Главная » Хабрахабр » Ко Дню Радио. О связь, ты — мир

Ко Дню Радио. О связь, ты — мир

Сегодня — День Радио и связи, пожалуй, самый любимый инженерный праздник в России. Его отмечают работники сотовой и фиксированной связи, радио, разработчики, инженеры. И это неудивительно, ведь ни одна компания, ни один человек не мыслит себя сегодня без связи. Каждый год на отраслевых конференциях и в изданиях для радио и связи предрекают скорый конец или, в лучшем случае, трансформацию до неузнаваемости. Но тем не менее, технологии непрерывно развиваются: в 2003 году ещё была жива пейджинговая связь, а уже этой осенью мир ждёт коммерческий запуск 5G. С ностальгической грустью пройдёмся по истории подвижной связи на службе бизнеса — моментами было очень интересно.

Источник
Со времён СССР с традиционной телефонией всё было довольно однозначно — она активно использовалась в органах государственной власти и на предприятиях, была важным элементом любой инфраструктуры.
Так это ты отнял у нас работу? Другое дело — подвижная сотовая связь. Её простоту и удобство переняла и приумножила IP-телефония, которая быстро и надолго прижилась за счёт доступности, скорости и возможностей интеграции. Операторы гнались за маржинальностью и пытались удерживать корпоративных клиентов пакетами, дополнительными услугами и постпейдом, бизнес искал лучшие предложения, делал корпоративную мобильную связь HR-преимуществом и не спешил использовать бизнес-сервисы. Её дружба с бизнесом складывалась непросто. Было дорого, путанно, сложно.

Связь + бизнес = ❤ ?

В 1991 году первая сотовая сеть заработала у оператора связи «Дельта Телеком» — тогда ещё в аналоговом стандарте NMT-450i. Первые телефоны марки Mobira – MD 59 NB2 (Nokia) появились у очень состоятельных людей, шутка сказать — 2000$. Тарификация была максимально простой: 1 минута — 1 у.е.

Mobira – MD 59 NB2, почти 3 кг

и в долларах продлилась до начала 2000-х, когда появились «выгодные» пакеты по 14-20$ и заветные бесплатные 5 секунд разговора (смотришь на секундную стрелку часов и говоришь: «Я на месте, жду». Кстати, тарификация в у.е. Валютные времена сотовой связи мы могли запомнить по эпохальной рекламе МТС «Джинс» — «Десять баксов-то не лишние». Главное, успеть положить трубку, не перебрав секунды, — целый квест). Впрочем, мы отвлеклись на ностальгию (думаем, не последний раз за этот пост).

Те самые десять баксов

Тем не менее операторы быстро расплодились (МСС, Дельта Телеком, Сонет, Корбина, МТС, ВымпелКом) и поняли, что в В2С пока делать нечего, а сети окупать нужно. Конечно, тогда сотовая связь хоть и была прерогативой парней, делающих бизнес (и не только), к бизнесу не имела почти никакого отношения — в повседневной работе компании продолжали использовать фиксированную связь. Бизнес-абоненты (часто — иностранные предприниматели, решившие делать бизнес в условиях молодого дикого капитализма в России) получили предложения о покупке как абонентских устройств, так и безлимитных тарифных планов (с абонентской платой до нескольких тысяч долларов). Значит, самое время рваться в корпоративный сегмент. Причём пакеты распространялись только на голосовой трафик — об SMS и тем более об Интернете речи тогда не шло).

Реклама 1995 года, «заточенная» на бизнес-сегмент:

Впрочем, в те времена с SMS всё было нормально — у представителей бизнеса, науки, врачей, да и у некоторых простых граждан на поясе висели пейджеры — небольшие устройства с дисплеями, на которые можно было передать сообщения, позвонив оператору и продиктовав код абонента и текст послания («Девушка, передайте сообщение для абонента 15534: «Отгрузка завтра в 17, реши с транспортом»). Как раз пейджеры были широко распространены в бизнесе аж до 2003-2004 годов, их использовали аварийные и инженерные компании, логисты, врачи, курьеры и менеджеры всех сфер (даже Брюс Уиллис в знаменитом «Крепком орешке»). Реально было очень удобно. Пейджер стал не просто недорогим средством связи, но и знаковой частью имиджа делового человека.

Пейджер

Несмотря на небольшой, но очень устойчивый рынок, пейджинговая связь окончательно сдала позиции к 2010 году — дешевые тарифы и дешевые мобильники сделали своё дело. Кстати, в истории отметились и твейджеры — пейджеры двусторонней связи с клавиатурой. Нет, в этом посте решительно невозможно не ностальгировать.

А здесь ещё и МММ не обрезали 🙂

Дела у молодых сотовых компаний шли успешно, и они не сильно задумывались о том, как бороться за каждую копейку ARPU и увеличивать LTV — конкуренция невысокая, проникновение связи никакое, услуга востребованная. Вернёмся в середину 90-х. Этот год ознаменовался глубоким структурным экономическим кризисом — разорились многие компании, иностранные инвесторы свернули свою деятельность, доходы населения упали. Но со всеми нами случился 1998 год, случился он и с операторами связи (большой тройки тогда ещё не было, Мегафон появится только в 2001 г., а вот ВымпелКом жил с 1992, МТС — с 1993, но они не делили рынок на двоих). Сотовики получили отток абонентов, а поскольку ARPU был крайне высок, то прибыль пошла вниз.

Операторы сотовой связи развернулись в сторону В2С и нащупали золотую жилу. Как известно, кризис — лучшее время для разворота и развития. Осенью 1999 года ВымпелКом выкатил на рынок пакет «Би+», рассчитанный на частных клиентов с не очень большим доходом.

Бис от Би+

Схема жива и поныне. Вслед за ним операторы стали развивать абонентские решения, а потом и продавать сотовые телефоны с контрактом — простенький телефон стоил 49$, 10$ бонусом отправлялись на счёт. В конце 90-х в России было продано свыше 20 млн. Введение автоматического (хоть и чертовски дорогого) роуминга и посекундная оплата покорили и частный, и бизнес-сегмент. В 2010 году средняя стоимость минуты разговора составила 5 центов (0,05$) и стала самой низкой в Европе. SIM-карт.

Легендарный ролик о посекундной тарификации

Первыми появились адаптированные порталы с бизнес-информацией. В 2000 году мысли о доходном корпоративном сегменте заставили операторов искать новые пути честного отъёма денег у абонентов и привели к WAP-технологии. Однако хоть WAP и стал развлечением, но успеха он не получил — в основном, из-за округлений и зверских тарифов.

Много сюрпризов было у компаний, раздавших симки сотрудникам как элемент мотивации). В то время операторы продолжают борьбу за бизнес и формируют корпоративные отделы, которые забывают о прошлой вольготной жизни и занимаются привлечением клиентов, разработкой специальных тарифов, скидок, пакетов, услуг, форм оплаты (особенно популярен постпейд — сперва наговори, потом заплати. И именно для корпоративных клиентов впервые предлагаются услуги передачи данных по технологии GPRS (мир — 1999, Россия — 2003) — прорыв, настоящий интернет в телефоне!

У Скайлинка была технология EV-DO, в 10 раз более быстрая, чем новый GPRS. Тогда же, в 2003 году конкуренцию GSM-операторам составил «СкайЛинк» (SkyLink), объединивший под своим крылом региональных операторов NMT-450 и поставивший целью создать единую федеральную сеть сотовой связи стандарта IMT-MC-450 (технология CDMA2000 1X). SkyLink становится популярным среди корпоративных клиентов, которые выстраивали бизнес с помощью беспроводных технологий — так мобильная связь по-серьёзному пришла на службу офисов.

Реклама бизнес-интернета Скайлинк, очень крутая

SkyLink рекламировал порой необычные преимущества 🙂

5G и 3G, операторы значительно расширили спектр услуг для бизнеса — теперь это были и голосовые пакеты, и пакеты для SMS-рассылок клиентам, и дорогой цифровой поток Е1, который стал спасением для офисов, куда не дотягивался проводной интернет крупных провайдеров. GPRS довольно быстро сменился сетями 2. К сожалению, эти услуги не получили широкой популярности, но их значимость крайне высока — они стали предвестником развития IoT, в котором операторам связи ещё предстоит сыграть огромную роль. Появились и специфические услуги: М2М (сервисы для «общения» машин и контроля их состояний), GPS-сервисы (маячки, системы обнаружения сотрудника на местности).

Это был несомненный успех. В 2011 году исследование Билайн показало, что в городах-миллионниках корпоративную сотовую связь предоставляют 86% сотрудников — в виде компенсации, корпоративных тарифов или прибавки к заработной плате.

А вот как позиционировал преимущества для бизнеса Теле2 в 2013 году (была серия роликов):

Сегодня операторы мобильной связи продолжают активно развивать услуги для корпоративного сегмента, но основной приоритет остаётся за голосовым трафиком и передачей данных (4G). Бизнес может получить облачные услуги, комплексные решения с виртуальными АТС и оборудованием, онлайн-кассы и даже бизнес-сервисы (бухгалтерию, CRM, офисные предложения). Но это кажется немного тупиковым путём — для создания части сервисов используются готовые решения третьих сторон (вендоров, девелоперов), вследствие чего размывается контроль работоспособности и качества.

История на этом не заканчивается

Мы стоим на пороге внедрения 5G — уже осенью планируется запуск коммерческих сегментов сети в США, стандарт был испытан на Олимпиаде в Пхенчхане. В сегменте В2С операторы предпринимают массу шагов: уже запущены банковские карты, развивается телемедицина, снова вошли в тренд субсидированные аппараты, у каждого из нас в руках мобильный интернет с частными и деловыми почтовыми ящиками и мессенджерами. В общем, мир давно у нас в кармане.

Конечно, во многом это маркетинг, а не визионерство. Иногда можно наткнуться на материалы, пророчащие скорый закат мобильной связи. Сеть становится лучше год от года, покрытие увеличивается, скорости нарастают. У сотовой связи есть огромный задел для развития, который заключается в основной ценности — выстроенной и отлаженной сети с внятными бизнес-моделями и охватом реально почти по всему земному шару. В итоге эта устойчивая инфраструктура ложится в основу будущего.

Конечно, мы не связисты, но мы — бизнес, связанный с В2В, и уже сейчас можем предположить, как будут развиваться события.

  • Мобильная связь продолжит вписываться в информационную и физическую безопасность компаний.
  • Операторы будут искать прибыль от геолокации — например, использовать её для поставки рекламы, push-уведомлений, передачи информации пользователям.
  • Мобильная связь продолжит оставаться каналом передачи и потребления видеоконтента как в частной сфере, так и в бизнесе.
  • Сотовые телефоны впишутся в потребности IoT — они будут мониторами, передатчиками, системами управления сложных решений для охраны, слежения, наблюдения и т.д.
  • М2М (обмен данными между приборами и машинами) должен получить развитие (пока это 3% подключений в мобильных сетях).
  • Будут создаваться виртуальные операторы связи (MVNO) в коллаборации с крупными компаниями, банками и т.д. Это даст огромные возможности для бизнеса и пользователей. Так, например, Теле2 разрабатывает проект виртуального оператора со Сбербанком.
  • Сотовые телефоны станут центрами контроля мобильных офисов и сотрудников — уже сейчас предусмотрено множество подобных инструментов, развитие не за горами.

Однако на пути к глубокой интеграции с бизнес-задачами операторы должны помнить не только о маркетинге, но и о том, что для бизнеса гораздо важнее красочной рекламы, дорогих мероприятий и скидок — о безопасности. Атаки могут быть совершены по нескольким направлениям: на стороне инфраструктуры оператора (и мы с вами были свидетелями массированных утечек информации), в канале связи (активный перехват через сканирование радиочастотного диапазона), да и скрытая установка вредоносного ПО сейчас проста как никогда — абоненты бесконечно скачивают и обновляют приложения.

С первого дня существования сотовая связь стояла на службе бизнеса, стоит до сих пор, и эта дружба будет только крепче, потому что ничто не способно пока заменить нам мобильность, скорость, удобные тарифы и почти всегда высокие стандарты обслуживания.

Мы поздравляем с праздником всех причастных, бывших и настоящих, любителей и профессионалов и традиционно повторяем любимый тост: «За связь без брака!»

Да будет связь.

С вами ностальгировала команда разработки CRM-системы RegionSoft CRM — мы 17 лет на российском рынке, и наблюдали описанные явления вживую

☛ Супергерой современной связи Telegram жив, поэтому подписывайтесь на наш канал о CRM и думах.

☛ В ходе работы над публикацией немного освежить память нам помог сайт http://sernam.ru и архив журнала «Технологии и средства связи».


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Микросервисный фронтенд — современный подход к разделению фронта

Она имеет целый ряд преимуществ: это и строгое деление на модули, и слабая связность, и устойчивость к сбоям, и постепенность выхода в продакшн, и независимое версионирование компонентов. Микросервисная архитектура уже давно де-факто стала стандартом при разработке больших и сложных систем. ...

Security Week 31: Пятьдесят оттенков небезопасности в Android

Давно мы что-то не писали про безопасность Android. В целом ситуация там вроде бы неплохая: таких серьезных проблем, как трехлетней давности баг Stagefright, пока не находили. С 2016 года развивается программа Android One, в которой устройства среднего уровня получают единую ...