Хабрахабр

KnowledgeConf: Настало время делиться знаниями

KnowledgeConf — новая конференция в семействе Ontico, мы хотим собрать на одной площадке тех, кто постоянно или время от времени занимается фиксацией, структурированием, организацией хранения и актуализацией знаний в технологических компаниях. Поговорим о том, как снижать риски потери уникальных знаний, как переиспользовать решения, как улучшать автобусный фактор, как быстрее онбордить новых сотрудников.

Хранение знаний в головах разработчиков, на белых досках в переговорках, в кухонных разговорах может неплохо работать, спору нет, но с ростом компании, с уходом людей, проработавших в ней десяток лет, с масштабированием команд, риски от неявных знаний и не выстроенных процессов их хранения становятся заметны все больше. Для IT компаний знания и интеллектуальные ресурсы — это плоть и кровь, бизнес большинства из них основан на уникальных подходах, процессах, зачастую неявных и не зафиксированных.

KnowledgeConf 2019, профессиональная конференция по управлению знаниями в IT компаниях пройдет 26 апреля 2019 на площадке ИнфоПространство в центре Москвы.

Что такое вообще знания, что за абстракция, спросите вы. Да, речь действительно идет не об алгоритмах, архитектурных паттернах или командах в системе контроля версий.
В каждой компании даже универсальные подходы и алгоритмы встраиваются в процессы по-новому, в каждой команде технические знания наслаиваются на процессы — внутренние ограничения ядра системы, когда по тем или иным причинам конструкции не используются, не компилируются и т.д., использование гибридных версий и приложений, причудливые процессы планинга, релиза, тестирования, в конце концов — стайлгайды, именование переменных и сущностей. Сюда же можно отнести и знания об инструментах: даже у одних и тех же отличаются настройки, область и специфика применения, знания о точках контакта и взаимоотношениях в командах и многом другом.

Даже общеизвестные процессы и методологии, такие как написание автотестов, scrum, agile планирование, детализация задач, работа с системой контроля версий — в каждой компании отличаются из-за сложившихся годами процессов и специфики бизнеса.

А оказывается «здесь нужно было всегда делать так, и нормально работало». Далее идет большой пласт неявных знаний в головах опытных разработчиков, знания о когда-то принятых решениях, о костылях, которые зарыты в системе, legacy-код, который привычен для тех, кто давно работает (его никто не трогает), но в определенный момент при уходе или отпуске сотрудника он стреляет.

Ну и собственно знания о бизнесе компании, которые чаще всего относятся к уникальным. Еще есть знания о допущенных ошибках и выученных уроках. Особенно если ваша компания работает на каком-то новом поле, отрасли, сегменте рынка.

А в чем же профит? Как обосновать владельцам бизнеса, что это нужно, ведь как-то же работает и ладно.

Это можно сделать через потенциальные потери и управление рисками. Мне на глаза попал отчет компании Panopto — Workplace Knowledge and Productivity Report 2018.

Это результаты опроса более 1000 американских работодателей, которые рассказали о том, какие проблемы испытывают с передачей знаний и их потерей.

81% при этом согласились, что расстроены тем, что в компании есть уникальные знания, которыми с ними не делятся, это влияет на их работу и на оценку прозрачности принимаемых решений и текущих процессов. 42% опрошенных сотрудников признались, что обладают уникальными, нигде не зафиксированными знаниями.

В компаниях с высоким оборотом этот процент взлетает до 38. В компаниях с низким оборотом 23% сотрудников признаются, что им сложно или практически невозможно получить доступ к информации, которая им нужна, чтобы выполнять свою работу лучше.

В результате, среднее время, которое новичок проводит в поиске ответов на вопросы в неделю – 12,7 часа, это 50 часов в первый месяц работы.

Более эффективный онбординг новичков позволит компании с 17,7 тысячами сотрудников экономить 4,5 миллиона долларов ежегодно. Авторы отчета даже подсчитали потенциальную экономию от более эффективного обмена знаниями на основе данных о простое или неэффективной работе: для компании с 17,7 тысячами сотрудников и средней заработной платой в 47 долларов в час она составит 42,5 миллиона долларов США в год, для компаний с 1000 сотрудников — 2,4 миллиона долларов США в год.

Круто, но зачем целая конференция?

Опыт других конференций показал, что то на TeamLead Conf, то на Highload++ появляются доклады и целые группы докладов про хранение, индексирование, поддержку артефактов знаний в IT командах и целых компаниях. На этом поле лишь у единиц компаний есть единая и выстроенная система управления знаниями, а уж специалист по управлению знаниями — это очень редкая птица.

Даже в рамках одной компании можно встретить подобное (однажды у нас c коллегой так родился целый доклад на TeamleadConf — мы даже не знали, что делаем почти одно и то же в разных подразделениях), а подумать о том, чтобы делиться практиками между компаниями. Гораздо проще представить ситуацию, когда каждая команда разработки, поддержки, тестирования, инфраструктуры копает свой кусок и придумывает свои практики. Да ну не, не бывает такого.

Нам хотелось бы вывести эти практические кейсы наружу, и поделиться друг с другом опытом, наработками, граблями, выйти за рамки наших «уютных адочков» и сделать что-то крутое и полезное. А ведь у кого-то получается даже неплохо.

Там системы управления знаниями стали налаживать аж с ранних двухтысячных, когда слово миллениал еще никто не знал, люди звонили друг другу по телефону (!) и назначали встречи. IT — это довольно молодой рынок, по сравнению с, например, реальным сектором экономики, добывающими, производящими, финансовыми компаниями. Мы пригласим на конференцию представителей и этих компаний, потому что нам есть, чему у них поучиться. Но и у них есть своя специфика, в частности, множество инициатив по управлению знаниями и по формированию лучших практик идут сверху, а не снизу, имеют безусловную поддержку и финансирование со стороны высшего руководства.

Кому это вообще может быть интересно?

Мы собрались программным комитетом и проанализировали, каким типам компаний и зачем может быть интересна тема управления знаниями. Пишите, если нашли в ней свой случай, и делитесь другими идеями в комментариях.

Тип бизнеса

Зачем им управление знаниями?

Как правило хотят…

Компания-интегратор

— Фиксация договорённостей с клиентом и уменьшение рисков
— Масштабируемость команды

ТЗ

Продуктовая компания, PaaS

— Переиспользование выработанных решений
— Снижение рисков при увольнении и онбординге нового сотрудника
— Масштабируемость проектов (если знания хорошо сохранены и быстро передаются, легко набирать новых сотрудников)

Функциональные требования и детализованные описания бизнес-задач

Посмотреть на эту тему: С той стороны зеркального стекла: взгляд на документацию с точки зрения бизнеса Максим Строев

Заказная разработка, devshop

— Уменьшение рисков во взаимоотношениях с клиентом
— Уменьшение стоимости погружения в новую предметную область

Детализованное описание задач

Сервисная компания

— Уменьшение времени погружения нового сотрудника
— Уменьшение стоимости погружения в новую для сотрудника предметную область или специфику клиента

Инструкции «Как это сделать»

Приборостроительная компания

— Фиксация причин выбранных технических решений, приводящая к ускорению проектов по модернизациям
— Уменьшение рисков от потери «уникальных инженеров»
— Ускорение внедрения продуктов в производство и упрощение переезда на новые производственные площадки

Фиксация архитектуры системы, описание протоколов, альбом технических решений, карты производственных партий

Команда конференции

Теперь настало время представить вам нашу команду, тех, кто отвечает за контент конференции, за ее качество, за формирование программы.


Родион Нагорнов, Руководитель группы обучения и сертификации, Лаборатория Касперского.

Рандомный факт: Два раза пел в «Олимпийском».


Игорь Цупко, Head of R&D, Флант.

Это был рисунок котика на QBasic. Рандомный факт: первые строчки кода написал в 4 года.


Светлана Новикова, Специалист по управлению знаниями в команде разработки компании IPONWEB.

По первому образованию политолог. Рандомный факт: Попробовала более 140 сортов сидра и веду о них Инстаграм-аккаунт с обзорами. Даже чуть не защитила диссертацию по политическим наукам.


Константин Медведев, Руководитель отдела сопровождения продуктов в Тион.

Рандомный факт: Работаю с 6 утра, езжу на Москвиче 412 и мне норм.


Николай Волынкин, Технический писатель в Plesk.

Рандомный факт: С конца 15 года работаю модератором в русскоязычной ветви StackOverflow.


Максим Цепков, Архитектор и бизнес-аналитик, CUSTIS.

Люблю ездить на лошадях, стараюсь дважды в неделю это делать. Рандомный факт: В институте писал многопользовательский редактор файлов на Фортране на БЭСМ-6 и элементарные функции для советского варианта суперкомпьютера Cray.


Дмитрий Симонов, Основатель dsimonov.consulting.

Рандомный факт: Поработал во всех компаниях «большой тройки»: Яндекс, Rambler, Mail.ru.


Максим Бабич, Основатель Cloveri.

Рандомный факт: Иногда в свободное время пасу овец вместе со своими собаками-корги.

Блиц-интервью с членами Программного комитета конференции

Расскажите в двух словах о том, чем занимаетесь помимо конференции, на работе, в общественной деятельности.

Работаю над системой онбординга новичков в команде вместе с тимлидом, слежу за тем, чтобы в команде не было неявных знаний, чтобы ребятам было удобно ими делиться, чтобы обновление артефактов было встроено в общие процессы разработки и релиза. Светлана Новикова, IPONWEB (nerazzgadannaya): Я налаживаю процессы автоматизации выгрузки и публикации документации (в широком смысле, сюда входят и описания процессов, внутреннего устройства системы, видеокурсы для новичков, контрольные тесты) в команде UI разработки. Еще я иногда организовываю митапы, дискуссии вокруг этой тематики и веду канал об управлении знаниями в IT.

Строю информационные системы в ФНС, повышающие качество и скорость получения госуслуг. Максим Бабич, ФНС (WebByte) Помогаю более осознанно развиваться IT-специалистам и IT-командам с помощью моделей компетенций.

В «Лаборатории Касперского» я занимаюсь этим уже 5 лет и не планирую останавливаться. Родион Нагорнов, Лаборатория Касперского (KnowledgeManager): Собственно говоря, управление знаниями и есть моя работа. Помимо этого, в мои обязанности входит менеджмент нашего комьюнити и курирование поддержки клиентов в соцсетях.

По образованию я инженер САПР (Бауманка), разработчик на C#, VB#, к счастью, избравший после университета другую сферу деятельности 🙂 В общественной жизни активно не замечен, в свободное время занимаюсь семьей и путешествиями.

Управляю документацией, базой знаний на продукты. Константин Медведев, Тион: Я руковожу отделом поддержки продуктов со стороны R&D компании Тион. А еще я создаю и двигаю вперед сообщество приборостроителей Новосибирска Конвеерум. Обучаем саппорт, продажи, маркетинг, решаем проблемы с продуктами, собираем идеи, консультируем коллег по техническим вопросам. Мы обсуждаем разработку, поддержку, производство и управление знаниями.

Пишу документацию для разработчиков и сам разрабатываю инструменты для документации на Python. Николай Волынкин, Plesk (nick_volynkin): Я работаю техническим писателем в Plesk. С конца 15 года я работаю модератором в русскоязычной ветви StackOverflow. Веду канал в Телеграме про документацию вообще, подход «документация как код» и немного про управление знаниями. Зато она очень интересная: видны потоки знаний в сообществе разработчиков, видны проблемы в них, и на эти проблемы можно повлиять. Сейчас на сайте пятеро модераторов, их выбирает сообщество, работа это добровольная и неоплачиваемая.

Думаю, что митапы очень важны. Ещё я вместе с коллегами организовывал несколько митапов международного сообщества Write the Docs: в Москве, Питере и Новосибирске. А ещё это кузница докладчиков на большие конференции, такие как KnowledgeConf. Они помогают людям знакомиться и обмениваться идеями.

Начинал разработчиком, сейчас помогаю масштабироваться компании Флант и, в том числе, на практике решаю ребусы по управлению знаниями. Игорь Цупко, Флант (may-cat): Я в огне IT «по-серьёзному» более 10 лет.

Занимаюсь разработкой, проектированием, а ещё onboarding’ом, on-call дежурствами и расследованием инцидентов. Сергей Заика: Lamoda (fewald): Я старший разработчик системы управления заказами в Lamoda. Иногда успеваю выступать.

Дмитрий Симонов, dsimonov.consulting (dsimonov): Веду техдирский канал, в котором собираю заметки, «грабли» и забавные случаи из собственной работы, систематизируя знания о работе технических директоров.

Верю, что автоматизация делает жизнь лучше и открывает новые возможности. Максим Цепков, CUSTIS: Более 30 лет занимаюсь заказной разработкой для корпораций и банков как разработчик, архитектор и бизнес-аналитик в CUSTIS. Параллельно в последние годы работаю как независимый консультант по agile, бирюзовым организациям, спиральной динамике и другим практикам нового менеджмента в IT и за ее пределами.

Что значит управление знаниями для вас и почему это важно?

Управление знаниями повышает прибыль и снижает риски от срыва сроков, автобусного фактора, ошибочных решений и ценных идей, которые не дошли до реализации. Николай Волынкин: Всё начинается с простой идеи: знания — это актив компании, который приносит ей прибыль.

Разумеется, плюшек намного больше, но эти три всегда выделяю особо. Родион Нагорнов: Могу назвать 3 основных профита: страховка от потери знаний и опыта при уходе специалистов; ускорение обучения новых сотрудников; возможность на базе имеющихся знаний создавать совершенно новые продукты, подходы и решения.

Максим Бабич: Управление знаниями и управление на основе знаний — путь к ускорению решения бизнес-задач и снижению риска потери ключевых специалистов.

Важно, потому что без этого любая модернизация = разработка с нуля, и любое увольнение инженера = разработка с нуля. Константин Медведев: Для меня управление знаниями — смесь из людей, процессов и подходов, направленных на генерацию, распространение и поддержку актуальности знаний о продуктах компании и тонкостях применяемых в них технологий.

Особенно меня поразил тезис, что устная традиция — вполне законный способ работы со знаниями, и соотнесением устной традиции и документированного знания необходимо управлять. Максим Цепков: С управлением знаниями столкнулся в 2010 году на конференции KM Russia, с удивлением обнаружил, что это вполне отдельная сформировавшаяся дисциплина, практики которой интересно применить в IT.

Я очень рано столкнулся с неподдерживаемым, непонятным кодом, противоречащими реальности и здравому смыслу «доработками», неумением людей выражать свои мысли. Игорь Цупко: Это травма детства, наверное.

И если ваша компания растёт — проблемы коммуникаций и маленького bus factor начинают отвлекать вас от по-настоящему важных вещей, распылять концентрацию и волю.

Дмитрий Симонов: Управление знаниями для техдиров считаю ключевым моментом, позволяющим обеспечивать профессиональный рост всех своих коллег, акцентирующих до сих пор своё мнение исключительно на ежедневной рабочей практике.

Корпорации большие и нужный эксперт может работать в другой стране, давно уволиться или сидеть за соседним столом. Сергей Заика: Для меня, в контексте корпорации, управление знаниями это прежде всего обмен экспертизой. Когда управление знаниями налажено, каждый эксперт оставляет за собой «след» артефактов, по которым, в идеале, можно понять требуемое, даже не прибегая к нему напрямую.

Зачем вы решили войти в Программный комитет?

Такую, чтобы хотелось самой быть на всех докладах, ходить, общаться, залипать на стендах. Светлана Новикова: Я хочу сделать конференцию с глубокими и качественными докладами. Кроме того, это много новых классных знакомств, обмен опытом. Лучший способ этого добиться — поучаствовать в организации.

Когда поступило предложение поучаствовать в ПК, согласился сразу же. Родион Нагорнов: Последние годы много выступал сам, посещал конференции в качестве слушателя, но что стоит внутри, за бейджем организатора, не видел. Поскольку сам я собираю знания именно у разработчиков, и мы частенько не сразу понимаем друг друга, стало безумно интересно посмотреть на мою работу с другой стороны, понять, как разработчики видят нас, сотрудников управления знаниями. Тем более, предполагалось, что основная ЦА — люди, связанные с разработкой. Надо сказать, что ожидания уже оправдались. Ну и, возможно, суметь донести до них со своей стороны, что мы делаем полезное дело, в том числе и для них самих (даёшь KM в массы!), а не просто отвлекаем от работы глупыми вопросами.

Константин Медведев: Хочу пообщаться с Олегом Буниным про конференцию для приборостроения ;).

Игорь Цупко: Мне хочется сделать глубокую конференцию, без маркетингового буллшита и спикеров, принятых в программу «за красивые глаза».

А ещё все люди услышат доклады только 26 апреля (а те, кто не придут на конференцию и того позже), а я уже успел послушать несколько и даже применил кое-что в работе. Николай Волынкин: Это слишком интересно и полезно, чтобы оставаться в стороне.

Управление знаниями в IT-проектах — актуальная и часто проблемная тема. Максим Цепков: С интересом принял приглашение войти в ПК KnowledgeConf. И я надеюсь, что на конференции соберутся вместе доклады по практикам управления знаниями в разных проектах — я их слышу на разных конференциях, бывает много интересного, а тут они соберутся все вместе.

Сергей Заика: Интересно познакомиться с «кухней» конференций с другой стороны.

Какие доклады вы хотели бы видеть на KnowledgeConf?

Светлана Новикова: В первую очередь, хотелось бы увидеть кейсы, применение конкретных подходов и инструментов в разных командах — разработка (документация как код), тестирование (хранение тест-кейсов и чек-листов), инфраструктура (выученные уроки, информация об инцидентах, архитектурные реестры), поддержка (развитие базы знаний технической поддержки), продуктовые команды.

Родион Нагорнов: Лично мне безумно хотелось бы увидеть доклад про то, что управление знаниями — это не нужно, это зря и вообще только ресурсы тратить 🙂 Опять же, чтобы понять доводы коллег, которые в наше время так считают, и, возможно, суметь что-то изменить в их взглядах.

Доклады, которым аплодируют не потому, что это принято. Константин Медведев: Приборостроительные, но таких пока нет. Доклады, после которых захочется повторить положительный опыт и не захочется пробовать повторять отрицательный. Доклады, которые запомню и расскажу по прилёту в Новосибирск.

О культуре эксперимента и обмена знаниями. Николай Волынкин: Хочу доклады о том, как управление знаниями помогает компаниям расти, стремиться к совершенству и становиться лидерами.

О том, как ваши выстраданные решения привели к переменам, переосмыслению и к росту бизнеса. Игорь Цупко: Рассказывающие о технологиях управления знаниями.

Мне кажется, для самой первой конференции по управлению знаниями будет победой именно такой законченный перечень. Дмитрий Симонов: На KnowledgeConf ожидаю докладов по ассортименту всех действий по управлению знаниями.

Я думаю, что управление знаниями это бесконечно несовершенная область, всегда можно «сделать лучше”». Сергей Заика: Практические. Вот это «как-то» хотелось бы обсудить. Все с ней сталкиваются (при смене проекта и найме сотрудника) и все как-то решают.

Какие у вас лично критерии отбора докладов?

Когда мы это хотим: всегда! Светлана Новикова: Чего мы хотим: актуальные, живые, глубокие и интересные доклады.

Уверен, что любой доклад может быть интересен, если он содержит четкую идею, которую спикер хочет донести до аудитории, еще неплохо, если спикер обладает хорошими ораторскими навыками и изъясняется доступным языком, презентация не является стенограммой доклада (спикер не читает со слайдов), а доклад решает реальные проблемы, с которыми сталкиваются люди в реальных компаниях. Родион Нагорнов: Люблю сторителлинг, а не отчеты для топ-менеджмента.

Если тема доклада слишком узкая — мы с докладчиком вместе ищем способы её расширить. Игорь Цупко: Во-первых, доклад должен попасть в нашу аудиторию.

К примеру, преподносить как ноу-хау идею хранения документации в git в 2019 году уже поздновато, нужно идти сильно глубже. Во-вторых, доклад должен быть не банальным. Поэтому работа с докладчиками индивидуальна, и мы ищем способы помочь с этой непростой проблемой каждому. Разумеется, докладчики не всегда в курсе трендов: если человек упорно и тяжело работает — ему некогда следить за модой.

Когда потом ещё месяц думаю над докладом, а потом ставлю себе новые цели на ближайшие несколько лет. Николай Волынкин: Больше всего я ценю доклады, которые меняют мировоззрение. Максим рассказывал про управление знаниями и его значение для бизнеса. Например, чуть больше года назад я послушал доклад Максима Строева из Zodiac Interactive. И вот я настолько проникся, что теперь делаю конференцию про управление знаниями.

Если одна или две — стоит подумать еще. Максим Бабич: Хороший доклад описывает «что делать», «как сделать» и «кто делает».
Если раскрыты все три стороны — отлично.

А, во-вторых, дали практические методы, которые можно попробовать уже не следующий день после конференции. Максим Цепков: Для меня важно, чтобы доклады, во-первых, создали у участников отдельный фокус в мышлении — управление знаниями.

Кто аудитория конференции, кому она будет полезна?

Светлана Новикова: Если вы посмотрите на состав Программного комитета, то поймете, что мы ожидаем увидеть настолько же разнообразную аудиторию.

Николай Волынкин: Руководителям от тимлида до собственника бизнеса, которые хотят выстроить в компании процесс непрерывного совершенствования, как завещал дедушка Элияху Голдратт.

Которые не хотят сидеть как «собака на сене» на сакральном знании, а понимают кумулятивный эффект от умения говорить, слышать и фиксировать знание. Игорь Цупко: Сотрудникам IT компаний, которые понимают необходимость фиксировать и передавать знания. Сотрудникам не-IT компаний, которым уже давно знакома тема knowledge management и не хватает «глотка свежего воздуха». Это не обязательно топ-менеджеры, knowledge sharing начинается с junior разработчика, который правильно комментирует свой код. Таким глотком могут стать идеи и решения от IT компаний, молодых, наглых и умелых.

Дмитрий Симонов: Аудитория конференции, конечно, очень широка — от небольших компаний до самых крупных, потому что до сих пор системный подход к управлению знаниями, несмотря на обилие профессий продакт-менеджеров, проджект-менеджеров, аналитиков, реализован только в очень узком наборе компаний.

Максим Цепков: Это будет интересно аналитикам, архитекторам, руководителям проектов, разработчикам — в общем, широкой аудитории, потому что проблемы потери знаний об актуальном устройстве проектов, быстрого включения нового члена команды актуальны для всех.

Также, безусловно, она должна быть интересна представителям HR, Learning&Development, специалистам по управлению знаниями, чтобы увидеть, как понимают управление знаниями носители экспертизы, которых мы пытаемся вовлечь в процесс обмена знаниями. Родион Нагорнов: Думаю, что конференция будет интересна тимлидам, руководителям команд разработки и СТО, в разрезе того, стоит ли вообще заниматься КМ, как начать, кто может помочь. Ну и третья сторона — производители ПО для управления знаниями — кто знает, вдруг именно на этой конференции они услышат «ту самую» killer feature, которой не хватало их софту, чтобы взлететь на рынке, или найдут клиента своей мечты.

Первые осознали проблему и заинтересованы в эффективных решениях, инструментах и даже, возможно, готовы вкладываться в разработку. Сергей Заика: Я ожидаю две страты: tech-компании и учёные knowledge-engineering. Вторые знают «что» и «как» и будут рады внедрениям и коллаборации.

Дайте совет будущим посетителям конференции.

Ну и не сидеть в девайсах во время докладов — пропустите все самое интересное 🙂 Родион Нагорнов: Рекомендую просто быть открытыми любым идеям, пытаться сразу перенести опыт спикера на свой личный кейс, чтобы понять, как можно адаптировать услышанное в вашей компании.

Давайте создадим сообщество! Светлана Новикова: Общайтесь, используйте это время для налаживания связей, общения с экспертами, делитесь контактами.

Константин Медведев: Задавайте вопросы спикерам, хвалите хорошие доклады и критикуйте не очень хорошие доклады, попробуйте то, что услышите на конференции, и приходите рассказывать о том, что попробовали, на конференцию в 2020 году.

Максим Цепков: Держите оба фокуса: попробуйте построить целостную картину управления знаниями и одновременно ищите в докладах практики, уместные в вашем проекте, в идеале — здесь и сейчас.

И приходите обсуждать идеи и вопросы в Telegram-чат с Программным комитетом. Предлагайте свои темы дляKnowledgeConf до 1 марта, и встретимся 26 апреля.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»