были редкие контакты со Вьетнамом (там компартия!), Тайванем (хитрость китайцев плюс целеустремлённость японцев). В целом развивающиеся азиатские страны — это довольно честные бизнесмены, которые из-за развития часто идут на уступки. Хотят нарастить экономику, готовы на компромиссы для выхода на новые рынки. Если же вдруг вы что-то хотите взять у них, то для них это прорыв в мир. Но любые международные отношения для них хорошо.

В Африке есть свои игры, но рынок следует за британским примерно.

В Микронезии — примерно за американским.

В Австралии есть свои бунтари (ну ещё бы), но рынок похож на европейский усреднённый.

Теория

Майкл Мижаль (Варшава) в работе «Cultural Determinants of Board Game Preferences» различает пять осей:

  • Разница во власти (насколько игроки становятся равными в игре — то есть насколько менее сильным членам сообщества разрешена свобода в действия в рамках игр). На Филиппинах до финала боёв петухов допускался только «высший свет» деревни. Нельзя просто так взять и принести петуха, нужно быть представленным.
  • Индивидуализм против коллективизма: это как раз стратегия сильного хищника против кооперативной игры. Пример — стиль игры европейцев против американского.
  • Избегание неожиданностей — это когда игроки любят необычные ситуации или не любят их. Например, склонность к случайностям или возможность отработать другую модель взаимодействия в игре (не как в реальном мире). Один край — это игры немецев (предсказумые как шахматы, игры с полными данными), другой — многие корейские вещи, где главное — движуха, а не результат.
  • Половая разница: во что допустимо играть мужчинам и женщинам, и насколько они равны в игре. В культурах, где различие есть, выявляются явные мужские и женские игры.
  • Долговременный фокус против кратковременного — ориентация на будущее, настоящее или прошлое, глубина тактики. Например, игры про строительство сети (вроде «Космических дальнобойщиков») не зайдут в культурах с фокусом на короткое планирование.

Россия

Мы фанаты больших коробок и красиво, то есть с хорошим вкусом оформленных игр. В смысле, что отлчиная игра с кучей компонентов, но в коробке, где нет «воздуха» будет воспринята как переоценённая. Есть прямо чёткая корреляция: маленькая коробка — до 500 рублей, средняя — до 800, большая — 1000-1500, очень большая — до 2500, ультрамегапафосная — дороже. Про арт — у нас почти не заходят игры без хорошего оформления.

Мы вот часами могли играть в палку в песочнице в детстве, что тем же американцам почти не понять. У нас довольно мало распространены игры на ловкость в сравнении с японскими (из-за культурного кода) и в сравнении с общеазиатскими — потому что традиция игр на ловкость начинается где-то на уровне детсада, и все подобные игры а-ля классики, «банки» и дальше по списку не требуют компонентной базы.

С другой стороны, он не самый большой, поэтому находится под влиянием европейского и американского. У нас довольно неконкурентный рынок, отсюда большие тиражи хитов: ему ещё развиваться, поэтому дичайшей конкуренции нет. Но при этом для нас очень важны дети: ради них родители готовы пойти на очень-очень многое. Мала пока роль детских настольных игр и небольшой сегмент кооперативных. Осталось рассказать родителям про детские игры, собственно. Без такого фанатизма как в Китае в регионах с контролем рождаемости, правда.

Редко когда ставим возможность договориться всем со всеми как ценность, редко идём на компромиссы в играх. Да, мы индивидуалисты по сравнению с европейцами. У нас очень крепкая культура «Мафии» и разных логических игр начиная от шахмат (это особенно ярко видно в городах, где есть школьные занятия по настольным играм — например, в Элисте), поэтому мы чуть (но ненамного) легче просчитываем то, для чего нужна теория игр. Для европейцев игры — протокол общения, для нас в первую очередь — подарки.

Это всё — субъективная точка зрения (моя и отдела развития). Вот примерно так. Ну а я вас приглашаю поделиться своим опытом общения с зарубежными коллегами. Вот так, например, это видят коллеги (там очень много хороших пруфов).

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть