Hi-Tech

Короткая версия интервью с Михаилом Поповым для конкурса «На всю голову»

Основатель TalkBank Михаил Попов рассказал, почему людям не нужен банковский БДСМ, как создать понятный необанк, что делать, если звонит ЦБ, а еще о том, как ИИ изменит будущее финтеха.

Откуда появилась идея TalkBank?

Все 10 лет работы в этой сфере идея реализовать собственный проект меня не отпускала. Банкинг меня интересовал давно, но первая моя работа была в ритейле. В итоге понял, что время идет, и попробовать себя создателем собственного проекта уже может не получиться.

Ведь я уже по полной испытывал на себе «банковский БДСМ» — все неудобство банковской системы и постоянное ощущение, что тебя обманывают. К началу своего дела пригодились мои знания и навыки. Мне это не нравилось. Я видел, что банк думает не о моих деньгах, а только о своих.

И что вы предприняли?

Хотелось создать сервис, который будет понимать и решать проблемы клиентов по управлению личными финансами, станет финансовым помощником клиента. Создал проект Easyfinance — инструмент для контроля личного бюджета.

Проект успешно работал, а пару лет назад у меня появилась идея, как с помощью искусственного интеллекта и других технологий упростить ведение личных финансов.

И по дороге понял: «А зачем нам делать отдельный сервис, когда можно сразу сделать банк нового поколения?» С этой идеей я ехал на работу, чтобы собрать сотрудников и сказать, что мы будем делать.

В чем заключается философия вашего продукта?

В тот момент брат подсказал, что голосового помощника делать дольше, поэтому появился бот TalkBank в первом, текстовом варианте. Мне нравится делать так, как удобно людям: сначала я представлял, что человек будет просто спрашивать у чатбота, а тот — ему отвечать, то есть клиенту не нужно разбираться в функционале.

Вы ведете бизнес вдвоем с братом?

В этом бизнесе мы ролями поменялись — я стал генеральным, а он заместитель по стратегии, занимается привлечением инвестиций. Да, мы и до этого делали вместе Easyfinance — там он генеральный директор.

В бизнесе никогда нет прямой дороги — все складывается из череды событий, из случайностей. Если оглянуться назад, интересно вспоминать, как все развивалось — от названия и дизайна карточек до бренда. Я, к примеру, люблю яхтинг. Но однозначно, я бы сказал, путь предпринимателя напоминает движение на паруснике. В предпринимательстве главная задача — уловить вектор, а прямого движения к этой цели нет. Хождение под парусом против ветра очень напоминает управление бизнесом — идешь зигзагами. Поэтому мы хоть и допускали ошибки, но в любом случае двигались к цели.

Тогда в рамках «Битвы стартапов» на Startup Village в Сколково мы объявили о старте проекта. Прошло уже 2 года с момента объявления идеи TalkBank.

«Хождение под парусом против ветра очень напоминает управление бизнесом — идешь зигзагами»

Как началась работа со стартапом?

В этом помог ФРИИ — там мы создавали сам продукт. Мы решили строить бизнес по классическому сценарию стартапа — сначала акселератор, потом инвестиции. Но мы уложились в заданные сроки и первого клиента привлекли в октябре. И это было, конечно, очень тяжело, потому что акселератор дает двойную нагрузку: ты работаешь с менторами, решаешь текущие задачи, набираешь персонал, развиваешь бизнес стратегически. Ближайший к нам конкурент — вьетнамский необанк — справился с подобной задачей за 9 месяцев и $10 млн. У нас был самый короткий путь от идеи до первого клиента.

В чем ваше уникальное предложение?

Все вопросы решает чатбот. Наша фишка в докрутке простых процессов до ума и в роботе-помощнике. Когда человек пользуется сервисом TalkBank, у него не должно быть желания никуда звонить. Мы изначально проектируем банк так, чтобы не надо было ходить в отделения, звонить в колл-центр.

Не зря появляются умные колонки, искусственный интеллект. Мы смотрим на 5-10 лет вперед. Будет то же самое, но уже на более высоком технологическом уровне. Со временем банки должны уйти от мобильных приложений и вновь вернуться в режим разговора, как это было в самом начале — мы общались с банкиром, и он решал наши проблемы. К примеру, сначала все рисовали пальцами на стене, потом была глиняная дощечка и стилус, сейчас их заменил тот же палец/стилус и планшет, а в будущем это будет искусственный интеллект и совсем иной способ взаимодействия.

Как вы ее создали, ведь криптовалюты не разрешены в России? Когда готовилась, увидела информацию про ваш революционный для рынка продукт — банковскую криптокарту.

Мы всегда опираемся на российское законодательство, на те возможности, которые сейчас есть в законе, именно так создали TalkBank. Они не запрещены. Вы можете в один клик через наш чатбот получить к нему доступ, видеть прозрачную информацию по нему и взаимодействовать с криптовалютами: переводить, кому хотите, или получать валюту на свой криптокошелек. Если говорить про сам продукт, это банковская карточка, в которую интегрирован криптокошелек. Если необходимо, обмениваете и выводите на карту уже рубли в том законном поле, которое существует в нашей стране.

Не боитесь, что вам ЦБ позвонит?

Я думаю, что вообще Talkbank ― это яркое явление, интересное, и у Центробанка появилась возможность на примере Talkbank увидеть, что в криптовалютах нет ничего страшного, что с ними можно работать и это дает эффект, снижает издержки. Уже звонили. Многие люди, не зная закона, меряют все каким-то шаблонами, стереотипами. Мы все делаем по законодательству, не делаем никаких шагов в сторону. Там все прописано. Надо читать законы.

Мы выиграли конкурс SWIFT и поехали представлять ФинТех России на конференции в Канаде. Мы ― победители конкурса Финополиса, который проводится по инициативе Центробанка. Мы ― резиденты Сколково и проходим аудиты. Мы не находимся в серой зоне, мы ― нормальная организация, в которой есть инвесторы. Все прозрачно и понятно.

На комиссиях с клиентов? Кстати, на чем вы зарабатываете?

Часть доходов получаем от банка за развитие и привлечение новых клиентов, за обороты, за остатки. У нас бесплатное годовое обслуживание, бесплатные переводы, бесплатное снятие наличных. В итоге достигается модель, когда клиенты чем-то пользуются бесплатно, чем-то платно, и в итоге у тебя средний доход на пользователя, который устраивает бизнес-модель. Сейчас подключаем партнерские продукты, начинаем с ритейлом работать.

У обычного банка (даже мобильного) есть колоссальные издержки, колоссальная неэффективность, и это надо как-то компенсировать штрафами, скрытыми комиссиями.

ru о грамотном управлении своими финансами. Я видела статью из вашего блога на banki. Какую ценность вам дает этот блог?

В других банках вы не получите реального финансового помощника, потому что их бизнес-модель построена на том, что вы не читаете мелкий шрифт. Такова наша концепция: помочь людям управлять деньгами с умом. В этом вся бизнес-модель. И в итоге попадаете в ситуацию, когда вас амортизируют через колл-центр, где объясняют, что вы не очень умный человек и поэтому должны заплатить. Потому что у банка есть колоссальные издержки, колоссальная неэффективность, и это надо как-то компенсировать штрафами, скрытыми комиссиями.

Клиенту достаточно написать в чатботе, а потом уже робот или человек это отработает. Наша же задача — полностью убрать часть вопросов, сделать так, чтобы клиент понимал, что он не попадет в подобную ситуацию, чтобы не боялся, что его вопрос не решат, чтобы клиент эмоционально не тратился на решение этого вопроса.

Как изменилась ваша жизнь после начала работы со стартапом?

Стартаперство и предпринимательство — это американские горки. Жизнь серьезно меняется. И, наверное, опыт предпринимателя приводит к тому, что становишься более толстокожим — меньше радуешься радостям, но и не сильно огорчаешься из-за сложных вопросов. Ты все время испытываешь разные эмоции. Сначала ты врываешься, эмоционально тратишься, а потом уже формируется стабильное отношение к новостям. Но это все происходит не сразу. Всегда есть план «Б». Начинаешь все воспринимать все более спокойно.

Или нужны какие-то врожденные качества? Предпринимателя можно воспитать?

Хорошо, если он уже видел, как этим занимались его родители, подмечал успешные моменты, хорошо, если попал в нужную среду и может сформировать команду на старте из правильных людей. На мой взгляд, тут нет однозначного ответа, в какой-то момент человек делает личный выбор и становится на путь предпринимателя. Предпринимателю нужен широкий кругозор. Хорошо, если в детстве занимался разными увлечениями и имел разные интересы. Как предприниматель, ты находишься постоянно в неопределенности — куда идти, какой клиент правильный, какой продукт выпускать. Хорошо, если работал с разными людьми: старше себя, младше себя. Поэтому все влияет на формирование характера предпринимателя: детство, учеба, первый рабочий опыт, окружение, момент на рынке. Если ты не готов к неопределенности, то вряд ли сможешь перенести этот стресс каждый день. Лучше быть ментально подготовленным.

Спасибо большое! На этой боевой ноте и закончим интервью.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть