Главная » Hi-Tech » Компромат по-казахстански: мы найдём всех скелетов в вашем тёмном шкафу

Компромат по-казахстански: мы найдём всех скелетов в вашем тёмном шкафу

В интервью Асхат рассказал о том, как привлёк первого клиента, о специфике работы в службах безопасности крупных компаний и скандальных расследованиях.

На какой специальности вы учились? Асхат, давайте начнем с того, откуда вы начали свой путь в стартапы и в ИТ.

В сфере ИТ относительно недавно. У меня самая распространённая история: я был гуманитарием, окончил университет по специальности международные отношения и долгое время работал в PR и медиа. Позже родилась идея с Kompra, и я ушел делать сервис, который будет помогать людям находить информацию о контрагентах в интернете. Попал в хорошую ИТ-компанию и начинал с позиции бизнес-аналитика и проектного менеджера.

Сколько лет вы работали в ИТ-компании?

До того как начать работать над Kompra, год.

Чтобы было понимание, как это устроено изнутри. Бытует мнение, что прежде чем идти в собственный бизнес, нужно несколько лет поработать в корпоративной среде. И потом уже уходить в свой бизнес, чтобы решать какие-то проблемы в этих корпорациях.

Я больше ориентировался на данные, нежели на решение. Возможно. Поэтому мне было легко рассказывать команде разработчиков, почему это важно, почему сама информация, которую мы собираем, ценна для компании. Да, у меня уже был опыт анализировать данные, собирать эти данные вручную, оценивать их важность и нужность для компании.

От слова компромат? Перед интервью я гуглил название вашей компании и понял, почему сервис назван Kompra.

Но когда мы говорим про корпоративную среду, про компании, фирмы, то Kompra, это скорее о том, чтобы оценить благонадежность. Компромат — это иногда бывает что-то плохое, в этом слове есть какой-то негативный подтекст.

Kompra помогает принять решение — работать с этой компанией или нет. Данные о том, когда компания появилась, есть ли у неё задолженность, или находится ли она в реестре недобросовестных поставщиков.

Но всё же название основано от слова компромат?

Мы его взяли из сленгового выражения, которое использовали сотрудники служб безопасности и юристы. Да, от слова компромат. Это для нас, как с точки зрения позиционирования, так и с точки зрения маркетинга, было важно. Они про такие данные говорили компра, и это слово всегда было на слуху. Взять не какое-то вымышленное название для своей компании, а так, чтобы оно было удобным для повседневного использования.

Например: проверить по компре, пробить по компре, закомприть. Мы ещё использовали такой критерий при выборе названия, чтобы его было легко вставлять в речь. Мы искали как раз такое простое слово, которое часто использовали бы наши пользователи.

У них был какой-то опыт такого лёгкого поиска по таким запросам, как благонадёжность? Как восприняли появление вашего сервиса службы безопасности компаний, когда вы начали обращаться к первым клиентам.

До этого они пользовались Google-поиском и отдельными ресурсами государственных органов, и для них не составляло большой проблемы проверить одну компанию. Да, конечно, в первую очередь наши решения — это автоматизация ручного поиска.

Но когда у службы безопасности стоит задача проверить 20 компаний в день или, допустим, если директор компании сам занимается проверкой, то представьте, сколько у него задач в голове на целый день, и при этом он не может час-два потратить на то, чтобы искать информацию об одном своём контрагенте.

К примеру, маркетинг, контакт-центры для клиентов уже очень продвинутые в плане автоматизации, а вот службы безопасности пока нет. В тоже время, мы видели, что в отдельных компаниях есть такие сотрудники в службе безопасности, и они до сих пор самые неактивные в плане автоматизации. Видимо это специфика таких отделов.

Поэтому они находили её всеми способами, которые были им доступны. В основном эти люди в прошлом сотрудники правоохранительных органов, для них важна любая ценная информация. Были даже такие примеры, когда у них на столах лежали большие тетради, и сотрудники вписывали вручную данные компаний, которые нужно было проверить.

Потому что там такого уровня специалисты, такого уровня аналитики, которые в бывшем оперативные сотрудники, и они находили такие риски сотрудничества, которые никакая программа, никакое специализированное решение не сможет найти. Они не думали про автоматизацию и про ускорение.

Теперь у них освободилось время для анализа. Когда к ним приходили мы и показывали сервис, они говорили — круто, теперь я хотя бы смогу больше изучать эти данные, а не тратить своё время только на ручной поиск. Они могут видеть все данные на одной странице, для того чтобы понять взаимосвязи и увидеть действительно рискованные моменты и аспекты, которые могут повлиять на возможное сотрудничество.

Пример работы сервиса

Заменят ли программы определённые профессии? Интересно, а насколько отразился ваш сервис на численности штата служб безопасности.

Потому что, мы пока даём голые данные с небольшим анализом и схемой связей. Я думаю, что наш сервис ещё не готов заменить на 100% специалиста службы безопасности или юриста. Эта информация, которую нужно адаптировать под контекст.

Но разница между задолженностью в 10 млн тенге и в 35 тенге настолько большая, что аналитик, который открывает данные в компре, понимает, что это незначительная информация, и работает дальше. Допустим, у компании есть налоговая задолженность, это как бы негативный фактор.

Сейчас, когда наши текущие клиенты внедряют сервис компра в свою текущую работу, они не заменяют своих специалистов и не увольняют их. Мы еще будем внедрять технологии искусственного интеллекта, для того чтобы находить скоринговые модели, которые позволяют автоматизировать ещё больше работы.

Был один случай, когда мы через сервис поиска вакансий начали искать компании, которые разместили вакансию о специалисте службы безопасности.

Живой человек незаменим на этом уровне, поэтому вопрос о замене конкретных специалистов не стоит. Мы им предложили предоставить сервис, который может заменить его, они согласились, но не отказались от размещения вакансии. Но ускорение бизнес-процессов уже заметно.

Если да, то к каким результатам это приводило? А был ли у вас опыт привлечения сторонних консультантов из людей, которые работают в службах безопасности?

Мы отрисовали прототип перед непосредственной разработкой сервиса. Мы с самого начала исследовали потребности реальных клиентов. Я несколько месяцев ходил к сотрудникам службы безопасности, знакомым юристам и закупщикам со своим прототипом. Прототип давал динамический опыт, будто ты находишься на реальном сайте.

Их задача заключается в том, чтобы инвестировать в казахстанские компании из государственного бюджета. Но самый интересный момент был, когда мы пришли в Инвестиционный фонд Казахстана. И перед ними возникла задача отсеять по определённым критериям те компании, которые не подходят под программу финансирования. К ним поступает очень много заявок для получения инвестиций и грантов.

Они спросили, работает ли это уже сейчас, и сообщили о готовности купить сервис в тот же момент. Мы к ним пришли, показали на примере наш сервис. И в итоге Инвестиционный фонд Казахстана стал нашим первым клиентом. Вот это был самый лучший фидбэк. В основном это произошло потому, что они изначально уже внедрили пользование сервисом в свои бизнес-процессы.

Сразу всё готово: и в дорожной карте это уже прописано, и стартап решает его боль, сразу же первый договор и первый довольный клиент. Вот уже который раз я слышу такой отзыв, когда компания уже была готова к предлагаемому продукту. Почему вы пошли именно к ним, а не к другим? А как вы вообще вышли на эту компанию, как вы начали с ними контактировать?

Так мы предложили свой сервис, и ему понравилось. Просто мы были знакомы с одним специалистом по сбору информации, их еще называют специалистами по деловой разведке. На первом этапе у нас всё решили личные связи.

Это бывало, когда мы приходили в разные компании и предлагали продемонстрировать наш сервис сотрудникам службы безопасности. В целом любая служба безопасности в любой компании немного закрытая среда, и изначально трудно попасть к ним на приём. Нам советовали оставить контакты, и при надобности с нами бы связались.

Иногда мы сталкивались с такой проблемой, что им это нравилось, но они не могли донести эту ценность для своего руководства. Мы на первом этапе рассказывали о нашем сервисе узким специалистам: службы безопасности, юристы, закупщики, внутренние аудиторы. В определенный момент мы поняли, что иногда лучше заходить сверху, то есть попытаться достучаться до топ-менеджмента. Из-за этого падала возможность продать наш продукт.

И если для службы безопасности мы говорили, что это будет удобно, быстро, все данные вы увидите в одном окне, то топ-менеджменту мы предлагали совсем другие тезисы и месседжи, для того чтобы он принял решение в нашу пользу.

Представьте себе, что сидит аналитик с двадцатилетним опытом и вручную забивает БИН компании, копирует его в Excel. Допустим, о том, что это вопрос автоматизации, вопрос ускорения бизнес-процесса, вопрос снижения трудовых затрат. Это очень влияет на мотивацию сотрудника. Он тратит на это 60% своего времени. Мы разделяем предлагаемые ценности при продаже в зависимости от того, с кем разговариваем. Вот примерно такие идеи мы пытались донести до топ-менеджмента.

На вручении национальной интернет-премии Award.kz, второе место в номинации «Сетевые сервисы»

Как вы пришли к такой бизнес-модели? У вас два типа монетизации: когда корпоративные клиенты платят за подписку и когда есть возможность купить проверку поштучно.

Такое у нас было первоначальное видение. Мы начинали с того, что наш сервис будет только для корпоративных клиентов. Мы даже мобильную версию нашего сервиса не хотели делать, потому что думали, что корпоративные клиенты сидят за компьютером, и им не нужно отвлекаться на мобильную версию.

И мы поняли, что для них нужно что-то более гибкое. Потом стали замечать, что очень много бизнесменов, юристов, закупщиков, которые более активны в компаниях, стали пользоваться нашим сервисом. То есть крупных компаний, которые могут себе позволить большую подписку, немного. Мир корпоративных клиентов — ограничен.

Тогда мы поставили цену сначала в 5000 тенге (1000 рублей) и анализировали. И мы решили, что можем продавать просто по одной проверке. Такой объём данных оказался недостаточно большим для такой суммы. Это оказалось слишком дорого. Уровень пользования нашим сервисом значительно возрос, и это было доступно и понятно. Потом поставили цену в 500 тенге (100 рублей). Один час ручной работы заменяется тремя минутами, и люди готовы за это заплатить 500 тенге.

Это стало удобно не только для разовых пользователей, но и для малого и среднего бизнеса, который не мог позволить себе купить сразу подписку на год. Мы начали формировать пакеты, например, если закидываешь на баланс 5000 тенге, получишь ещё какой-то бонус. Ровно настолько, насколько им необходимо. Они оплачивали нам 20-30 тысяч тенге (4-6 тысяч рублей) и пользовались этим балансом в течение двух-трёх месяцев. Потому что им проверка нужна три-четыре раза в неделю.

А сколько стоит корпоративная подписка на год? Хорошо.

Первый тариф, когда можно будет получить все данные, агрегированные в одном окне, за три минуты, и мы предлагаем неограниченное количество проверок в течение года. Есть два тарифа. Это стоит сейчас 790 тысяч тенге в год (160 тысяч рублей).

Она будет стоить дороже и охватывает не только первый уровень проверки, когда нужно узнать об этой компании, но ещё появится возможность посмотреть схему связей. Также сейчас мы внедряем еще одну функциональность — схему связей.

Потому что иногда бывает, что директор — это просто подставное лицо, а на самом деле он — часть какой-то большой семьи компаний. Потому что если вы как бизнесмен хотите понять не только кто перед вами, но и кто за этим человеком стоит, кто его учредители и связанные с ним другие компании.

Или бывает такое: для корпоративных, для крупных компаний из квазигосударственного сектора есть такой термин «конфликт интересов», когда сотрудники этой компании не могут быть связаны с теми, кто предлагает свои продукты. И в связи с этим появляются новые какие-то политические риски, репутационные риски. Такого рода закупки должны отсеиваться именно на этапе проверки компании перед закупкой.

Мы предлагаем его нашим текущим клиентам и получаем заявки от интересующихся, они нам присылают, мы открываем отдельный доступ. Сейчас эта функциональность работает в тестовом формате.

Обычно контент-маркетинг — это игра в долгую, и не сразу приносит результат. Я заметил, что вы уделяете внимание также контент-маркетингу, стараетесь быть в тренде инфоповодов на своих страницах в социальных сетях и в корпоративном блоге. Почему вы решили уделить внимание этому направлению?

В основном этим занимаюсь я, и у нас есть ещё UI/UX-дизайнер, который очень круто может представлять информацию в таком визуальном порядке, чтобы это пошагово хорошо упаковывалось в голове у пользователя. Да, это действительно то, во что мы сейчас вкладываем энергию.

Что касается контента, то здесь мы столкнулись с тем, что рынок относительно новый, продукт относительно новый и многим нужно было объяснять, в чём именно специфика этой работы. Весь наш интерфейс построен благодаря его идеям и анализу поведения пользователей, чтобы всё было удобно и комфортно.

Допустим, кто директор, есть ли у него задолженность или другие риски. Есть компании малого и среднего бизнеса, которые не обращают внимание на какие-то простые вещи в проверке контрагентов. Хотя они могли предусмотреть это всё, проверив буквально за три минуты всю информацию. Таких примеров много, когда компания теряла время, деньги и нервы на то, чтобы судиться с неблагонадежным контрагентом.

Когда мы даём кому-то визитку, я говорю «вот, смотрите у нас есть сайт Kompra», то первым делом нам не звонят, первым делом идут в Google и изучают нас. Когда мы формировали контентную стратегию, хотели в первую очередь обучить, объяснить, для чего это, как это работает.

И только после этого, когда они поверили, что там написано, только когда они перепроверили всю эту информацию, отзывы, кейсы, для чего это нужно, как это нужно, визуальный какой-то ряд, и только тогда они они звонят нам и с большим интересом изучают наш сервис.

Очень интересный формат, когда вы предлагаете людям проверить какую-то сферу, провести мини расследование. Я вот почитал последнюю запись в вашем блоге, она была посвящена проверке туристских фирм.

Возвращаюсь к сервису связи между компаниями, не планировали ли вы отдельно от Kompra проводить какие-то расследования, как это делал раньше сайт «Радиоточка» (казахстанский, — прим.ред.) или как это делает в России Навальный?

Там действительно были очень крутые исследования: кто владеет Казнетом, кто владеет какими компаниями и так далее. Да, мы знаем об опыте радиоточки. Мы рассказали журналистам о нашем сервисе. Это было действительно интересно для читателей, но мы пошли немного другим путём. И маховик завертелся.

Первый — это когда журналист написала разоблачительную статью о бизнесмене, который заказал статью и обложку на популярном журнале, а его бизнес оказался фейком. Было два громких кейса использования нашего сервиса.

Это очень интересный формат, когда мы даём сервис, а дальше уже журналисты либо независимые блогеры пользуются им ради того, чтобы проводить какую-то социальную работу. Второй кейс — когда одному пользователю надоели розыгрыши призов одной компании и он начал выводить её на чистую воду.

Насколько я знаю, ваша команда разбросана по всему Казахстану. Касательно команды. Расскажите, как вы решали эту проблему, какие инструменты использовали для того, чтобы сплотить эту команду? На тренинге по скраму я услышал такую гипотезу, что если команда находится в разных частях и не сидит вместе, то эффективность падает на 20%.

Потому что действительно чтобы донести одну какую-то простую мысль, нам приходится где-то писать, где-то созваниваться, где-то по Skype общаться. Во-первых, я думаю, что эффективность падает не на 20%, а как минимум на 50%. Конечно, уже за год совместной работы мы немного приспособились. Но всё равно это не даст того, чтобы появилась настолько устойчивая связь, чтобы мы понимали друг друга с полуслова.

Мы приглашаем всех сотрудников в одно место и несколько дней работаем вместе. Последнее время мы стали применять такую практику. Просто даже оттого, что посидели в одном общем вместе, почувствовали атмосферу, это очень многое приносит в командную работу и очень сильно ускоряет разработку. Хотелось бы делать это чаще, но пока делаем по мере возможности. Поэтому вопрос касательно возможности собраться и вместе работать сейчас для нас является ключевым.

Каждый месяц всем сотрудникам дается 5000 тенге (1000 рублей — прим.ред.) на то, чтобы купить книги по своей специализации. Я также знаю, что вы делаете мотивационные вещи для своей команды. Расскажите, как вы управляете командой и как вы мотивируете их, может быть, есть какие-то особые особые секреты.

Иногда бывает такое, что другие специалисты могут быть важнее в том или ином в процессе. Интересный момент в том, что у меня нет задачи управлять командой, потому что я являюсь частью команды. Мы вместе выбираем цель и обсуждаем, как мы будем к ней идти и какие технологии мы будем использовать. Потому что специалисты в нашей команде настолько круты, что им не нужно говорить, как делать. Да и каждый из специалистов в своей области имеет настолько высокую квалификацию, что все остальные внимательно слушают.

Таким образом лидирование становится частью работы каждого. То есть мы говорим кому-то окей, сейчас вот это задача настолько сложная, что ты разбираешься в ней только один, ты просто ведешь нас всех остальных и говоришь, кому что делать.

Допустим, где-то я могу быть как маркетолог, где-то как копирайтер, бизнес-аналитик, тестировщик или кто-то ещё. В тоже время, я выполняю несколько ролей в команде. И это нормальные отношения. Иногда бывает, что ребята просто говорят: «Асхат, ну что ты тупишь». Исходя из ролей, которые мы выполняем, мы подстраиваемся под процессы для того, чтобы достигать общей цели.

Как вы улучшаете свой сервис, как находите то, что нужно людям помимо вот этого канала? Хотелось бы также узнать о поиске новых функций, помимо customer development. Когда я спрашиваю у каждого стартапа, о том, как они пришли к определенной функции, они говорят о customer development. Потому что все говорят о customer development. Может быть у вас есть какие-то другие каналы?

Customer development — действительно интересная методология для того, чтобы усовершенствовать свой продукт. Многие говорят, но не все в реальности используют, в том числе и мы. Исходя из этого мы формируем определенный объем интересных функций, которые были бы ему полезны. И здесь ты не придумываешь потребности своего пользователя, а просто спрашиваешь их у него: чем он занимается, как сейчас идет его работа, какие возможности он видит в текущей деятельности. Потом начинаем тестировать.

Нам нет необходимости сразу же внедрять какую-то функциональность. К примеру, перед запуском мы очень много проводили мини-презентаций на уровне макетов. И только потом мы уверенно приступаем к разработке. Перед этим мы сначала покажем, как это будет работать, и уточним, совпадает ли это с тем, что есть в жизни нашего пользователя.

Ещё это могут быть различные сервисы и решения из других сфер. К тому же, у нас есть несколько зарубежных аналогов, откуда также можно почерпнуть некоторые идеи. То есть мы смотрим на сервис и думаем, что вот эта функция удобная, а если применить её и у нас? К примеру, это могут какие-то поисковые системы, такие, как сервисы поиска дешевых авиабилетов. Так появляется гипотеза и мы начинаем её тестировать.

Недавно я вот увидел публикацию на Facebook, было что-то, связанное с порталом госзакупок. Интересно. К примеру, если будет запрос от них подключить ваш сервис к порталу электронных закупок или куда-нибудь ещё. Есть ли у вас возможность интегрироваться с другими сайтами?

Есть несколько уже известных площадок, которые удобные для корпоративного пользователя. Сейчас мы как раз работаем над тем, чтобы сделать наши данные доступными для других сервисов. И когда мы внедрим наши данные в уже готовые сервисы, которые ежедневно используются нашими пользователями, мы упростим доступ к нашим клиентам. Где-то они используются юристами, где-то закупщиками, маркетологами, сотрудниками службы безопасности.

Как вы зарабатываете в таком случае? В этом случае какова бизнес-модель?

Потом это оплачивает либо сама площадка, либо ее пользователи, и затем мы договариваемся о проценте. Ну примерно так: мы передаем данные, эти данные интегрируется в уже текущие решения.

Я перечитал ваше коммерческое предложение и там увидел такую сноску, что поиск по каким-то базам есть только по имени, фамилии, но не по ИНН. Хорошо, а что на счет проблем, которые возникали у вас на пути? Какие сложности ещё наподобие таких возникали у вас и как вы планируете решать сложные задачи? Поэтому вы советуете людям перепроверять дату рождения, потому что, возможно, ваш сервис выдал данные о тезке, владельце какой-то компании, некорректные данные.

Действительно, есть очень много сложностей, связанных с тем, что государственный реестр, государственные базы данных не унифицированы. Да. И когда появляется Kompra, она интегрирует эти данные между собой, агрегирует их и дает ответ из совокупности этих данных. То есть данные в Министерстве юстиции отличаются от данных, которые есть в Комитете государственных доходов.

И тогда мы перестраиваем нашу поисковую систему на полнотекстовый поиск. Поэтому иногда бывает так, что, к примеру, у нас есть БИН компании, по которому мы можем найти информацию о налоговых задолженностях, но в судебных делах нет БИНа компании.

В судебных делах было дело, которое не относилось к ним. В связи с этим был интересный случай с компанией «Давай сходим». Мы вовремя увидели это и исправили. Но так как оно содержало слова в протоколе задержания преступника: «А я своему сообщнику сказал «давай сходим в магазин за колбасой», то дело ошибочно было присвоено этой компании.

Так, мы перепроверяем и скрываем такую информацию в профиле компании. Нам также сообщают пользователи о некорректных данных. Таких погрешностей примерно 3-5%.

Для нашей системы кажется, что 3-5% — это незначительный показатель, но если поставить себя на место пользователя, который прямо сейчас заплатил 500 тенге для того, чтобы проверить одну конкретную компанию, то для него вот эти 3-5%, когда они попадают в его опыт, то это 100% ошибки.То есть для него его 100% использование нашего сервиса оказалось некорректным.

Мы пытаемся рассказать и сталкиваемся с недоумением, ведь мы же должны были показать им точные данные, исходя из этих данных принимается решение. Нам пока сложно с этим бороться. Сейчас это примерно так, но в ближайшем будущем я ожидаю, что данные будут намного чище. Тогда мы пытаемся какую-то часть работы компенсировать и, например: говорим: «Спасибо, что сообщили нам об ошибке, мы компенсируем вам это двумя бесплатными проверками».

А вот касательно самих неблагонадежных компаний, возникали ли случаи, когда компании выходили на вас и угрожали?

Оказывается, система нашла у него судебное дело двухлетней давности. Да, был такой случай, когда мне примерно в одиннадцать часов ночи позвонил очень недовольный человек и сказал, что из-за меня сорвалась его закупка. Он сказал, что мы выдали недостоверную информацию. Я спросил, в чем проблема. Я понимаю их недовольство, но мы сейчас находимся на стороне тех, кто переживает за благонадежность контрагента. Но я ответил, что эта информация есть в базе Верховного суда, поэтому здесь всё верно.

Надеюсь, вы не собираетесь переходить на другую сторону, как это делали некоторые казахстанские разработчики. Здорово! Но потом разработчики подумали: «А давайте мы на этом заработаем» и ввели платную функцию для удаления номера. Когда был хайп с приложением GetContact, казахстанские ребята сделали клон, назвали GetContact_, его начали скачивать и пользоваться им. Я надеюсь, у вас не будет функции, где неблагонадежные компании смогут скрывать себя за определенную плату.

Интересная бизнес-модель, это стоило бы дороже, чем 500 тенге (смеется).

Хотелось бы узнать, а сколько у вас сейчас корпоративных клиентов? Мы уже о многом поговорили.

Среди них есть и крупные компании. У нас сейчас тринадцать компаний. Здесь мы также помогаем этой компании на уровне выдачи грантов из государственных средств, проверяем, не являются ли претенденты мошенниками. Например, Фонд развития предпринимательства «Даму». Это ускоряет их работу, потому что у них в день бывает по 30-50 заявок на получение грантов. Бывает такое, что кто-то один сначала подаёт с одной компании, потом с другой своей компании. И для них это очень большая проблема — проверять компании.

Для них это тоже важно. Также у нас есть банки, а ещё управляющая компания. Для них очень важно систематизировать процесс закупок, процесс проверки компаний, которые выигрывают на закупке или для того, чтобы снизить финансовые и политические риски. Например, есть компания Global Development, у них в Астане есть бизнес-центр Talan Towers.

Можно также посмотреть, в каких компаниях работали сотрудники. Да, это делается для того, чтобы понять, кто приходит качестве арендатора, кто обслуживает. То есть мы действительно предоставляем полезную информацию и этим гордимся.

А на рынке Казахстана вы единственная такая компания, которая предоставляет такие услуги?

Потому что у нас очень много данных, и они более ценные. Нет, мы не единственные, но я уверен, что мы лучшие. То есть вы можете найти это на сайте электронного правительства вручную. Например, информацию об учредителях никакой сервис, никакая компания не может дать. Но именно как консолидированная система такого еще никто не сделал.

Именно в таком объеме, в таком формате тоже ни у кого этого нет. У нас также есть функциональность по схеме связи, которая помогает находить связанные компании. Поэтому я уверен, что для наших клиентов мы лучшие.

А планируете ли вы сделать подобный сервис для проверки физических лиц?

Поэтому мы пока сторонимся использовать доступные открытые данные, потому что есть ограничения по использованию персональных данных и так далее. Здесь очень много сложностей именно законодательного характера. Когда люди начнут проверять друг друга, то это неконтролируемая среда, которую государство пока не выпускает из своих рук. Пока мы показываем информацию, уже размещенную в интернете по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем, потому что это похоже на деловые отношения.

К примеру, этот сервис был бы полезным HR-отделу компании при приеме на работу нового специалиста. Как вы считаете, правильно ли это? Тогда не нужно будет запрашивать справки, каково ваше мнение относительно того, насколько это правильно регламентирует государство и следует ли отдать это рынку?

То есть такой формат устраивает все стороны, потому что это быстро, удобно и не нарушает ничьи права. Сейчас мы нашли промежуточное решение, когда компания, в которую пришел новый сотрудник, может через электронное правительство запросить информацию о нём, но она ему будет доступна только после получения разрешения самого человека.

Я заметил, что вы активист в этом отношении, вы участвовали в акселерационной программе от Astana Hub и в инкубаторе при Назарбаев Университете, часто ходите на различные стартап-тусовки. Еще было бы интересно узнать ваше мнение о стартап-мероприятиях. Хотелось бы услышать ваш опыт по поводу того, какую роль участие в стартап-мероприятиях сыграло в вашей жизни?

Потому что это навыки, которые я получил, изучая опыт реальных стартапов. Наверное, определяющую роль. Потому что есть много примеров, когда вроде бы крупные компании вкладывают большую сумму денег в разработку продукта, который никому на самом деле потом не нужен. К примеру, тот же customer development, либо изучение Lean Startup, когда маленькими шагами нужно идти к какой-то большой функциональности, каждый раз всё при этом перепроверяя, в ту ли сторону мы идем. Вот это дается больнее всего, и потому на это я больше всего внимания обращал.

Стартап-тусовка предполагает свободный обмен информацией. Также это нетворкинг и возможность обменяться опытом, мнением, рассказать о своем продукте и возможностях для разных категорий людей. А когда я попал в такую тусовку, то она меня как бы подталкивала. Если бы я не попал в такую тусовку, то я бы был менее открытым, я бы с меньшим количеством людей делился своей идеей и показывал бы как работает наш сервис.

Но попробуйте сначала на уровне идеи, потом на уровне прототипа, какого-то простого решения. Нам то и говорили: «Попробуйте, даже если вы ещё не всё умеете и продукт может быть еще не готов. Вот вам эксперты, вот люди, у которых можете спросить их опыт». Показывайте, пробуйте, исследуете.

И это позволило быстрее побороть собственное сознание касательно того, стоит ли заниматься этим бизнесом, начинать этот стартап, вкладывать в него такое большое количество времени и денег.

С помощью электронно-цифровой подписи мы можем получить различные справки в онлайне. Не секрет, что Казахстан занимает лидирующие позиции по электронному правительству, по данным, которые доступны в онлайне. Не считаете ли вы, что именно такой уровень открытых данных в Казахстане позволил вашему проекту взлететь, быть максимально нужным для бизнеса?

Но иногда бывает такое, что эти данные очень разрознены, очень тяжело скомпоновать одно с другим. Я думаю, что государство действительно хорошо продвинулось в плане электронного правительства. А для бизнеса эта информация немного труднодобываема. Если есть какие-то источники, которые помогают Казахстану находиться выше в рейтинге открытого правительства, но на самом деле они ориентируются больше на потребности самих госорганов, либо на потребности конкретных физических лиц.

Поэтому сейчас вот есть программа «Цифровой Казахстан», в рамках которой есть несколько инициатив, в том числе Open API, когда государство планирует передавать собственные данные не только через сложную дорогостоящую интеграцию, которая существует сейчас, но и через Open API.

Они говорят бизнесу: «Вот вам данные, используйте их как хотите для того, чтобы удовлетворить запросы реальных компаний, реальных людей». Тогда можно будет передавать в машинно читаемом виде уже полностью все данные.

Как у них предоставлены эти данные по контрагентам? Касательно зарубежных рынков, смотрели ли вы на Россию, Беларусь, Украину? Возможно ли взять вашу систему и развернуть там?

Потому что у них эти данные в таком формате настолько стали обыденностью, и сервисов как Kompra в России около пятнадцати-двадцати. В этом плане я думаю, что Россия впереди нас, наверное, лет на десять. Компаний, у которых за спиной 10-20 лет и даже есть компания «Контур Фокус», им в этом году 30 лет исполняется.

В нашей работе мы очень много тратим энергии на то, чтобы собрать эти данные, и совсем немного остается на правильное оформление и удобный интерфейс, а у них эти данные уже готовы. То есть это настолько большой опыт использования данных, настолько удобный интерфейс, который они предоставляют. Чем больше правильно показанных данных, тем больше клиентов. Они работают и конкурируют между собой на уровне удобства, на уровне упаковки, на уровне схемы связей.

И мы сейчас торопимся сделать наш сервис настолько удобным, чтобы даже при появлении похожих компаний мы смогли бы конкурировать именно на уровне удобства, новых функций, которые уже не просто заменяют ручной труд, а которые не может сделать человек. Я ожидаю, что когда будет внедрена Open API, то у нас появится несколько новых конкурентов среди казахстанских компаний. Например, та же самая схема связей, когда мы находим такую информацию, которую за 10 часов ручного труда невозможно найти.

А если у них поменяется алгоритм поиска или всё вообще в корне поменяется во всех системах и в законодательстве о предоставлении таких данных, насколько вы готовы к таким резким изменениям? У вашего сервиса нет своей базы данных, он ищет в базе данных госорганов, на различных сайтах. Как быстро вы можете приспособиться к такому сценарию? Есть ли у вас план Б на такой случай?

Потому что в действительности мы не имеем какой-то прямой договоренности ни с одним госорганом о том, можно ли нам брать данные. Когда мы начинали, мы очень беспокоились об этом. Поэтому для нас эти риски вполне себе реальные. Мы просто используем те данные, которые уже размещены в интернете на двадцати сайтах государственных органов.

Но мне больше нравится смотреть на будущее, которое строит в том числе и программа Цифровой Казахстан, где заметен тренд в большем открытии данных, предоставлении льгот ecommerce-компаниям.

И любые компании могут использовать систему, настолько это просто у них стало. И я думаю, что мы придем к той модели, к которой десять лет назад пришла Россия, когда все данные есть в системе и можно доставать их просто через API. Поэтому мы больше на этот тренд ориентируемся.

Мы уже проработали то, что мы будем делать. Если всё же произойдёт такое, то мы видим несколько сценариев. Сейчас мы разрабатываем новые продукты, которые могут быть не связаны с этими данными, но по-прежнему предлагают специальные решения для этой категории. В первую очередь это то, что у нас есть наши пользователи, то есть клиентские сегменты, у которых мы завоевали доверие.

Я думаю, начинающие предприниматели смогут почерпнуть много интересной и полезной информации. Асхат, спасибо большое за такую содержательную беседу. Желаем удачи вашему сервису.

Благодарю Айгерим Тастекей и Гаухар Жуман из Z journal за участие в подготовке материала.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Тест-драйв Volvo S90: тысяча километров с «умным» помощником

Впечатления от многочасовой поездки на флагманском автомобиле Volvo. В закладки Поделиться Дизайн Здесь должна быть строка о чистоте линий. Здесь — о сдержанном стиле. Тут стоило бы указать, что компании удалось сохранить узнаваемость. Или, наоборот, отметить, что стиль остался неповторимым. ...

Стартап по переливанию плазмы крови молодых для борьбы со старением за $8000 анонсировал открытие первой клиники в США

Стартап по переливанию плазмы крови молодых для борьбы со старением за $8000 анонсировал открытие первой клиники в США — Будущее на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Учёные, изучавшие ...