Главная » Хабрахабр » Карьерные стероиды. Собаки

Карьерные стероиды. Собаки

Название этого карьерного стероида я взял из знаменитой матрицы BCG (Boston Consulting Group). Матрица простая, применяется для оценки и выработки продуктовой стратегии. Каждый продукт оценивается по двум шкалам – темпы роста рынка и доля на нем.

Всего там категорий четыре.

Звездами все хотят заниматься. «Звезды» — продукты, которые имеют высокую долю на быстро растущем рынке.

Это, как правило, старые продукты, давно выведенные на рынок и приносящие стабильный доход. «Дойные коровы» — доля высокая, рынок растет медленно. Все хотят сидеть на дойных коровах.

Это новые продукты обычно, с которыми еще надо повозиться, но прогноз выглядит многообещающе. «Трудные дети» — доля мала, но рынок растет. С опаской, но трудными детьми заниматься хотят многие.

Низкая доля на рынке, который не растет, или даже стагнирует. И, наконец, наша аналогия — «собаки». Такими продуктами заниматься никто не хочет – усилий надо приложить много, а результата полезного не предвидится.

В любой компании, так или иначе, есть некие темы. Теперь переводим матрицу BCG на наши шкурные карьерные дела. Это могут быть и конкретные продукты, и некие процессы, подходы, области.

Например, те же лифты, о которых мы говорили ранее. Есть темы, что называется, хайповые, которыми хотят заниматься все. Делай вот это, и желательно – вот так, и будет тебе повышение должности и дохода. Или явные, очевидные, прописанные в документах карьерные и мотивационные лестницы.

В терминах маркетинга это – красный океан, т.е. Вокруг подобных тем крутится много людей. Плавать в них сложно, потому что очень много желающих. высококонкурентная среда. Это – те самые звезды.

К таким глаголам часто применяют глаголы «подсесть», «присосаться», «присоседиться» и т.д. Есть темы попроще, но тоже из красных океанов – дойные коровы.

Одни программисты мучаются, занимаясь небольшими работами с кучей клиентов, а какой-нибудь хитровыдуманный перец находит одного крупного клиента, с хорошим ежемесячным бюджетом и работой «не бей лежачего», и сидит на этой теме. Например, такое часто встречается в процессах продаж. Разумеется, никого к этой теме не допускает.

Единственный риск – отвалиться от кормушки. В карьерном плане дойные коровы для многих предпочтительнее, чем звезды, потому что не несут в себе особых рисков – они стабильны, предсказуемы.

Это темы, за которые достаточно явно обозначены высокие бонусы, любого рода – если сделаешь, будет тебе полный успех. Трудными детьми в карьере занимаются немногие, из-за высоких рисков. Что-нибудь вроде «повысить эффективность работы вдвое», «выйти на рынок ОАЭ», «построить новый завод» и т.д. Но придется постараться, потому что задача, как правило, сложная.

Это темы, которые, на первый взгляд, вообще никакой пользы карьеристу не принесут. А собаками заниматься не любит никто. Ключевое отличие тем-собак – ими никто не хочет заниматься. В простонародье их обычно называют «хрень какая-то».

рынок с низкой, или нулевой конкуренцией. Раз темой никто заниматься не хочет, то в терминах маркетинга это – голубой океан, т.е.

Их приписывают то Джареду Лето, то Конфуцию, то неким древним китайским мудрецам. В сборниках красивых цитат и афоризмов часто встречаются фразы типа «делай сегодня то, что другие не хотят, и завтра будешь жить так, как другие не могут».

Типа занимайтесь собаками, и будет вам счастье. Как вы понимаете, это – про собак.

Вернитесь мысленно к продуктам и вдумайтесь – откуда вообще берутся собаки? Но тут все не так просто. Ведь если продукт откровенно плохой, на рынке не востребован, и сам рынок падает – почему этот продукт до сих пор жив, и компания продолжает тратить ресурсы на его разработку, производство и сопровождение?

Конечно, если руководитель адекватный, он так и сделает – его деньги ведь тратятся. И матрица BCG говорит – выкидывайте собак! И вот он ключевой вопрос.

Разве все они – роботы, механические или электрические автоматы, принимающие решения только исходя из цифр, анализа и прогнозов? А все ли руководители – адекватные?

Руководители, собственники – такие же люди, как и мы с вами. К сожалению, или к счастью – нет. Именно из-за этих эмоциональных привязанностей собаки живут. Ничто человеческое им не чуждо, в том числе – любовь и привязанность.

Необъяснимо с точки зрения здравого смысла, в противоречии со всеми расчетами. Собака может жить ровно потому, что «ее придумал сам Евгений Викторович», или «ну нравится она мне». Нравится. Хочу, и все. Любимая. Моя собака.

Если для продуктов, все-таки, законы рынка действуют, и человек понимает, а иногда – точно знает, сколько стоит содержание его собаки, то с карьерными темами – совсем не так. Возвращаемся к карьере.

Все его отговаривают, расчеты приводят, неудачные примеры в других фирмах, но он все равно хочет. Вот хочет руководитель, чтобы у него в компании был Lean (бережливое производство). Всем понятно, что не в CRM проблема, не поможет она продажи поднять. Или CRM хочет. Или скрам ему подавай. Но хочет, и все тут. Или гимн компании чтобы кто-то сочинил. Или совещания чтобы стоя проводились. И так далее, примеров бесконечно много.

Если руководитель – жесткий, то его желание исполнится быстро. И вот тут ключевой момент. Потому что они такие же люди, как и мы. Он просто прикажет кому-нибудь внедрить Lean, или CRM, или скрам, и побегут исполнять.
Но жестких, по-настоящему жестких, руководителей – мало. Руководитель осознанно, или неосознанно понимает, что хочет какую-то хрень, и в некотором смысле даже стесняется о ней говорить.

Просто иногда всплывают фразы в разговорах, на совещаниях – «ну вот, опять, а был бы у нас Lean, такого бы не случилось», или «моя голубая мечта – посчитать себестоимость работ программистов», или «я вот в компании XXX был, там доски везде висят, и телевизоры с показателями, так хорошо…».

Что происходит дальше? Вот она, собака, и нарисовалась. А он никому приказов не отдает, просто слушает и грустит. Все, как один, начинают руководителя отговаривать.

Если переборщить с осуждением, и директор обидится, то прозвучит приказ на внедрение – ибо нефиг. Грустит потому, что собака – это его личное, и это личное осуждают, пусть и не прямо, косвенно, иносказательно.

Но, при этом, никто и не берется – кому охота возиться с собакой? Но, как это часто бывает, никто особо не возражает – себе дороже. Поэтому, при разговоре о собаках, просто деликатно молчат и кивают головой. Все ведь понимают, что главное – это звезды, дойные коровы и, в крайнем случае, трудные дети. Но за внедрение не берутся.

контракты и т.д., поэтому на внедрении своей собаки не настаивает. И директор понимает, что главное – продажи, производство, разработка, маркетинг, финансы, гос. Но хотеть продолжает.

Так вот, стероид состоит в том, чтобы самостоятельно, не дожидаясь приказа, проактивно взяться за внедрение собаки.

Поначалу они кажутся очень сложными, и, как правило, выходят за границы ваших компетенций. Главное – посмотреть на собаку свежим взглядом. Но это только на первый взгляд.

Как говорят в народе, пупок надорвется – и у вас, и у компании. Понятно, что если собака – это большой адронный коллайдер в компании, торгующей автошинами, то браться не стоит. Вся их сложность в том, что никто не хочет этим заниматься. Но в большинстве случаев собаки – это несложные проекты, методики, подходы и темы.

Ну, это нормально и разумно. Вникнуть в тему лучше до того, как вы объявите о своей желании заняться собаководством. Трезво оцените свои силы и окружающую среду. А то получится, как в пословице: взялся за гуж – не говори, что не дюж.

Звезды и дойные коровы заняты, на трудных детей не хватает компетенций, талантов особых нет, перспектив не видать, жизнь увязла в бытовой рутине, как в болоте. Идеальная ситуация – когда вы работаете в компании достаточно давно, и не видите для себя никаких карьерных перспектив. Если вы в компании недавно, то лучше подойдет раш.

Отличие в том, что лифты, как правило, обозначены явно, а собаки – нет. Если вы читали про лифты, то понимаете: собака – тоже лифт. Собаки – это личная дурь руководителя.

Конкретного рецепта нет, потому что пород собак – бесчисленное множество. Ну а дальше надо просто вырастить эту собаку. Ключевое – это решиться и взяться.

Получится – хорошо, не получится – ну и фиг с ним. Собаки, как стероид, хороши тем, что не несут в себе особых рисков. В глазах начальника вы станете человеком, на которого можно опереться, потому что вы не осуждаете его собачек, а искренне и старательно пытаетесь их выращивать. Все равно вы будете на хорошем счету, потому что хотя бы попытались дать начальнику то, чего он страстно желает.

Пусть не на сто процентов, а хотя бы на пятьдесят. Но лучше, конечно, добиться хоть какого-нибудь позитивного результата.

Занимаясь собакой, не называйте ее собакой. Ну и еще один важный момент. В этом случае награждать вас не за что. Если вы будете делать, но, как и все, ныть, что это какая-то хрень бессмысленная, то превратитесь в простого исполнителя, хоть и вызвавшегося самостоятельно. Но больше с вами связываться не будут – никто не любит нытиков. Максимум – получите разовую премию в случае успеха.

Не можете похвалить собаку – так хотя бы не ругайте. Лучше, как в песне – «хоть он хмур был и зол, но шел». Надо, значит надо. Молча, спокойно, уверенно, делайте.

Теперь несколько примеров.

Мне помог. Первый пример вообще не про карьеру, но поможет понять принцип.

Ушел на пенсию старый трудовик – уважаемый, всем знакомый, любимый детьми, родителями и учителями. Дело было еще в школе. Пришел новый – молодой, амбициозный (ха-ха, амбициозный трудовик).

Ему хотелось чего-нибудь эдакое замутить, из ряда вон. Естественно, он не хотел меркнуть в лучах славы старого трудовика. Черенки для лопат, указки, доски разделочные, рукоятки для молотков. Что обычно на трудах делают? Скучно, потому что все изделия ученики забирают домой – начальству их не предъявишь.

Их щелкали все подряд, на всех переменах, и коридоры были завалены шелухой. Школа была деревенская, и одной из главных ее бед были семечки. За них сваливали тонны кожуры от семечек, и прочий мусор, а выгребать оттуда довольно сложно. Особенно страдали радиаторы отопления, или в простонародье – батареи.

Он мог бы, конечно, сделать все сам, но это не было бы результатом именно учителя – скорее, что-то по части завхоза. Вот трудовик и придумал решение – приделать к батареям чего-нибудь заградительное, вроде решеток, только из дерева. Ему было нужно, чтобы решетку сделали мы, ученики.

Он нам объяснил свою задумку, и дал домашнее задание (в первый и в последний раз в жизни мы получили ДЗ по трудам) – придумать и начертить конструкцию этой решетки.

Во-первых, отродясь никто не рисовал никаких рабочих чертежей – таких, по которым кто-то что-то реально будет делать. Для нас всех это была явная собака. Во-вторых, никто не хотел заниматься этой хренью дома.

Поэтому чего-то нарисовал – от руки, в тетрадке, на перемене перед трудами. Я тоже не хотел, но был отличником, и опасался получить двойку за невыполненное задание. Остальные, разумеется, пришли ни с чем.

Всех заставил целый урок выпиливать доски по моему эскизу (меня это сильно расстроило). Увидев, что хоть кто-то что-то нарисовал, трудовик страшно обрадовался. До сих пор стоит, кстати, уже лет двадцать прошло. В конце урока мы пошли и поставили эту хрень на батарею.

Разумеется, я стал любимым учеником, надеждой и опорой. Карьерного роста, конечно, не случилось, но принцип мне запомнился. Ненадолго, правда – скоро трудовик уехал на заработки на Север.

Второй пример не про меня.

ОТК было, а ISO – нет. В одной компании, где я работал, не было системы менеджмента качества (СМК). Ни сертификата, ни процессов, ничего.

Говорил о ней, спрашивал, предлагал. Пришел новый директор, который сильно хотел СМК. Фигня это все, не нужно нам это, нормально ведь живем, да и специалистов нет. Все, как положено, открещивались, как могли.

Нас всех на семинар какой-то свозили, потом тот же препод вызвался внедрять, но быстро отвалился, потому что сказал: вот вам процессы стандартные, внедряйте. Директор уже склонялся к тому, чтобы позвать аутсорсеров и внедрить СМК их силами. Но директор хотел «настоящее» СМК, чтобы с учетом специфики компании, прозрачно, понятно, красиво и эффективно.

Работала экономистом, получала небольшие деньги, перспектив не имела, т.к. Была в компании одна тётенька, назовем ее Марина. начальник отдела был вполне приличный.

Типа раз никто не хочет, а компании это нужно, то я готова попробовать. И вот Марина вызвалась внедрить эту собаку – СМК.

Чтобы не опростоволоситься, взяла таки в помощь аутсорсеров – директор к этому был морально готов. Съездила на курсы, какой-то сертификат получила, выучила (зачем-то) наизусть эти стандарты, и пошла внедрять. Марина – руководитель внедрения, аутсорсеры – просто помогают. Но роли, как вы понимаете, распределились в ее пользу.

Внедрение стандартов ISO – типичная собака, которая кажется очень сложной, но на деле – пшик. Разумеется, у Марины все получилось. Распределила процессы и руководителей, назвала их «владельцами процессов» и заставила самим себе эти процессы разрабатывать. Ей надо было лишь организовать работу других людей. Сама же, по сути, осуществляла нормоконтроль.

был руководителем ИТ-отдела. Там забавно было, я тоже участвовал, т.к. Марина посмотрела, говорит – фигня процесс, так нельзя. Сделал процесс так, как я его понимаю и вижу. Повисла неловкая пауза длиной в несколько месяцев, и не только у меня. Я говорю – ну и ладно, сама тогда делай.

Уговорила директора привязать премию по итогам года к разработке процессов. Но Марина выкрутилась. Сделал руководитель свой процесс, подписал у директора и нормоконтролера – получил премию.

Одна – моя, другая – ее. И вот пришла ко мне, как щас помню, 28 декабря с двумя бумажками. Если оставишь свою, ни черта тебе не светит. Говорит – бери мою, получишь премию. Я, разумеется, подмахнул ее бумажку – один хрен пофиг всем, чего там написано.

Да, а Марина стала сначала начальником свежесозданного отдела качества, а через некоторое время – директором по качеству.

Третий пример вообще странный.

Собственник решил назначить директора. Компания занималась разработкой, продажей и внедрением программного обеспечения.

Ежу понятно, что наиболее подходящий кандидат – тот, что из отдела внедрения. Кандидатуры было две – начальник отдела внедрения и финансовый директор.

А финансовый директор вообще недавно пришел. Работой программистов он руководил много лет, всю кухню знает, клиенты его уважают, в компании он – большой авторитет.

Но не тут-то было. Вот собственник и назначил того директора, которого все ожидали.

В общем, как на приличном производственном предприятии, хотя компания таковой не являлась. У собственника была собака – учет работ, расчет их себестоимости, как в разрезе программистов, так и по проектам, отделам и т.д.

Ему в помощь был отряжен один из программистов, занимавшийся, кроме всего прочего, внутренней автоматизацией компании. Эту собаку и взялся выращивать финансовый директор, хотя это была не его должностная обязанность.

Месяца за два внедрили. Проект был недолгим и не особо трудным – это ж не многопередельное кузнечно-прессовое производство, все просто и понятно.

Так радовался, что несколько раз на общих совещаниях с упоением рассказывал, как он счастлив. И собственник получил свою собаку. Раньше, в общей массе денежных потоков, этого видно не было. Была и реальная польза – например, выявились продукты и клиенты, работа с которыми приносила компании лишь убытки.

И тут произошло неожиданное – недавно назначенного директора выгнали обратно, управлять отделом, а почетное кресло отдали финансовому директору.

И вполне успешно руководил компанией несколько лет. Уже сидя в этом кресле, разобрался во всем, что надо для управления компанией программистов.

Сами посудите: где – программисты, а где – расчет себестоимости. А кто бы мог подумать, что на этой собаке можно так подняться? Вот в вашей компании расчет себестоимости работы программистов ведется? Именно расчет, а не просто «бухгалтерское закрытие месяца».

Четвертый пример похож на третий.

Все – и собственник, который был еще и директором, и руководители – говорят о продажах. Производственно-торговая компания, которая грезит продажами. Как продавать, кому продавать, что продавать, как продавать больше, как продавать дешевле, выйти на новые рынки, расширить свою долю на существующих и т.д.

Как бы порядок в делах навести, прозрачность управления повысить, и вообще управление наладить, а не заниматься только «э-ге-гей, давай быстрее отгружай!». Но собственник, хоть и был идеологом этой «продажной» системы, время от времени говорил и о другом.

Пока продажи идут, внутренностями можно не париться. Все, разумеется, слышали его слова, но отвечали его же фразами: главное – продажи. Все хотели заниматься дойными коровами и звездами. Потом, успеется еще, не сейчас, нам бы отгрузить успеть.

Перестал отнекиваться, осуждать и говорить только о продажах. Но один из руководителей собаку разглядел. Почитал книжки, сходил на семинары, полистал интернет.

Взялся за формализацию управления в своем отделе, внедрил какие-то бумажки отчетные, планы, графики, задачи, служебные записки и т.д. И стал говорить с собственником о порядке в делах.

Этот руководитель стал производить правильное впечатление – жесткий, справедливый, исполнительный. Толку от всего этого было ровно ноль, но видимая сторона была хороша – большие красивые таблицы, презентации, штрафы сотрудника за просрочку, пара увольнений за неисполнение, и т.д.

А остальные продолжали трещать только о продажах.

Кого выбрал, как считаете? Потом собственник решил назначить директора (до этого управлял сам).

Пример описан в бизнес-романе «Проще, чем кажется». Ну и пятый пример, о котором я уже рассказывал в хеджировании – наведение порядка на складе.

Причин никто не знал и не понимал, равно как никто не мог понять, нафига вообще этим заморачиваться. Вкратце – на складе постоянно были большие расхождения между учетным и фактическим количеством.

Собственник хотел, чтобы был порядок. Это была не совсем типичная, но все-таки – собака. У этих людей отношение было соответствующее, и они его не скрывали. Сначала пробовал назначать ответственных, заставлять их растить его собаку.

Так, если разобраться, склад не был жизненно важным местом компании. Как и положено в собаководстве, даже неуспешные проекты не били по карьере людей – никого из «неудачников» не уволили, не понизили и не ругали особо. Точнее, сам склад – был, а учет остатков – нет.

И когда, в очередной раз, он выбирал нового собаковода, я вызвался сам. Но собственник с этой собакой расставаться не хотел. Был я тогда простым программистом.

По дороге, на середине проекта, я применил еще и хеджирование, чтобы повысить свой доход, но об этом я уже рассказывал. Если читали книгу «Проще, чем кажется», то знаете, что все получилось.

Вырастив эту собаку, я получил должность ИТ-директора.

Резюме
Собаки – это темы, вяло инициируемые руководителем или собственником.
Собаки – это темы, которыми никто не хочет заниматься.
Вызваться на выращивание собаки лучше самостоятельно, не дожидаясь приказа.
Собаку нельзя называть собакой.
Особых рисков реализация собаки в себе не несет.
Собаки непредсказуемы.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Орден куколки

Прошу считать пятничным постом! Это как бы научная фантастика, но правда важный дисклеймер 1. Научная фантастика понятие очень широкое. Этот рассказ-эссе я смею предложить только тем, кто нормально относится к углу . Простите меня, если в вашем представлении научная фантастика ...

Трудоголизм — болезненное состояние, о котором не принято говорить

Тему профессионального выгорания не пинал на Хабре только ленивый. Были истории и о том, как с этим бороться, и рассказы людей, которые лично столкнулись с этой проблемой, и статьи вида «как избежать выгорания». На самом деле тема важная и нужная. ...