Hi-Tech

Кейс: 904 тысяч переходов в сутки на тестах в Facebook

Долгий период наша скромная команда занимается трафиком в Facebook. Привет, меня зовут Вадим Курило. В разные периоды времени мы делали социальные голосовалки под выборы, развивали миллионные паблики и привлекали посетителей с помощью приложений

В этой заметке я расскажу о том, как несколько лет назад мы с партнёром поймали очередной тренд в Facebook, создали под него сайт, заработали $90 тысяч и потом всё закрыли.

Идея

Конечно, сейчас юзеры привыкли к данному формату и не воспринимают его всерьёз, но на заре своего зарождения это было стильно, модно, молодёжно. История берёт начало с лета 2015 года, когда в сети расплодились социальные тесты вроде «Кто из друзей в тебя тайно влюблён?» или «Кто твоя родная душа?».

Когда темы иссякли и начались бредовые «Какой ты кот?», большинство юзеров осознало всю их глупость. Я не буду сейчас оправдывать то, что все эти «анализы» — это чистый рандом. Но в первые полгода тренда пользователи действительно считали, что в основе тестов лежит некая разработка гарвардских учёных.

Заметив взрывной рост первых подобных проектов (nametests.com, vonvon.me), мы решили тоже запрыгнуть на поезд, сделав простенький MVP. Эта уверенность в правдивости подталкивала всех делиться результатами, и вирусность материалов просто зашкаливала.

На всё затратили два дня времени и 10 июля закинули ссылку на наш одностраничный сайт в сообщество с 100 тысячами фанов. Выбрали тему «Кто ты из "Игры престолов"», нарисовали десять картинок-результатов, написали скрипт, который подсовывал мужские ответы мальчикам (ты — Джон Сноу) и женские — девочкам (ты — Дейенерис).

Другими словами, 1000 юзеров привели 1000 друзей. Спустя четыре дня на тестовый сайт зашло 2000 человек, и лишь половина из них были с паблика, вторая часть пришла по репостам друзей. Результаты порадовали.

Всего затраты составили около $300. За следующие несколько дней мы уже нарисовали нормальный дизайн (до этого сайт был на голом бутстрапе), добавили парочку дополнительных тестов и сделали для посева десяток публикаций в новых пабликах (общее число фанов около 300 тысяч человек).

Если 17 июня к нам зашло 9000 человек, то 18-го планка прыгнула до 26 тысяч, а ещё через сутки — 69 тысяч. Посевы дали 8000 переходов, но постоянные репосты результатов просто разорвали сайт.

Вот так всё выглядело на графике.

С 0 до 69 тысяч заходов за четыре дня

Потратив два часа времени, можно было уже на следующий день получить десятки тысяч переходов. Казалось, что мы нащупали золотую жилу. Оставалось только догадываться, какие числа были на счётчиках первооткрывателей ниши.

Сгенерированные картинки-результаты слишком быстро съедали доступный трафик. Впрочем, вскоре появились и первые проблемы. Если сайт, который генерирует десятки тысяч уникальных картинок за день — совсем другое. Когда у вас контентный проект со 100 тысячами хостов в сутки — это одно дело.

Пришлось быстро переходить на более дорогой тариф DigitalOcean, подключать Cloudfare CDN и перерисовать все шаблоны изображений, оптимизировав формат.

Никакого чёткого плана по тому, что мы делаем и куда движемся. В целом наша работа выглядела следующим образом: напарник отвечал за сервер и бэкенд, я занимался всеми остальными делами: составлением и добавлением тестов, дизайном, раскруткой и монетизацией.

Наращивать объём было сложно, так как новые материалы всё ещё добавлялись вручную программистом, без какой-либо админки. Мы просто затыкали дыры, которые появлялись на пути, и старались не сбавлять темп.

Примерно так выглядело наше затыкание дыр

23 июля на сайт зашло 335 тысяч пользователей. Тем временем посещаемость не думала спадать и каждый день практически удваивалась. Громадный вклад в этот показатель сделала Армения, в которой каким-то образом завирусился один из тестов. Это стало рекордом на какое-то время. Позже этот трафик перекинулся на Грузию и со временем зацепил Россию

С 0 до 335 тысяч заходов за восемь дней

Было решено взяться за админку и локализацию. В следующие дни показатели начали падать, и у нас появилось немного времени подумать над тем, что делать дальше. Например, в списке языков появился сербский. Выбрали самые популярные языки в Facebook и добавили страны, с которых было много заходов на наш проект.

Если раньше от идеи теста на русском до его появления на сайте могло пройти несколько часов, то теперь быстро перевести этот же материал на девять языков было не так просто. Стоит заметить, что с локализацией сильно усложнилась работа по добавлению новых публикаций.

Нашли на сайте peopleperhour.com нейтивов по каждому из языков, придумывали темы и ответы сразу для 20 тестов, скидывали архивы переводчикам и спустя несколько дней получали результаты. В итоге мы пришли к тому, чтобы готовить контент пачками.

И хотя мы всё свободное время уделяли сайту, рисовали шаблоны, занимались переводами, админкой, распределением нагрузок, но аналогично скорости роста теперь наша посещаемость так же быстро падала. Спустя месяц со старта проекта стало заметно, что наша посещаемость стабильно уменьшается.

С 300 тысяч до 30 тысяч за месяц

Мы могли опубликовать десяток материалов, которые почти не собирали просмотров, и потом вдруг появлялся один, который получал больше переходов, чем все за неделю до него вместе взятые. Волны на скриншоте — это всплески, когда выстреливал какой-то из тестов. Тем не менее, общий тренд на спад был очень демотивирующим

Вторая жизнь

Зачастую что-то интересное читатели просто пропускали, но зависали над явной попсой и тем, что нам казалось абсолютно не вирусным. Самое интересное, что вы никогда не угадаете, какая тема зайдёт.

Даже не помню, как эта тема пришла в голову, после сотни материалов «Какой вы кот» и «С кем из друзей ты полетишь на остров» сложно продолжать креативить. Так было с тестом «Как ты будешь выглядеть через 100 лет».

Мы просто выбрали из поиска картинки людей, живущих век назад, и подставляли их рандомом юзерам. Работа превратилась в монотонную рутину, и ещё одним творением этой рутины стал «Ты через 100 лет». Мужчины видели рядом с собой солидных усачей в котелках, а женщины нежных дам с собачками.

На следующее утро в Google Analytics необычно активной оказалась Исландия. После очередной вечерней публикации ничего странного не произошло, тест получил сотню лайков, тысячу прохождений и пошёл на спад. Чтобы понять, сколько это в процентном значении, население страны 330 тысяч человек. Конечно, особых всплесков это не дало, но за следующие пару дней на наш квиз зашло 5000 исландцев.

Вот так выглядел график с Исландии (мы так и не поняли, откуда появился трафик и почему на этот тест).

3000 человек в сутки — не так много, в абсолютном значении, но это 1% населения Исландии

Исландия стала спичкой, от которой огонь перекинулся на Великобританию, через два дня зацепил Канаду и США, а чуть позже и Австралию. Восприняв это как забавную особенность, мы даже не ожидали, что будет дальше.

В последний день лета счётчик показал 904 439 сессий за сутки.

Суточный рекорд за всё время

Больше подобных пиков не случалось, а посещаемость начала уверенное сползание вниз. Это стало максимумом за весь период жизни проекта. На серверах хранились миллионы сгенерированных картинок, и настал момент, когда оплата за хостинг превысила доход с AdSense. Около года мы пытались добавлять новые материалы и развивать функциональность тестов, подключали игры и завели блог вроде Adme, но время бурной молодости для сайта уже было позади. В апреле 2016 года мы закрыли проект

Выводы

Тем не менее, я для себя вывел три урока, которые поспособствовали успеху. В нынешнее время, скорее всего, не получится повторить успех по аналогичной схеме.

  1. MVP и быстрота принятия решения зачастую являются ключевыми факторами. Если бы мы готовились к запуску не три дня, а месяц, то никогда бы не получили таких же результатов.
  2. В команде каждый должен закрывать свою часть обязанностей и не влезать на поле другого. У нас обязанности были чётко поделены, и точно знаю, что без партнёра-разработчика сам этот проект не вытянул бы.
  3. Возможности быстро появляются и быстро затухают. Не нужно бояться открывать для себя новые ниши, как и не стоит ожидать, что ваш сайт будет жить вечно. Рано или поздно придёт время, когда нужно слезать с лошади.

Бонус

И напоследок статистика дохода с AdSense за пиковый день.

30 и 31 августа доход с AdSense превысил $4000 за сутки

Всего за год жизни сайт собрал чуть больше $90 тысяч и 1 млн кликов. На таком трафике стоимость клика у нас прыгала от 1 цента (Армения) до 20 центов (Австралия, США). Надеюсь, будет полезно. Полученную статистику AdSense со средней ценой клика позже оформили в виде наглядной карты.

И напоследок — можете подписываться на мой Telegram-канал, если он у вас ещё работает.

#кейсы

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть