Хабрахабр

Клубок единомышленников

Как выживать в турбулентной корпоративной среде. Только для теоретического изучения.

Не знаю, как вам, а мне приходилось работать в достаточно турбулентной корпоративной среде, и не один раз.

мои юношеские идеалы рушились очень быстро. Из первых таких компаний я ушел достаточно быстро, т.к. Если что-то шло не так, как я ожидал, я громко возмущался и хлопал дверью.

Потом я стал более пристально наблюдать за происходящим, делать выводы и корректировать свое поведение в соответствии с законами среды, в которой очутился.

Но я нашел некое срединное состояние, когда выживание стало не только возможным, но и несложным, и даже прикольным. Не скажу, что я стал прям акулой – такой цели не было. Как игра.

Попробую сформулировать, тезисно, основные правила, которые я для себя вынес, может они кому-то пригодятся.

На полное раскрытие темы не претендую, высших истин не открываю, обобщений старался избегать, ничего никому не навязываю.

Сначала придумывать отмазку

Получая любую задачу, за невыполнение которой можно пострадать, сначала нужно придумать отмазку — слова, которые будешь говорить, когда не сделаешь задачу. Иногда отмазка получается настолько хороша, что задачу можно и не делать.

Понятно, что бывают задачи, где отмазка не принимается — там, увы, придется работать.

Не признавать значимых ошибок

Признание в факте ошибки — это запись в деле, косяк, который обязательно вспомнят и используют. Это вроде зависимости, которая порождает чувство вины и заставляет подчиняться.

Если отмазки нет, ее надо быстро придумать. Если косяк случился, пригодится отмазка. Вообще, на такой случай лучше иметь несколько шаблонов.

Я им написал уже, весь интернет на уши поставил, так меня подставили. Один из моих любимых: это ошибка платформы/конфигурации, они ее внесли совсем недавно, козлы, ничего нормально сделать не могут.

Такой шаблон подходит под много косяков.

Признавайте и продавайте незначительные ошибки

Если ошибка незначительная, то не стоит ее защищать – лучше признать. Это поможет избавиться от груза ответственности за нее. Но важнее другое – вас не будут воспринимать, как отличника, который во что бы то ни стало всегда хочет доказать, что прав. Пусть видят, что вы не против побыть в чем-то виноватым, что вас это не беспокоит, вы не переживаете о таких глупостях.

Для этого много ума не надо – достаточно придумать историю о том, чему вас эта ошибка научила, и рассказывать ее при каждом удобном случае. Но признать мало, надо еще продать ошибку, как свое достижение.

Но и зацепить вас особо не за что. Таким образом, имея признанные пустяковые и непризнанные серьезные ошибки, вы как бы остаетесь в потоке, на среднем уровне – не косячник, но и не отличник.

Как вести себя во время косяка

Например, сервер 1С или железный упал, второго нет или он не подготовлен, все бегают и орут, что отгрузка встала.

В этот момент нужно разозлиться, или изобразить злость, только не на себя или других, а на третью сторону — 1С, электриков, микрософт, админов внешних — не так важно.

Тогда люди, пришедшие ругаться с вами, либо тоже разозлятся на третью сторону, либо чувствуют себя неуютно и стараются побыстрее уйти. Разговаривать коротко, четко и со злостью.

Админскую вальяжность, типа «не ссыте, ща докурим и починим», лучше не применять — она давно не внушает уважения, а только раздражает.

После косяка

Надо изобразить стремление «найти системное решение», потому что с высокой вероятностью от вас потребуют «мероприятия по устранению причин». Можно написать любую ересь, желательно со сроками подлиннее, но несколько пунктов — простых и коротких, вроде покупки стабилизатора напряжения за 5 т.р.

Остальные пункты можно не делать, все равно забудут. Проверять выполнение списка если и будут, то только в короткой перспективе, в течение недели — тут и пригодится стабилизатор.

Искать и иметь свою цель

Надо понимать, зачем вы ходите на работу, каждый день. Это лучший способ не сходить с ума, не выгорать, оставаясь эффективным. Цели компании, сами по себе, не годятся — они чужие.

Можно поставить целью «научиться достигать целей компании», чтобы потом в резюме об этом написать.

Когда своя цель есть, на весь этот зоопарк начинаешь смотреть с любопытством, и испытывать удовольствие от игры с ним.

Жалко, правда, людей, которые сидят рядом и переживают из-за чужих целей, и из-за этих переживаний действуют из рук вон плохо.

Минимизировать действие бюрократии

В любой бюрократии есть лазейки и короткие пути. Например, мы каждый квартал готовили и сдавали отчеты, у коллег-руководителей уходило 2 недели работы всего отдела, а у меня одного 15 минут, потому что я знал, что их никто не читает, и просто копировал старые. Коллегам тоже говорил так сделать, но они не верили.

см первый пункт — есть отмазка: ой, блин, я ж по ошибке прошлый отчет выслал, вот я дебил, и как таких земля носит! И не страшно, если впалят, т.к.

они ее боятся, а руководителю стремно бояться. С подчиненных лучше на себя брать бюрократию, т.к. Например, когда у нас за невыполненные в срок задачи были штрафы, я перенаправлял все задачи отдела на себя.

Избегать абсолютизма

Всегда, никогда, только так, а не иначе — таких слов стоит избегать. Абсолютизм обычно создает впечатление незрелого человека. Ну и, в конце концов, вы можете оказаться неправы, а если были абсолютно убеждены в своей правоте, то окажетесь в неприятном положении.

Особенно, если с абсолютизмом делаются утверждения про самого себя, чем часто страдают молодые менеджеры. На ошибках при использовании абсолютизма могут и будут ловить. Вроде «я никогда не выхожу из себя», «я слишком себя уважаю, чтобы терпеть оскорбления», «я всегда уверенно управляю людьми в кризисной ситуации» и т.д.

Свое мнение

Нужно иметь свое мнение, но не настаивать на нем. Человек, у которого нет своего мнения, даже ошибочного, выглядит достаточно жалко. Если же свое мнение слишком яростно отстаивать, то получится абсолютизм – см.выше.

С одной стороны, запомнят, что вы были против, т.е. Если приняли не ваше мнение, а чужое, и начали его реализовывать, то это даже лучше, особенно если вы были правы и у них ничего не получилось. С другой стороны, ваше мнение останется непроверенным, оттого будет казаться еще правильнее. понимали, что выбран неверный курс.

Я в свое время его в положение об отделе внес, типа «ИТ-отдел такой-то компании обычно знает, как делать автоматизацию, но если заказчик настаивает на своем варианте, то ИТ-отдел не имеет ничего против и с радостью позволит заказчику совершить ошибку». Есть такое золотое правило – позволить другим совершать ошибки.

Легенда

Из себя надо делать таинственную легенду, что достаточно просто – надо лишь поменьше о себе рассказывать. В условиях, когда люди вокруг вас постоянно меняются, создавать легенду несложно, даже на событиях, происходивших внутри компании.

интуитивно чувствуют, что этот парень не так прост, у него всегда есть козыри в рукаве. Легенду люди всегда немного побаиваются, т.к. Даже если никакой легенды там отродясь не было.

Как воевать с противниками

Воевать открыто никогда не стоит. Если вы воюете открыто, то это становится вашей слабостью, которую могут использовать. Если противник вдруг обретет могущество, или покровительство, это может больно по вам ударить.

Эту информацию не стоит всем подряд рассказывать. У вас всегда, в отличие от других, есть на противника масса информации – из системы, особенно если вы используете советы из экзорцизма. Информацию не стоит делать темой встречи – тема встречи должна привести к этой информации. Лучше всего – в приватной встрече собственнику, или наиболее влиятельному ЛПР, до которого есть доступ. Информацию не стоит давать слишком быстро, чтобы не выдать свои источники. Лучше даже две встречи провести – на одной упомянуть, что есть косяки, пообещать подготовить информацию, на следующей встрече информацию показать.

Он, являясь вашим противником, скорее всего проигнорирует письмо. Иногда, по ситуации, можно сделать хитрее – отправить информацию противнику, типа вот тут у тебя косяки, надо сделать вот это и следить за этим, но не настаивать. А потом, через недельку или месяц, переслать письмо кому посерьезнее, с припиской типа «я переживаю за процесс, но сам ничего сделать не могу, надо чтобы вон тот чувак постарался».

О его делах можно, о цифрах можно, об ошибках можно, но о человеке – не стоит, потому что станете похожи на сплетника, а это плохо. В любом формате разговора, не стоит говорить плохо о человеке.

Таинство творческой автоматизации

Как говорится, если умеешь что-то делать, не делай это бесплатно. Мы умеем делать автоматизацию «в срок и по ТЗ», а умеем «от души». Вот эту автоматизацию «от души» стоит обособлять и продавать отдельно.

Не за деньги, конечно, а за послабление формальных условий и за привязанность к себе.

Приходит человек за автоматизацией, и процесс предполагает разработку ТЗ и постановку срока. Делается это несложно. Для обоснования пару красивых историй можно привести, типа про Леонардо да Винчи, который выдавал шедевры только тогда, когда ему не ставили срок. Говорите человеку – можем по процессу, а можем круто, технологично и красиво, но тогда без ТЗ, без срока и на моих условиях.

Если человек настаивает на ТЗ и сроках, делайте максимально точно по ТЗ – пусть получит свой суррогат.

Должно разительно отличаться. Если человеку не горит, и он согласился на творческую автоматизацию, тут главное – не проваландаться, и сделать что-нибудь реально крутое, по сравнению с тем, что вы обычно делаете. Если получится еще и быстро – вообще супер.

Все должны видеть и понимать, что без рамок и сроков программисты выдают суперкрутые решения. Теперь все это надо продавать, и подключать того чувака, которого вы осчастливили, в качестве подтверждения. И за такими решениями должна выстраиваться очередь.

Ни в коем случае не стоит делать «в срок и по ТЗ и от души» — это все равно, что продавать картины по цене туалетной бумаги. Ваше дело – продолжать поддерживать контраст между «по ТЗ» и «от души».

Плохая автоматизация, как оружие

Возвращаясь к войне – ваш противник не будет заказывать автоматизацию «от души», т.к. это зависимость от вас, он напишет ТЗ. Чем хуже его ТЗ, тем лучше для вас.

Пусть окажется, что его остатки должны в регистре сведений храниться. Заставьте его в ТЗ делать максимальную детализацию, вплоть до типов метаданных. Идеальный вариант – если его функционал будет портить кому-то другому жизнь. Взаимодействие с другими подсистемами пусть тоже сам опишет, и чем больше ошибок допустит, тем лучше.

Он скажет что-нибудь язвительное вроде «да уж, будьте любезны» — все, он расписался. Когда ТЗ будет готово, скажите ему, что ТЗ – говно, но вы не настаиваете, и сделаете его, если сильно надо.

Пусть он портит первичку других отделов, пусть из-за него тормозит вся система, пусть он не может никаких толковых цифр для руководства получать. Сделайте как можно точнее и ближе к ТЗ, пусть будет откровенный бред.

К вам будут приходить и жаловаться – на тормоза, например – просто перенаправляйте к тому парню, со словами «а я ему говорил, что он говно придумал».

Самое время сделать грустное лицо и сказать что-нибудь вроде «блин, и так уже 150 т.р. Идеальная ситуация – если консилиум решит, что надо все переделать. Ну, а чего делать – скажут они, сделай пожалуйста, чтобы правильно было. компании, не считая налогов, потратили на это говно, вы еще хотите?».

Записывайте расходы на автоматизацию

Это элементарно, но мало кто делает. Не надо пытаться оценивать задачи в часах, согласовывать эту стоимость и набивать себе цену. Намного проще посчитать фактические расходы.

Просто приделываете к системе документ, в который вносите зарплату своих программистов в виде табличной части, и все решенные за месяц задачи в виде второй табличной части, и распределяете первую на вторую по какой-нибудь базе распределения – по затраченным часам, по выдуманным коэффициентам сложности или любой другой цифре.

А вот общая цифра затрат всегда будет совпадать с ФОТ вашего отдела, и это будет бросаться в глаза, как доказательство правильности расчетов. Параметры распределения никто проверить не сможет, да и не будет.

И показывайте, когда будет подходящий момент. Ну и сделайте несколько красивых диаграмм – затраты по отделам, по людям, по проектам.

Особенно хорошо, если он говорит «мной не занимаются, я плохо автоматизирован» — а тут вы раз, и оказывается что 50 % денег на него уходит. Если ваш противник хочет от вас очередную хрень, покажите, как много он уже потратил на автоматизацию.

Типа «смотри, чувырла, человек знает, чего хочет, нас слушает, и за 5 % бюджета ИТ сделал себе шикарную автоматизацию». Особенно хорошо, если у вас будет пример автоматизации «от души», который стоил недорого и полностью удовлетворил кого-то из заказчиков – его можно использовать для борьбы с противниками.

Ну и не забывайте играться с цифрами – подкручивать коэффициенты, чтобы противники всегда «выигрывали» в структуре затрат.

Личные отношения

Личных отношений, дружбы в турбулентной среде стоит избегать. Как хорошие, так и плохие отношения с кем-либо могут вам навредить, если ситуация изменится.

Когда вы с кем-то в друзьях, то это буквально связывает вам руки – вы будете вынуждены помогать этому человеку и поддерживать его, даже во вред себе. Особенно стоит избегать, как ни странно, дружбы.

Подружите, когда его уволят. На свете полно людей, с которыми можно дружить, не стоит заниматься этим на работе.

Спрашивайте и слушайте, но не говорите

До сих пор удивляюсь, насколько люди любят изливать душу и устраивать эмоциональный стриптиз. Чтобы человек излил вам душу, достаточно его спрашивать и слушать, но не начинать рассказывать о себе и своем мнении.

Не стройте линию разговора, просто слушайте и спрашивайте что-нибудь по теме. Просто спрашивайте, по ходу разговора, и слушайте. Все.

Так можно узнать массу полезного, и о человеке, и о работе.

Разумеется, сами не попадитесь на такой развод.

Не сплетничайте и не пересказывайте

Что бы вам не рассказал человек, никому это не пересказывайте. То же касается сплетен. Слушать их можно, но так, равнодушно, умеренно улыбаясь и переводя тему на что-нибудь другое.

Сплетников никто и нигде не любит. Один раз перескажете – все, никто вам ничего больше не скажет.

Систематизируйте ложь

Врать приходится много, но если делать это слишком разнообразно, то случится неприятное – вы забудете, кому что наврали.

Например, как в случае с поступлением заявки на автоматизацию, когда в говорите, что «можно по ТЗ», а можно «от души». Ложь можно группировать по стандартным ситуациям.

Иначе бывает, прибежит кто-нибудь, спросит – почему отклонили мою заявку – сразу спрашиваешь «а что я в ответе написал?». Еще ложь нужно записывать, например – причины отклонения заявок – и лучше поподробнее.

Не рассказывайте деталей своей работы

Когда попадается хороший слушатель, программист в пылу начинает ему рассказывать, как все просто и сложно одновременно в автоматизации на платформе 1С. Видя, что человек не все понимает, программист старается объяснить проще, и иногда это получается – в итоге человек, хоть и не все понял, но запомнил, что ничего сложного там нет.

Человек не будет знать деталей, но начнет понимать сложность автоматизации в сравнении – на уровне документов, отчетов и т.д. Проблема в том, что в следующий раз вам этого человека будет сложно обмануть. Зная, что вон тот отчет простой, а этот вроде такой же, он не даст водить себя за нос.

Лучше сохранять таинство и остерегаться, когда вас спрашивают и слушают.

Личная жизнь

О своей не рассказывать, чужой не интересоваться.

Если рассказываете о своей, и там есть за что зацепиться – зацепятся.

Например, если у человека сложная жизненная ситуация, вы не сможете с ним обращаться, как прежде. Если послушали о чужой, и там есть за что зацепиться, вам придется зацепиться. Если знаете, что ему не хватает денег, а он, по дурости, записался к вам во враги, то придется делать ему уступки, иначе совесть замучает.

Например, помочь сотруднику, у которого трое детей, повысить квалификацию и зарплату. Информацию о затруднениях в личной жизни можно использовать, но очень и очень аккуратно, и лучше – только в позитивную сторону.

Иногда знание о личной жизни человека меняет отношение к нему в худшую сторону, что портит рабочие отношения.

В общем, меньше знаешь – легче работается.

Сопротивляйтесь, но не до ущерба

Бывает, что кто-то ведет себя неправильно. Например, бухгалтерия не хочет учиться самостоятельно закрывать месяц, исправлять минуса и выправлять взаиморасчеты.

Но, раз у вас конфронтация, все займут выжидательную позицию – и вы, и они. Вы, как толковый человек, хотите, чтобы они все это делали сами – это их работа.

Если они начнут говорить, что есть проблема, до кризиса еще два месяца, и ее надо решать, то итог будет один – их самих посадят проблему решать. Во время выжидательной позиции они будут молчать.

Если плеснете слишком много, то их заставят все сделать самостоятельно, и вы не получите всех бонусов от этой ситуации. А вы не молчите, но и не настаивайте – просто иногда подливайте масла в огонь, напоминая о себе при удобном случае.

Например, когда до срока сдачи отчетности осталась неделя, или две (смотрите по ситуации), стоит громко возмутиться, и сказать, что надо спасать компанию, а бухгалтерия рукожопая, а вы им сто раз говорили, а никто не слушает, и опять мне все самому делать, да сколько можно то уже… Ну и все сделайте. Лучше довести ситуацию до почти кризисной, и тогда вмешаться. Будете рыцарем на белом коне.

А они будут несчастными дурачками, которые чуть не угробили предприятие своими капризами.

Не опирайтесь на одного

Точек опоры должно быть всегда несколько, если вы в турбулентной среде. Самая надежная – собственник, но и она не абсолютная, т.к. собственники иногда открывают новые бизнесы и уезжают.

Поэтому не стоит опираться на одного, двух или трех. Руководители, даже высшего ранга, тоже меняются – никто не вечен. Лучше – на всех сразу, и ни на кого одновременно.

Спасайте утопающих

Когда кто-то оказался в удручающем положении, и ему грозит увольнение, попробуйте ему помочь. Даже если это ваш враг. Даже если вы сами довели его до удручающего положения.

А вот быть спасителем – намного интереснее. Быть явной причиной чьего-то увольнения – не очень хорошая строчка в репутации. Не забудьте потом воспользоваться. Если человека удастся спасти, а вероятность этого высока, он будет вашим должником.

Изучайте предметные области

Продажи, закупки, производство, RnD, склад, бухгалтерия, финансы и т.д. – особо сложного в этом ничего нет, и не надо копать глубоко, до узкой специализации. Достаточно знать основные принципы, чтобы использовать их в своих целях. Например, в войнах, тыкая носом людей в «косяки, которые даже я, айтишник, понимаю».

Чувство юмора

Это самое главное. Никогда его не теряйте.

Чувство юмора и наличие собственных целей – вот главный рецепт комфортного выживания в турбулентной корпоративной среде.

Помните, что вся эта возня – не более чем игра в детском саду, когда десять малышей бегают и пытаются сесть на девять стульев.

Вы зашли на остановке, какое-то время испытываете неудобства, но знаете, что через десять остановок выйдете и пойдете по своим делам. Бизнес, в котором вы находитесь – это рейсовый автобус. Или на другой автобус пересядете.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»