Хабрахабр

Конференции: начало пути

Всем привет, меня зовут Иван Ботанов, я тимлид в Tinkoff.ru и по совместительству — член программного комитета FrontendConf.

В этой серии статей я постараюсь передать вам свой опыт. Проработав в ПК FrontendConf почти год, я плотнее погрузился в тематику конференций и познакомился с ними не только с позиции спикера, но и с позиции члена программного комитета.

Мы видим новые мероприятия и новые лица на этих мероприятиях. image
Вообще говоря, конференции и митапы все плотнее входят в будни разработчиков. Самые популярные конференции проходят несколько дней и собирают несколько тысяч зрителей.

Что это им дает? Но зачем люди туда ходят? Как понять, что мой опыт интересен? А что дает выступление выступающему?

В целом все мероприятия можно поделить на 3 типа:

  1. Корпоративные.
  2. Митапы.
  3. Крупные конференции.

Корпоративные мероприятия

Сейчас уже все более-менее взрослые компании проводят внутренние митапы для разработчиков. Это повышает общий инженерный уровень сотрудников и помогает выявить потенциальных спикеров для внешних конференций.

Поэтому такие мероприятия просто необходимы.
Если вы новичок и хотите ступить на путь спикера, то для начала стоит пойти выступать именно на такие мероприятия. Поверьте, даже в крупных компаниях не хватает хороших спикеров, с хорошей подачей материала, которых интересно слушать. Там будет аудитория из нескольких десятков человек, которым вы будете рассказывать и показывать свой материал. Обычно программный комитет в них если и есть, то очень лояльный.
При этом вы получите очень ценный опыт.

Митапы

Это уже внешние мероприятия, которые обычно проводятся в офисах крупных компаний. Проходят по вечерам, в программе 3—4 доклада. На таких мероприятиях порядка 50—100 человек, бывает и больше. Программный комитет работает более организованно и достаточно требователен. Туда уже есть отбор. В мире IT-конференций это что-то вроде «Открытого микрофона».

HR с радостью покажет офис и расскажет про вакансии, если вам это будет интересно. Здесь можно обкатать материал, потренироваться в публичных выступлениях, посмотреть на общий уровень выступающих, познакомиться с интересными людьми и даже найти работу.
Обычно хостер митапа — крупная компания, которая хочет привлечь разработчиков. Митапы — это один из каналов привлечения разработчиков уровня middle+.

Конференции

Самые масштабные мероприятия. На них собирается от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Здесь достаточно высокий уровень докладов, а программный комитет усиленно работает и жестко отбирает все заявки. В одной из следующих статей я подробнее расскажу про его работу.
Выступление в главном зале такой конференции означает, что на ваш доклад придут несколько сот человек.

Зачем посещать конференцию?

Прежде всего, чтобы посмотреть на топовых спикеров и звезд профессии, послушать уникальные и хардкорные доклады.

На конференциях бывает куча мерча и подарков от разных компаний. Также на конференциях можно пообщаться со спикерами: после каждого из докладов спикер обязан проходить в дискуссионные зоны. И зачастую у конференций клевые афтепати 🙂 Здесь можно встретить известных блогеров, ютуберов, подкастеров.

В зависимости от тематики конференции здесь собираются и разработчики, и владельцы компаний. Нетворкинг — это одна из основных причин посещения конференций. Можно набраться полезных в работе связей.

Давайте дальше погрузимся в подготовку доклада. Итак, с типами мероприятий разобрались.

Таймслот

Обычно слоты на конференциях делятся на 3 типа:

  • 5—10 минут. Это продолжительность так называемых lightning talk — коротких докладов, которые емко раскрывают одну тему.
  • 15—20 минут. Стандартная продолжительность митапного доклада.
  • 35—45 минут. Продолжительность доклада крупной конференции.

Доклад

При подготовке доклада самое сложное — выбрать тему. Без шуток.

На самом деле это не так. Всегда, когда начинаешь думать над темой доклада, кажется, что это и так все знают. Разработчики — люди, которые зачастую недооценивают свои знания.
Просто примите это.

Любая тема хороша, если качество материала и подача спикера хороши

Условно темы можно разделить на несколько групп.

Rocket science

Прямо святой Грааль для любого программного комитета. Такой доклад на конференцию принимается безоговорочно. А если еще и спикер хороший, то это точно войдет в топ докладов, а может, и попадет на главную сцену.

Например, W3C внедряет поддержку браузером стандарта WebAuth. Что это может быть? Доклад на эту тему с разбором кейсов и демонстрацией работы — хороший пример доклада rocket science. Авторизация в браузере по отпечатку пальца, сетчатки глаза и так далее. Кстати, это реальный доклад, он был на Frontend Conf в рамках РИТ++ в мае.

«Просто хороший доклад»

Темой такого доклада может быть разбор узких кейсов typescript или разбор узких кейсов работы анимации в браузере.

Все зависит от того, что за технология разбирается, насколько опытный спикер, насколько этот доклад подходит по формату конференции. В целом, если в названии доклада есть слова «разбор», «погружение», «углубление» и прочие синонимы, это означает, что доклад, скорее всего, из числа «просто хороших».

Опыт компании

.
Доклад в духе «Мы сделали крутую штуку...», «Мы используем в продакшене...», «Наш опыт создания…».

Такие доклады интересны, если:

  1. Опыт интересный и сложный.
  2. Компания что-то разработала, заопенсорсила и хочет об этом рассказать сообществу.

Понятно, что если вы написали SPA на React, Angular или Vue, то это не тот опыт, с которым стоит выступать. Только если у вас не супер сжатый бандл, нет каких-то хардкорных и клевых анимаций в этом проекте и так далее.

Закрывающий доклад

Обычно последним пускают выступление на темы выгорания, карьерной лестницы и так далее. Но они могут попадать и в главные залы.

Все зависит от опытности спикера, его веса в комьюнити, актуальности темы и пережитого опыта.

Материал

Обязательно готовьте презентацию!

Я знаю, бывают доклады без слайдов, но с лайв-кодингом. Но это сложно.
Чем полезна презентация:

  1. Поможет структурировать доклад и рассказать его по плану, опираясь на тезисы.
  2. Слушателям будет интереснее, когда рассказ подкреплен визуально.
  3. Все любят мемасики. А как их показывать, если презентации нет?

Демки приветствуются!

Я вообще сторонник демок и всяческих интерактивов. Такие доклады сразу приковывают внимание аудитории и позволяют удерживать его.

По возможности заранее продумать и оптимизировать участки написания кода. С лайв-кодингом сложнее: можно вылететь из временных рамок, поэтому к нему надо подготавливаться тщательнее. И это далеко не все особенности. Важно не заострять внимание на очевидных вещах, делать checkout на ветки, вместо того чтобы писать и разбирать отличия.

Процесс подготовки

В зависимости от типа конференции может меняться процесс подготовки и работа программного комитета с вашим докладом.

Обычно проходит очень много прогонов! На митапах достаточно пары прогонов, а вот на конференции с вас не слезут, пока вы не предоставите выверенный на сто процентов доклад. Вас могут попросить прогнаться за день до конференции на площадке. Плюс прогоны с коучами по презентации и структуре доклада.

В целом процесс подготовки можно представить так:

  1. Созвон, знакомство и обсуждение темы доклада.
  2. Прогон и фидбек после.
  3. Где-то тут вас принимают в программу.
  4. Прогон.
  5. Структурный прогон.
  6. Повторить 4 пункт N раз.
  7. Прогон на сцене за день-два до конференции.

В заключение

Эта статья была первой, вводной. Я постарался дать общие сведения о мире IT-мероприятий и рассказать о том, что делать начинающему докладчику. Дальше в статьях я расскажу про работу ПК, критерии отбора заявок, спикеров и звезд.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть