Hi-Tech

Краткая история LiveJournal: 18-летний студент создал популярную платформу, но не справился с давлением пользователей

Конспект материала издания Ars Technica.

В закладки

Автор материала Стивен Райт считает, что блог Мартина — последнее, что связывало платформу с миром поп-культуры. В апреле 2018 года писатель, автор фэнтезийного цикла «Песнь Льда и Огня» Джордж Мартин решил перенести на личный сайт свой старый блог из LiveJournal.

По мнению Райта, LiveJournal мог бы стать влиятельной социальной платформой, если бы ему не помешали упрямство пользователей и сомнительные решения руководства.

История LiveJournal началась в общежитии

В результате он смог писать пользовательские скрипты и создавать динамические объекты. В 1998 году 18-летний Брэд Фицпатрик начал использовать на личном сайте Common Gateway Interface (CGI), метод динамического управления содержимым веб-страниц. Позже он поделился этими скриптами с друзьями, а затем дал им доступ к серверу, чтобы постоянно не высылать обновлённые скрипты.

Нужно было просто нажать Enter. Изначально на сайте даже не было кнопки «Опубликовать». Например, «Пойду куплю колу» или «Мне скучно». В то время LiveJournal напоминал Twitter: мои первые публикации были очень простыми.

Брэд Фицпатрик

С тех пор платформа начала постепенно расти. Когда Фицпатрик поступил в университет, о сайте узнали его соседи по общежитию и друзья из других штатов и городов.

Например, когда друзья Фицпатрика пожаловались ему на тексты без абзацев, он добавил кнопку «Опубликовать», чтобы пользователи могли использовать Enter для разделения текстов на части. Функциональность сайта определяли его первые пользователи.

Изначально на сайте не было возможности комментировать материалы других людей, пока Фицпатрику не захотелось подшутить над одним из друзей, и он добавил эту функцию.

Он решил нанять людей, которые помогли бы ему следить за работой сайта и устранять ошибки. В 2000 году Фицпатрик понял, что LiveJournal превратился из хобби в настоящий бизнес.

Приблизительно в то же время Фицпатрик познакомился с Лизой Филлипс, системным администратором из компании в сфере DSL-технологий, и в 2001 году принял её на работу.

Уже в 2003 году на сайте было зарегистрировано миллион пользователей. По воспоминаниям Филлипс, поддерживать LiveJournal нужно было 24 часа в сутки.

Сайт LiveJournal в 1999 году В 2003 году, когда сайт набрал миллион пользователей LiveJournal сейчас По структуре сайт напоминает Reddit, пишет автор материала Стивен Райт

Рост платформы привёл к новым проблемам

В начале 2000-х годов состояние компании начало вызывать опасения, пишет Стивен Райт. Вместе с развитием сайта увеличилось и количество волонтёров, которые объясняли правила новым пользователям и следили за контентом. «Я не умел делегировать задачи и постоянно был на грани выгорания», — вспоминает Фицпатрик. Количество обязанностей основателя LiveJournal постоянно росло.

«Проблема заключалась в том, что в нашей команде были только молодые ребята: ни у кого из нас не было опыта в управлении проектами», — считает Дениз Паолуччи, руководившая волонтёрами LiveJournal на протяжении нескольких лет. Небольшой штат сотрудников был занят поддержанием работоспособности LiveJournal, а волонтёры заботились о политике сайта.

Позже Фицпатрик признался, что также опасался конкурентов, которых с каждым годом становилось всё больше: в 1999 году был основан Blogger, в 2003 — WordPress, в 2004 — Facebook, в 2006 году — Twitter. В начале 2005 года Фицпатрик, устав от взятых на себя обязанностей, продал компанию разработчику программного обеспечения Six Apart.

На нём было зарегистрировано более десяти миллионов аккаунтов. Тем не менее в середине 2000-х годов сайт LiveJournal был крупнейшим среди блог-платформ.

В итоге стало понятно, что Six Apart не знает, как нужно общаться с пользователями платформы, которые с недовольством встречали любые перемены. Когда Six Apart купила LiveJournal, у сотрудников платформы были большие надежды на новое руководство, считает автор материала.

В 2006 году один из пользователей загрузил фотографию профиля с обнажённым женским телом. Бывшие сотрудники LiveJournal помнят один пример, иллюстрирующий сложный характер пользователей сайта. Обнажённые фотографии разрешено было публиковать везде, кроме профиля, потому что эта картинка использовалась в результатах поиска.

Большинство подобных фотографий принадлежало активисткам, выступавшим за грудное вскармливание. Команда LiveJournal попросила пользователя убрать фотографию, но он отказался выполнять просьбу и стал жаловаться на любые изображения с обнажёнными телами. Они часто публиковали фотографии, на которых кормили детей грудью.

Поэтому вскоре и активисток попросили убрать изображения профилей. В правилах сайта не было прописано, какие обнажённые фотографии допустимы, а какие нет. Это привело к PR-катастрофе и как минимум одной демонстрации.

— А оказалось, что пользователи ничего не хотят менять». «Мы всегда говорили, что мы на стороне пользователей, и обещали спрашивать их мнение, прежде чем менять что-то, — вспоминает Марк Смит, бывший разработчик LiveJournal.

О доверии не могло быть и речи. В то время было противостояние между «влиятельными пользователями», людьми, которые чувствуют себя частью LiveJournal-сообщества, и менеджерами компании. Это противостояние сыграло решающую роль в судьбе LiveJournal.

Дениз Паолуччи

руководительница волонтёров LiveJournal

Конкуренция, скандалы и продажа платформы российской компании

В конце 2000-х годов в противостояние блог-платформ вступили новые организации, а конкуренты (например, Tumblr) стремились переманить пользователей LiveJournal.

Фанфик содержал контент для взрослых, а главными героями в нём были несовершеннолетние лица. Ситуация усугубилась, когда LiveJournal, находясь под давлением религиозных сообществ, решил заблокировать пользователей, связанных с одним фанфиком по «Гарри Поттеру». Стивен Райт, автор статьи, считает, что, возможно, после этой истории пользователи LiveJournal начали уходить с платформы.

В России платформа стала настолько популярна, что LiveJournal использовался как синоним к слову «блог». В 2007 году Six Apart продала LiveJournal российской компании SUP Media. В январе 2009 года были уволены последние американские сотрудники компании.

Бывшие сотрудники LiveJournal считают, что платформа, состоявшая из отдельных и независимых сообществ, никогда не смогла бы конкурировать с мощью Facebook и Twitter.

У нас никогда не было чёткого представления о том, что же такое LiveJournal. LiveJournal — это Linux в мире социальных сетей. Все функции, которые есть на Facebook, появились на LiveJournal намного раньше. Зато у нас были разные функции. Это было время, когда жизнь в интернете не была столь публична, как сейчас. У нас также были надёжные настройки приватности.

Эйб Хассан

бывший сотрудник LiveJournal

В интернете остались лишь его русифицированная версия и публикации прошлых лет. LiveJournal, каким его знали первые сотрудники, уже не существует. Стивен Райт считает, что с течением времени и они, возможно, исчезнут, уступив место чему-нибудь более современному.

#livejournal

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть