Hi-Tech

Концепт: айдентика Выборга от агентства Setters

Креативный директор агентства Витя Вит и дизайнер проекта Дмитрий Буенков — о грусти по историческому наследию и дизайне для города.

В закладки

Витя Вит — о проблеме города и идее

Мы начали его, потому что неравнодушны к Выборгу. Этот проект — наша инициатива. Мы живём рядом, хорошо знаем места и близко к сердцу принимаем то, что там происходит. Это уникальный город с исторической точки зрения, с культурной, туристической — где ещё вы найдёте шведский средневековый замок, финский модерн и советскую архитектуру в одном месте?

Мы отправились в Выборгский замок. Есть такая история — однажды мы приехали в Выборг прогуляться, посмотреть на местные достопримечательности. Извините, но ничего такого здесь нет — или сгорело в пожаре, или украли». В начале экскурсии проводник сказал, глядя в глаза посетителям: «Вы, наверное, хотели увидеть средневековый антиквариат, картины, предметы мебели? Это применимо ко всему городу.

Это происходит медленно и печально, буквально на глазах — пробелы в замковых стенах прячут за заборами, исторические фасады годами стоят в строительной сетке, изображая видимость реконструкции. Проблема в том, что Выборг со всей его идентичностью и красотой исчезает, как это часто происходит с провинциальными городами в России. На самом деле ничего не происходит.

Показать, что он может быть другим, мотивировать людей что-то делать, не оставаться в стороне, молчаливо проживая свою жизнь в разрухе и деградации. Поэтому главная задача, которую мы ставили перед проектом, — обратить внимание жителей и властей на город и его проблемы.

Была метафора, которая отличает Выборг от других мультикультурных городов, где античность пересекается с двадцатым веком, — всего два слова — «исчезающая красота». У нас была идея — сделать дизайн, который может мотивировать и объединять людей, вовлекать их в действие. Ощущение чего-то бесконечно прекрасного, умирающего у тебя в руках — эту отличительную и сильную эмоцию мы хотели передать вместе с исторической и культурной идентичностью.

Наш случай тот самый, когда не нужно ничего придумывать — дизайн сделал себя сам. Остальное было делом техники, а точнее, поиска. Все фактуры, линии, цвета, приёмы лежали в городе и его истории, нам нужно было это искать, пробовать, рассматривать с разных сторон, начинать всё снова и снова и не отступать, пока не найдём «то самое».

Представьте, что вы делаете что-то, что должно изменить мир огромного количества людей и восприятие тех, кто приезжает в этот город гостем. Это волнительно — создавать айдентику для города по собственной инициативе, тем более для такого необычного. Отсутствие заказчика не снимает ответственность, а наоборот, заставляет подходить к процессу ещё серьёзнее.

Идея родилась весной, и было непросто пронести её через время и эмоции и мнения всех поучаствовавших людей, но с этим ничего не поделаешь. Сложно было заниматься проектом вперемешку с обычной работой. Если ты хочешь сказать или сделать что-то важное, придётся работать, стиснув зубы, не спать ночами, засунуть своё эго подальше и прислушаться к мнению других.

Дело не только в том, чтобы наш дизайн приняли и реализовали. Надеюсь, что жители и власти Выборга заметят проект. Конечно, этого хотелось бы — но опыт Артемия Лебедева (история с туристическим брендом Санкт-Петербурга) показывает, что нельзя просто так взять и сделать городу новый дизайн, это сложная процедура.

Но это не главное. В проекте нет никакого коммерческого интереса, и если предложение взять этот дизайн поступит от города, мы сделаем всё, чтобы передать Выборгу нашу работу и воплотить её. Главная надежда на то, что мы вдохновим людей менять свой город и жизнь к лучшему.

Дмитрий Буенков — о дизайн-решениях

Ничего не придумано просто так — мы поняли, что не нужно выдумывать велосипед, а стоит просто считывать информацию. Всё, что отражено в айдентике, уже заложено в коде города.

Также нужно было учесть факт, что город принадлежал сразу нескольким государствам в разные периоды своей истории (шведский, имперский, финский, советский). Основными словами в разработке были: исчезновение, архитектура, преемственность, средневековье, эклектика, реконструкция, хаотичность, сохранение, история.

Слишком продуманный и выверенный стиль будет выглядеть насмешливо. Выборг провинциален и носит отпечаток российских маленьких городков. Турист должен смотреть на город с теплотой, наслаждаться его камерной магией, так не похожей на ритм Петербурга или Хельсинки. Должно оставаться место для доброй улыбки.

Финское наследие города даёт возможность сделать эклектичный симбиоз стилей — простота и угловатость зарубежных соседей, отпечаток российской величественной царственности времён Екатерины.

Выбранные цвета не случайны: мы отмыли город от многовековой пыли и получили мягкие и пастельные оттенки фасадов зданий, дорожной кладки, мягкий оттенок Финского залива, свежую, летнюю зелень парка и отдали дань истории.

Знак подчёркивает важность и ценность исторического прошлого, а ещё дружелюбно раскрывает объятия всем, кто хочет узнать его сегодня. Логотип Выборга вобрал в себя знакомые формы и очертания, которые город приобретал веками.

Для этого нам следовало сохранить его характер и преемственность привычной всем буквы W (а иногда ещё и V, так как Viipuri), которая в разных вариациях присутствует в коде самого города: гербе, флаге и других исторических атрибутах. У нас была возможность сделать его более мягким, округлым или утончённым, но тогда он бы не был настолько скандинавским и в меру строгим.

Сохранение странного символа с его современным переосмыслением предлагает взглянуть на Выборг под другим углом — просто, понятно, в духе Европы. Идея с буквой W хороша тем, что город к ней готов.

Каждый мог сделать «свой Выборг», заполнив основу визуала тем, что для него дорого: для кого-то эта железная крыша была местом первого поцелуя, а старый замок на двери, который несколько сотен лет назад повесил прапрапрадед, безмолвно напоминает об истории семьи. Первой идеей был акцент на крупных деталях самого города, таких как многовековая брусчатка, ворота во двор, текстуры кладки бастиона — то, что живёт много лет.

Но было как-то трендово, и это смущало. Начали щупать детальнее, и казалось, что ответ почти найден. В нашей ментальности с этим туго.

После того как Владимир Лифанов выпустил брендинг «буше», мы удивились, как одинаковые идеи летают в воздухе, и придумали новую концепцию.

Сложно было отразить две полярные истории: Выборг, покидающий нас (плохое), и Выборг монументальный, бесконечный и даже романтичный (хорошее).

Именно поэтому основной стиль частично совмещает европейский смелый авангард с русской прямолинейностью, буквальностью и возможностью исключительно «понять душой». Нашей задачей было совместить две разные эмоции в одной понятной концепции для любой аудитории — и российской, и европейской.

Было ясно, что нам нельзя идти по пути того, что чуждо русскому привычному восприятию, поэтому на эксперименты с трендовой «иркутсткостью» мы не готовы были идти.

Проведите аналогию с восточной девушкой: есть возможность лишь увидеть её глаза, разглядеть их, дорисовать то, как выглядит человек, при этом никогда не увидя её лица. Мы всегда хотим подробнее разглядеть то, что не видим.

А линия — это время, которое проходит сквозь года, оставляя силуэт того, что останется жить вечно. Эффект «перекрытия» — эта та самая вуаль, забор, глитч или выгоревший пиксель, метафора исчезновения, которую мы пропускаем через частично открытые взгляду детали, через то, что мы и следующие поколения, возможно, никогда не увидят.

Мы дали возможность понять эту сложную двойственность простым и понятным решением для каждого.

Какой город мира может похвастаться кастомной «сувениркой»? Удивительно, но идея с кинестетизацией стала ключевой. Просто сделай свой Выборг. Разрисуй открытку и отправь бабушке на память, сделай свой фирменный цветной мерч или раскрась стикер. Этот призыв через игровую форму может проявляться в красках на холсте или в облагораживании придомового участка. Метафорично.

Такой механики в территориальном брендинге я не видел и надеюсь, что это станет положительной тенденцией.

Наша история человечна. Мы рассказываем историю через призму самой мощной эмоции, которую мы могли заложить в концепцию брендинга целого города.

Собрав достаточное количество отзывов от местных жителей, приезжавших туда хоть раз или не знакомых с городом совсем, пришли к выводу, что всё получилось. Чтобы сделать финальную концепцию, которая удивительным образом была получена за пять минут, нужно было провести объёмную теоретическую и техническую работу в течении трёх месяцев и поймать волну.

#ребрендинг

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть