Хабрахабр

Корпоративная анатомия

Сергей зашел в кабинет собственника – тот сидел на своем месте, а через стол расположилась Ольга.

– Курчатов встал, протянул руку через стол. — Сергей, приветствую! – Присаживайся!

Настроение было не сильно рабочим – до увольнения оставалось четыре с половиной дня. Сергей сел рядом с Ольгой, вежливо улыбнулся и приготовился слушать.

– начал Курчатов. — Сергей, не буду ходить вокруг да около. И не просто остаться, а возглавить ее. – Я предлагаю тебе остаться в нашей компании.

Опять начинается… Сергей шумно вздохнул.

– грустно сказал он. — Евгений Викторович, мы это уже проходили. К тому же, у вас уже есть директор. – Я не хочу быть директором.

– улыбнулся Курчатов. — У меня уже нет директора. – Николай сегодня работает последний день.

Он же сколько… Неделю проработал? — Как так?

Считай, что не прошел испытательный срок – наш тренинг это показал. — Около двух уже. Да, это – строго между нами. Он паникёр, в наших условиях такой не нужен. Я никому еще не объявлял.

— Ясно.

– с улыбкой заговорила Ольга. — Сереж. – Ты отказываешься от должности директора?

— Да.

— Серьезно?

— Да.

— Почему?

— Я – программист.

— И что?

— И все.

– снисходительно улыбнулась Ольга. — Погоди. Я программист, бла-бла-бла, я не такой как все, но, как мне кажется, от таких предложений не отказываются. – Это все звучит, конечно, красиво.

— Как видите, отказываются.

— Мы вроде на «ты» перешли…

— Да какая разница… Ладно, как видишь, вполне можно отказаться от должности директора.

— Ты ответственности боишься?

— Нет.

Объясни старой тётке. — А что тогда?

– улыбнулся Сергей. — На комплимент нарываешься?

— Я что, похожа на кокетку?

— Все женщины похожи на кокетку.

– вмешался Курчатов. — Так, стоп. Сергей, мне объясни, почему отказываешься. – Я вижу, что за время тренинга вы подружились, но мы сейчас серьезный вопрос обсуждаем.

— Я – программист.

Курчатов на секунду замолчал, тяжело вздохнул, как будто разговаривает с бестолковым ребенком.

У меня медицинское образование, и я даже пару дней отработал, пока не узнал, какая у меня будет зарплата. — Ну, Сергей, если разобраться, то я – врач. Но, как видишь, стал и директором, и собственником.

– переспросил Сергей. — Врач?

— Да.

Хотя нет… Врач же создавать не умеет, только лечить. — Забавно… Значит, мы с вами – почти коллеги.

— Поясни…

Приделать ему три руки и четыре задницы? — Ну врач же не может создать человека?

— Теоретически…

Не может. — Практически. А программист – может.

– улыбнулась Ольга. — Создать систему с четырьмя задницами? – Это что-то новенькое.

– Сергей тоже улыбнулся. — Да ладно. Одна только всплывающая реклама на весь экран чего стоит. – В продуктах твоей компании задниц намного больше.

— Ну, я бы порассуждала с тобой на предмет монетизации…

— Так и врач бы порассуждал на предмет необходимости четырех задниц у человека.

– повторил свою любимую фразу Курчатов. — Так, стоп. Сергей, мы опять в сторону уходим. – Не хочу про задницы слушать.

– кивнул Сергей. — Ок. Я не хочу быть пользователем. – Я – программист, а не пользователь.

— Директор, по-твоему, пользователь?

— Да, кто ж еще.

– вмешалась Ольга. — Так, можно с этого места поподробнее?

Согласны? — Чего подробнее-то… Бизнес – это система.

— Ну да, мысль очевидная и многократно обмусоленная.

– согласился Сергей. — Так и есть. Интересная, сложная, нестабильная система. – Но факт остается фактом, бизнес – это система. Кто-то является частью этой системы – например, рабочий у станка. Любой сотрудник занимает относительно этой системы некое положение. Без рабочего станок ничего не может. Звучит бесчеловечно, но он – винтик, часть звена, состоящего из станка и, собственно, самого рабочего. Без станка рабочий не особо нужен… Хотя, он может работать грузчиком.

— Или перейти на другой станок.

— Ну да.

Тоже винтик? — А директор кто?

Формально у директора в системе куча функций, то есть обязанностей. — И да, и нет. С другой стороны, он волен менять некоторые параметры системы – те, которые способен понять. Встречи с клиентами, подписание договоров, принятие решений, проведение совещаний и так далее.

– улыбнулась Ольга. — О, программистская ирония пошла.

– серьезно ответил Сергей. — Это не ирония, а реальность. Вот представьте… Так… – Директор, даже если захочет, не сможет внести серьезных изменений в систему.

Сергей задумался, подбирая метафору.

Компьютер у всех же есть? — Вот!

Ольга кивнула.

— А изменить поведение операционной системы кто может?

— Ну, любой, наверное…

– обратился к Курчатову Сергей. — Евгений Викторович, вы можете?

– кивнул собственник. — В некоторых пределах.

Например, вы ничего не сможете сделать с ядром. — Да, и в весьма узком диапазоне. Вам доступно немного – засрать диски (Курчатов поморщился), разрешение экрана поменять, программы устанавливать и удалять, картинку на рабочем столе изменить, громкость добавить и тому подобное. В реестр даже зайти не сможете.

– ответил Курчатов. — Это уже немало.

Как работает система – вы не понимаете и никогда не поймете. — Но и немного. О законах поведения системы вам остается только гадать. Даже если захотите, ничего не выйдет – программисты позаботились о том, чтобы вы не смогли ничего испортить. Ну как… Щас… Как древние люди, неандертальцы какие-нибудь, силившиеся понять законы природы.

– улыбнулся Курчатов. — Ну спасибо.

— Не обижайтесь…

— И не подумал.

Теперь понятно? — Хорошо.

— Что именно?

— Почему директор – пользователь.

— Потому что не понимает, как устроена операционная система компьютера?

— Нет, потому что не понимает законов функционирования бизнес-системы.

— Сергей, я создал этот бизнес, вообще-то…

– кивнул Сергей. — Ну да, вы и операционную систему сами установить можете. Там же сплошной эникей. – И программы, например, и драйвера.

— Не понял, причем тут программы и драйвера…

— Ну как… С чего начинался ваш бизнес?

— Нас было четверо: я, два инженера-конструктора, и снабженец.

Потому что произошло? — Вот, это – голая операционная система.

— Ну, мы начали производить продукцию… Не сами, сначала заказывали на стороне по нашим чертежам, потом стали расширять штат.

Сначала вы действовали по необходимости, верно? — Это, в нашей метафоре, установка новых программ.

— В смысле?

Вы арендуете склад, и нанимаете туда работника. — Ну вот работаете вы, появились деньги и острая необходимость, например, в собственном складе. Так?

— Так.

Не хватает какого-то куска – добавляем. — Ну вот, это был доступный уровень понимания системы. Все равно, что вы на компьютер установили почтовую программу, или текстовый редактор, когда возникла необходимость писать письма или составлять договоры.

Курчатов кивнул.

На каком-то этапе у вас появились зависимости. — Дальше вы продолжали расширяться.

– нахмурил брови Курчатов. — В смысле? – Какие зависимости?

— Вы игры ставили на компьютер?

— Ну да, раньше бывало…

А она говорит – слушай, дружище, тут бы это… DirectX установить. — Помните, там было такое… Ставите, например, стрелялку. Или какие-то странные библиотеки, вроде C++, Net Framework и т.д.

– кивнул Курчатов. — Да, было такое.

Программы, которые вы сами решаете поставить, говорят вам – слушай, надо еще пару моих дружбанов сюда засадить… Ничего не напоминает? — Это и есть зависимости.

Курчатов наморщил лоб, соображая.

– спросил он, наконец. — Ты про бухгалтерию?

Для общения с внешними устройствами, вроде налоговой, ПФР, Росстатом и т.д. — Не совсем… Бухгалтерия – это, скорее драйвер. Когда устанавливаете бухгалтерию в свою систему, кто идет прицепом?

— Кто?

Бухгалтерия же хочет автоматизацию, верно? — Программисты.

Хотя, мне кажется, они могли бы обойтись… — Верно.

Настоящих бухгалтеров, как и настоящих программистов, становится все меньше и меньше. — Нет, уже нет. Сейчас бухгалтер – это тот же пользователь, не понимающий сути своей работы.

— В смысле?

— Ну, я про принцип двойной записи.

— Не слышал…

Знают, как в программе приход-расход оформить, и все. — Они тоже. Поэтому хотят автоматизацию. Без программы, по старинке, в амбарной книге, учет вести не смогут. Кто идет прицепом к автоматизации?

— Программисты, ты уже сказал.

Хотя, программа рассчитана на то, чтобы бухгалтер мог работать самостоятельно. — Да, программисты. И вы получаете в своей системе… Гостей, короче. Но никто в этом не признается. Навроде глистов.

— Программисты – это глисты?

Типовой программист 1С, например, сидящий на заводе – самый что ни на есть глист. — Не все, но многие.

– нахмурился Курчатов. — Серьезно? – Ты же сам программист…

Есть те, кто меняет систему, автоматизирует новые контуры, разбирается в процессах, оптимизирует, подсказывает решения. — Программист программисту рознь, в том числе – среди 1Сников. Пользуется тем, что бухгалтеры не хотят ни во что вникать, разбираться, снижать стоимость ведения учета. А есть те, кто… присосался к бухгалтерии, точнее – к вам, в бизнес-системе, через бухгалтерию, и сидит тихонько, его не видно и не слышно, а он, как в песне… Соси-посасывай.

— Чего снижать?

— Стоимость ведения учета.

— Это что за термин?

Этот процесс стоит определенных денег. — Ну как… Вот у нас ведется учет. Так?

— Ну, пожалуй, да…

Смотрите сами. — Только вы понятия не имеете, сколько он стоит. Зарплата бухгалтерии, налоги на эту зарплату, зарплата главбуха и ее замов, стоимость ПО и лицензий, стоимость обновлений и поддержки, зарплата программистов, компьютеры и периферия, амортизация оборудования, вроде серверов, амортизация нематериальных активов, вроде тех же лицензий, стоимость привлеченных специалистов…

Мы не используем аутсорсинг. — Каких?

Это, если так можно выразиться, временные глисты. — Это вам так кажется. Вот и зовут внешних программистов. Какой-нибудь НДС экспортный посчитать, страховые взносы помочь начислить, и тому подобное – ни местные программисты, ни бухгалтеры не знают, как это делать. Так и формируется стоимость ведения учета.

— Сколько?

– Миллион в месяц, если не больше. — Так… — Сергей отвел глаза в сторону, прикидывая сумму.

– улыбнулся Курчатов. — Мда. Получается, твои программисты – тоже гости? – Интересная информация.

— Нет, мои – нормальные.

— Ага…

Вы же бывали на совещаниях, когда я с главбухом ругаюсь? — Я серьезно.

– улыбнулся Курчатов. — Да.

Типовой спор с бухгалтерией звучит так. — Ругаемся мы, если разобраться, по одной причине – я не хочу, чтобы в нашей бизнес-системе завелись глисты. «Все работает, вы просто дуры косорылые». «Программа не работает, разберитесь!». «Вы не бухгалтеры, а операторы ввода данных». «Мы бухгалтеры, а не программисты!». «Что хотим, то и позволяем. «Да что вы себе позволяете!». «Нет, мы не можем без программы!». Сейчас выключим программу, будете вести учет в экселе». «Вы будете помогать, или нет?». «Какие вы нахрен тогда бухгалтеры?». Этот вопрос мы разбирали месяц назад, вашей Леночке все показали. «Нет. «Да сколько это будет продолжаться!». Голову из задницы вытаскивайте, и работайте». Ну и так далее.

– кивнул Курчатов. — Ну понятно. – Еще есть примеры?

— Примеры чего?

— Ну… Гостей.

Вот у вас в отделе маркетинга… — Конечно.

Или у нас? — У вас?

— У вас, я же увольняюсь.

— Ладно…

— В отделе маркетинга у вас сидит настоящая глиста – Вениамин.

— Программист Битрикс?

— Блин… Если не хотите как-нибудь при случае опозориться, никогда не ставьте эти два слова рядом.

Ольга улыбнулась.

— Ладно… Что с ним не так?

Купили битрикс, сделали на нем сайт – ладно, это еще можно пережить. — Типичный приживала. А он, сволочь, понадобился. Хотя, как и в случае с 1С, утверждалось, что система качественная, и программист не понадобится.

— Зачем?

— Я бы знал… Там еще Вика есть.

— Какая Вика?

Новости пишет, видосы выкладывает, ну и так далее. — Контент-менеджер называется.

— Так это полезная работа…

Вы прям зачитываетесь этими новостями? — Да ладно.

— Ну, если честно…

А если прочитаете, то выгоните Вику. — Если честно, то вы их не читаете. А если сами попробуете заказать что-нибудь на нашем сайте, то и Веню следом вышвырнете, с пинками под зад.

— Хм… Как бы это проверить?

– Сергей кивнул в сторону компьютера. — Заходите на сайт.

Курчатов повернулся к компьютеру, разблокировал, открыл браузер.

– посоветовал Сергей. — В инкогнито. – А то у вас автозаполнение сработает, и отправите заказ под своей учеткой.

— Что за инкогнито?

— Ctrl+Shift+N.

– кивнул Курчатов. — Понял. – Дальше что?

— Закажите чего-нибудь.

– Готово. — Так… — Курчатов тыкал мышкой, чего-то добавлял в корзину. Укажу личный ящик почты… Так… Телефон какой вбить?

— Свой вбейте, без разницы.

Так, отправить… Спасибо за заказ, в течение пяти минут с вами свяжется менеджер для уточнения деталей. — Хорошо.

— Ну-ну…

— Заказ попадает в нашу систему?

— Нет.

— Почему?

Просто электронное письмо придет, ему и Вике. — Потому что Вениамин.

— Не понял, почему не попадет в систему?

Говорит, надо еще поотлаживать. — С нашей стороны все готово, а он все никак не сделает.

— Так мы сайт год назад сделали!

– Сергей улыбнулся. — Ну, значит, юбилей у глистов.

Получается, программисты и контент-менеджеры – лишние люди в системе? — Хорошо, подождем пять минут.

— Ну да, и не только они.

— Кто еще?

– улыбнулся Сергей. — Служба менеджмента качества.

— Погоди, а с ними что не так?

Там сидят две девочки, знаете их? — Они пришли следом за стандартом ИСО.

– По именам не помню, но они же заняты важным делом – оптимизацией процессов, внедрением улучшений. — Ну да… — Курчатов засмущался.

– улыбнулся Сергей. — Ну-ну. Создают бумажки, копируют бумажки, согласовывают бумажки, делают бумажки на бумажки, и так далее. – Они заняты только одним делом – бумажками. Причем, еще и мешают всем остальным работать.

— Это как?

Сначала взяли типовой, из стандарта. — Ну как… Вот есть процесс, управление производством например. Напрягли начальника производства, тот полгода мучился, чего-то родил в итоге. Потом решили, что он должен соответствовать нашим реалиям. Чернокнижники его еще пару месяцев помурыжили с нормоконтролем, чтобы все буквы, шрифты и отступы на месте были, потом согласовали бумажку.

— Ну, это нормальный процесс…

Потом они дочитали стандарт ИСО, и увидели, что в процесс регулярно должны вноситься изменения, улучшения и прочая нечисть. — Да, если один раз – нормальный. Он на них с матами, а те непробиваемые уже, как аудиторы из налоговой – не колышет, говорят, надо, значит делай. И снова пристали к начальнику производства – типа, давай, делай улучшения. А они снова пришли. Ну тот поныл, опять чего-то выродил. Нормоконтроль, отчеты о состоянии процессов, отчеты по улучшениям, показатели качества процессов, и так до бесконечности.

– нахмурился Курчатов. — Звучит, конечно, диковато. Это – бесконечный цикл улучшения процессов. – Но, погоди… Мне Марина говорила, что так и должно быть. Для повышения качества. Цикл Деминга, насколько я помню.

– Как-нибудь, при случае, спросите Марину, что такое качество. — Забавно… — улыбнулся Сергей. Жутко интересно, что она ответит.

— Думаешь, не ответит?

А уж что такое, например, индекс воспроизводимости, или, не дай Бог, критерий Фишера, и подавно. — Уверен, что не ответит.

— А что это?

Это когда не бумажки пишут, а идут в цех и реально улучшают качество производственных процессов. — Базовые понятия статистических методов управления качеством.

— Наши не ходят в цех?

– улыбнулся Сергей. — Можем в Перко посмотреть.

— Где?

Глисты в говне ковыряться не любят… Хотя… Блин, метафора поломалась. — Ну система контроля доступа, в цех чтобы зайти – надо пикнуть пропуском.

– улыбнулся Курчатов. — Ну да. В нашей системе есть лишние люди, надо об этом позаботиться. – Ладно, я понял. Наверняка, у тебя еще есть примеры…

– кивнул Сергей. — Полно. – Но суть не в глистах.

– согласился Курчатов. — Пожалуй, да. Но живут же как-то… – Как врач, скажу тебе – почти у всех людей есть паразиты.

Потому что так принято – создавать бизнес-систему, и не понимать, как она работает, что ей мешает, почему она тормозит, откуда такие затраты, и что со всем этим можно сделать. — Живут, и люди, и бизнес. Это ключевая фраза, которую говорят не только собственники, но и все остальные. Вы вот недавно сказали – я же создал этот бизнес.

— Поясни…

Я часто обращаюсь к коллегам, и говорю – давайте улучшим вот это, или вон то! — Ну вот взять меня. Что мне отвечают?

— Что?

Понимаете? — Не лезь, не мешай, работает – и ладно.

– кивнул Курчатов. — Это реакция среды, совершенно нормальная.

Меня, как программиста и инженера, такая реакция жутко бесит! — Вот! Чего лезть? Нормально же? Есть Курчатов, вот он и разберется! Ты нас еще учить будешь? А ты не лезь! Если он скажет, мы улучшим! (Сергей сделал особый акцент на последнем слове). Ведь все нормально!

– вдруг вмешалась Ольга. — Поэтому ты увольняешься? – Потому что не дают менять?

– ответил Сергей. — Да! Я хочу и могу менять бизнес-систему, улучшать связи, оптимизировать процессы, но никому это не надо, потому что у нас все нормально. – Я чувствую себя программистом, которому не дают программировать! (Сергей опять сделал акцент на последнем слове).

– прищурилась Ольга. — Почему тогда отказываешься директором стать? – Ведь эта должность дает прямой доступ к изменениям.

– улыбнулся Сергей. — Ни фига! Тем более, если он – не собственник, а наемный работник. – Директор – самый бесправный, нерасторопный и консервативный элемент системы. Он буквально связан по рукам и ногам. Слишком много у него показателей, за которые надо отвечать. Тем более, он ничего и не сможет менять, даже если захочет.

— Потому что не понимает бизнес-систему?

Он – просто пользователь. — Да. Сел, подключился, и побежал, как белка в колесе. Возможно, даже с административными правами, но толку-то, если не знает, что с этими правами делать?

– вступил Курчатов. — Погоди, Сергей. Как мне вздумается, так и поменяю. – Я могу менять систему.

Откуда тогда на каждом подъезде столько объявлений, типа настроим компьютер, удалим вирусы, и так далее? — Ну, так может рассуждать и пользователь компьютера.

Это люди, в первую очередь. — Бизнес – не компьютер.

— И нет никакой системы?

– Наверное, все-таки есть. — Хм, хороший вопрос… — Курчатов улыбнулся.

— А люди в этой системе где?

— Не знаю… Да, ты же сказал, что они – винтики и пользователи.

— Именно.

— Ок, что тогда есть изменение системы?

— В первую очередь – работа со связями, особенно кроссфункциональными.

— Поясни…

Черными ящиками. — В первом приближении можно считать конкретные функции закрытыми, не подлежащими изменениям звеньями. Что тогда остается?

— Связи?

Управляющие воздействия, обратная связь, регулировка сигналов. — Да. Продавцы нашли клиента, выбили потребность, пошел сигнал – либо в снабжение, если это перепродажа, либо в производство, если это – собственная продукция. Типичный пример – связь продаж, производства и снабжения.

— Ну да, тут все понятно.

А на самом деле сигнал никуда не идет. — Это вам, как пользователю, кажется, что тут все понятно.

— То есть как?

— На совещаниях часто слышите вопрос продавцов, типа «предоставьте сроки поставки продукции»?

— Да.

Информация от продавцов не доходит до снабженцев. — Это – типичный пример поломанной связи. А возможно, и снабженцы не знают, если поломана третья связь – с поставщиками. А если и доходит, то наблюдаем поломку второй ветки – обратной, продавцы не знают, когда придет продукция.

– нахмурился Курчатов. — Тут точно дело в связях? Про кого, кстати, речь? – Мне кажется, просто люди плохо работают.

– вспылил Сергей. — Да это не важно! Вот сколько начальников снабжения мы поменяли за последние пять лет? – Евгений Викторович, я давно тут работаю, и знаю, о чем говорю.

— Несколько, точно не помню…

Вам это ни о чем не говорит? — А я помню – семь человек.

– кивнул Курчатов. — Говорит. – У нас в городе кадровый голод на хороших специалистов по закупкам.

Дело не в людях. — А вот и нифига. А снабжение – очень простая, обусловленная функция. Это с продавцами или конструкторами я бы, возможно, согласился – там важны личные качества, творческие способности, умение вести переговоры.

— Это как?

Как мясорубка. — Она полностью подчинена внешнему сигналу, ничего сама не выдумывает, никакой инициативы не может и не должна проявлять. Положили в нее мясо – потребность клиентов, она должна крутануться и выдать фарш – удовлетворение этой потребности.

— Если все так просто, почему мы сменили семь начальников?

Вы видите, что какое-то звено не дает нужного результата, и просто его меняете. — Потому что мы, то есть вы, директоры – просто пользователи. Вы не можете, и не хотите понять, почему снабжение периодически проваливается. Не потому, что вы дураки – просто это не ваш уровень компетенции.

Мы далеко, а он-то – близко, он внутри, в процессе! — Так погоди… Ну ладно, мы не можем, а почему сам начальник снабжения не может наладить работу?

А проблема – не внутри, а снаружи. — В том-то и дело, что он – внутри.

— В продажах?

Продажи – это звено. — Нет. А между ними – связи. Снабжение – тоже звено. А ключевая фишка в том, что за связи не отвечает ни тот, ни другой. Вот они и не работают.

— А кто отвечает?

— А это вам загадка, может разгадаете… — улыбнулся Сергей.

— Директор?

Директор отвечает за связи так же, как пользователь компьютера – за работу шины данных. — Нет. Директор, как и пользователь, видит только элементы системы, и пытается ими управлять, не понимая, что проблемы – в связях. То есть никак. Только и может, что увольнять и надеяться, что новый сотрудник что-то изменит. Но сделать со связями ничего не может, потому что не умеет, не видит, не придает значения. И так до бесконечности.

— Ты предлагаешь никого не увольнять?

Хотя, я уже ничего не предлагаю… Так это я, просто вы спросили… — Я предлагаю заниматься тем, что действительно важно – понять и изменить систему, а не разгонять людей веером, не тащить в себя новых глистов, и не надувать щеки по поводу того, что у нас все нормально.

– улыбнулся Курчатов. — А я рад, что спросил. – Слушай, Сергей… Если я создам условия, при которых ты сможешь менять систему, ты останешься?

Вы наймете нового директора, он откажется менять систему, займется ее стабилизацией, консервацией, и веерными увольнениями неугодных. — Вы не сможете создать таких условий.

Я сам стану директором. — Ты не понял. А ты будешь моим помощником. Вернусь к непосредственному управлению, как раньше. Будем работать в команде. Я буду пользоваться системой, а ты будешь ее улучшать. Ты и я.

Курчатов внимательно смотрел на него, Ольга – тоже. Сергей замолчал и призадумался.

– продолжил Курчатов. — Мне нравится модель, которую ты представил. Стратегия, которую ты обрисовал на тренинге, до сих пор не выходит у меня из головы. – Я не про глистов, хотя это тоже важно.

– вклинилась Ольга. — Ага, у меня тоже. – И жутко интересно, как вы будете ее реализовывать на практике.

– сказал Курчатов. — Я дам тебе чрезвычайные полномочия. Или, точнее, я буду твоей правой рукой, потому что понимаю теперь, что директор – не владелец системы, а лишь ее часть, пользователь, функция. – Будешь моей правой рукой. Не оперативно, в ежедневном режиме, а на системном, стратегическом уровне. Я хочу, чтобы ты управлял моей работой. Что скажешь?

– тяжело вздыхая, сказал Сергей. — Мне надо подумать. Пройдет день-два, настанет какой-нибудь очередной кризис, и вы забудете про изменения, вас затянет рутина, будете от меня вежливо избавляться каждый раз, когда я приду с предложениями. – Если честно, я вам не верю.

– Я, конечно, хотел бы тебе сказать, что обещаю держаться, но я – тоже человек. — Ну… — протянул Курчатов. Ты же увольняться собрался? Давай так.

— Да.

Уволиться ты всегда успеешь, но попробовать все-таки стоит. — Ну вот. Если я передумаю играть обозначенную роль, я не буду сопротивляться, и ты уйдешь. Как только тебе начнет казаться, что я тебя педалирую, или стану динамить с изменениями – смело об этом говори. Чтобы ты не переживал, я тебе прямо сейчас пообещаю хорошее выходное пособие… Как насчет шести окладов?

– округлил глаза Сергей. — Шести?!

– кивнул собственник. — Ну да. Погружение в рутину, отказ от изменений обойдутся мне очень дорого. – Это и твоя страховка, и моя мотивация. А Ольга будет свидетелем нашего соглашения. Я готов рискнуть. Хотя, если ты настаиваешь, изложим его на бумаге.

– поспешил сказать Сергей. — Нет-нет, я вам доверяю. Хорошо? – Но мне все равно надо подумать.

– пожал плечами Курчатов. — Хорошо. – Кстати, так ведь и не позвонили, насчет заказа-то…

– улыбнулся Сергей. — И не позвонят. – Глисты любят тишину и спокойствие.

– Есть предложения? — Я бы с них и начал… — улыбнулся в ответ собственник.

— Да, масса.

— Рассказывай…

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть