Хабрахабр

Когда отвечаешь за качество подарка. История одного блокчейн-эксперимента

На одном из мозговых штурмов нашей команды в Digital Transformation Group (DTG), посвященных развитию нашей блокчейн-системы Tracelabel, родилась идея: что если традиционные подарки клиентам и партнерам будут сами о себе рассказывать?

Это может вызвать любопытство клиентов и, главное — позволит нам показать возможности блокчейна многим людям. А ведь и правда! А еще мы сможем понять конверсию контакта через такой вид коммуникации с клиентом.

Итак, подарки в одночасье стали «умными», а мы получили любопытную статистику, с которой я познакомлю вас в этой статье. Так и появилась концепция нашей новогодней акции, которую решили провести для клиентов группы компаний ЛАНИТ, куда входит DTG. Надеемся, что наши идеи вдохновят читателей ланитовского блога на Хабре. Впереди — череда гендерных праздников.

Источник

Так что за новогодняя акция?

В ТОП-10 самых распространенных подарков обязательно входит алкоголь. Но одновременно это и один из самых рискованных вариантов, поскольку на рынке много поддельной, некачественной продукции. Как быть уверенным, что, к примеру, этот ром Angostura 1919 действительно был произведен в Тринидад и Тобаго? Мы, к счастью, уверены в своих поставщиках, но невозможно отрицать тот факт, что для большинства  проблема контрафакта актуальна и приносит особенно много неприятностей в праздники. Поэтому рассказывать о своей системе Tracelabel для отслеживания жизненного цикла товаров мы решили на примере алкоголя.

Tracelabel призвана объединить в едином цифровом пространстве всех участников экосистемы – от производителя до потребителя, эффективно управлять цепочками поставок, решать задачи персонализированных коммуникаций с покупателем. Tracelabel – универсальная прикладная платформа на базе технологий блокчейн и IoT, предназначенная, чтобы отслеживать жизненный цикл любых товаров.

Итак, чтобы показать клиентам возможности Tracelabel, на каждую подарочную бутылку мы наклеили уникальный QR-код, при сканировании которого клиент автоматически переходил в web-приложение с информацией о конкретной бутылке.

В приложении можно увидеть:

  • историю продвижения бутылки и смены ее статуса, некую эмуляцию цепочки поставок,
  • описание подарочного алкоголя с его характеристиками,
  • уникальный номер бутылки,
  • поздравительную открытку ЛАНИТ с переходом на официальный сайт,
  • информацию о проведении новогоднего розыгрыша.

А причем здесь блокчейн?

Для хранения цепочки изменений статуса продукта с защитой от изменения/подделки используется блокчейн. Записываем в блокчейн каждую бутылку со своим уникальным кодом. В цепочке сохраняется информация о том, кем и где была произведена бутылка, о том, что она была доставлена в Москву, о том, что она была подарена.

Далее жизненным циклом бутылки начинает управлять ее владелец. Но это не все. Все это также записывается в блокчейн. Он может отметить факт того, что бутылка распита, или передарить бутылку.

В качестве реализации блокчейн-сети выбран Hyperledger Fabric.

Frontend построен с использованием React JS.

Основным серверным языком выбран Go lang,  взаимодействие с блокчейн сетью реализовано с использованием GoSDK.Развернута система на платформе Google Cloud. Серверные компоненты созданы с учетом микро-сервисной архитектуры.

Для выполнения бизнес-операций внутри сети (создания нового продукта, изменения статуса и т.п.) используется Chaincode, который также реализован на языке Go.

А в блокчейн записываются основные параметры, которые требуют подтверждения в случае изменений. Для уменьшения размера блока часть информации о продукте, не критичной в случае изменения (в данном кейсе это характеристика вина), хранится в реляционной базе данных. Это состояние продукта и его история, и также те параметры, которые должны быть гарантированно неизменны, – отметка о выигрыше.

Что за розыгрыш?

Мы решили немного поиграть с клиентами и каждую бутылку зарегистрировали в розыгрыше (что тоже фиксируется в блокчейн). 30 декабря в системе случайным образом было выбрано пять выигрышных бутылок. Для того, чтобы проверить, является ли бутылка выигрышной, нужно было 31 декабря отсканировать QR-код и в случае выигрыша подтвердить отправку автоматически сгенерированного письма на адрес ЛАНИТ.

Немного цифр

Всего мы зарегистрировали в системе 3769 бутылок 17 различных позиций алкоголя и получили довольно неплохую конверсию: почти 10% (330 бутылок) было просканировано. Это те, у которых установлен статус «Подарено».

С учетом количества бутылок и предновогодней «горячке» мы решили не грузить сотрудников и не просить их в момент дарения сканировать метку и вручную отмечать факт дарения. Кстати, с изменением статуса на «Подарено» все оказалось не так-то просто. Поэтому статус менялся автоматически в момент первого сканирования.

Ниже представлена статистика сканирований, собранная в Mixpanel.

График 1

Выиграл ли кто-то приз?

К сожалению, из 330 человек, отсканировавших метку, только один попал на выигрышную бутылку. Этот человек отсканировал ее 27 декабря и не стал повторно сканировать 31 декабря, чтобы узнать результаты розыгрыша. Следовательно, он не узнал о том, что у нас есть еще подарки для него, а мы не смогли узнать его имя и адрес.
Ниже статистика по этой бутылке.

График 2

Декабрь и январь  – время отпусков, поэтому не все получили свои подарки к Новому году, соответственно не все смогли поучаствовать в лотерее. Наше единственное опасение относительно даты розыгрыша оправдалось. В следующий раз растянем розыгрыш на более длинный срок. Мы видим, что метки продолжают сканировать и по сей день.

Возможно, у вас остался вопрос, как мы наносили метки на 3769 бутылок?

Звучит безумно, но это происходило вручную:

  • продумали лаконичный дизайн меток,
  • купили принтер для печати наклеек с технологией прямой термопечати,
  • спроектировали наклейку во встроенном программном обеспечении, в которой есть и генератор QR-кода,
  • запустили поточную печать,
  • и втроем где-то за 4 часа наклеили метки на все бутылки, придумывая различные процессы оптимизации.

Мы не в первый раз используем блокчейн в маркетинге и будем и дальше это практиковать. Если говорить о решениях на базе Tracelabel, то процесс отлажен и не отнимает много ресурсов. Например, на различных конференциях, на наших стендах мы раздаем блокчейн-шоколадки, а потом смотрим, сколько из них съели, а сколько – передарили ради забавы. И если вы хотите знать, что происходит с подарками, которые вы дарите своим клиентам, мы в DTG готовы в этом помочь.

Интересно ли это аудитории? Безусловно. В нашей предновогодней акции пик сканирований выпал на 31 декабря (это хорошо видно на первом графике), а значит люди прочитали правила участия в розыгрыше и следовали им.

Может, у вас есть интересный мерч, который вы сопровождаете какими-нибудь игровыми приложениями? А вы используете ИТ-решения в своих праздничных акциях? Делитесь в комментариях.

А ещё у нас есть вакансии!

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть