Хабрахабр

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» отправится в космос не ранее 2021 года

Появлялись такие материалы и на Хабре. В течение нескольких лет многие СМИ публиковали позитивные новости относительно прогресса сборки космического телескопа «Джеймс Уэбб». Проблема в том, что в процессе сборки «Джеймса Уэбба» обнаруживается все больше неполадок, что приводит к тому, что дата запуска телескопа все время откладывается. Несколько лет назад стали проявляться и другие новости, уже не столь положительные.

Тогда же агентство НАСА раскрыло планируемую дату запуска системы — 2007 год. Стоит отметить, что работа над этим проектом началась еще в прошлом веке — первые элементы конструкции были изготовлены в 1996 году. В том смысле, что телескоп так и остается на Земле, в ближайшее время он никуда не летит.
В марте этого года команда инженеров проекта обнаружила ряд неполадок, из-за которых старт телескопа пришлось отложить еще на несколько лет. Но прошло уже 11 лет, а воз и ныне там. При этом и бюджет увеличился — сейчас он составляет уже $8 млрд. Тогда, в марте, сообщалось, что «Джеймс Уэбб» полетит в космос не ранее 2020 года. И все это обойдется бюджету еще в $800 млн, причем это еще более-менее оптимистичная оценка. Новая неполадка отсрочила отправку аппарата в космос еще на год, то есть теперь старт назначен на 2021 год.

Состоит он из десятков тысяч деталей. В том, что разработчики часто фиксируют проблемы технического характера, ничего удивительного нет — ведь телескоп — самый сложный инструмент наблюдения за космосом из всех. Его из-за чисто технических причин нельзя сделать цельным, так что инженеры приняли решение создать большое зеркало из нескольких элементов относительно небольшого размера. Ключевых частей несколько, одна из них — сегментное зеркало. Без него нельзя, поскольку в «поле зрения» системы все время попадает Солнце. Кроме того, важнейшей частью телескопа является солнечный экран, который защищает всю систему от воздействия яркого солнечного света. Если «глаз» телескопа не закрыть, то наблюдения проводить не получится.

На днях стало известно, что сотрудники этой компании начали очищать клапаны, часть конструкции экрана, но использовали для этого не ту марку растворителя. Над созданием щита работает подрядчик НАСА — компания Northrop Grumman. Их пришлось заменить, что повлекло за собой задержки в реализации проекта. В итоге клапаны были повреждены. Проводку никто не проверил, и при очередном включении системы оборудование пострадало от слишком высокого напряжения. В другом случае один из руководителей проекта поверил на слово инженеру этой же компании, заявившему, что электропроводка установлена верно.

В ходе испытаний отдельные ее элементы оказались внутри телескопа, повредив другие детали. Но и это не все, поскольку выяснилось, что система, которая отвечает за разворачивание солнечного экрана была установлена неверно. Руководство проекта заявило, что все эти проблемы привели к задержке завершения проекта еще на полгода. Два элемента до сих пор не найдены и более того — неясно, где их нужно искать. Часть — чисто человеческий фактор, часть — слишком оптимистичные сроки, предложенные рядом экспертов, еще часть проблем вызвана слишком высокой сложностью телескопа. По словам представителей комитета, проблемы у «Джеймса Уэбба» комплексные.

Сейчас НАСА работает над их выполнением, реализовано уже 30 пунктов. Для исправления ситуации специальный комитет оставил список из 32 рекомендаций. Скорее всего, для окончательного приведения проекта в порядок, НАСА понадобятся дополнительные средства. Последние два — самые сложные, в НАСА сейчас проводят оценку возможности их выполнения. В 2019 году агентство обойдется своими силами, а вот в 2020 придется просить у Конгресса США новый транш.

И если все пройдет хорошо — то «Джеймсу Уэббу» будет позволено отправиться в космос. Впереди у ученых — финальная сборка телескопа (сейчас он разделен на две части) и тестирование единого целого.