Hi-Tech

«Красные флаги» ICO: приёмы криптовалютных мошенников и разбор финансовой пирамиды Initiative Q

В чем потенциальная опасность бесплатных раздач монет, и как защититься от ICO-мошенников — по мнению издания TechCrunch.

В закладки

Поделиться

Проанализировать каждый проект — тяжелый труд для профессионала, а новичкам-любителям не представляется возможным. В 2017 году запустили более 200 ICO, а в третьем квартале 2017 года ICO собрали $1,3 млрд, что в пять раз больше, чем финансирование блокчейн-проектов венчурным капиталом.

Из-за роста интереса к блокчейну, слабой нормативной базы и терминологии, которую легко использовать для манипуляции, криптовалютные проекты используются для мошенничества и обмана инвесторов. Ситуация осложняется тем, что технология блокчейна находится на ранней стадии развития, периодически предлагаются новые способы и механизмы её использования.

По исследованию компании, 81% ICO — мошеннические, 6% провалились, 5% близки к закрытию и лишь 8% продолжают торговать на бирже токенами. Аналитическая компания Satis Group разбила криптовалютные проекты на шесть групп: мошеннические, неудачные, близкие к закрытию, сокращающиеся, многообещающие и успешные.

Инфографика Satis Group по успешности ICO. Источник: Satis Group

Издание TechCrunch приводит шесть «красных флагов», которые помогут отличить настоящий блокчейн-проект с рабочей идеей от мошенничества или потенциального провала.

1. Идея не требует технологии блокчейна для реализации

Благодаря шуму вокруг блокчейна и возможного потенциала технологии, пользователи не задумываются о том, какую задачу решает проект, если в нем указывается криптовалюта, децентрализованность или блокчейн-механизмы.

К примеру, проекты, которые используют криптовалюту в качестве средства оплаты, вместо создания собственной криптовалюты, могут взять уже существующую и успешную — Bitcoin, Etherium, Waves.

Если ответ на этот вопрос — «нет», криптовалютный проект, скорее всего, является неудачным или мошенническим. По мнению TechCrunch, первый вопрос, который нужно задать при оценке проекта: «Нужен ли здесь блокчейн или собственный токен»?

2. Пустые репозитории для проектов с открытым кодом

Это означает, что программная часть загружена в хранилища — репозитории, такие как, GitHub, GitLab или Bitbucket. Одна из ключевых черт публичных блокчейн-проектов — они открыты для сторонних разработчиков. Программисты с опытом работы на блокчейне могут открыть опубликованный код и оценить качество и готовность проекта.

Также на мошеннический проект указывает отсутствие подробной информации о том, как работает технология. Если ICO-проект предполагает открытый код, но проект на репозитории пуст или не существует — он опасен для инвестиций.

Интересные криптовалютные проекты также разбирают на тематических сайтах и подтемах Reddit. Инвесторы, не обладающие техническим образованием, должны понимать, существует ли продукт на самом деле и как он работает.

3. Структура распределения средств работает в пользу небольшой группы разработчиков

Разработчики могут удерживать часть токенов после пре-ICO для дальнейшего финансирования проекта и разработки новых функций. Схема распределения и удержания токенов после инвестиций не всегда отражает мошенничество.

Целью команды может быть личное обогащение за счет продажи токена, а не поддержка проекта. Но если процент от общего количества зарезервированных токенов достаточно высок, есть повод для беспокойства.

Структура распределения средств была выстроена так, что он получил большинство токенов, зарезервированных для всей команды разработчиков. К примеру, основателя PayCoin признали виновным в создании мошеннической схемы, благодаря которой он заработал $9 млн.

4. Анонимная или неопытная команда

Даже если предпосылки создания проекта, его рынок и идея кажутся интересными и потенциально успешными — его должна разрабатывать опытная команда. TechCrunch считает, что команда разработчиков — самый важный шаг в оценке привлекательности ICO. Часто в ICO перечисляют консультантов с громкими именами — их нужно проверять.

Разработчики могут создать поддельные аккаунты в социальных сетях с указанием заслуг и опыта разработки в блокчейне, но это нужно проверять. Если в команде разработчиков нет громких имен или людей с опытом использования блокчейна — нужно проявлять осторожность.

А также можно проверить, были ли новости о проекте на сайтах-партнерах создателей ICO. К примеру, если члены команды утверждают, что сотрудничают с университетами или компаниями, лучше сделать запрос и подтвердить это.

5. Недостаточно информации на сайте

К примеру, информацию с сайтов китайских ICO переводят на другие языки с опозданием. Всегда существует вероятность, что подробной информации нет на сайте из-за раннего этапа разработки, но отсутствие дорожной карты или FAQ не всегда показатель мошенничества. Но если сайт переведен на несколько языков, а вся информация о проекте только в общих словах, то это повод задуматься.

Если в HTML-коде сайта есть файл “particle.js”, то это дополнительная причина для подозрений в мошенничестве. Также множество ICO используют на сайте простую JS-библиотеку для создания частиц.

Цель документа — объяснить инвесторам общий принцип разработанного проекта. Важным источником информации для всех ICO является whitepaper — документ, в котором рассказывается о целях проекта, его команде, технических деталях и другие детали.

Источник: Ethdocs.org

На сайте есть техническая документация, ссылка на GitHub и Wiki, раздел «вопросов и ответов», ветка обсуждения на Reddit. Пример хорошего и подробного проекта — Ethereum. С предполагаемым ICO Telegram аналогично: первое, что попало в прессу — дорожная карта проекта.

6. Отсутствие дорожной карты

Отсутствие дорожной карты может указывать на то, что у команды нет долгосрочного плана для проекта, и компания планирует заработать на сборе средств и сбежать. В ICO-проектах для инвесторов разрабатывают график развития проекта. Отсутствие плана действий — «красный флаг» для инвестиций.

Но мошенники тоже могут открыть свой канал, где будут публиковать фейковые новости. Легальные проекты часто создают канал с новостями в Telegram или Slack, к которому может присоединиться любой желающий, чтобы оценить развитие проекта и пообщаться с разработчиками.

В чем проблема с Initiative Q

Пользователям нужно было оставить адрес электронной почты и распространить свою реферальную ссылку в проект, чтобы получить монеты. В августе 2018 года в Facebook и Twitter начали распространяться приглашения для платежной системы Initiative Q.

Saar Wilf

To… Interested in a free $130,000 lottery ticket, which I estimate has a better than 1% chance to win?

www.facebook.com

За регистрацию в системе пользователь получает валюту Q. Основная идея Initiative Q в том, чтобы собрать большое количество пользователей, а затем разработать и внедрить глобальную платежную систему.

Это тактика дефицита и срочности, которую используют маркетологи, чтобы пользователь сделал необдуманное решение. Первое, что видит пользователь на странице — счетчик с деньгами, которые он может получить после регистрации, причём сумма постоянно падает. Такая тактика — «красный флаг» для инвестиций.

Приглашение для участия

Принцип похож на финансовую пирамиду: пригласить одного, чтобы он привёл еще кого-то, и все получили «бонусы». Для участия в проекте нужно получить приглашение. При этом приглашенный и пригласивший становятся «доверенными» людьми.

Чтобы получить еще 40% Q, нужно, чтобы в течение 96 часов по реферальной ссылке зарегистрировалось ещё пять человек. После регистрации пользователь получает 10% от заявленной на главной странице суммы. Остальные 50% Q дадут после выполнения заданий: установки приложения, проведения первой транзакции и так далее.

Если Initiative Q получит инвестиции, разработчики разрешат использовать Q и откроют конвертацию Q на другие валюты.

Согласно системе распределения, максимальная прибыль идет разработчикам и их ближайшему кругу друзей. Чем раньше зарегистрируется пользователь, тем больше валюты он получит. Минимум 20% всей валюты аккумулируется в руках разработчиков. 10% отправляется на компенсацию развития сети, еще 10% отправляются в «Денежный комитет».

Дорожная карта Initiative Q

Согласно ей, в течение трех лет компания планирует набрать аудиторию, разработать платежную систему, запустить её в нескольких регионах и привлечь инвесторов. У Initiative Q есть базовая дорожная карта.

Дорожная карта Initiative Q

Концепция платежной системы строится на трех понятиях:

  • платежные системы устарели;
  • любой может разработать и внедрить платежную систему нового уровня, если к кампании «присоединятся миллионы людей»;
  • существующие провайдеры слишком неэффективны, чтобы быть современными.

Согласно политике конфиденциальности, компания хранит у себя электронную почту пользователя, а также информацию об отосланных и принятых приглашениях.

По мнению криптовалютного журналиста Дэвида Джерарда, Initiative Q может использовать зарегистрировавшихся людей в качестве большой пользовательской базы во время привлечения инвестиций.

Если у компании не получится собрать достаточно пользователей, Джерард не исключает, что создатели попробуют продать персональные данные, чтобы заработать. Initiative Q может использовать личные данные пользователей для своих целей, к примеру, передавать их третьим лицам.

Сейчас у компании нет ничего, кроме обещаний и системы регистраций через приглашения. Initiative Q не предлагает полной информации о том, как разработчики собираются действовать, учитывая поставленные сроки.

Дэвид Джерард

Также неизвестно, где находится офис компании. Неизвестно, кто работает в команде Initiative Q, кроме основателя Саара Вилфа. В документе «Политика конфиденциальности» указано, что компания зарегистрирована в Тель-Авиве, Израиль.

Как Initiative Q собирается конкурировать с платежными системами

Плана по разработке платежной системы ещё нет. Создатели Q считают, что главное для них — привлечь как можно больше людей.

Вместо этого компания больше сосредотачивается на неудачах других представителей отрасли, чтобы привлечь внимание. Initiative Q на сайте не уделяет внимания подробностям услуг или преимуществам платежной системы.

Через недостатки существующих платежных систем Initiative Q формируют у пользователей образ экспертов в банковской сфере.

Про мобильные Google Pay и Apple Pay разработчики Q говорят вскользь, упоминая, что они используются лишь для небольшой части транзакций. К примеру, создатели Initiative Q считают, что покупатели пользуются банковскими картами и наличными, тогда как «эти функции можно легко интегрировать в смартфон».

По мнению Дэвида Джерарда, Initiative Q решает несуществующую проблему: Apple и Google создали удобные платежные системы, но им всё равно не удалось заставить владельцев Android- и iOS-устройств использовать эти возможностии.

У банковских карт и смартфонов есть возможности и ресурсы для оперативного внедрения современных технологий, тогда как у Initiative Q есть только ничем не подкрепленные амбиции.

Принцип работы системы

По словам создателей Initiative Q, должно быть выпущено 2 трлн Q, которые распределятся между членами сети, платежной компанией и валютным комитетом, принимающим решение о выпуске новых монет или их изъятия для сохранения постоянной цены.

Q будут выпускаться постепенно, соразмерно росту экономической активности, чтобы обменный курс составлял 1 Q за 1$. По замыслу Initiative Q, цель платежной сети Q заключается в более эффективной оптимизации торговли: избавлению от налогов и комиссий.

Создатели не объясняют, почему инвесторам будет интересна валюта Q, также не указано, как продавцы будут использовать Q для расчетов товаров, купленных за реальные деньги. Однако нет никакого упоминания о том, как будут обмениваться Q на реальные деньги и откуда возьмется стоимость монеты.

Но Q не может быть приватной, так как в предполагаемой схеме транзакций есть проблема: она целиком зависит от людей. Initiative Q акцентирует внимание на том, что Q не являются криптовалютой: по их словам, это цифровые деньги, основанные на простоте, так как все переводы осуществляются через смартфон, и стабильной стоимости, чего пока нет у криптовалют.

Несмотря на противопоставление криптовалютам, Initiative Q в качестве основы своей валюты использует токены Ethereum как для основного выпуска монет, так и для двух резервных фондов объёмом в 2 трлн Q.

В этом случае другому участнику, у которого есть доверительные отношения с покупателем, может быть предложено проверить, знает ли покупатель о транзакции. Если пользователь покупает ценный товар, важно проверить, не взломана ли учетная запись.

из FAQ Initiative Q

Одна из основных целей блокчейна состоит в том, чтобы упростить и обезопасить платежи, при этом не нарушить приватность пользователя.

Вместо этого, она выберет кого-то из «доверенных» людей, чтобы узнать, всё ли законно. Из FAQ можно сделать вывод: если покупатель хочет телевизор, платежная система не будет просить подтверждение личности. Если это будет девушка, с которой расстался пользователь, она может заблокировать любые крупные покупки на всё время работы Q.

#ICO

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть